SdelanoRI.ru

Ваш адвокат

Как указать налоговый период по налогу на прибыль

Содержание:

Как заполнять и сдавать декларацию по налогу на прибыль при наличии обособленного подразделения

Представление декларации

Если у вас есть обособленные подразделения (ОП), через которые вы платите налог на прибыль, то вам следует (п. 1.4 Порядка заполнения декларации):

1) заполнять отдельные декларации по каждому такому ОП и представлять их в ИФНС по месту учета ОП;

2) заполнять декларацию по головному подразделению организации (ГП), т.е. по организации в целом. Эта декларация формируется с учетом особенностей, рассмотренных ниже.

Особенности заполнения декларации по организации в целом

1. В декларацию надо включить Приложения N 5 к Листу 02, заполненные (п. п. 1.4, 10.1 Порядка заполнения декларации):

— по каждому ОП, через которое вы платите налог на прибыль;

— по организации в целом без учета ОП.

Порядок заполнения Приложений N 5 приведен ниже.

2. В строках 140 и 160 Листа 02 надо поставить прочерки.

3. В строке 180 Листа 02 надо указать сумму показателей строк 070 всех Приложений N 5 к Листу 02. Поэтому полностью заполнить Лист 02 можно только после заполнения всех Приложений N 5. В то же время для заполнения Приложений N 5 требуются данные, указанные в Листе 02. Таким образом, Лист 02 и Приложения N 5 к Листу 02 формируются параллельно.

4. В подразделах 1.1 и 1.2 разд. 1 указываются данные только о тех авансовых платежах в региональный бюджет, которые подлежат уплате по месту нахождения ГП. Эти данные также надо взять из Приложения N 5 по ГП. В частности (п. п. 4.2.3, 4.3.2 Порядка заполнения декларации):

— в строки 070 и 080 подраздела 1.1 разд. 1 переносятся данные из строк 100 и 110 Приложения 5 к Листу 02;

— в строках 220 — 240 подраздела 1.2 указывается 1/3 величины, указанной в строке 120 Приложения N 5 к Листу 02.

Порядок заполнения Приложения N 5 к Листу 02

В этом Приложении укажите (п. п. 10.2 — 10.5, 10.7 — 10.8 Порядка заполнения декларации):

1) в строке 030 — данные из строки 120 Листа 02;

2) в строке 040 — долю прибыли ОП (группы ОП или ГП), по которому составляете Приложение N 5 Листа 02;

3) в строке 050 — произведение показателей строк 030 и 040 Приложения N 5 Листа 02;

4) в строке 060 — ставку, по которой ОП (ГП) платит налог в региональный бюджет;

5) в строке 070 — произведение показателей строк 050 и 060 Приложения N 5 Листа 02;

— если вы платите квартальные авансовые платежи и ежемесячные платежи в течение квартала — сумму строк 070 и 120 Приложения N 5 к Листу 02 декларации за предыдущий отчетный период. В декларации за I квартал в строку 080 переносятся данные из строки 121 Приложения N 5 к Листу 02 декларации за 9 месяцев прошедшего года;

— если вы платите только квартальные авансовые платежи или ежемесячные платежи исходя из фактической прибыли — данные из строки 070 Приложения N 5 к Листу 02 декларации за предыдущий отчетный период. В декларации за первый отчетный период поставьте прочерк;

7) в строке 100 разницу строк 070 и 080. Если результат равен нулю или меньше нуля — ставьте прочерк;

8) в строке 110 разницу строк 080 и 070. Если результат равен нулю или меньше нуля — ставьте прочерк;

— если вы платите квартальные авансовые платежи и ежемесячные платежи в течение квартала — произведение строки 310 Листа 02 и строки 040 заполняемого Приложения N 5 к Листу 02. В декларации за год поставьте прочерк;

— если вы платите только квартальные авансовые платежи или ежемесячные платежи исходя из фактической прибыли — опять же ставьте прочерк;

10) в строке 121:

— если вы платите квартальные авансовые платежи и ежемесячные платежи в течение квартала — данные из строки 120 заполняемого Приложения N 5 к Листу 02. Строка 121 заполняется только при составлении декларации за 9 месяцев. В декларациях за другие периоды в этой строке ставится прочерк;

— если вы платите только квартальные авансовые платежи или ежемесячные платежи исходя из фактической прибыли — ставьте прочерк.

Порядок заполнения декларации по ОП

Декларация по ОП состоит из:

— одного Приложения N 5 к Листу 02;

— подразделов 1.1 и 1.2 разд. 1.

Приложения N 5 к Листу 02 по каждому ОП вы уже сформировали при составлении декларации по организации. Остальные листы и разделы декларации заполняются так.

В титульном листе укажите:

— в поле «КПП» — КПП ОП;

— в поле «Представляется в налоговый орган (код)» — код ИФНС по месту нахождения ОП, в которую подается декларация;

— в поле «По месту нахождения (учета) (код)» — 220;

— в поле «организация/обособленное подразделение» — полное наименование ОП.

В подразделе 1.1 разд. 1 укажите (п. 4.2.3 Порядка заполнения декларации):

— в строках 040 и 050 — прочерки;

— в строке 070 — данные из строки 100 Приложения N 5 к Листу 02;

— в строке 080 — данные из строки 110 Приложения N 5 к Листу 02.

Подраздел 1.2 разд. 1 нужен только тем организациям, которые платят квартальные авансовые платежи и ежемесячные платежи в течение квартала. При заполнении этого подраздела укажите (п. 4.3.2 Порядка заполнения декларации):

— в строках 120 — 140 — прочерки;

— в строках 220 — 240 — 1/3 суммы, отраженной в строке 120 Приложения N 5 к Листу 02.

В декларацию за год подраздел 1.2 разд. 1 не включается (п. 1.1 Порядка заполнения декларации).

Пример. Заполнение декларации при наличии ОП

ООО «Альфа» состоит на налоговом учете в ИФНС N 20 по г. Москве. У организации есть обособленное подразделение в г. Домодедове Московской области, именуемое «Бета» (ИФНС по г. Домодедово, код 5009). Других ОП у нее не имеется.

Организации присвоен КПП:

— по месту нахождения организации — 772001001;

— по месту нахождения ОП — 500945001.

Ставка налога на прибыль, уплачиваемого в региональный бюджет по месту нахождения как ГП, так и ОП, — 18% (у организации нет права на пониженную налоговую ставку).

Организация уплачивает ежемесячные авансовые платежи в течение квартала.

Сумма ежемесячных авансовых платежей, начисленных ею на I квартал, составила 1 074 053 руб. (строка 320 Листа 02 декларации за 9 месяцев 2014 г.), в т.ч.:

1) в федеральный бюджет — 107 405 руб. (строка 330 Листа 02 декларации за 9 месяцев 2014 г.);

2) в региональный бюджет — 966 648 руб. (строка 340 Листа 02 декларации за 9 месяцев 2014 г.), в т.ч.:

— по месту нахождения ГП — 753 126 руб. (строка 121 Приложения N 5 к Листу 02 по ГП декларации за 9 месяцев 2014 г.);

— по месту нахождения ОП — 213 522 руб. (строка 121 Приложения N 5 к Листу 02 по ОП декларации за 9 месяцев 2014 г.).

По итогам I квартала 2015 г.:

1) налоговая база в целом по организации составила 4 800 000 руб.;

2) доля прибыли ГП за I квартал составила 81,15%. Налоговая база исходя из доли — 3 895 200 руб. (4 800 000 руб. x 81,15%);

3) доля прибыли ОП за I квартал составила 18,85%. Налоговая база исходя из доли — 904 800 руб. (4 800 000 руб. x 18,85%);

3) сумма исчисленного налога в федеральный бюджет равна 96 000 руб. (4 800 000 руб. x 2%);

4) сумма исчисленного налога в региональный бюджет составила:

— по ГП — 701 136 руб. (3 895 200 руб. x 18%);

— по ОП — 162 864 руб. (904 800 руб. x 18%);

— всего — 864 000 руб. (701 136 руб. + 162 864 руб.);

5) сумма исчисленного налога всего — 960 000 руб. (96 000 руб. + 864 000 руб.);

6) сумма ежемесячных авансовых платежей, начисленных к уплате в федеральный бюджет во II квартале, равна 96 000 руб.;

7) сумма ежемесячных авансовых платежей, начисленных к уплате в региональный бюджет во II квартале, составляет:

— по ГП — 701 136 руб. (864 000 руб. x 81,15%);

— по ОП — 162 864 руб. (864 000 руб. x 18,85%);

8) ежемесячный платеж, подлежащий уплате в каждом месяце II квартала, составляет:

— в федеральный бюджет — 32 000 руб. (96 000 руб. / 3);

— в региональный бюджет по месту нахождения ГП — 233 712 руб. (701 136 руб. / 3);

— в региональный бюджет по месту нахождения ОП — 54 288 руб. (162 864 руб. / 3).

9) сумма налога к уменьшению равна:

— в федеральный бюджет — 11 405 руб. (107 405 руб. — 96 000 руб.);

— в региональный бюджет по месту нахождения ГП — 51 990 руб. (753 126 руб. — 701 136 руб.);

— в региональный бюджет по месту нахождения ОП — 50 658 руб. (213 522 руб. — 162 864 руб.).

Декларация по налогу на прибыль за I квартал, представляемая по месту учета ГП, будет выглядеть так (приводятся только необходимые для иллюстрации примера строки, которые заполнены по правилам для декларации, представляемой в ИФНС в бумажном виде (п. 2.3 Порядка заполнения декларации).

Декларация по налогу на прибыль за I квартал, представляемая по месту учета ОП, будет выглядеть так (приводятся только необходимые для иллюстрации примера строки, которые заполнены по правилам для декларации, представляемой в ИФНС в бумажном виде (п. 2.3 Порядка заполнения декларации).

Если у вас есть ОП, но налог на прибыль за них вы платите в ИФНС по месту учета ГП, то по таким ОП не надо (п. 1.4 Порядка заполнения декларации, Письмо ФНС от 11.04.2011 N КЕ-4-3/5651@):

vuzirossii.ru

Расхождение НДС и налога на прибыль: как пояснить

5 июля 2016 80228

Популярное по теме

Н алогоплательщики сдали отчетность за 2015 год и за I квартал 2016 года. И сразу по двум этим периодам посыпались запросы из инспекций с требованием пояснить показатели, отраженные в бухгалтерской и налоговой отчетности. Инспекторы требуют обосновать и долю вычетов по НДС.

Многие компании старательно объясняют все, что интересует фискалов. Однако действительно ли надо писать подробные пояснения в ответ на запрос? Возможно, и без них имеется логическое объяснение пресловутым «расхождениям» в отчетности. Отдельные показатели в декларациях вообще не должны совпадать. А значит, расхождения отсутствуют и объяснять нечего. Налоговикам об этом должно быть хорошо известно.

Компания, которая обратилась ко мне за помощью, также получала запросы от фискалов с требованием пояснить показатели, отраженные в отчетности. Организация имела множество филиалов, поэтому количество запросов, поступающих от разных инспекций, угрожающе нарастало. В связи с этим назрела необходимость систематизировать все полученные запросы и требования.

Руководство компании решило оптимизировать работу бухгалтерии. Это было нужно для того, чтобы отказаться от копирования лишних документов и написания ненужных пояснений. Ведь все отнимало массу рабочего времени. Начальство пришло к выводу, что нужно выработать единый подход к формированию пояснений при неправомерных запросах.

Нужно ли пояснять расхождение между НДС и налогом на прибыль

Компания получила требование о представлении пояснений по форме, утвержденной в приложении № 1 к приказу ФНС России от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@ . Причина направления требования — камеральная проверка. Фискалы запросили пояснения по показателям, отраженным в отдельных строках бухгалтерского баланса ( приложение № 1 к приказу Минфина России от 02.07.10 № 66н ). И еще потребовали приложить документы, подтверждающие причины уменьшения показателя «Финансовые вложения» в активе баланса.

Но Налоговый кодекс не допускает камеральных проверок бухгалтерской отчетности! Контролеры вправе истребовать документы и пояснения по вопросам, связанным с исчислением и уплатой налогов ( подп. 1 п. 1 ст. 31 , ст. 88 , 93 НК РФ). А бухгалтерская отчетность необходима пользователям этой отчетности для принятия ими экономических решений ( ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.11 № 402‑ФЗ ).

К тому же налоговые органы контролируют соблюдение налогового законодательства (положение о ФНС, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.09.04 № 506), бухгалтерской отчетностью занимается Минфин России (ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 06.12.11 № 402‑ФЗ, постановление Правительства РФ от 30.06.04 № 329). Поэтому в требовании инспекция может сослаться на проведение камеральной проверки конкретной декларации и на ее показатели. А требовать пояснения и документы в отношении бухгалтерской отчетности инспекторы не вправе.

Однако стоит все же ответить на такой запрос инспекции. Грамотный отказ в представлении пояснений убережет компанию от получения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (ст. 101.4 НК РФ), а также от необходимости дальнейшего оспаривания этого акта.

С моей помощью организация подготовила письмо с отказом от исполнения требования инспекции. В ответе на требование о представлении пояснений компания указала, что налоговое законодательство не предусматривает камералок в отношении бухгалтерской отчетности. При этом у фискалов отсутствуют полномочия по ее контролю.

Нет прямой связи между «прибыль и НДС»

Практически каждая компания получала требование о представлении пояснений в рамках камеральной проверки по НДС. Зачастую фискалы просят объяснить причины расхождений показателей, из которых складывается выручка в годовой декларации по налогу на прибыль, с размером налоговых баз, отраженных в декларациях по НДС за все четыре квартала отчетного года. Какие документы на камералке по НДСтребовать незаконно >>>

В моем случае компания получила такое требование в рамках камеральной проверки декларации по НДС за IV квартал 2015 года. Вдобавок инспекторы потребовали пояснить, почему доля вычетов по НДС превышает 89 процентов. Это допустимая доля вычетов, используемая компаниями для самостоятельной оценки рисков включения в план проверок (приложение № 2 к приказу ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@ далее — Концепция). В III квартале 2015 года доля вычетов составляла 93 процента, в IV квартале 2015 года — 92 процента.

Камеральная проверка проводилась за IV квартал 2015 года — требовать пояснения инспекторы могли только за этот период. В письме компания напомнила фискалам, что налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ). Однако при подготовке ответа возникли трудности. Оказалось, что пояснить конкретную причину расхождений в декларациях затруднительно.

Дело в том, что понятие «доход» для целей налога на прибыль (ст. 248–251 НК РФ) и понятие «налоговая база» для целей НДС не являются тождественными. Следовательно, выручка для целей исчисления налога на прибыль и налоговая база для целей НДС могут быть разными. Компания осуществляла как облагаемые НДС операции, так и операции, не подлежащие налогообложению (ст. 149 НК РФ). Расхождения в показателях могут возникать не только из-за указанных нюансов, но и вследствие применения вполне законных способов оптимизации. Это, в частности, выставление счетов-фактур в более позднем периоде. Такой способ часто применяется в конце года, когда компания закрывает крупные контракты. Она может получить существенную выручку, возрастет и сумма НДС к уплате. К этой сумме прибавляются авансы от покупателей, с которых также необходимо исчислить НДС (п. 1 ст. 167 НК РФ).

В этом случае по товарам (авансам), отгруженным (полученным) в последних числах отчетного года, счета-фактуры выставляются в начале следующего года. Ведь поставщик должен выставить покупателю счет-фактуру в течение пяти дней с момента отгрузки или получения аванса (п. 3 ст. 168 НК РФ). А значит, есть возможность перенести уплату НДС с 25 января 2016 года на 25 апреля 2016 года (п. 1 ст. 174 НК РФ). Конечно, объяснять такие причины расхождений в спорных декларациях организации хотелось меньше всего.

Поэтому общество решило отказать и в этой части требования. Дело в том, что инспекторы чаще всего требуют пояснения в связи с ошибками или противоречиями в декларациях (п. 3 ст. 88 НК РФ). И компания попросила налоговиков указать, в чем состоят эти ошибки или противоречия. Мы также обратились к инспекторам с просьбой дать ссылку на нормативный правовой акт, в котором говорится, что выручка для целей исчисления налога на прибыль должна равняться налоговой базе по НДС. В письме общество подчеркнуло, что главами 21 и 25 НК РФ установлен разный порядок формирования этих показателей.

Какие бывают требования по НДС

Подсчитав данные за 12 месяцев, компания пришла к выводу, что доля вычетов превышает 89 процентов. Чтобы выяснить, что влияет на этот показатель, мы детально разобрали декларации по НДС.

Выяснилось, что инспекция включила в расчет весь НДС с учетом авансов как начисленный к уплате в бюджет, так и заявленный к вычету. Однако ФНС России считает, что доля вычетов по НДС должна рассчитываться без учета начислений и вычетов по авансам ( письмо от 17.07.13 № АС-4-2/12722 ). Пересчитав долю вычетов, можно убедиться, как сильно поменяется результат, если учитывать в формуле только показатели НДС, начисленного и предъявленного с завершенных сделок и операций.

В нашем случае пересчет дал корректировку в нужную сторону. Без учета авансового НДС доля вычетов уменьшилась на 2 процента и отклонение в IV квартале 2015 года составило всего 1 процент. Пересчитав долю вычетов за счет сумм НДС с авансов выданных и полученных, компания пришла к выводу, что суммы предоплаты являются основной причиной, оказывающей влияние на уровень доли вычетов. То есть деятельность, связанная с реализацией в расчетном периоде, фактически не дает отклонений в доле, предусмотренной Концепцией. Данные объяснения вместе с контррасчетами компания направила в инспекцию.

Какие бывают требования по налогу на прибыль

Требования по налогу на прибыль часто бывают не менее загадочными и даже более трудоемкими для объяснений, чем по НДС. Компания получила требование в рамках камеральной проверки декларации по налогу на прибыль за 2015 год с просьбой объяснить расхождения между расходами, отраженными в отчете о финансовых результатах ( приложение № 1 к приказу Минфина России от 02.07.10 № 66н ) и расходами, указанными в декларации по налогу на прибыль. Еще инспекторы задали вопрос о том, «почему налоговая база за 2015 год не изменилась по сравнению с налоговой базой за 9 месяцев 2015 года при существенном увеличении сумм выручки».

Подход к написанию пояснений по таким вопросам зависит от желания и скрупулезности главбуха. Если сумма расходов в налоговом учете меньше, чем в бухгалтерском, то можно ограничиться кратким ответом, что разница образовалась за счет расходов, не принимаемых для целей налогообложения. Прикладывать документы или нет, решает сама компания. Ведь требовать документы при камералке инспекция может лишь в ограниченном количестве случаев.

Компания объяснила, что увеличение расходов произошло в конце 2015 года в связи с созданием резерва по сомнительным долгам в налоговом учете. Из-за этого возникла разница между бухгалтерским и налоговым учетом и существенно не увеличилась налоговая база по налогу на прибыль.

www.nalogplan.ru

Платежка по налогу на прибыль: образец 2017 года

Обновление: 4 октября 2017 г.

Образец платежного поручения по налогу на прибыль

Обязанность по уплате налога на прибыль будет считаться исполненной после расчета налога, составления декларации и перечисления налога в бюджет. При этом в течение налогового периода организации уплачивают либо ежемесячные, либо квартальные авансовые платежи (в зависимости от оборота компании). Особенностью уплаты налога на прибыль в бюджет является то, что, несмотря на то, что сам налог является федеральным, он поступает сразу в два бюджета – федеральный и региональный. Соответственно, организация должна разграничить налог в установленной пропорции и составить два платежных поручения по налогу на прибыль.

Что нового в платежке по налогу на прибыль с 2017 года

Напомним, что раньше соотношение поступлений в бюджеты было следующим – 2 и 18 процентов. Начиная с 2017 года в законодательство по указанному вопросу внесены изменения. Теперь распределять поступление налога нужно следующим образом – 3 процента в федеральный бюджет и 17 процентов в региональный (если у организации не имеется какой-либо льготы, когда возможно применение пониженной налоговой ставки вплоть до 12,5 процентов). В связи с этим необходимо учитывать, что в платежных поручениях код бюджетной классификации (КБК) по федеральным и региональным бюджетам будет разный, в этом будет состоять отличие при заполнении этих двух платежек (кроме назначения платежа при уплате налога на прибыль). Сразу отметим, что сами КБК по указанному налогу в 2017 году не изменились:

  • 182 1 01 01011 01 1000 110 для федерального бюджета;
  • 182 1 01 01012 02 1000 110 для регионального бюджета.
  • Как заполнить платежное поручение по налогу на прибыль

    Все основные реквизиты не претерпели каких-либо изменений. Таким образом, порядок заполнения платежных поручений по налогу на прибыль в 2017 году не будет отличаться от заполнения платежек за предыдущие налоговые и отчетные периоды.

    В платежку необходимо занести информацию о налогоплательщике (название, ИНН, КПП, номер счета, сведения о банке и др.), а также указать сведения о получателе (наименование УФК, название инспекции, ее ИНН, КПП, банковские реквизиты). Актуальные данные лучше всего уточнить на официальном сайте nalog.ru, воспользовавшись сервисом «Адреса и платежные реквизиты вашей инспекции», либо получить данные непосредственно в инспекции по месту постановки на налоговый учет.

    Кратко остановимся на заполнении остальных реквизитов.

    Во избежание возможной путаницы с поступлением налога важно при заполнении графы 107 правильно указать налоговый период, за который производится уплата налога на прибыль. Если организация в 2017 году уплачивает ежемесячные авансовые платежи, необходимо указывать, например, МС.01.2017, МС.02.2017, если ежеквартальные, то КВ.01.2017, КВ.02.2017. В поле 106 необходимо указать «ТП», что означает текущий платеж. УИН (универсальный идентификатор платежа) в поле 22 не заполняем, поскольку при уплате текущих платежей он отсутствует. В поле 21 необходимо указать очередность платежа 5 (также означает текущие платежи). Поле 110 не заполняется, оставляем пустым.

    В графе 109 необходимо проставить дату подписания декларации по налогу на прибыль. В случае же, если производится уплата ежемесячных платежей, указывается «0». ОКТМО уточняется по месту нахождения ИФНС, в которой администрируется налогоплательщик. Порядок заполнения остальных реквизитов приведен в образце платежного поручения по налогу на прибыль 2017 года.

    В настоящее время имеющиеся различные сервисы помогают заполнить платежные документы без каких-либо особенных сложностей. Вместе с тем, чтобы быть полностью уверенными в правильности заполнения документа, необходимо понимать значение и содержание каждого поля, а также знать, где и как найти его содержимое. Для этого рекомендуется ознакомиться с Приказом Минфина № 107н, Положением Банка России № 383-П , многочисленными разъяснениями ФНС и Минфина России.

    Скачать образец платежного поручения по налогу на прибыль

    glavkniga.ru

    Методы определения прямых и косвенных расходов производства в налоговом учете программы 1С Бухгалтерия 8

    Продолжаем настраивать учетную политику организаций в программе 1С:Бухгалтерия 8 ред. 2.0. Если вы не знакомы с первыми двумя частями, то найти и ознакомиться сними можно по ссылкам.

    Плательщикам налога на прибыль, которые занимаются производством продукции, выполнением работ и оказанием производственных услуг, необходимо производственные расходы в 1С Бухгалтерия 8 разделить на прямые расходы и косвенные расходы.

    Методы определения прямых и косвенных расходов производства в налоговом учете программы 1С Бухгалтерия 8 описываются в одноименном регистре сведений. Пользователь должен самостоятельно указать в нем перечень прямых расходов производства в налоговом учете 1С. Все, что не указано в этом регистре программа 1С интерпретирует, как косвенные расходы производства.

    Мы с вами на конкретных примерах научимся, определять прямые расходы производства в налоговом учете программы 1С Бухгалтерия 8.2. Очень важно, чтобы распределением прямых расходов в 1С занимался человек, владеющий бухгалтерским и налоговым учетом.

    1. Прямые и косвенные расходы производства

    Статьями 271-273 главы 25 НК РФ для плательщиков налога на прибыль предусмотрены два альтернативных способа определения доходов и расходов. Желаемый способ необходимо закрепить в учетной политике организации.

  • Метод начисления. Является универсальным и подходит на все случаи жизни.
  • Кассовый метод. Иногда удобнее, но обладает рядом ограничений.
  • Плательщиками налога на прибыль являются организации, применяющие общую систему налогообложения (ОСНО). Для этих организаций в программе 1С Бухгалтерия 8 применяется только метод начисления.

    Согласно п. 1 ст. 318 НК РФ плательщики налога на прибыль, применяющие метод начисления, расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг), обязаны вести разделяя их на прямые и косвенные расходы. Объясняется это разными условиями их признания в налоговом учете, см. п.2 ст. 318 НК РФ.

  • Косвенные расходы. Косвенные расходы на производство и реализацию, осуществленные в текущем отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме признаются расходами в этом же налоговом периоде. То есть, даже, если в текущем периоде не было реализации, все равно косвенные расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль этого периода.
  • Прямые расходы. Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции (работ, услуг), в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 настоящего Кодекса. То есть с учетом остатка незавершенного производства.
  • Исключением могут быть случаи, когда организация оказывает производственные услуги. Такие налогоплательщики имеют право относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

    Подписчики на ИТС с подробностями признания прямых и косвенных расходов могут ознакомиться в статье «Расходы, связанные с производством» на сайте интернет-версии ИТС.

    Перечень прямых расходов законодательством не регламентирован. Это означает, что организация самостоятельно определяет в учетной политике перечень прямых расходов, но с учетом положений п. 1 ст. 318 НК РФ.

  • Материальные затраты. Определяются в соответствии с пп.1 и пп.4 п. 1ст. 254.
  • Расходы на оплату труда. Расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда.
  • Амортизация. Суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
  • Для разделения прямых и косвенных затрат в налоговом учете в конфигурации 1С:Бухгалтерия 8 предназначен регистр сведений «Методы определения прямых и косвенных расходов производства в налоговом учете».

    Но прежде, чем изучать его, откройте «ПРЕДПРИЯТИЕ \ План счетов \ План счетов бухгалтерского учета» и обратите внимание на следующие моменты. Те счета, на которых ведется налоговый учет, помечены признаком ведения налогового учета – наличие флага в графе «НУ». На счетах затрат (20, 23, 25, 26) также установлен признак налогового учета. Кроме того на этих счетах имеется субконто «Статьи затрат».

    В свою очередь статьи затрат описываются в одноименном справочнике «Статьи затрат». Среди реквизитов этого справочника есть реквизит «Вид расхода». Его значение используется в целях налогового учета.

    Если бы весь перечень статей затрат можно было бы разделить на два непересекающихся списка (прямые и косвенные статьи затрат), то достаточно было бы просто создать два соответствующих справочника и на этом решить задачу разделения затрат на прямые и косвенные.

    Однако сложность в том, что одна и та же статья затрат в одних ситуациях может относиться к прямым расходам, в других к косвенным расходам. Например, статья затрат с видом расхода «Оплата труда». Для оплаты труда производственного персонала это прямой расход. А вот оплата труда управленческого персонала – это косвенный расход.

    2. Регистр сведений «Методы определения прямых и косвенных расходов производства в налоговом учете»

    Выше мы уже отметили, что для разрешения этой задачи в конфигурацию введен периодический регистр сведений «Методы определения прямых и косвенных расходов производства в налоговом учете».

    Не редко можно слышать следующую фразу. Этот регистр содержит список прямых расходов. Все расходы, которые не описаны в нем являются косвенными расходами. Это не совсем так. Он содержит не список прямых расходов, а список правил (условий) определения прямых расходов. Каждая запись это условие. Если для расхода выполняется хотя бы одно описанное в регистре условие, то такой расход в программе признается прямым расходом. Для тех расходов, для которых не выполняется ни одно условие, являются косвенными расходами.

    Часто записи в этом регистре называют шаблонами или масками. Возможно, что пока это все не очень понятно. Поэтому давайте разбираться по порядку.

    Перечень прямых расходов организация самостоятельно утверждает в своей учетной политике. Следовательно, регистрировать его лучше всего через форму регистра сведений «Учетная политика организаций». Перейдите на закладку «Налог на прибыль» и нажмите на кнопку «Указать перечень прямых расходов».

    Если для данной организации регистр сведений «Методы определения прямых и косвенных расходов производства в налоговом учете» еще не содержит ни одной записи, то программа предложит заполнить его автоматически.

    Не стоит долго думать над выбором кнопки. По истечению приблизительно 20 секунд программа откроет регистр для ручного формирования в нем нужных записей. В принципе можно закрыть его и снова нажать на кнопку «Указать перечень прямых расходов».

    Не удивляйтесь, если при открытии данного регистра по команде «ОПЕРАЦИИ \ Регистр Сведений \ Методы определения прямых и косвенных расходов производства в налоговом учете» программа не предложит заполнить. В этом режиме она действительно не предлагает заполнить его.

    После нажатия на кнопку «Да» регистр заполнится следующими записями.

    Каждая запись в этом регистре представляет собой условие для признания расхода прямым расходом.

    Фактическое разделение расходов в налоговом учете на прямые и косвенные производится в конце месяца регламентным документом «Закрытие счетов (20, 23, 25, 26)».

    На примере 1-й записи посмотрим, как «рассуждает» документ «Закрытие счетов (20, 23, 25, 26)», чтобы признать расход прямым или косвенным. Упрощенно можно выделить следующие этапы «принятия» им решения.

  • 1-й шаг. Для текущего месяца (например, март 2012 года), для организации «Торговый дом «Комплексный», в регистре бухгалтерии «Журнал проводок (бухгалтерский и налоговый учет)» документ находит все записи (проводки по бухгалтерскому учету) типа 20.01\69.11.
  • 2-й шаг. Среди найденных записей для дальнейшего анализа остаются только те, дата которых не раньше, чем дата шаблона в регистре «Методы определения прямых и косвенных расходов производства в налоговом учете». В нашем примере это 01.01.2012.
  • 3-й шаг. Так как в шаблоне регистра реквизит «Подразделение» не указан, то далее рассматриваются записи 20.01\69.11, сделанные в любом подразделении организации.
  • 4-й шаг. Реквизит «Статья затрат» тоже не заполнен, но это не означает, что рассматриваются любые статьи затрат. Принимаются во внимание только те статьи затрат, у которых в реквизите «Вид расхода» указано значение «Прочие расходы». Почему так? Да потому, что в рассматриваемой записи, в реквизите «Вид расходов НУ» указано значение «Прочие расходы».
  • Таким образом, если запись 20.01\69.11, сделанная в бухгалтерском учете удовлетворяет всем перечисленным условиям, то ее сумму программа отнесёт к прямым расходам.

    Если в бухгалтерском учете обнаружен расход, для которого не найдено подходящего шаблона в данном регистре, то в налоговом учете данный расход признается косвенным и его программа списывает в дебет соответствующего субсчета счета 90.08 «Управленческие расходы».

    А теперь внимательнее разберемся с реквизитами регистра сведений «Методы определения прямых и косвенных расходов производства в налоговом учете». В нем присутствуют две группы реквизитов: Обязательные и Дополнительные.

  • Дата. Здесь указываем дату, начиная с которой действует данная запись регистра. Если со временем учетная политика по перечню прямых расходов изменится, то надо будет вводить новые записи с новыми датами их активности.
  • Организация. Каждая организация самостоятельно определяет свой перечень прямых расходов. Так как в этом регистре прямые расходы хранятся по всем организациям, то для каждой записи обязательно следует указать ее принадлежность той или иной организации.
  • Вид расходов в НУ. ТВид расхода в соответствии с классификаций в п. 1 ст. 318 НК РФ. Выбор вида расхода в НУ ограничивает список возможных статей затрат. Для данной записи могут рассматриваться только те статьи затрат, у которых в реквизите «Вид расхода» указано такое же значение, как и в реквизите «Вид расходов в НУ».
  • Дополнительные (необязательные) реквизиты.

    • Подразделение. Указываем то подразделение, затраты по которому в соответствии с принятой учетной политикой являются прямыми. Обычно это производственные подразделения. Если подразделение не указано, то рассматриваются затраты по всем подразделениям.
    • Счет Дт. При необходимости можно указать любой из 4-х счетов учета затрат: 20, 23, 25 или 26. Если счет не указан, то по умолчанию предполагается любой из этих счетов.
    • Счет Кт. При необходимости можно указать любой счет, корреспондирующий по дебету со счетом затрат в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов (Приказ 94н).
    • Статья затрат. Программа позволит указать только ту статью затрат, у которой значение реквизита «Вид расхода» совпадает со значением реквизита «Вид расходов в НУ» в рассматриваемом регистре сведений.
    • Очень важно понимать, что до закрытия месяца расходы организации на производство не разделяются на прямые и косвенные расходы. В соответствие с настройками Плана счетов они, как расходы, отражаются в момент регистрации хозяйственной операции в бухгалтерском учете (БУ) и в налоговом учете (НУ).

      Не менее важно понимать в зависимости, от каких настроек возникают те или иные проводки в БУ и в НУ. Для наглядности рассмотрим следующий пример. Пусть документом «Требование-накладная» на счет 26 «Общехозяйственные расходы» списаны материалы. Пусть также для простоты в регистре сведений «Методы определения прямых и косвенных расходов производства в налоговом учете» нет ни одной записи. То есть все расходы в налоговом учете признаются косвенными. После закрытия месяца в зависимости от настроек учетной политики мы увидим следующие проводки.

      Вариант 1: Снят флаг «По методу директ-костинг».

    • НУ: 26\10.01, проводка формируется документом «Требование-накладная» в соответствии с настройками регистра сведений «Счета учета номенклатуры» и наличием признака ведения НУ на счете 26 «Общехозяйственные расходы» и счете 10.01 «Сырье и материалы».
    • Обратите внимание на последнюю проводку, 90.08.1\26. К состоянию флага «По методу директ-костинг» она никакого отношения не имеет. Она обусловлена тем, что в регистре сведений «Методы определения прямых и косвенных расходов производства в налоговом учете» нет ни одной записи. Значить все расходы в НУ признаются косвенными и списываются в конце месяца на счет 90.08.1.

      Вариант 1: Установлен флаг «По методу директ-костинг».

    • БУ: 26\10.01, проводка формируется документом «Требование-накладная» в соответствии с настройками регистра сведений «Счета учета номенклатуры».
    • БУ: 90.08.1\26, проводка формируется документом «Закрытие счетов (20, 23, 25, 26), если установлен флаг «По методу директ-костинг».
    • НУ: 90.08.1\26, проводка формируется документом «Закрытие счетов (20, 23, 25, 26). В нашей настройке все расходы являются косвенными.
    • Из анализа этого примера следует обратить внимание на следующий момент.

      Состояние флага «По методу директ-костинг» влияет на формирование проводок только в бухгалтерском учете при закрытии месяца. К налоговому учету он не имеет никакого отношения

      В налоговом учете списание расходов на себестоимость или на управленческие расходы определяется их характером. Прямые расходы в конце месяца списываются со счетов затрат в дебет счета 90.02.1 «Выручка по деятельности с основной системой налогообложения».

      Напротив, косвенные расходы при закрытии месяца прямо относятся в дебет счета 90.08.1 «Управленческие расходы по деятельности с основной системой налогообложения».

      3. Примеры заполнения регистра сведений «Методы определения прямых и косвенных расходов производства в налоговом учете»

      Для понимания того, как происходит разделение расходов на прямые и косвенные, лучше всего рассмотреть несколько типичных примеров.

      Регистр не содержит ни одной записи.

      Это наиболее распространенная ошибка новичков. Они порою не в курсе, что данный регистр надо заполнить списком условий для признания прямых расходов. Так как в регистре нет ни одной записи, значить нет ни одного условия признания прямых расходов. Следовательно, любая затрата программой будет восприниматься, как косвенный расход.

      Предположим, что у нас имеются общепроизводственные и общехозяйственные расходы. При закрытии месяца программа, как и положено, в бухгалтерском учете сформирует проводки в дебет счета 20.01 «Основное производство». Предполагаем, что флаг «По методу директ-костинг» снят. А вот в налоговом учете будут сделаны проводки в дебет счета 90.08.1 «Выручка по деятельности с основной системой налогообложения».

      Неправильное указание счета затрат.

      Если программа по умолчанию заполняет регистр, то она правильно указывает счета. А вот при ручном его редактировании пользователи иногда указывают счет группу, например счет 20 «Основное производство».

      К сожалению, программа почему-то позволяет такую вольность. Но это не правильно! Вспомним, что проводки программа делает только по самым внутренним субсчетам. Поэтому указание группового счета равносильно его отсутствию.

      При наличии такой записи для всех бухгалтерских проводок типа 20.01\69.02.3 в налоговом учете будут сделаны проводки типа 90.08.01\69.02.3. То есть в налоговом учете все эти расходы будут признаны косвенными.

      В регистре сведений «Методы определения прямых и косвенных расходов производства в налоговом учете» недопустимо указывать счет группу. Только самый внутренний субсчет для счета группы

      Все расходы признать прямыми.

      Если мы хотим, например, все материальные расходы в налоговом учете признать прямыми, то достаточно сделать одну запись. В ней необходимо заполнить только обязательные реквизиты, а в реквизите «Вид расходов в НУ» указать значение «Материальные расходы».

      Этим самым программе задано, что любая бухгалтерская проводка в дебет счета затрат (20, 23, 25, 26), с любого кредита счета корреспондирующего со счетом затрат, в любом подразделении и по любой статье затрат с видом расхода «Материальные расходы» в налоговом учете будет отражаться, как прямой расход.

      То есть, если в бухгалтерском учете есть, например, проводка 20.01\25, то и в налоговом будет создана проводка 20.01\25.

      Разумеется, что подобную запись при необходимости можно создать для любого вида расхода в налоговом учете: Амортизация, Оплата труда и т.д.

      Общую маску не следует детализировать.

      Иногда в регистре встречаются общие шаблоны и одновременно их детализации, например, как на рисунке.

      Очень важно понимать, что запись, детализирующая общий шаблон, не является более приоритетной. Все записи в регистре равноправны! Для документа «Закрытие счетов (20, 23, 25, 26)» это просто избыточная информация. Поэтому для двух ниже описанных ситуаций результат будет одинаковым.

    • В регистре есть только общий шаблон, 1-я запись.
    • В регистре имеются общий шаблон (1-я запись) и записи, детализирующие его (2-я и 3-я записи).
    • Избегайте записей, детализирующих общий шаблон. Они загромождают регистр и затрудняют со стороны пользователя контроль над ним. Проще говоря, можно запутаться/

      Разделение одновидовых расходов на прямые и косвенные.

      Под одновидовыми расходами будем понимать все расходы, относящиеся к одному виду расходов в налоговом учете. Например, «Командировочные расходы».

      Иногда возникает необходимость часть одновидовых расходов отнести к прямым затратам, а другую часть к косвенным. Предположим, что в нашей организации имеется три подразделения: Администрация, Цех 1 и Цех 2.

    • Затраты на командировки работников цехов будем относить на фактическую себестоимость. Значить в налоговом учете это должны быть прямые расходы.
    • Затраты на командировки работников администрации будем относить на управленческие расходы. Значить в налоговом учете это должны быть косвенные расходы.
    • Для решения этой задачи в справочнике «Статьи затрат» введем два новых элемента.

    • Наименование «Командировки производственные». Для этого элемента укажем вид расхода «Командировочные расходы». Этот элемент будем применять для работников производственных цехов. Это прямые расходы.
    • Наименование «Командировки. Для этого элемента тоже укажем вид расхода «Командировочные расходы». Однако данный элемент будем применять для работников администрации. Это косвенные расходы.
    • Общий шаблон, то есть шаблон лишь с обязательными реквизитами, нам не поможет. Описываем только детализирующие записи, как на рисунке.

      Описанные условия документ «Закрытие счетов (20, 23, 25, 26)» будет интерпретировать следующим образом.

    • Прямые расходы. Затраты на любые «Командировки производственные», списанные в дебет любого счета затрат в подразделение Цех-1 и\или Цех-2 будут признаны прямыми расходами в НУ.
    • Косвенные расходы. Полагаем, что в регистре нет ни явной ни не явной записи со статьей затрат «Командировки». В этом случае все «Командировочные расходы» со статьей затрат «Командировки» будут признаны в НУ косвенными расходами.
    • 4. Анализ прямых и косвенных расходов на производство

      Для анализа прямых и косвенных расходов на производство (работы, услуги) подходят обычные стандартные бухгалтерские отчеты. Важно лишь помнить о следующем.

      Разделение на прямые и косвенные расходы выполняет регламентный документ «Закрытие счетов (20, 23, 25, 26)». Поэтому сведения о расходах в налоговом учете в стандартных бухгалтерских отчетах можно получить только после проведения этого документа. Мы остановимся на специализированных отчетах.

      Отчет «Регистр учета расходов на производство».

      Данный отчет можно открыть по команде «ОТЧЕТЫ \ Регистры налогового учета по налогу на прибыль \ Регистр учета расходов на производство». В зависимости от значения реквизита «Вид расходов» он формирует список прямых или косвенных расходов.

      Сразу отметим, что перечень прямых расходов в этом отчете – это пока лишь потенциальные прямые расходы. Часть из них станет таковыми только после реализации. Помните «прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции (работ, услуг) …», ст. 318 НК РФ.

      Косвенные расходы в налоговом учете признаются по мере их возникновения. То есть ждать реализации продукции не надо. Их перечень можно увидеть, если в реквизите «Вид расходов» указать «Косвенные расходы».

      Отчет «Регистр учета расходов на производство» можно формировать и до и после проведения регламентного документа «Закрытие счетов (20, 23, 25. 26».

      Отчет «Анализ состояния налогового учета по налогу на прибыль».

      После проведения документа «Закрытие счетов (20, 23, 25. 26» становятся актуальными данные отчета «ОТЧЕТЫ \ Анализ состояния налогового учета по налогу на прибыль». Он позволяет анализировать прямые и косвенные налоги, которые пошли на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.

      Отчет можно сформировать только в том случае, если за указанный период были доходы, точнее реализация.

      Кликните по разделу «Расходы». Откроется форма, в которой можно увидеть суммы прямых и косвенных расходов, признанных в налоговом учете.

      Давайте проанализируем. И так, отчет показывает, что программа признала прямых расходов на сумму 30720 рублей. Однако выше мы видели, что прямых расходов должно быть в два раза больше – 61440 рублей. Причина в том, что в производство мы списали материалов ровно на два стула. Выпустили тоже два стула. А вот продали один стул. А прямые расходы, как мы помним, принимаются по мере реализации продукции.

      Можно и дальше детализировать данные отчета, кликая по соответствующим разделам учета. Но мы перейдем к другим отчетам.

      Справка-расчет «Себестоимость продукции».

      Этот отчет можно открыть по команде «ОТЧЕТЫ \ Справки-расчеты \ Себестоимость продукции». Он позволяет отобразить фактическую себестоимость продукции, как бухгалтерском учете, так и в налоговом учете.

      Печатная форма отчета является учетным документом. Им утверждается распределение производственных расходов на себестоимость выпущенной продукции и себестоимость оказанных услуг в месяце формирования отчета.

      Этот отчет можно открыть по команде «ОТЧЕТЫ \ Справки-расчеты \ Калькуляция». Он позволяет отобразить состав расходов, которые формировали фактическую себестоимость продукции, как бухгалтерском учете, так и в налоговом учете.

      Печатная форма отчета является учетным документом. Им утверждается состав, количественные и денежные характеристики затрат на производство выпущенной продукции и оказание услуг производственного характера в месяце формирования отчета.

      1. Чтобы грамотно управлять себестоимостью продукции, надо хорошо разобраться с работой регистра сведений «Методы определения прямых и косвенных расходов производства в налоговом учете».
      2. Состояние флага «По методу директ-костинг» имеет отношение к бухгалтерскому учету и не имеет никакого отношения к налоговому учету.
      3. Не путайте определение прямых и косвенных расходов с распределением общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

      Дополнительная информация

      По рассматриваемому в статье вопросу подписчики на ИТС могут познакомиться со статьями методистов фирмы 1С на сайте интернет-версии ИТС.

      www.trsoft.ru

    Опубликовано в Блог