SdelanoRI.ru

Ваш адвокат

Чем занимается высший арбитражный суд

Правительство РФ

Курсовая на тему Правительство РФ

  • Крымское краевое правительство 13 кб.
  • Электронное правительство 2 Электронное правительство 53 кб.
  • Правительство национального единства 9 кб.
  • Правительство меньшинства 9 кб.
  • Временное рабоче-крестьянское правительство Украины 12 кб.
  • Временное правительство Северный Китай 11 кб.
  • Первое правительство Меркель 12 кб.
  • Правительство Российской Федерации 16 кб.

1.2 Система федеральных органов исполнительной власти

2.1 Состав Правительства Российской Федерации

2.2 Порядок формирования Правительства РФ

2.3 Срок полномочий и отставка

Глава 3. Компетенция правительства РФ

3.1 Полномочия правительства

3.2 Функции правительства

3.3 Реформа в федеральных исполнительных органах

Список использованной литературы

Приложение 1. Структура Правительства Российской Федерации

Приложение 2. Состав Правительства Российской Федерации

Приложение 3. Структура федеральных органов исполнительной власти

Правительство Российской Федерации является важнейшим органом государственной власти. Структура и задачи данного органа характеризуют его общественную направленность, показывают всю важность деятельности Правительства для развития самостоятельного процветающего государства и для функционирования развитого гражданского общества. Цель курсовой работы – изучение, осмысление теоретических и практических вопросов, связанных с сущностью и характером структуры и задач Правительства Российской Федерации.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач.

Первоочередная задача – определить правовой статус Правительства Российской Федерации. Прежде всего, здесь следует сделать акцент на том, что Правительство возглавляет систему органов исполнительной власти и является коллегиальным органом. Также здесь необходимо дать характеристику Правительства Российской Федерации по Конституции Российской Федерации, как основному закону страны, обладающему высшей юридической силой. 1

Также в курсовой работе требуется охарактеризовать порядок назначения Председателя Правительства Российской Федерации. Это необходимо, так как Председатель Правительства является ключевой фигурой в данном исполнительном органе: он организует деятельность Правительства, распределяет обязанности между его членами, утверждает принятые Правительством решения.

Не менее важным является рассмотрение состава Правительства Российской Федерации. Его формирование регламентируются Конституцией и законом «О Правительстве Российской Федерации» 2

Следующая задача – изучение организации деятельности Правительства Российской Федерации. Для реализации данной задачи нам необходимо опираться на Регламент Правительства Российской Федерации, который детально регулирует вопрос обозначенной задачи. 3

На заключительном этапе курсовой работы следует особенно подробно остановиться на изучении задач Правительства Российской Федерации в период 2004-2008 гг., рассмотреть компетенцию и круг полномочий Правительства Российской Федерации, определённых Конституцией РФ. 4 В связи с актуальностью данной темы на современном этапе ей посвящено много монументальных трудов и статей известных публицистов. Среди авторов работ по данной теме можно назвать таких известных учёных как Рыбаков А.В., Казанчев, Бельский К.С., Килясханов И.Ш., Бахрах Д.Н. и т.д.

ГЛАВА 1. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации, а также осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. 5 Из содержания этих положений ясно, что Правительство — высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. 6

Согласно принципу разделения властей, органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны, что естественно предполагает невмешательство в деятельность каждой власти со стороны двух других. 7

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Государственную власть осуществляют Президент РФ – он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти, Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, Правительство Российской Федерации – возглавляет систему органов исполнительной власти РФ, суды РФ – Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды – осуществляют судебную власть, в частности, правосудие. 8

Помимо указанного в Конституции Правительства РФ действуют и другие федеральные органы исполнительной власти – федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы.

Правительство в основном несет ответственность за свои действия перед Президентом РФ. Его члены, председатель и заместители не могут быть депутатами Государственной Думы, как и депутаты не могут быть членами Правительства.

В соответствии с Федеральным конституционным законом о Правительстве Российской Федерации 9 , члены Правительства обязаны по приглашению палат Федерального собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на их вопросы.

Совсем по-другому Правительство взаимодействует с Президентом РФ, который согласно действующей Конституции не входит ни в одну из трех властей. Интересно, что профессор И.Ш. Килясханов в своей системе исполнительной власти на первое место ставит правительственную власть, а президентскую – на второе. Видимо, он исходил из Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации», 10 закрепившей, что Правительство Российской Федерации является «высшим государственным исполнительным органом государственной власти Российской Федерации». 11 Однако в этой же Конституции закреплен ряд конституционных полномочий Президента в сфере исполнительной власти, согласно которым Президент по существу входит в эту власть. Так, например, Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы и единолично смещает Председателя Правительства, а также назначает и смещает всех членов Правительства, напрямую минуя Правительство, руководит некоторыми министерствами. Такими как министерство обороны, министерство иностранных дел. 12

Кроме того, Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ.

Указы Президента РФ по своей юридической силе выше постановлений Правительства РФ.

Анализируя сказанное, можно сделать вывод о том, что главой исполнительной власти по существу является не Председатель Правительства или Правительство в целом, а Президент РФ.

Такое соотношение между властью Президента РФ и Правительством РФ не означает, что Правительство никакой самостоятельности не имеет. Так оно самостоятельно решает вопросы и несет полную ответственность за свои действия. Правительство РФ возглавляет единую систему органов исполнительной власти. Оно издает свои правовые акты, т.е. занимается правотворчеством, при этом, не спрашивая согласия Президента РФ. Самостоятельно взаимодействует с Федеральным Собранием и судебной властью. Также предусмотрено, что Правительство РФ для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и устанавливать порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. 13

1.2 Система федеральных органов исполнительной власти

Конституция РФ устанавливает 14 , что в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему. Такая система предполагает определенную связь по вертикали и обозначает не что иное, как совокупность различных субъектов управления, подведомственных соответствующему центру. 15

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются и подконтрольны Правительству. Они ответственны перед федеральным Правительством за выполнение порученных задач. Федеральные министры при осуществлении своих полномочий подотчетны Правительству.

Смысл и предназначение такого контроля заключаются в том, что Правительство в процессе деятельности должно иметь возможность оперативно принимать меры к тому, чтобы министерства, государственные комитеты и другие подчиненные ему федеральные органы исполнительной власти в полном объеме использовали предоставленные им полномочия для выполнения возложенных на них задач и осуществления ими своих функций. Именно такое понимание сути правительственного контроля содержалось в статье 23 Закона Российской Федерации «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации» 16 , и можно сказать, что смысл контрольной деятельности Правительства в отношении федеральных органов исполнительной власти не изменился с принятием Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». 17

Следует отметить, что если ранее федеральное Правительство имело право отменять акты министерств, государственных комитетов и иных подведомственных ему органов, то в соответствии со ст. 12 действующего Закона Правительство Российской Федерации в порядке реализации контрольных полномочий вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти и приостанавливать их действие. 18

coolreferat.com

Как оформить уведомление кредиторов при ликвидации

По большей части судебные иски, связанные с ликвидацией компании, основываются на нарушении прав кредиторов, предъявляющих требования ликвидаторам.

В Гражданском кодексе не описывается подробно, каким образом кредитор информируется лично о ликвидации компании должника. Здесь лишь указана обязанность ликвидатора разместить сведения о предстоящей ликвидации в СМИ и письменно проинформировать об этом всех кредиторов юридического лица.

В постановлении №9632/12 Президиума Высшего арбитражного суда говорится о том, что ликвидатор обязан уведомить всех кредиторов о ликвидации, даже тех, которые не указаны в бухгалтерской отчётности, и включить их требования в промежуточный и ликвидационный баланс (ПЛБ).

Если баланс был составлен без учёта долгов перед неучтёнными кредиторами, он считается недействительным. Кредитор запросто может оспорить такую ликвидацию путём подачи иска.

Также кредитор имеет право подать иск и взыскать долги с ликвидатора, если последним была нарушена процедура уведомления кредиторов: то есть, ликвидатор может не включать их требования в ПЛБ, а оставшееся имущество поделить между учредителями юридического лица. Однако кредитор подаёт такой иск лишь после того, как исключение компании из госреестра будет признано недействительным.

Ещё одна возможность неучтённого кредитора включить свои требования в ПЛБ – направить письмо в налоговый орган с просьбой не регистрировать ликвидацию компании-должника до того момента, пока не будут внесены изменения в ПЛБ.

Учитывая обоснование кредитора, налоговый орган, скорее всего, примет во внимание его письмо и откажет в регистрации ликвидации, мотивируя это недостоверностью сведений в ПЛБ о задолженности перед кредитором.

Высший арбитражный суд РФ впоследствии расширил толкование нормы ГК об обязанности уведомления кредиторов. Так, ликвидатор обязан не просто направить уведомление всем кредиторам, а направить его с таким расчётом, чтобы они действительно смогли воспользоваться своим правом и успели предъявить требования компании до её ликвидации.

Говоря о восстановлении срока на включение кредитора в ликвидационный баланс должника, можно привести следующий пример. Представим, что компании предстоит процедура добровольной ликвидации, при этом истёк 2-месячный срок со дня опубликования в СМИ, в течение которого ей могут быть предъявлены какие-либо требования. И по истечении этого срока у должника появились новые кредиторы, например, это может быть ФНС со штрафом на несданную текущую отчётность.

Несмотря на истечение срока на предъявление требований, суд может его восстановить. Поскольку ликвидатор достоверно знает о появившемся кредиторе, он обязан направить ему уведомление о включение его в реестр кредиторов.

Принятие решения

Решение о ликвидации предприятия подписывается на общем собрании. Участники должны быть письменно уведомлены о собрании заранее, а в возвратном письме обязательно должна быть подпись получателя.

В малых обществах обычно имеется только один учредитель – решение о ликвидации ООО в этом случае он принимает самостоятельно, затем письменно протоколирует его результаты. В протоколе должны быть внесены паспортные данные всех участников собрания.

В виде чего может быть оформлено решение о ликвидации:

calculator-ipoteki.ru

Арендуем автомобиль у сотрудника. Делаем это правильно.

Расходы на автотранспорт есть практически у любой фирмы. Если компания пользует­ся своей машиной, то ей как минимум приходится оплачивать бензин. Если машина принадлежит, например, ее сотруднику, есть несколько вариантов оплаты подобных затрат. Например, выдача ему компенсации, получение машины в безвозмездное пользование или аренду. Расскажем о нюансах учета этих расходов, а также плюсах и минусах каждого из предложенных вариантов их оплаты.

Автомобильные затраты порой занимают немалую долю в об­щих расходах фирмы. И речь даже не идет об автотранспорт­ных компаниях. Зачастую лишь одна ма­шина представительского класса может «съесть» до 20 000 рублей в месяц. И это без учета возможных расходов на ее ре­монт, страхование, покупку допоборудования. Поэтому мы и решили рассмотреть порядок учета затрат на содержание транспорта в свете последних разъясне­ний финансистов и свежей арбитражной практики.

Затраты на собственный транспорт

Прежде всего напомним точку зрения Минфина России на порядок нормирова­ния «бензиновых» затрат. В течение доста­точно длительного времени он остает­ся неизменным. Финансисты считают, что эти расходы должны учитываться лишь в пределах норм, утвержденных Минтран­сом России. Они приведены в Методиче­ских рекомендациях «Нормы расхода топлив. »1. Причем мнение министерства за 2009 год никаких изменений не претер­пело. Причина все та же: затраты на бензин, превышающие указанные нормы, — эко­номически необоснованны. Следователь­но, их нельзя учесть при налогообложении прибыли2.
Исключение из этого порядка преду­смотрено только для тех машин, нормы расхода бензина по которым Минтрансом России не установлены. Затраты на топли­во для них финансисты рекомендуют спи­сывать, исходя из данных «соответству­ющей технической документации и (или) информации, предоставляемой изготовителем автомобиля»3.
На наш взгляд, такая позиция, мягко говоря, небесспорна. Причин для этого множество. Во-первых, Налоговый кодекс не требует списывать подобные расходы в пределах каких бы то ни было норм. Они должны учитываться в размере фактических затрат. Во-вторых, Минтранс России не вправе утверждать те или иные нормы, которые должны использоваться при налогообложении прибыли. Это подтверж­дают и судебные решения, принятые в по­следнее время по этому вопросу. Сразу оговоримся, что в них речь идет о приме­нении старых «бензиновых» норм. Однако прежний документ Минтранса России со­держал ровно те же положения, что и ны­нешний, а именно указание на то, что он применяется «для расчетов по налогообложению предприятий». Итак, по мне­нию Федерального арбитражного суда Центрального округа, «Налоговым кодексом не предусмотрено нормирование расходов ГСМ в целях налогообложения прибыли, а «Нормы расхода топлива и сма­зочных материалов на автомобильном транспорте» № Р3112194-0366-03, утверж­денные Минтрансом России 29.04.2003, на которые ссылается налоговый орган, носят рекомендательный характер». В свя­зи с этим решение налоговиков о привле­чении компании к ответственности за списание топлива сверх норм и, как следствие, занижение облагаемой прибы­ли было отменено4.
Поддерживают своих коллег и судьи Уральского округа. Приведем цитату из до­кумента.

Постановление ФАС Уральского округа от 20 февраля 2008 г. № Ф09-514/08-С2

Ссылка налогового органа на Приказ (име­ется в виду приказ Минтранса России об утверждении норм расхода топлив — Прим. ред.) является ошибочной, поскольку утвержденные им нормы установлены как базовые в целях организации планирования поставки и контроля расхода топлива и масел и не пред­назначены для регулирования налоговых отношений. Поскольку законодательством о налогах и сборах или в установленном им по­рядке не утверждены нормы затрат на содер­жание служебного автотранспорта, указанные затраты принимаются для целей налогообло­жения в суммах фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.

К слову сказать, такой же позиции при­держивается и Высший Арбитражный Суд РФ, который также считает, что подоб­ные затраты нормироваться не должны5. Но на этом мы останавливаться не будем. Подобный материал, посвященный дан­ной теме, был опубликован в «АБ» № 5, 2008.
Будет компания нормировать расходы на бензин или нет, не так уж и важно. В лю­бом случае подобные затраты должны быть подтверждены документально. При списа­нии топлива в бухгалтерии компании должны быть чеки ККТ, подтверждающие факт покупки бензина, и путевые листы с указанием на производственный характер данных расходов. Остановимся на путевых листах. До сих пор в налоговом законода­тельстве нет четкого ответа на вопрос о том, нужно ли компании использовать форму этою документа, утвержденную Госкомста­том России6, или она вправе разработать и утвердить ее самостоятельно. По мнению Росстата, госкомстатовские формы обяза­тельны для применения всеми компаниями, занятыми эксплуатацией автотранспорта7. Причем до настоящего времени Росстат свою позицию не изменил. Однако Минфин России более лоялен к налогоплательщи­кам. Как сказано в ряде писем, финансистов, официальный вариант обязателен лишь для автотранспорных предприятий (т. е. тех, для которых перевозка грузов и пассажиров за плату является одним из видов их коммерческой и предпринимательской деятельности). Другие компании вправе разра­ботать этот документ самостоятельно8. Аналогичной позиции придерживаются и столичные налоговики9.
Главное — в путевом листе должны содержаться обязательные для него реквизиты. Они перечислены в одном из приказов Минтранса России10. Кроме того, там должны быть и те реквизиты, которые установле­ны в статье 9 Закона «О бухгалтерском уче­те»11, отсутствующие в минтрансовском приказе. Это, в частности, наименование должностей лиц, оформляющих документ, и их личные подписи. Также в нем необхо­димо привести данные о маршруте автомо­биля. В противном случае компании будет трудно обосновать производственный ха­рактер поездки12. Кроме того, в составе обязательных реквизитов отсутствуют дан­ные о расходе горючего (марка, сколько израсходовано по норме и фактически). В собственной форме листа они необходи­мы. Ведь именно они служат основанием для включения стоимости топлива в затра­ты. К слову сказать, все эти реквизиты в госкомстатовской форме уже есть, поэтому самый оптимальный и простой для бухгал­тера вариант — разработать свой бланк листа, взяв за основу форму Госкомстата России (попросту говоря, удалив из нее лишние и ненужные компании реквизиты). Форму путевого листа, созданную компани­ей самостоятельно, утверждают в качестве элемента бухгалтерской учетной политики.
Путевой лист необязательно оформлять на каждый день. Его можно выдавать, на­пример, на неделю или другой период времени, удобный для фирмы13. Все путевые листы в обязательном порядке регистриру­ют в специальном журнале. Его компания должна разработать самостоятельно. Ми­нимальный срок хранения листов — 5 лет с момента их выдачи14.

Затраты на выплату компенсаций

К нормируемым расходам относят и за­траты на выплату компенсаций за исполь­зование личного автотранспорта в слу­жебных целях. Подобные расходы учиты­вают при налогообложении прибыли лишь в пределах норм, утвержденных Правительством РФ15. Они составляют для легковых автомобилей с объемом до 2000 куб. см — 1200 рублей в месяц, свыше 2000 куб. см — 1500 рублей в ме­сяц16. Их отражают в составе прочих расходов компании. При этом каких бы то ни было норм в отношении грузовых машин правительство не установило. Они касаются исключительно легкового транспорта. Из этого можно сделать вы­вод: компенсации за использование лич­ного грузовика можно учесть при нало­гообложении прибыли в полной сумме (т.е. без учета правительственных норм). Правда, желательно, чтобы обязанность начислить указанную выплату была установлена в трудовом договоре с работни­ком. Аналогичной точки зрения придерживается и Минфин России17.

Письмо Минфина России от 15 августа 2005 г. № 03-03-02/61

Вместе с тем, учитывая, что перечень прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией не является исчерпывающим, считаем, что суммы компенсации, начисленные работникам за использование ими личного имущества (кроме легкого автотранспорта), поименованного в статье 188 Трудового кодекса Российской Федерации, для выполнения служебного задания, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, при условии, что они отвечают требованиям статьи 252 Кодекса.

Отметим, что в перечень имущества, поименованного в статье 188 Трудового кодекса входит и личный транспорт (грузовой или легковой не уточняется).
Сразу скажем, что подобная компенсация положена далеко не всем сотрудникам фирмы. На нее имеют право лишь те, работа которых связана с постоянными разъездами в соответствии с их должностной инструкцией18. Конкретный размер выплаты и перечень сотрудников, которым она полагается, приказом утверждает руководитель фирмы. Работник, получающий компенсацию, должен представить в бухгалтерию заявление, копию ПТС машины, а также доверенности, если он управляет чужим транспортом).
Бухгалтеру нужно обратить внимание на один немаловажный момент. Компенсацию не начисляют за те дни, когда работник болел, находился в отпуске или командировке (т. е. личный транспорт не использовался).

Пример:
Сотрудник компании получает компенсацию за использование личного транспорта в служебных целях. Ее сумма, утвержденная приказом руководителя фирмы, составляет 1500 руб. в месяц. В августе работник проболел 4 рабочих дня. Общее количество рабочих дней в этом месяце – 21. За август ему положена компенсация в сумме
1500 руб. : 21 дн. Х (21 дн. – 4 дн.) = 1214 руб.
Именно эта сумма будет учитываться при налогообложении прибыли.

В сумму компенсации заложены все расходы на эксплуатацию машины. Например, ремонт и техобслуживание, покупку горюче-смазочных материалов, страхование. Следовательно, тем работникам, которые получают компенсацию, никаких других выплат, связанных с использованием машины, не полагается. Если такие выплаты все же начислены, то учесть их при налогообложении прибыли нельзя19.
Компенсацию отражают в прочих расходах кассовым методом. То есть лишь после того, как она будет фактически выплачена. При этом метод определения облагаемой прибыли, применяемый фирмой (кассовый или начисления), значения не имеет. Поэтому начислять и выдавать компенсацию оптимально в последних числах каждого месяца. Ведь если она начислена за сентябрь, а выдана в первых числах октября, то ее можно будет учесть лишь по итогам последнего квартала.
Факт выплат компенсации не освобождает компанию от обязанности вести в отношении поездок работников на личном автомобиле путевые листы. По мнению Минфина России, лишь этот документ может подтвердить факт служебного использования транспорта20.При его отсутствии фирма не сможет учесть данные затраты при налогообложении, даже несмотря на то, что они не превышают правительственных норм.
В дополнении отметим, что подобные компенсации не облагают ни единым социальным налогом, ни НДФЛ. Это правило применяют и в тех ситуациях, когда данные выплаты превышают установленные нормы. Хотя контролеры с таким подходом не согласны. Так, по ряду разъяснений Минфина России, сумма компенсации, превышающая правительст­венную норму, должна облагаться налогом на доходы физических лиц21. Однако Президиум ВАС РФ еще в 2007 году указал, что данные нормы используют исключительно при рас­чете облагаемой прибыли22. К налогу на до­ходы они никакого отношения не имеют.

Безвозмездное пользование и аренда

Помимо выплаты компенсаций есть еще два способа оплаты транспортных затрат, а именно получение автомобиля сотрудника по до­говору безвозмездного пользования или аренды. В первом случае договор должен предусматривать, что фирма компенсирует все фактические расходы по эксплуатации машины (в т. ч. на покупку бензина). В такой ситуации их можно учесть при налогообло­жении прибыли (в пределах норм или сверх них — решать вам). Такого же мнения при­держивается и Минфин России23. Для учета этих издержек необходимо оформить с работником соответствующий договор, а также получить у него копию ПТС и доверенности (при управлении машиной, ему не принадлежащей). Для списания купленного бензина потребуются и путевые листы.
У этого способа есть один большой недо­статок. В результате безвозмездного пользования чужим имуществом (машиной) у фирмы возникает некий «виртуальный» доход. Он равен рыночной цене подобной услуги (т. е. той сумме, которую заплатила бы компания при получении такого же имуще­ства в аренду). Его сумму учитывают как внереализационные доходы с увеличением налогооблагаемой прибыли.
И последний способ — аренда транс­портного средства без экипажа. Договором аренды плата может быть установлена в лю­бом разумном пределе. Для целей налогообложения она не нормируется. Сумму арендных платежей отражают как прочие расходы компании. При этом их включают в доход работника-арендодателя, облагае­мый НДФЛ. Единый соцналог на эти платежи не начисляют. Правда, если в ходе проверки будет установлено, что работник сам управ­ляет машиной (например, согласно данным путевых листов), то доначисления ЕСН на арендную плату не избежать. Такой дого­вор будет классифицирован как аренда с экипажем и предоставлением услуг по управлению. А выплаты по подобным сделкам попадают в базу, облагаемую соцналогом.
Если договором определено, что все за­траты на эксплуатацию машины несет арендатор, то расходы на покупку ГСМ в составе облагаемых доходов сотрудника-арендодателя не учитывают. Компания-арендатор вправе их учесть при налогообложении прибыли при наличии путевых листов на транспорт и документов, подтвержда­ющих факт покупки бензина. Вопрос, при­менять правительственные нормы при спи­сании горючего или нет, как и во всех других случаях, остается спорным.

1 – приложение к распоряжению Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р
2 – письмо Минфина России от 14.01.2009 № 03-03-06/1/15
3 – письмо Минфина России от 14.01.2009 № 03-03-06/1/6
4 – Пост. ФАС ЦО от 04.04.2008 № А09-3658/07-29
5 – Определение ВАС РФ от 14.08.2008 № 9586/08
6 – утв. пост. Госкомстата России от 28.11.1997 № 78
7 – письмо Росстата от 03.02.2005 № ИУ-09-22/257
8 – письма Минфина России
от 16.03.2006 № 03-03-04/2/77
от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327
9 – письмо УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 № 20-12/064123.2
10 – приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152
11 – Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ
12 – письмо Минфина России от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129
13 – письмо Минфина России от 03.02.2006 № 03-03-04/2/23
14 – п. 18 приказа Минтранса России от 18.09.2008 № 152
15 – подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ
16 – пост. Правительства РФ от 08.02.2002 № 92
17 – Письмо Минфина России от 15.08.2005 № 03-03-02/61
18 – письмо Минфина России от 21.07.1992 № 57
19 – Пост. ФАС УО от 08.12.2008 № Ф09-9153/08-СЗ
20 – письма Минфина России
от 29.12.2006 № 03-05-02-04/192
от 13.04.2007 № 14-05-07/6
21 – письмо Минфина России от 24.12.2007 № 03-11-04/3/513
22 – Пост. Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 № 10627/06
23 – письмо Минфина России от 04.04.2007 № 03-03-06/4/37

Экспертиза статьи: В.Н. Горностаев ,
служба правового консалтинга ГАРАНТ,
налоговый консультант, аудитор

Норма компенсации за использование личного транспорта установлена лишь для легковых машин и мотоциклов.

Компенсацию за использование личного транспорта отражают в налоговом учете исключительно кассовым методом.

М. А. Молоканова,
ведущий специалист юридического отдела ИФНС России,
референт государственной гражданской службы РФ II класса

Можно ли учесть компенсацию за использование личного грузового транспорта при налогообложении прибыли, и если да, то исходя из каких норм?

Однозначного ответа на этот вопрос в законодательстве нет. Для расчета налога на прибыль нормы компенсаций, установленные постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 года № 92, действует только в отношении легковых автомобилей и мотоциклов. Причем подпункт 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса в составе прочих расходов предусматривает учет компенсации за использование для служебных поездок лишь личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах правительственных норм. Вместе с тем статья 188 Трудового кодекса закрепляет, что при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества (в состав которого может входить и грузовой транспорт) сотруднику выплачивается компенсация. При этом сторонами могут быть установлены любые ее размеры. Однако для целей налогообложения будут учтены только те нормы, которые закреплены в законодательном порядке. А так как нормы компенсации в отношении грузового транспорта нормативно не предусмотрены, в таких случаях целесообразно заключать договоры аренды. Тогда, ежемесячно уплачивая арендную плату и оформляя путевые листы, вы можете учитывать указанные расходы в целях исчисления налога на прибыль.

Л. В. Полежарова
Заместитель начальника отдела налогообложения прибыли
(дохода) организаций Минфина России

Вне зависимости от того, какие транспортные средства (собственные или арендованные) использует налогоплательщик, расходы на приобретение ГСМ должны быть обоснованными и документально подтвержденными. Документом, обосновывающим расходы, является путевой лист. А при определении обоснованности затрат на приобретение топлива для служебного автотранспорта необходимо учитывать нормы расхода топлива.

www.profitgroup.ru

Налоговые льготы по НДС

Налоговый кодекс в ст. 149 предусматривает ряд льгот по НДС. Условно их можно разделить на три группы:

— льготы, предоставляемые при реализации определенных видов товаров (работ, услуг);

— льготы, предоставляемые определенным категориям фирм и предпринимателей;

— льготы, предоставляемые при осуществлении определенных операций.

1. Льготы, предоставляемые при реализации определенных видов товаров (работ, услуг).

Вот перечень этих товаров, льгот, услуг:

— реализация почтовых марок, маркированных открыток и маркированных конвертов;

— реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;

— реализация медицинских товаров по перечню, утвержденному Правительством России;

— реализация монет из драгоценных металлов (кроме коллекционных);

— услуги по гарантийному ремонту товаров в период гарантийного срока эксплуатации;

— ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные работы, выполняемые при реставрации памятников истории и культуры, а также культовых зданий и сооружений;

— научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет бюджетных средств;

— реализация драгоценных металлов и камней, руды, содержащей драгоценные металлы, необработанных алмазов, лома и отходов драгоценных металлов;

— производство продуктов питания для учебных, медицинских и детских дошкольных учреждений;

— услуги по перевозке пассажиров городского и пригородного сообщения;

— проведение работ по тушению лесных пожаров;

— услуги по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, оказываемые непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве России;

— работы и услуги по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах, а также их лоцманская проводка;

— услуги по предоставлению в аренду спортивных сооружений для проведения организациями физкультуры и спорта спортивно-зрелищных мероприятий;

— реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них;

— передача доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир;

— реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, ноу-хау, а также прав на их использование;

— реализация лома и отходов черных и цветных металлов;

— передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), себестоимость не более 100 руб. за единицу.

2. Льготы, предоставляемые определенным категориям фирм и предпринимателей.

К таким категориям относят:

— услуги в сфере образования;

— реализацию товаров в магазинах беспошлинной торговли;

— услуги учреждений культуры и искусства в сфере культуры и искусства, реализацию входных билетов организациями физкультуры и спорта;

— работы организаций кинематографии по производству кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма;

— реализацию товаров (работ, услуг) общественными организациями инвалидов и организациями, собственниками которых являются общественные организации инвалидов;

— реализацию товаров (работ, услуг) государственными унитарными предприятиями при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения, а также «уголовными» мастерскими лечебных исправительных учреждений;

— услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, детских оздоровительных лагерей на территории России, оформленные путевками или курсовками;

— реализацию продукции сельскохозяйственными производителями;

— банковские операции и обслуживание банковских карт;

— услуги по страхованию;

— услуги по негосударственному пенсионному обеспечению;

— проведение основанных на риске игр организациями игорного бизнеса;

— услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведение занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях и студиях;

— реализацию предметов религиозного назначения и религиозной литературы;

— услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты;

— услуги аптечных организаций по изготовлению лекарственных средств, изготовлению или ремонту очковой оптики (кроме солнцезащитной), ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий;

— оказание услуг коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации или Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности;

— услуги, за которые уполномоченными органами взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных, патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, сборов при предоставлении фирмам и физическим лицам определенных прав;

— передачу товаров для собственных нужд организациями уголовно-исполнительной системы.

3. Льготы, предоставляемые при осуществлении определенных операций.

В частности, к таким операциям относят:

— предоставление в аренду помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации;

— выдачу займов в денежной форме и оказание финансовых услуг по предоставлению таких займов;

— реализацию долей в уставном капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок;

— работы, выполняемые в процессе реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства для военнослужащих;

— передачу товаров, работ, услуг безвозмездно в рамках благотворительной деятельности;

— уступку (приобретение) прав (требований) кредитора по договорам займа и кредитным договорам;

— проведение работ в портовой особой экономической зоне резидентами этой зоны;

— выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет бюджетных средств и в целях создания новой продукции и технологий;

— предоставление в пользование жилых помещений;

— проведение лотерей по решению властей, включая услуги по реализации лотерейных билетов.

Условия применения льгот

Воспользоваться льготой может любая фирма или предприниматель, если выполнены определенные условия. Их можно разделить на:

— общие, которые распространяются на все без исключения фирмы;

— дополнительные, предъявляемые в зависимости от конкретной льготы.

Общие условия применения льгот

Условия, установленные для всех фирм и предпринимателей, следующие:

1. Если фирма ведет деятельность, подлежащую лицензированию, и у нее есть возможность использовать льготу, то она обязательно должна иметь лицензию.

Если же такой лицензии нет, то фирма должна платить НДС в обычном порядке. В этом случае права на льготу она не имеет (п. 6 ст. 149 НК РФ).

По мнению налоговых инспекторов, фирма теряет право на льготу со дня, когда истек срок действия лицензии.

Однако судьи решают этот вопрос не так однозначно. Нередко фирма заблаговременно подает необходимые документы в лицензирующий орган. В итоге Высший Арбитражный Суд РФ указал, что, если компания по независящим от нее причинам не получила лицензию, но с учетом социальной важности ее деятельности продолжала оказывать услуги населению, право на льготу она не теряет (Определение от 31 января 2008 г. N 1209/08).

Обратите внимание: если фирма до окончания срока действия лицензии не займется ее переоформлением, права на льготу она лишается (Постановление Апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской области от 18 апреля 2006 г. N А50-48644/2005-А5).

Таким образом, чтобы избежать проблем с налоговиками, советуем заняться переоформлением лицензии, не дожидаясь, когда окончится срок ее действия.

2. Если помимо льготируемой фирма занимается и другой деятельностью, она должна вести раздельный учет операций, облагаемых и не облагаемых НДС.

Какие дополнительные условия установлены для фирм и предпринимателей, читайте в ситуации «Особенности применения основных льгот по НДС».

Что грозит фирме, если она использовала льготу неправомерно? Специальной ответственности за это Налоговый кодекс не устанавливает.

Однако, если при проверке налоговая инспекция обнаружит, что вы использовали льготу неправомерно, она может вас оштрафовать.

Штраф — 20% от неуплаченной суммы налога (ст. 122 НК РФ). Кроме того, вам придется уплатить в бюджет недоплаченный налог, а также пени.

Обратите внимание: даже используя льготы, вы будете обязаны:

— выставлять покупателям счета-фактуры, а также вести книги покупок и продаж, журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур;

— сдавать в налоговую инспекцию декларацию по НДС.

Бухгалтеры фирм, использующих льготу, счета-фактуры выставляют без выделения сумм налога. При этом на них делают надпись или ставят штамп «Без налога (НДС)» (п. 5 ст. 168 НК РФ).

Если на счете-фактуре бухгалтер по ошибке не сделал надпись «Без налога (НДС)», а сумму налога выделил отдельной строкой, фирме придется перечислить эту сумму в бюджет. Так установлено в п. 5 ст. 173 Налогового кодекса.

Пример. ООО «Медсервис» оказывает медицинские услуги, которые не облагаются НДС. В счетах-фактурах бухгалтер фирмы ставит штамп «Без налога (НДС)».

Клиенту были оказаны медицинские услуги на сумму 5900 руб. и выписан счет-фактура.

В выставленном счете-фактуре бухгалтер «Медсервиса» по ошибке указал сумму НДС — 900 руб.

В данной ситуации 900 руб. фирме придется перечислить в бюджет.

В некоторых случаях счета-фактуры выставлять не надо. К операциям, которые счетами-фактурами не оформляют, относят:

— операции по продаже ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг);

— операции (не подлежащие налогообложению согласно ст. 149 НК РФ), которые выполняют банки, страховые организации и негосударственные пенсионные фонды.

Сведения об операциях, освобождаемых от налога, отражают в декларации по НДС в разд. 9 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения). «.

Обратите внимание: каждой льготируемой операции присвоен свой код, который должен быть указан в декларации.

Отказ от льготы

На практике иногда оказывается, что фирме применять льготу невыгодно. И тогда возникает вопрос: если фирма имеет право на льготу, может ли она от нее отказаться?

Да, у фирмы такая возможность есть. Но чтобы ее использовать, фирма должна выполнить определенные условия. Вот они:

1. Перечень операций, по которым можно отказаться от льготы, ограничен (эти операции перечислены в п. 3 ст. 149 НК РФ). Отказаться от использования других льгот нельзя.

2. Отказаться от льготы можно только в отношении всех операций, а не конкретного покупателя.

Пример. ОАО «Русский сувенир» реализует изделия народных художественных промыслов в России и на экспорт. Фирме выгодно было бы отказаться от использования льготы только по изделиям, реализуемым на экспорт. В этом случае она получила бы право на вычет НДС, уплаченного поставщикам экспортируемых товаров. (При этом продукция, вывезенная за пределы России, облагалась бы налогом по ставке 0%.) Товары же, реализуемые в России, освобождались бы от налога на основании п. 3 ст. 149 НК РФ.

Однако «Русский сувенир» не сможет отказаться от льготы только в отношении экспортируемой продукции. Поэтому ему придется выбирать:

— либо облагать налогом всю продукцию. Тогда продукция, реализованная в России, будет облагаться по ставке 18%, а вывезенная за пределы России (экспортированная) — по ставке 0%;

— либо использовать льготу при реализации всей продукции. Тогда организация не вправе будет претендовать на налоговые вычеты.

3. Фирма может отказаться от использования льготы на срок не менее одного года.

До начала налогового периода фирме целесообразно определиться, стоит ей отказываться от льготы или нет.

Такой отказ является выгодным, если сумма налога, уплаченного поставщикам по экспортируемым операциям, будет больше, чем сумма налога, которую фирме придется уплатить по товарам, реализуемым на внутреннем рынке, если она откажется от льготы.

Пример. Используем данные предыдущего примера. Предположим, что ОАО «Русский сувенир» планирует реализовать на внутреннем рынке продукцию на общую сумму 10 000 000 руб. и на экспорт — на 4 000 000 руб. НДС, который предполагается уплатить поставщикам по данным операциям (как по внутренним оборотам, так и при экспорте), составляет:

вариант 1 — 1 700 000 руб.;

вариант 2 — 2 200 000 руб.

Вариант 1. Если «Русский сувенир» откажется от применения льготы, то он вынужден будет заплатить в бюджет:

10 000 000 руб. x 18% — 1 700 000 руб. = 100 000 руб.

Вариант 2. При этом варианте у фирмы возникает право на возмещение НДС в сумме 400 000 руб. (10 000 000 руб. x 18% — 2 200 000 руб.).

Следовательно, при варианте 1 отказ от льготы для фирмы не выгоден, при варианте 2 — выгоден.

Чтобы отказаться от льготы, подайте в налоговую инспекцию заявление. Это нужно сделать до 1-го числа того квартала, начиная с которого вы не хотите пользоваться льготой. Типового бланка для такого заявления не предусмотрено. Поэтому вы можете составить его в произвольной форме.

Обратите внимание: фирма ничего не нарушит, даже если подаст заявление об отказе от льготы после того квартала, в котором приняла к вычету НДС. Но для этого нужно, чтобы она фактически вела деятельность в общем режиме налогообложения, то есть без использования льготы. А также выполнила все условия для применения налоговых вычетов:

— товары (работы, услуги) были приобретены для выполнения облагаемых НДС операций;

— купленные товары (работы, услуги) — оприходованы;

— от поставщика получен правильно оформленный счет-фактура.

На это указал Высший Арбитражный Суд РФ в Определении от 16 июня 2008 г. N 7541/08.

Как быть, если закон отменил старые льготы или ввел новые

Может сложиться так, что законодательство отменяет старые или устанавливает новые льготы. В этом случае налог рассчитывают в порядке, который действовал в момент отгрузки товара. Дата его оплаты покупателем значения не имеет. Это указано в п. 8 ст. 149 Налогового кодекса.

На практике могут возникнуть две ситуации:

— установлены новые льготы;

— отменены старые льготы.

Рассмотрим эти ситуации подробнее.

Установлена новая льгота на товар

Если на момент отгрузки льгота еще не действует (то есть изменения, принятые в законодательстве, еще не вступили в силу), придется уплатить НДС. Даже если деньги придут в то время, когда льгота уже будет действовать.

Пример. ООО «Пассив» продавало товары, которые облагались НДС. Товары были отгружены покупателю 10 июня, а оплачены 5 июля.

Допустим, что с 1 июля вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, позволяющие фирме при реализации этих товаров не платить НДС.

Несмотря на то что деньги поступили 5 июля, по товарам, отгруженным 10 июня, «Пассив» должен уплатить НДС, поскольку на момент их отгрузки льгота еще не действовала.

Наибольшие сложности возникнут, если покупатель перечислил деньги за товар авансом с учетом налога, а до того момента, как товар был отгружен, закон установил новую льготу.

В этом случае, если на дату отгрузки товар уже не будет облагаться НДС, бухгалтеру нужно:

— принять к вычету НДС, уплаченный с аванса;

— вернуть сумму налога покупателю.

Пример. ООО «Пассив» продавало продукцию собственного производства, облагаемую НДС. В оплату продукции фирма получила аванс в сумме 118 000 руб. (в том числе НДС — 18 000 руб.). Аванс поступил 25 июня.

Допустим, что с 1 октября вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, позволяющие фирме использовать льготу. Начиная с этого времени продукция «Пассива» НДС не облагается.

Товары были отгружены покупателю 10 октября.

Бухгалтер «Пассива» должен сделать проводки:

Дебет 51 Кредит 62, субсчет «Авансы полученные»,

— 118 000 руб. — получен аванс от покупателя;

Дебет 76, субсчет «Авансы полученные»,

Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»,

— 18 000 руб. (118 000 руб. x 18% : 118%) — начислен НДС с аванса;

Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 51

— 18 000 руб. — уплачен НДС в бюджет по итогам II квартала;

— 100 000 руб. (118 000 — 18 000) — отражена выручка от продажи продукции (без НДС);

Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС»,

Кредит 76, субсчет «Авансы полученные»,

— 18 000 руб. — принят к вычету НДС, уплаченный с аванса;

— 100 000 руб. — зачтен полученный аванс;

Дебет 62, субсчет «Авансы полученные», Кредит 51

— 18 000 руб. — возвращена покупателю сумма НДС.

Проводки, связанные со списанием себестоимости и формированием финансового результата, делаются в общеустановленном порядке.

Отменена старая льгота на товар

Допустим, когда товары были отгружены, льгота по ним была отменена. Тогда фирма должна уплатить НДС, даже если покупатель оплатил эти товары, когда льгота еще действовала.

Пример. ЗАО «Актив» продавало товары, которые не облагались НДС. Товары были оплачены покупателем 10 июня, а отгружены ему 5 июля.

Допустим, что с 1 июля вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, отменяющие льготу по этим товарам.

По товарам, отгруженным 5 июля, «Актив» должен уплатить НДС, поскольку на момент их отгрузки льгота уже не действовала.

Если покупатель перечислил предоплату до вступления в силу изменений, отменяющих льготу, продавцу нужно выписать счет-фактуру уже с учетом НДС и потребовать с покупателя доплатить сумму налога.

Пример. ЗАО «Актив» продает товары, не облагаемые НДС.

20 декабря текущего года покупатель перечислил «Активу» аванс для оплаты товара в сумме 50 000 руб. (без НДС). С 1 января следующего года льгота по этим товарам была отменена, и они стали облагаться НДС по ставке 10%. Товары «Актив» отгрузил покупателю 10 января.

Бухгалтер «Актива» должен сделать проводки:

Дебет 51 Кредит 62 субсчет, «Авансы полученные»,

— 50 000 руб. — получена предоплата от покупателя;

Дебет 62, субсчет «Расчеты с покупателями», Кредит 90-1

— 55 000 руб. (50 000 руб. + 50 000 руб. x 10%) — отражена выручка от продажи товаров (с учетом НДС);

Дебет 62, субсчет «Авансы полученные»,

Кредит 62, субсчет «Расчеты с покупателями»,

— 50 000 руб. — зачтена предоплата;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»,

— 5000 руб. (50 000 руб. x 10%) — начислен НДС.

В результате этих операций за покупателем возник долг на сумму 5000 руб. Когда покупатель погасит долг, в учете нужно сделать запись:

Дебет 51 Кредит 62, субсчет «Расчеты с покупателями»,

— 5000 руб. — поступили деньги от покупателя.

Особенности применения основных льгот по НДС

Рассмотрим подробнее льготы при совершении операций, которые на практике используют чаще всего.

К ним можно отнести:

— реализацию товаров общественными организациями инвалидов;

— реализацию медицинских товаров и услуг;

— реализацию услуг в сфере образования;

Посреднические операции

Пунктом 7 ст. 149 Налогового кодекса установлено, что «освобождение от налогообложения. не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом».

Иными словами, посредники, реализующие льготируемые товары и услуги, должны платить НДС с вознаграждения в общеустановленном порядке.

Исключение составляют следующие операции:

— предоставление в аренду помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в России;

— реализация медицинских товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

— оказание ритуальных услуг, работы по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

— реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством РФ.

Таким образом, при реализации этих товаров и услуг НДС не платят как сами производители, так и посредники.

Пример. ООО «Логос» по договору комиссии продает следующие товары:

— религиозную литературу, произведенную религиозной организацией;

— изделия народных художественных промыслов признанного художественного достоинства.

Реализация этих товаров производителями в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса НДС не облагается.

«Логос» является посредником, поэтому он должен платить налог с суммы комиссионного вознаграждения.

Однако НДС облагается только комиссионное вознаграждение, полученное от продажи религиозной литературы.

Комиссионное вознаграждение, полученное от продажи изделий народных художественных промыслов, НДС не облагается.

Общественные организации инвалидов

Эта льгота предусмотрена пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Кодексом установлено, что не облагают НДС операции по реализации товаров (работ, услуг), которые произведены общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%.

Также не облагают НДС операции по реализации товаров фирмами, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов (при условии, что среди членов этих организаций инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%), если:

— среднесписочная численность инвалидов среди работников фирмы составляет не менее 50%;

— доля работников-инвалидов в общем фонде оплаты труда не менее 25%.

В среднесписочную численность не включают внешних совместителей и лиц, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам, если они не состоят в штате фирмы.

Чтобы определить, имеет ли фирма право на льготу, необходимо рассчитать среднесписочную численность за квартал.

Среднесписочную численность определяют в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Росстата от 20 ноября 2006 г. N 69.

Также освобождают от уплаты НДС учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов (при условии, что среди членов организации-собственника инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%), созданные для следующих целей:

— информационных и иных социально значимых;

— оказания правовой и иной помощи инвалидам.

Такие организации могут не платить НДС, если они реализуют товары и услуги непосредственно инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

Если применять эту льготу вам невыгодно, вы можете отказаться от нее.

Фирма не может пользоваться льготой, если:

1. Реализуемые товары являются подакцизными.

2. Реализуемые товары попадают в Перечень товаров, реализация которых не подлежит освобождению от НДС. Этот Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2000 г. N 884.

Обратите внимание: не облагается НДС только продукция, произведенная самой фирмой. По торговой, брокерской и посреднической деятельности она должна платить НДС в обычном порядке.

Пример. ООО «Калина» производит мебель и осуществляет оптовую торговлю тканями. Учредителем фирмы является общественная организация инвалидов. Уставный капитал «Калины» полностью состоит из вкладов общественной организации инвалидов, среди членов которой инвалиды составляют 85%.

Среднесписочная численность работников на конец квартала составила 500 человек, из них инвалиды — 300 человек. Фонд оплаты труда за квартал составил 1 000 000 руб., из них 520 000 руб. было начислено работникам-инвалидам.

Среднесписочная численность инвалидов среди работников «Калины» составляет 60% (300 чел. : 500 чел. x 100%).

Доля работников-инвалидов в общем фонде оплаты труда:

520 000 руб. : 1 000 000 руб. x 100% = 52%.

Следовательно, ООО «Калина» имеет право на льготу. Однако не платить НДС оно может только с оборотов по реализации произведенной мебели. С оборотов по оптовой торговле тканями ООО «Калина» должно начислять НДС по ставке 18%.

Продажа медицинских товаров и услуг

Не облагают НДС продажу (пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ) «. медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ».

Этот Перечень вы найдете в Постановлении Правительства РФ от 17 января 2002 г. N 19.

Пользоваться льготой могут фирмы и индивидуальные предприниматели, в том числе и посредники, которые продают указанные в Перечне товары. При этом они должны иметь лицензию. Отказаться от применения льготы нельзя.

Фирмы и предприниматели, реализующие медицинские товары, не поименованные в Перечне, платят НДС по ставке 18%.

Не облагают НДС также реализацию «. медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг».

Эта льгота установлена пп. 2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса.

Однако если ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги финансируются из бюджета, то они также не облагаются НДС. Льготой могут пользоваться:

— медицинские организации и учреждения;

— врачи, занимающиеся частной медицинской практикой;

— медицинские пункты, состоящие на балансе немедицинских фирм.

Фирма или врач, занимающиеся частной практикой, должны иметь лицензию на медицинскую деятельность. Без нее применять льготу нельзя. Если все необходимые разрешающие документы у вас есть, то вы обязаны применять льготу. Причем отказаться от нее вы не можете.

Обратите внимание: услуги посредников в сфере медицинских услуг облагают НДС (п. 7 ст. 149 НК РФ).

Пример. ООО «Евромедлюкс» предоставляет платные услуги скорой медицинской помощи населению. При этом фирма осуществляет транспортировку больных как в рамках неотложной помощи, так и для госпитализации в профилактических и диагностических целях.

Услуги, оказанные в рамках скорой неотложной помощи, НДС облагаться не будут. Транспортировка же пациентов по договоренности для госпитализации их в профилактических либо диагностических целях, то есть в ситуациях, не угрожающих жизни и здоровью людей, будет облагаться НДС, поскольку является посреднической услугой.

Услуги в сфере образования

Не облагается НДС реализация (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ) «. услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений».

Иными словами, услуги в сфере образования освобождены от НДС лишь тогда, когда оказаны по направлениям основного и дополнительного образования, подтвержденным лицензией.

Также не облагают налогом занятия с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях, студиях и содержание детей в детских дошкольных учреждениях (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Пример. Школа имеет на балансе плавательный бассейн. Помимо основных занятий с учащимися, школа проводит и дополнительные занятия с детьми до 18 лет на платной основе. При этом плата, поступающая за дополнительные занятия, НДС не облагается.

Обратите внимание: льгота предоставляется только некоммерческим образовательным организациям.

Услуги в сфере образования, оказываемые коммерческими фирмами, а также индивидуальными предпринимателями, облагают налогом.

Если ваша фирма оказывает услуги в сфере образования и имеет право на льготу, то вы должны обязательно ее применять. Отказаться от льготы нельзя.

Услуги по предоставлению займа

Не облагают НДС «. операции по предоставлению займов в денежной форме, а также оказание финансовых услуг по предоставлению таких займов».

Льгота установлена пп. 15 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса России.

Как известно, заем может быть предоставлен в денежной или натуральной форме. Лицензии для предоставления займа не требуется.

Если фирма предоставляет заем в денежной форме, она может применить льготу. При этом не облагают НДС:

— проценты, получаемые по договору займа.

Пример. ЗАО «Актив» предоставило ООО «Пассив» в январе заем в сумме 1 000 000 руб. сроком на шесть месяцев под 24% годовых. По условиям договора «Пассив» обязался выплачивать сумму процентов ежемесячно.

В июне «Пассив» вернул «Активу» 1 000 000 руб.

На сумму займа и проценты НДС не начислялся.

Бухгалтер «Актива» сделал такие проводки:

Дебет 58-3 Кредит 51

— 1 000 000 руб. — предоставлен заем (без НДС);

ежемесячно, с января по июнь включительно

Дебет 76 Кредит 91-1

— 20 000 руб. (1 000 000 руб. x 24% : 12 мес.) — начислены проценты по договору займа (без НДС);

Дебет 51 Кредит 76

— 20 000 руб. — получены проценты по договору займа;

Дебет 51 Кредит 58-3

— 1 000 000 руб. — возвращены заемные средства.

Если вам невыгодно применять эту льготу, вы можете от нее отказаться.

Если фирма предоставляет заем в натуральной форме, то она должна уплатить НДС в общеустановленном порядке. То есть в этом случае права на льготу она не имеет.

Это связано с тем, что неденежный заем является реализацией (ст. 39 НК РФ). Причем при возврате такого займа заемщику также придется уплатить НДС.

Согласны с этой позицией и арбитражные судьи (Постановления ФАС Уральского округа от 17 января 2008 г. N Ф09-11146/07-С2, от 13 июля 2006 г. N Ф09-6017/06-С7).

Поэтому фирмам, предоставляющим и получающим товарные займы, следует учитывать, что льготу по НДС они не имеют. В противном случае отстаивать свою правоту придется через суд.

pnalog.ru

Опубликовано в Блог