SdelanoRI.ru

Ваш адвокат

Формы собственности хозяйствующих субъектов

Основы российского права

Функции государства

Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами. Если кризисные явления в экономической жизни выдвигают на первое место задачу по реформированию экономики, то социальные катаклизмы заставляют государство прежде всего решать политические задачи. Рост преступности обусловливает принятие государством мер по ее выявлению и устранению причин, ее порождающих. Угроза внешней агрессии вынуждает активнее вести дипломатическую работу и подготовку населения к отражению агрессии.

Различают внутренние и внешние функции государства.

Внутренние функции — это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.

Политическая функция. Эта функция государства обусловлена необходимостью гармонизировать интересы различных социальных групп. Используя такие методы, как проведение референдумов, плебисцитов, выборов, государство способно выявить действительную расстановку социальных сил, учесть в своей политике интересы различных социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Особо важным представляется процесс формирования парламента, который (в идеале) должен представлять срез общества. Организация этого процесса, обеспечивающего народовластие, возлагается на государство. Помимо этого государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, осуществляет правотворческую деятельность и официально представляет население всей страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.

Экономическая функция. Она выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики экономического развития страны, с тем чтобы экономика страны развивалась в наиболее оптимальном режиме. Если говорить более конкретно, экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот для некоторых субъектов хозяйственной жизни, выработке программ экономического развития и т.п.

Государство должно создать правовые основы рынка, т.е. разработать «правила игры» для хозяйствующих субъектов, принимать меры по борьбе с монополизмом, стимулировать предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей и др. Кроме того, государство может осуществлять непосредственное управление отдельными предприятиями, некоторыми особо важными отраслями народного хозяйства (энергетика, связь, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т. п.). Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ.

Социальная функция. Ее выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п. Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным; выделение необходимых средств на строительство жилья для малообеспеченных и др. — это все то, что позволяет людям вести достойную и активную жизнь, способствующую их развитию, а не только существованию. Правда, и здесь нужна осмотрительность: социальная политика проводится за счет налогов, отчисляемых от предпринимательской деятельности, и если они неоправданно высоки, то у предпринимателей теряется стимул к работе. Социальное регулирование по принципу уравниловки не способно обеспечить прогресс общества. Общество по этой причине может деградировать.

Правоохранительная функция. Это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. Эта функция выполняется различными методами. Среди них можно выделить такие, как метод правотворчества (разработка и принятие законов и других нормативных актов), организационно-правовой, осуществляемый органами исполнительной власти (регулирование ценообразования, разрешение митингов, демонстраций), метод правоприменения (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности) и др.

Очень важная сторона правоохранительной деятельности государства — борьба с правонарушениями. Она ведется с помощью всей системы правоохранительных органов. Средства, вкладываемые в правоохранительную систему, существенны, и общество вправе рассчитывать на спокойную и безопасную жизнь. Если эти средства не дают отдачи и преступность не снижается, правящей элите стоит задуматься над тем, эффективно ли она управляет обществом.

Экологическая функция. В последнее время выдвигается в разряд основных функций государства. Человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу само существование человека: интенсивное и экстенсивное использование природных ресурсов, применение некоторых современных технологий нарушают баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни на Земле, делая их для него невозможными. Безудержная эксплуатация природы ведет человечество в пропасть.

Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями. Во многих странах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а к его нарушителям применяются суровые меры (начиная от предупреждений, солидных штрафов и кончая ликвидацией предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды, лишением свободы).

Государство осуществляет дополнительно и такие функции как поддержка и развитие образования, здравоохранения, науки и культуры, обеспечение национальной безопасности, строительство дорог, ирригационных, мелиорационных и иных общественных систем, транспортная, информационная, борьба с последствиями стихийных бедствий и др.

isfic.info

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 6 апреля 2017 г. № 691/пр «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2018 — 2022 годы»

В соответствии с подпунктом «д» пункта 10 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержу государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. № 169, приказываю:

1. Утвердить методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2018 — 2022 годы» согласно приложению к настоящему приказу.

2. Установить, что разъяснения по применению методических рекомендаций, утвержденных настоящим приказом, дает Департамент городской среды Министерства строительствами жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства
строительства и жилищно-
коммунального хозяйства
Российской Федерации от
«6» апреля 2017 г. № 691/пр

Методические рекомендации
по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018 — 2022 годов

1. Общие положения

1.1 Настоящие Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018 — 2022 годов (далее — Методические рекомендации) разработаны в целях оказания методологического содействия субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления в реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» (далее — Приоритетный проект).

1.2. Настоящие Методические рекомендации рекомендуется использовать при разработке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018-2022 годы (далее — региональные (муниципальные) программы соответственно), принятие и реализация которых является одним из условий предоставления субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплекса мероприятий, предусмотренных Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. № 169 (далее — Правила предоставления федеральной субсидии), и направленных на развитие городской среды в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, а именно:

благоустройство территорий муниципальных образований соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) (далее — общественные территории), дворовых территорий многоквартирных домов, а также других мероприятий, реализуемых в указанной сфере.

1.3. Требования к региональным (муниципальным) программам установлены Правилами предоставления федеральной субсидии.

1.4. В региональную программу в соответствии с подпунктом «д» пункта 10 Правил предоставления федеральной субсидии включается мероприятие по софинансированию муниципальных программ на 2018 — 2022 гг., соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

1.5. Разработку региональной (муниципальной) программы рекомендуется осуществлять исходя из следующих принципов:

— полнота и достоверность информации;

— прозрачность и обоснованность решений органов местного самоуправления о включении объектов благоустройства в муниципальную программу;

— приоритет комплексности работ при проведении благоустройства;

— эффективность расходования федеральной субсидии путем обеспечения высокой степени готовности к реализации региональной программы на стадии ее формирования.

1.6. Проект региональной программы рекомендуется разрабатывать на основании Перечня государственных программ субъекта Российской Федерации, утвержденного соответствующим нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и сформированного в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере социально-экономического развития региона и задачами, утвержденными в Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

1.7. Ответственный исполнитель региональной (муниципальной) программы обеспечивает ее разработку, координацию деятельности соисполнителей и участников региональной (муниципальной) программы, а также мониторинг ее реализации и предоставление отчетности о достижении целевых показателей (индикаторов) региональной (муниципальной) программы.

2. Содержание региональных (муниципальных) программ

С учетом требований, установленных Правилами предоставления федеральной субсидии в региональную (муниципальную) программу рекомендуется включать следующие разделы:

а) титульный лист, включающий:

— наименование субъекта Российской Федерации (муниципального образования), на территории которой реализуется программа;

— сроки и этапы реализации программы в целом;

— номер и дату нормативного правового акта об утверждении программы;

б) текстовую часть программы, включающую:

— характеристику текущего состояния сектора благоустройства в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации (отдельном муниципальном образовании — для муниципальной программы);

— описание приоритетов региональной (муниципальной) политики в сфере благоустройства, формулировка целей и постановка задач программы;

— прогноз ожидаемых результатов реализации программы, характеристику вклада субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) в достижение результатов Приоритетного проекта;

— объем средств, необходимых на реализацию программы за счет всех источников финансирования на каждый год реализации программы;

— мероприятия, предусмотренные разделом 3 настоящих Методических рекомендаций;

в) приложения к программе, в том числе:

паспорт программы (примерная форма предусмотрена в приложении № 1 к настоящим Методическим рекомендациям);

сведения о показателях (индикаторах) программы (примерная форма предусмотрена в приложении № 2 к настоящим Методическим рекомендациям);

сведения об основных мероприятиях программы (примерная форма предусмотрена в приложении № 3 к настоящим Методическим рекомендациям);

сведения о ресурсном обеспечении программы за счет всех источников финансирования с расшифровкой по главным распорядителям средств областного бюджета, целевым программам, основным мероприятиям подпрограмм, а также по годам реализации (примерная форма предусмотрена в приложении № 1 к настоящим Методическим рекомендациям);

план реализации программы (примерная форма предусмотрена в приложении № 1 к настоящим Методическим рекомендациям);

г) сведения о софинансировании за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации муниципальных программ;

д) иные мероприятия по усмотрению субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

3. Содержание текстовой части региональных (муниципальных) программ

3.1. Характеристика текущего состояния сферы благоустройства в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации.

3.1.1. В данный раздел рекомендуется включать информацию о состоянии сферы благоустройства в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации (для муниципальных программ), в субъекте Российской Федерации (для региональных программ), численность населения в которых составляет более 1000 человек, за период, составляющий не менее 3 лет, предшествующих году начала реализации региональной (муниципальной) программы.

3.1.2. Региональную (муниципальную) программу рекомендуется разрабатывать с учетом проведенной на территории субъекта Российской Федерации оценки потребностей и спроса населения в реализации комплексных проектов благоустройства. При описании текущего состояния городской среды муниципального образования целесообразно выделить наиболее интенсивно используемые жителями территории, территории жилой застройки, общественные территории, территории, приспособленные для выполнения разнообразных функций (далее — многофункциональные территории), дворовые пространства и другие).

3.1.3. Оценку состоянии сферы благоустройства в муниципальных образованиях рекомендуется проводить по следующим показателям:

1) количество и площадь благоустроенных дворовых территорий (обеспеченных твердым покрытием, позволяющим комфортное передвижение по основным пешеходным коммуникациям в любое время года и в любую погоду, освещением, игровым оборудованием для детей возрастом до пяти лет и набором необходимой мебели, озеленением, оборудованными площадками для сбора отходов);

2) доля благоустроенных дворовых территорий от общего количества дворовых территорий;

3) охват населения благоустроенными дворовыми территориями (доля населения, проживающего в жилом фонде с благоустроенными дворовыми территориями от общей численности населения муниципального образования субъекта Российской Федерации);

4) количество и площадь площадок, специально оборудованных для отдыха, общения и проведения досуга разными группами населения (спортивные площадки, детские площадки, площадки для выгула собак и другие);

5) доля населения, имеющего удобный пешеходный доступ площадками, специально оборудованным для отдыха, общения и проведения досуга, от общей численности населения муниципального образования субъекта Российской Федерации. Под удобным пешеходным доступом по смыслу настоящих Методических рекомендаций понимается возможность для пользователя площадки дойти до нее по оборудованному твердым покрытием и освещенному маршруту в течение не более чем пяти минут;

6) количество общественных территорий (парки, скверы, набережные и т.д.);

7) доля и площадь благоустроенных общественных территорий (парки, скверы, набережные и т.д.) от общего количества таких территорий;

8) доля и площадь общественных территорий (парки, скверы, набережные и т.д.) от общего количества таких территорий, нуждающихся в благоустройстве;

9) площадь благоустроенных общественных территорий, приходящихся на 1 жителя муниципального образования;

10) объем финансового участия граждан, организаций в выполнении мероприятий по благоустройству дворовых территорий, общественных территорий (при наличии такой практики);

11) информация о наличии трудового участия граждан, организаций в выполнении мероприятий по благоустройству дворовых территорий, общественных территорий (при наличии такой практики);

12) иные показатели по усмотрению субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

3.1.4. В целях организации процесса комплексного благоустройства по результатам оценки текущего состояния сферы благоустройства в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, в том числе оценки состояния дворовых территорий, рекомендуется составить итоговый документ, содержащий инвентаризационные данные о территории и расположенных на ней элементах (паспорт благоустройства территорий), который позволит оптимизировать как процесс ухода и содержания территории, так и ее дальнейшего развития (например, осуществить проектирование и строительство детских площадок, размещение мест отдыха, выделение дополнительных мест для парковки и т.д.).

3.1.5. Паспорт рекомендуется разрабатывать по результатам натурного обследования территории и расположенных на ней элементов.

3.1.6. В паспорте рекомендуется указать границы и общую площадь территории, присутствующие и планируемые к размещению объекты благоустройства и их характеристики (в том числе общий уровень благоустройства — состояние дорожного покрытия, освещенность территории, наличие и состояние малых архитектурных форм, и т.д.). Состав и форма паспорта благоустройства территории определяются субъектом Российской Федерации (органами местного самоуправления). Паспорт рекомендуется сопровождать картографическими материалами (то есть нанести объекты благоустройства на карту).

3.1.7. По результатам оценки целесообразно описать ключевые проблемы территории, на которых предполагается реализация мероприятий по благоустройству. К проблемам могут быть отнесены низкий уровень общего благоустройства территории, низкий уровень экономической привлекательности территории из-за наличия инфраструктурных проблем, наличие на территории ветхих и аварийных зданий и сооружений, неудовлетворительный внешний вид зданий, находящихся в муниципальной и государственной собственности, значительная доля населения с низкими доходами и другие.

Также рекомендуется дать оценку общего состояния городской среды на территории данного муниципального образования для того, чтобы оценить целесообразность затрат на отдельные проекты и возможную реакцию населения на их реализацию.

3.2. Приоритеты политики благоустройства, формулировка целей и постановка задач региональной (муниципальной) программы

3.2.1. В текстовой части региональной (муниципальной) программы рекомендуется привести описание приоритетов государственной политики в сфере благоустройства субъекта Российской Федерации, характеристику вклада субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) в достижение результатов Приоритетного проекта, осуществлять постановку целей и задач региональной (муниципальной) программы.

3.2.2. Основные приоритеты государственной политики в сфере благоустройства субъекта Российской Федерации рекомендуется сформировать на основании приоритетов, отраженных в паспорте Приоритетного проекта, стратегических документах по формированию комфортной городской среды федерального уровня, стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, муниципальных образований и иных документах стратегического планирования.

2.2.3. Цели региональной (муниципальной) программы рекомендуется определять, как планируемый конечный результат решения проблемы развития сектора благоустройства в регионе посредством реализации региональной (муниципальной) программы, или как ожидаемое (планируемое) состояние дел в сфере благоустройства.

3.2.4. Цели региональной (муниципальной) программы рекомендуется формулировать исходя из сложившейся ситуации и ресурсного обеспечения и предусматривать количественную измеримость результата, а также их достижение в определенном отрезке времени.

3.2.5. Целесообразно сформулировать цели кратко и четко, без указания на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели. При формулировании цели региональной (муниципальной) программы целесообразно обеспечить связь с формулировкой соответствующей цели Приоритетного проекта. При формулировании цели рекомендуется использовать описание характера изменений, осуществляемых в ходе реализации региональной (муниципальной) программы (например, повышение, ускорение, улучшение, развитие, снижение, укрепление и т.п.) и не использовать формулировки, характеризующие процесс, текущую деятельность (например, реализация задач, создание условий, проведение политики и т.п.). В процессе формирования региональной (муниципальной) программы для стратегической цели рекомендуется связать задачи друг с другом в целях обеспечения максимальной эффективности от вложенных финансовых и иных ресурсов. Формулировка и состав задач направлены на обеспечение достижения поставленной цели. Пример формулирования цели и задач региональной (муниципальной) программы приведены в таблице № 1 и № 2.

Задачи региональной (муниципальной) программы рекомендуется сформулировать таким образом, чтобы они отражали измеримый конечный результат, а не мероприятия.

3.3. Особенности формирования региональных (муниципальных) программ

3.3.1. В региональной (муниципальной) программе рекомендуется предусматривать:

а) адресный перечень всех дворовых территорий многоквартирных домов, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству в указанный период исходя из минимального перечня работ по благоустройству (очередность благоустройства определяется в порядке поступления предложений заинтересованных лиц об их участии в выполнении указанных работ). При этом по смыслу настоящих Методических рекомендаций к заинтересованным лицам относятся представители органов власти, местного самоуправления, бизнеса, общественных объединений, физические лица, заинтересованные в проекте благоустройства и готовые участвовать в его реализации;

б) адресный перечень всех общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству в указанный период;

в) адресный перечень объектов недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и земельных участков, находящихся в собственности (пользовании) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих благоустройству не позднее 2022 года за счет средств указанных лиц в соответствии с заключенными соглашениями с органами местного самоуправления;

г) мероприятия по инвентаризации уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения, с заключением по результатам инвентаризации соглашений с собственниками (пользователями) указанных домов (земельных участков) об их благоустройстве не позднее 2022 года в соответствии с требованиями утвержденных в муниципальном образовании правил благоустройства;

д) адресный перечень подлежащих созданию (восстановлению, реконструкции) объектов централизованного питьевого водоснабжения сельских населенных пунктов (при необходимости, определяемой уполномоченным органом местного самоуправления сельского поселения).

3.3.2. Форма паспорта программы приведена в приложении № 1 к настоящим Рекомендациям.

3.3.3. При формировании региональных программ рекомендуется осуществить следующие мероприятия на уровне муниципальных образований (в том числе в порядке подготовки к формированию муниципальных программ).

1) Анализ состояния территориального развития на территории субъекта Российской Федерации, в том числе определение перспективы развития муниципальных образований.

2) Формирование соответствующих перечней и определение приоритетов развития субъекта Российской Федерации с учетом полученной информации.

3) Постановка муниципальным образованиям задачи по анализу к определенному сроку текущего состояния территории муниципальных образований: проведение инвентаризации и составление документов (в том числе в электронном виде), описывающих все объекты благоустройства, расположенные на территории муниципального образования, их техническое состояние, типологизацию указанных объектов, а также структуру собственности земельных ресурсов и объектов благоустройства (по видам собственности)), нанесение описываемых объектов благоустройства на карты.

4) Постановка муниципальным образованиям задачи по описанию к определенному сроку существующих проблем на основании проведенного анализа, формулированию предложений по их решению.

5) Проведение экспертного анализа полученных материалов, в том числе с привлечением соответствующих муниципальных образований, и выработка по их результатам предложений по мероприятиям для включения в региональную программу.

6) Проведение общественного обсуждения проекта региональной программы. Порядок общественного обсуждения, сроки представления, рассмотрения и оценки предложений граждан, организаций к программе, порядок и сроки представления, рассмотрения и оценки указанных предложений рекомендуется утверждать одним распорядительным документом (но в виде отдельных порядков).

К указанным порядкам рекомендуется также прилагать унифицированные формы, по которым заинтересованные лица (граждане, организации) представляют соответствующие предложения.

Вышеуказанные мероприятия рекомендуется осуществлять с привлечением специализированных организаций и экспертов в вопросах формирования городской среды.

3.3.4. Формирование муниципальных программ рекомендуется осуществлять с учетом следующих этапов и положений утвержденных региональных программ или их проектов (если к моменту начала работы по формированию муниципальной программы утвержденная региональная программа будет отсутствовать):

1) Выявление реальных потребностей различных групп населения.

2) Проведение градостроительного анализа, который подразумевает рассмотрение формирующих городское пространство каркасов, элементы которых частично накладываются друг на друга. Например, пространственного (улицы, площади), ландшафтного (бульвары, скверы, парки набережные), исторического (объекты наследия), социокультурного (учреждения культуры и иные объекты, привлекающие посетителей), коммерческого (предприятия торговли и услуг). Градостроительный анализ может осуществляться путем привлечения профессиональных экспертов в области городской среды, а также преподавателей и студентов высших учебных заведений в рамках учебных практик, обсуждение уполномоченными органами местного самоуправления с привлечением экспертов и заинтересованных лиц из числа представителей общественности и хозяйствующих субъектов.

2) Анализ текущего состояния территории муниципального образования: проведение инвентаризации и составление документов (в том числе в электронном виде), описывающих все объекты благоустройства, расположенные на территории муниципального образования, их техническое состояние, типологизацию указанных объектов, а также структуру собственности земельных ресурсов и объектов благоустройства (по видам собственности)).

4) Описание существующих проблем на основании проведенного анализа, предложение по их решению, систематизированные в проект адресного перечня территорий, на которых будут создаваться благоустроенные общественные пространства.

5) Проведение общественного обсуждения разработанного перечня общественных пространств и организация приема предложений по дополнению указанного списка от заинтересованных лиц.

Порядок общественного обсуждения проекта муниципальной программы, порядок и сроки представления, рассмотрения и оценки предложений граждан, организаций к программе, порядок и сроки представления, рассмотрения и оценки указанных предложений рекомендуется утверждать одним распорядительным документом (но в виде отдельных порядков) в целях синхронизации процесса формирования муниципальной программы и представления предложений заинтересованных граждан и организаций. Доработка адресного перечня по итогам обсуждения и утверждение муниципальной программы.

3.3.5. При формировании муниципальной программы рекомендуется в первоочередном порядке включать все возможные действия по повышению качества городской среды, не требующие специального финансирования, как например ликвидация вывесок, нарушающих архитектурный облик зданий, введение удобной нумерации зданий, разработку правил уборки территорий, прилегающих к коммерческим объектам и т.д. При этом под качеством городской среды по смыслу настоящих Методических рекомендаций понимается комплексная характеристика городской территории и ее частей, характеризующая уровень комфорта повседневной городской жизни для различных слоев населения.

3.4. Рекомендации по выбору территорий для включения в муниципальную программу на 2018 — 2022 годы

3.4.1. При формировании списка территорий, включаемых в муниципальную программу рекомендуется формировать таким образом, чтобы в него в первоочередном порядке входили пространства, благоустройство которых будет иметь наибольший эффект с точки зрения создания удобств для горожан, повышения привлекательности города для гостей и развития предпринимательства.

3.4.2. Выбор территорий рекомендуется осуществлять с учетом мнения жителей, которые вносят свои предложения и участвуют в обсуждении территорий, предлагаемых экспертами или органами местного самоуправления.

3.4.3. При выборе мест для благоустройства рекомендуется руководствоваться следующими критериями, соответствие которым повышает привлекательность территории как места для создания общественного пространства.

1) Востребованность, наличие уже существующих пешеходных потоков и сервисов для жителей. Степень востребованности объекта у населения может выявляться различными методами, среди которых подсчет посетителей с помощью счетчиков в контрольных точках, анализ больших массивов данных (данных сотовых операторов, геотегов и прочие), опросы общественного мнения, моделирование транспортных потоков, агрегирование косвенных показателей интенсивности перемещений. Функциональное назначение выбранных для благоустройства зон может быть различным — транзитный маршрут, парк, улица с торговыми объектами и другие. При этом возможно изменение функционально-планировочной и объемно-пространственной структуры, например, расширение тротуаров и изменение скоростного режима с целью превращения улицы из транзитного коридора в популярное у горожан место отдыха и общения.

2) Ключевую роль выбираемых территорий с точки зрения достижения целей, поставленных стратегией развития муниципального образования. Так, для муниципального образования, планирующего развитие туризма это будут пространства, формирующие туристический маршрут, привязанный к главным городским достопримечательностям. Для города, оказывающего услуги образования — территории, прилегающие к учебным заведениям.

3) Возможность использовать свойственные только данному муниципальному образованию черты (например, специфическую планировку городского пространства, наличие уникальных ландшафтных объектов).

4) Существование постоянно действующих факторов, способствующих притоку посетителей на данную территорию (например, наличие памятников исторического наследия, объектов социальной или транспортной инфраструктуры).

5) Наличие значительной, имеющей возможность доступа к данному пространству целевой аудитории, потребностям которой оно соответствует (например, молодые мамы с колясками, подростки, учащиеся иные группы людей, сегментированные по возрастным или социальным признакам).

6) Возможность повышения налоговых поступлений в местный бюджет после благоустройства данной территории.

7) Возможность использования благоустраиваемой территории в качестве общественного центра для района, находящихся за пределами городского центра (критерий применим для крупных городов).

8) Наличие лиц или организаций, способных нести ответственность за поддержание благоустройства.

9) Связанность с другими выбранными для благоустройства зонами. Созданная в результате реализации долгосрочной программы сеть общественных пространств формирует непрерывный пешеходный маршрут, объединяющий наиболее посещаемые места города.

3.5. Вовлечение граждан и общественных организаций в процесс обсуждения проекта муниципальной программы, отбора дворовых территорий, общественных территорий для включения в муниципальную программу рекомендуется осуществлять на основании следующих принципов и подходов:

а) рекомендуемые принципы организации участия граждан, организаций в процессе обсуждения проекта муниципальной программы, отбора дворовых территорий, общественных территорий для включения в муниципальную программу:

— все формы участия граждан, организаций направлены на наиболее полное включение всех заинтересованных сторон, на выявление их истинных интересов и ценностей, на достижение согласия по целям и планам реализации проектов по благоустройству дворовых территорий, общественных территорий;

— открытое обсуждение общественных территорий, подлежащих благоустройству, проектов благоустройства указанных территорий;

— все решения, касающиеся благоустройства общественных территорий принимаются открыто и гласно, с учетом мнения жителей соответствующего муниципального образования;

— в общественное обсуждение вовлекаются как нынешние пользователи общественного пространства, так и потенциальные пользователи, которые также являются частью целевой аудитории;

— особое внимание уделяется процессу вовлечения школьников и студентов, так как это способствует формированию положительного отношения молодежи к собственному муниципальному образованию, а через учащихся школ и дошкольных образовательных учреждений к обсуждению можно привлечь взрослых;

— рекомендуется разработать и использовать унифицированные формы, по которым заинтересованные лица (граждане, организации) представляют соответствующие предложения.

б) при организации общественного участия граждан, организаций в обсуждении проекта муниципальной программы, проектов по благоустройству дворовой территории, общественных территорий рекомендуется задействовать специальные механизмы и социальные технологии:

— внедрение интерактивного формата обсуждения проектов по благоустройству, предполагающего использование широкого набора инструментов для вовлечения и обеспечения участия и современных групповых методов работы;

— применение такие инструментов как анкетирование, опросы, интервьюирование, картирование, проведение фокус-групп, работа с отдельными группами пользователей, организация проектных семинаров, организация проектных мастерских (воркшопов), проведение общественных обсуждений, проведение дизайн-игр с участием взрослых и детей, организация проектных мастерских со школьниками и студентами, школьные проекты (рисунки, сочинения, пожелания, макеты), проведение оценки эксплуатации территории;

— выбор на каждом этапе проектирования в отношении дворовой территории, общественных территорий максимально подходящих для конкретной ситуации механизмов, наиболее простых и понятных для всех заинтересованных в проекте сторон;

— выбор для проведения общественных обсуждений хорошо известных общественных и культурных центров (домов культуры, школ, молодежных и культурных центров), находящихся в зоне хорошей транспортной доступности, расположенных по соседству с объектом проектирования (общественных территорий);

— участие в общественных обсуждениях опытного модератора, имеющего нейтральную позицию по отношению ко всем участникам проектного процесса;

— по итогам встреч, проектных семинаров, воркшопов, дизайн-игр и любых других форматов общественных обсуждений формирование отчета, а также видеозаписи самого мероприятия, обеспечение его опубликования как на информационных ресурсах проекта, так и на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — сеть Интернет) для того, чтобы граждане могли отслеживать процесс развития проекта по благоустройству общественной территории, комментировать и включаться в этот процесс на любом этапе;

— обеспечение квалифицированного участия за счет публикации достоверной и актуальной информации о проекте по благоустройству общественных территорий, о результатах предпроектного исследования, а также самого проекта благоустройства не позднее чем за 14 дней до проведения самого общественного обсуждения;

в) рекомендуемые формы участия граждан, организаций в процессе обсуждения проекта муниципальной программы, отбора дворовых территорий, общественных территорий для включения в муниципальную программу:

— совместное определение целей и задач по развитию дворовых территорий, общественных территорий, инвентаризация проблем и потенциалов указанных территорий (применительно к дворовым территориям пределы инвентаризации и совместного принятия решений ограничиваются соответствующей дворовой территорий);

— определение основных видов активностей, функциональных зон и их взаимного расположения на выбранной общественной территории. К функциональным зонам общественных территорий по смыслу настоящих Методических рекомендаций относятся части общественных территорий, для которых определены границы и преимущественный вид деятельности (функция) для которой предназначена данная часть территории. Выделяются следующие функции общественных территорий:

а) общественная функция (организация пешеходных потоков на территориях, прилегающих к общественным учреждениям — объектам образования, здравоохранения, культуры, спорта, административным объектам, различным учреждениям обслуживания);

б) коммерческая функция (организация пешеходных потоков на территориях, прилегающих к объектам торговли, общественного питания и иным объектам коммерческой недвижимости);

в) транспортная функция (организация пешеходных потоков на территориях, прилегающих к объектам общественного транспорта, объектам парковки и хранения автомобилей, а также транзитных пешеходных потоков);

г) рекреационная функция (организация пешеходных потоков на территориях, прилегающих к досугово-развлекательным объектам (парки, скверы, детские и спортивные площадки, аттракционы, пляжи и другие);

д) событийная функция (организация пешеходных потоков в периоды массового скопления людей: во время праздников, народных гуляний, митингов, спортивных мероприятий и др.). В качестве особого случая событийной функции выделяется мемориальная (ритуальная) функция, предусматривающая массовые собрания людей перед важными мемориальными объектами (памятник, храм и др.);

— обсуждение и выбор типа оборудования, некапитальных объектов, малых архитектурных форм, включая определение их функционального назначения, соответствующих габаритов, стилевого решения, материалов дворовой территории, общественных территорий;

— консультации в выборе типов покрытий, с учетом функционального зонирования дворовой территории, общественных территорий;

— консультации по предполагаемым типам озеленения дворовой территории, общественных территорий;

— консультации по предполагаемым типам освещения и осветительного оборудования дворовой территории, общественных территорий;

— участие в разработке проекта благоустройства дворовой территории, общественных территорий, обсуждение решений с архитекторами, проектировщиками и другими профильными специалистами (применительно к дворовым территориям — с лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами);

— согласование проектных решений с участниками процесса проектирования и будущими пользователями, включая местных жителей (взрослых и детей), предпринимателей, собственников соседних территорий и других заинтересованных сторон;

— осуществление общественного (контроля собственников помещений в многоквартирных домах — применительно к дворовым территориям) контроля над процессом реализации проекта по благоустройству общественных территорий (включая как возможность для контроля со стороны любых заинтересованных сторон, так и формирование рабочей группы, общественного совета проекта, либо наблюдательного совета проекта);

— осуществление общественного контроля (контроля собственников помещений в многоквартирных домах — применительно к дворовым территориям) над процессом эксплуатации общественных территорий (включая как возможность для контроля со стороны любых заинтересованных сторон, так и формирование рабочей группы, общественного совета проекта, либо наблюдательного совета проекта для проведения регулярной оценки эксплуатации территории);

г) при реализации проектов по благоустройству дворовых территорий, общественных территорий рекомендуется обеспечить информирование граждан, организаций о планирующихся изменениях и возможности участия в этом процессе путем (но не ограничиваясь перечисленным):

— создания интерактивного портала в сети Интернет, предоставляющего наиболее полную и актуальную информацию — организованную и представленную максимально понятным образом для пользователей портала. Кроме того, такой портал решает задачи по обеспечению «онлайн» участия и регулярного информирования о ходе проекта, с публикацией фото, видео и текстовых отчетов по итогам проведения общественных обсуждений. При этом, рекомендуется обеспечить свободный доступ в сети Интернет к основной проектной и конкурсной документации, а также обеспечивать видеозапись публичных обсуждений проектов благоустройства общественных территорий и их размещение на специализированных ресурсах. Кроме того, рекомендуется обеспечить возможность публичного комментирования и обсуждения материалов проектов;

— работы с местными средствами массовой информации, охватывающими широкий круг людей разных возрастных групп и потенциальные аудитории проекта;

— вывешивания афиш и объявлений на информационных досках в подъездах жилых домов, расположенных в непосредственной близости к проектируемому объекту (дворовой территории, общественной территории), а также на специальных стендах на самом объекте; в наиболее посещаемых местах (общественные и торгово-развлекательные центры, знаковые места и площадки), в холлах значимых и социальных инфраструктурных объектов, расположенных по соседству с проектируемой территорией или на ней (поликлиники, дома культуры, библиотеки, спортивные центры), на площадке проведения общественных обсуждений (в зоне входной группы, на специальных информационных стендах);

— информирования местных жителей через школы и детские сады, в том числе через школьные проекты (например, путем организации конкурса рисунков, сбора пожеланий, сочинений, макетов, проектов, распространение анкет и приглашений для родителей учащихся);

— направления индивидуальных приглашений участников встречи лично, по электронной почте или по телефону;

— использования социальных сетей и интернет-ресурсов для донесения информации до различных общественных и профессиональных сообществ;

— установки интерактивных стендов с устройствами для заполнения и сбора небольших анкет, установки стендов с генеральным планом территории для проведения картирования и сбора пожеланий в местах пребывания большого количества людей;

— установки специальных информационных стендов в местах с большой проходимостью, на территории самого объекта проектирования (дворовой территории, общественных территорий). Стенды могут работать как для сбора анкет, информации и обратной связи, так и в качестве площадок для обнародования всех этапов процесса проектирования и отчетов по итогам проведения общественных обсуждений;

д) создание условий для осуществления общественного контроля как одного из действенных механизмов общественного участия, а именно:

— рекомендуется создавать условия для проведения общественного контроля по реализации проекта по благоустройству общественных территорий, в том числе в рамках организации деятельности общегородских интерактивных порталов в сети Интернет.

Общественный контроль по реализации проекта по благоустройству общественных территорий осуществляется любыми заинтересованными физическими и юридическими лицами, в том числе с использованием технических средств для фото-, видеофиксации, а также общегородских интерактивных порталов в сети Интернет. Информация о выявленных и зафиксированных в рамках общественного контроля нарушениях в связи реализацией проекта по благоустройству общественных территорий направляется для принятия мер в уполномоченный орган муниципального образования и (или) на общемуниципальный интерактивный портал в сети Интернет;

— общественный контроль по реализации проекта по благоустройству общественных территорий осуществляется с учетом положений действующего законодательства об обеспечении открытости информации и общественном контроле.

е) рекомендуется применение особого порядка представления предложений по благоустройству для дворовых территорий:

— проводится предварительное информирование собственников помещений в многоквартирных домах с разъяснением им возможностей представления предложений о благоустройстве дворовых территорий с привлечением бюджетных средств и условий предоставления такой поддержки;

— представители муниципальных образований направляются для участия в общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах, на которых принимаются решения о представлении предложений по дворовым территориям для включения в муниципальную программу;

— организуются отдельные встречи с представителями советов многоквартирных домов, общественных организаций, лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы, кооперативы и специализированные кооперативы) и их объединениями, арендаторами жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, действующими на территории муниципального образования в целях разъяснением им возможностей представления собственниками помещений в многоквартирных домах предложений о благоустройстве дворовых территорий с привлечением бюджетных средств и условий предоставления такой поддержки;

— организуется прием предложений о благоустройстве дворовых территорий в различных форматах (по электронной почте, нарочно (путем организации специального пункта приема предложений на территории уполномоченного органа).

3.6. Рекомендации по разработке проектов благоустройства

3.6.1. Разработку и реализацию проектов комплексного благоустройства территории рекомендуется осуществлять по следующим этапам.

1) Предпроектный анализ и формирование видения проекта — определение границ участка проектирования, анализ существующего положения, выявление индивидуальных особенностей и проблем территории, сбор исходных данных, а также идей и пожеланий местных жителей. Результаты взаимодействия заинтересованных общественных групп рекомендуется оформлять и визуализировать для максимально широкого доступа.

По итогам предпроектного анализа формируется видение — основные направления проектирования: преимущественные виды использования территории, общие подходы к функциональному зонированию, организации движения, освещению, озеленению и прочие.

Разработка видения — наиболее эффективная стадия для активного вовлечения жителей в обсуждение проекта. На этой стадии обсуждение строится не вокруг оценок архитектурно-дизайнерских решений, которые могут носить по преимуществу субъективный характер, а вокруг насущных потребностей и запросов граждан (главным образом, относительно характера использования территории), которые призван удовлетворить проект благоустройства. На предпроектном этапе рекомендуется определять временные сроки реализации проекта во всех стадиях, бюджетные и внебюджетные источники финансирования, возможности и ограничения и состав ответственных лиц. Кроме того, рекомендуется определить перечень организационных мероприятий для включения проекта в состав общественно значимых путем внесения изменений в региональную или муниципальную программу с последующей защитой бюджетных заявок как на строительство объекта, так и на последующую его эксплуатацию.

2) Подготовка дизайн-проекта — принципиальных архитектурно-дизайнерских и функционально-планировочных решений, определяющих облик, характер и виды использования территории. Такие решения рекомендуется обсуждать с жителями. Это последняя стадия процесса, когда изменения в проект можно внести без значительных временных, организационных и финансовых затрат. При этом продуктивность данных обсуждений во многом зависит от степени вовлеченности жителей на предыдущих этапах: чем она выше, тем позитивнее будет отклик на дизайн-проект.

3) Разработка проектно-сметной документации по благоустройству — архитектурных, планировочных, ландшафтных, дизайнерских, инженерно-технических решений, в том числе деталей и узлов, необходимых и достаточных для производства строительно-монтажных работ.

4) Выбор подрядчика и производство строительно-монтажных работ. Для обеспечения высокого качества работ, а также их соответствия проектным решениям рекомендуется организовать регулярный контроль и сопровождение строительства со стороны автора дизайн-проекта и разработчика проектно-сметной документации по благоустройству. К контролю за производством строительно-монтажных работ рекомендуется привлекать представителей из числа заинтересованных групп, участвовавших в обсуждении проекта на предыдущих стадиях.

5) Принятие результатов строительно-монтажных работ в эксплуатацию. На этом этапе рекомендуется с учетом особенностей функционирования построенного объекта определить дальнейшую функциональную связанность объекта с иными объектами благоустройства, разработать (доработать) укрупненную программу благоустройства объектов при внедрении системного прохождения этапов.

3.6.2. Для выбора лучших архитектурно-дизайнерских и функционально-планировочных решений в ходе подготовке дизайн-проекта благоустройства особо значимых территорий, к которым относятся открытые общественные пространства, отвечающие как минимум двум критериям — центральность расположения, историкокультурная и/или природная значимость, высокая популярность (востребованность) у населения, рекомендуется проводить творческий (публичный) архитектурный конкурс. Такой конкурс может быть открытым или закрытым. Он проводится по заранее объявленным правилам и освещаться публично. Победитель конкурса определяется решением жюри.

3.6.3. Качество проекта благоустройства общественного пространства рекомендуется оценивать в соответствии со следующими критериями.

— защита в рамках дорожного движения от несчастных случаев: средства защит пешеходов;

— защита от преступности и насилия: постоянное присутствие людей; просматриваемость территории из прилегающих объектов; пересечение по времени различных видов использования территории; хорошее освещение;

— защита от неблагоприятных физических ощущений: укрытие от ветра, дождя или снега, холода, жары; загрязненности окружающей среды, пыли, шума, яркого света.

— возможность для прогулки: наличие пространства для прогулок, отсутствие физических препятствий, хорошее покрытие, доступность для всех, в том числе представителей маломобильных групп населения, привлекательные фасады;

— возможность постоять, задержаться ненадолго: наличие понятной границы, рамки пространства, привлекательные для пребывания точки, возможность прислониться, облокотиться;

— возможность посидеть, провести некоторое время: наличие зон с сидячими местами, существование причины задержаться — привлекательный вид, солнце, люди, удобные скамейки для отдыха.

— возможность для обзора: разумная удаленность от объектов, свободный обзор, интересные виды, освещенность (в темное время суток);

— возможность говорить и слушать: низкий уровень шума, уличная мебель, образующая «пространство для разговора»;

— возможность для игр и тренировок: инфраструктура для тренировок, физической активности, упражнений и игр доступная круглые сутки в течение года;

— правильный масштаб: строения и площадки сомасштабные человеку;

— возможность наслаждаться: тенью или солнцем, теплом или прохладой, свежим ветром;

— положительное воздействие на органы чувств: качественный дизайн и детализация, добротные материалы, приятные виды, наличие деревьев, растений, воды.

3.7. Особенности осуществления контроля реализации региональной (муниципальной) программы

3.7.1. Контроль и координацию за ходом выполнения региональных программ, муниципальных программ, в том числе реализацией конкретных мероприятий в рамках указанных программ, рекомендуется осуществлять с участием созданной субъектом Российской Федерации межведомственной комиссии, в состав которой включаются представители заинтересованных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, политических партий и движений, общественных организаций, объединений предпринимателей и иных лиц, а также по согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе — представитель его аппарата на основании предложения высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, направленного на имя полномочного представителя (далее — МВК).

3.7.2. Организацию деятельности МВК рекомендуется осуществлять в соответствие с Положением о МВК, утвержденным с учетом предложений, подготовленных Минстроем России. При этом, проведение заседаний МВК рекомендуется осуществлять в открытой форме с использованием видеофиксации с последующим размещением соответствующих записей, протоколов заседаний в открытом доступе на сайте субъекта Российской Федерации.

3.7.3. В целях осуществления контроля и координации реализации муниципальной программы рекомендуется создавать на уровне муниципального образования общественную комиссию из представителей органов местного самоуправления, политических партий и движений, общественных организаций, иных лиц для организации такого обсуждения, проведения комиссионной оценки предложений заинтересованных лиц, а также для осуществления контроля за реализацией программы после ее утверждения в установленном порядке (далее — муниципальная общественная комиссия).

3.7.4. Организацию деятельности муниципальной общественной комиссии рекомендуется осуществлять в соответствие с Положением об общественной комиссии, утвержденной с учетом типовой формы, подготовленной Минстроем России. При этом, проведение заседаний муниципальной общественной комиссии рекомендуется осуществлять в открытой форме с использованием видеофиксации с последующим размещением соответствующих записей, протоколов заседаний в открытом доступе на сайте органа местного самоуправления.

3.8. Прогноз ожидаемых результатов реализации региональной (муниципальной) программы и характеристика вклада субъекта Российской Федерации в достижение результатов Проекта

3.8.1. В данном разделе рекомендуется указывать основные ожидаемые результаты реализации региональной (муниципальной) программы, оценку их влияния на функционирование экономики и социальной сферы субъекта Российской Федерации.

3.8.2. Оценку конечных результатов региональной (муниципальной) программы рекомендуется проводить по основным показателям, указанным в разделе «Характеристика текущего состояния сферы благоустройства субъекта Российской Федерации».

3.8.3. При оценке конечных результатов региональной (муниципальной) программы приводится также оценка ее влияния на экономические, демографические, социальные показатели, в том числе оценка дополнительного прироста рабочих мест, оценка изменения параметров качества жизни населения.

Кроме того, в данном разделе целесообразно привести описание основных рисков, оказывающих влияние на конечные результаты реализации мероприятий региональной программы, к числу которых относятся:

бюджетные риски, связанные с дефицитом регионального и местных бюджетов и возможностью невыполнения своих обязательств по софинансированию мероприятий региональной (муниципальной) программы;

социальные риски, связанные с низкой социальной активностью населения, отсутствием массовой культуры соучастия в благоустройстве дворовых территорий и т.д.;

управленческие (внутренние) риски, связанные с неэффективным управлением реализацией региональной (муниципальной) программы, низким качеством межведомственного взаимодействия, недостаточным контролем над реализацией региональной (муниципальной) программы и т. д.

иные риски, которые могут препятствовать выполнению региональной (муниципальной) программы.

При выявлении и описании рисков рекомендуется анализировать и учитывать положения соответствующих разделов паспорта Приоритетного проекта.

3.8.4. В рамках мер по предотвращению рисков описывается комплекс мероприятий и способов снижения вероятности возникновения неблагоприятных последствий в целях обеспечения бесперебойности реализации мероприятий региональной программы.

3.9. Состав основных мероприятий, а также показатели результативности региональной (муниципальной) программы

3.9.1. В региональной (муниципальной) программе рекомендуется привести обоснование основных мероприятий с указанием целевых показателей и сроков их реализации.

3.9.2. Включение в региональную (муниципальную) программу основных мероприятий целесообразно осуществлять исходя из необходимости комплексного решения поставленных задач и достижения целей, направленных на повышение уровня благоустройства территории муниципальных образований, субъекта Российской Федерации.

3.9.3. При формировании мероприятий муниципальной программы помимо включения мероприятий по благоустройству дворовых территорий, отобранных на основании предложений собственников помещений в многоквартирных домах, а также мероприятий по благоустройству общественных территорий, рекомендуется исходить из необходимости включения в муниципальную программу иных мероприятий, которые в текущем режиме обеспечивают надлежащее состояние и эксплуатацию элементов благоустройства на территории муниципального образования (организация уборка мусора, освещения, озеленения общественных территорий), и тем самым обеспечивают поддержание территории муниципального образования в надлежащем, комфортном состоянии.

Пример формулирования задач региональной (муниципальной) программы и основных мероприятий приведены в таблице № 3.

www.garant.ru

Опубликовано в Блог