SdelanoRI.ru

Ваш адвокат

Как выступать в суде по уголовным делам

О судебной власти

О судебной власти

Закон, принятый Верховным Советом Латвийской Республики 15 декабря 1992 года
(С изменениями, внесенными по состоянию на 16 декабря 1993 года)

РАЗДЕЛ 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 1. Судебная власть

(1) В Латвийской Республике наряду с законодательной и исполнительной властью существует независимая судебная власть.
(2) В Латвийской Республике правосудие осуществляется
только судом.
(3) Судебная власть в Латвийской Республике принадлежит районным (городским) судам, окружным судам и Верховному Суду.
(4) Каждое лицо имеет право на судебное разбирательство судебного дела в установленном законом процессуальном порядке.
(5) Не допускается образование специальных (чрезвычайных) судов, не соблюдающих установленные законом процессуальные нормы и заменяющих суды, упомянутые в части третьей настоящей статьи.

Статья 2. Законы, регулирующие судебную власть

(1) Судоустройство и Латвийской Республике устанавливается настоящим Законом.
(2) Принципы и порядок рассмотрения судебных дел устанавливаются Конституцией Латвийской Республики, настоящим Законом, а также гражданскими процессуальными, уголовно-процессуальными и административными процессуальными законами.

Статья 3. Право лица на судебную защиту

(1) Лицо имеет право на судебную защиту от посягательств на его жизнь, здоровье, личную свободу, честь, достоинство и имущество.
(2) Каждому лицу гарантируется право на то, чтобы на основе полного равноправия при открытом рассмотрении дела в независимом и объективном суде были установлены права и обязанности данного лица или обоснованность предъявленного ему обвинения с соблюдением всех требований справедливости.

Статья 4. Равенство лиц перед законом и судом

(1) Все лица равны перед законом и судом, они имеют равные права на защиту закона.
(2) Правосудие осуществляется судом независимо от происхождения лица, его социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, политических или иных взглядов.

Статья 5. Осуществление правосудия по гражданским делам

По гражданским делам правосудие осуществляется судом путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях дел по спорам, связанным с защитой гражданских прав, трудовых прав, семейных прав и других прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Статья 6. Осуществление правосудия по уголовным делам

По уголовным делам правосудие осуществляется судом путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях обоснованности предъявленных лицам обвинений, оправдания невиновных лиц или же признания лиц виновными в совершении преступления и определения им меры наказания.

Статья 7. Осуществление правосудия по административным делам

По административным делам правосудие осуществляется судом путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях дел об административных правонарушениях лиц, жалоб лиц на действия учреждений государственного управления и должностных лиц, а также других дел, вытекающих из административно-правовых отношений.

Статья 8. Осуществление правосудия по хозяйственным спорам

По хозяйственным спорам правосудие осуществляется судом путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях дел по спорам, возникающим при заключении, выполнении, изменении или расторжении хозяйственных договоров, и дел по другим спорам между юридическими лицами, если стороны в этом споре не обращались в третейский суд.

Статья 9. Осуществление правосудия по вопросам конституционного надзора

По вопросам конституционного надзора правосудие осуществляется Верховным Судом путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях дел о соответствии Конституции, конституционным законам и заключенным Латвийской Республикой межгосударственным договорам законов Латвийской Республики, нормативных актов Сейма, самоуправлений, учреждений государственного управления и других организаций, а также дел о нарушениях Конституции, допущенных высшими должностными лицами государства.

ГЛАВА 2
ПРИНЦИПЫ И ГАРАНТИИ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДОВ
Статья 10. Независимость судов и подчиненность их только закону

(1) При осуществлении правосудия судьи и судебные заседатели (присяжные), независимы и подчиняются только закону.
(2) Независимость судов гарантируется государством.

Статья 11. Недопустимость вмешательства в работу суда

(1) Государственные учреждения, общественные и политические организации, другие юридические и физические лица обязаны уважать и соблюдать независимость судов и неприкосновенность судей.
(2) Не допускается никакое ограничение осуществления правосудия, влияние, воздействие на него, прямые или косвенные угрозы, другое противоправное вмешательство в осуществление правосудия независимо от того, с какой целью и под каким предлогом это делается. В установленном законодательными актами порядке запрещаются демонстрации и пикеты в помещениях зданий судов. Любое воздействие на судью или судебного заседателя (присяжного) и вмешательство в осуществление правосудия наказывается в установленном законом порядке.
(3) Никто не имеет права требовать от судьи отчета или объяснений о том, как рассмотрено конкретное дело, или же разглашения высказанных во время совещания точек зрения.

Статья 12. Ответственность за неуважение к суду

За неподчинение суду, уклонение от явки в суд, затрагивание чести судьи и судебного заседателя (присяжного) в связи с осуществлением правосудия, а также за другие действия, которыми проявлено неуважение к суду, виновные лица наказываются в установленном законом порядке.

Статья 13. Неприкосновенность судьи и судебного заседателя (присяжного)

(1) Судья, а также судебный заседатель (присяжный) во время исполнения обязанностей, связанных с осуществлением правосудия, являются неприкосновенными.
(2) Уголовное дело против судьи может возбудить только Генеральный прокурор Латвийской Республики. Судья не может быть заключен под стражу и привлечен к уголовной ответственности без согласия Сейма. Постановление о заключении под стражу, принудительном приводе, задержании или обыске судьи принимает особо уполномоченный для этого судья Верховного Суда.
(3) Народный заседатель (присяжный) во время исполнения обязанностей, связанных с осуществлением правосудия, не может быть привлечен к уголовной ответственности и заключен под стражу без согласия того самоуправления, которое его избрало. Постановление о заключении под стражу, принудительном приводе, задержании или обыске судебного заседателя (присяжного) принимает особо уполномоченный для этого судья Верховного Суда.
(4) К судье не могут быть применены административные взыскания, его нельзя задерживать в административном порядке. За административные правонарушения судья привлекается к дисциплинарной ответственности согласно положениям главы 14 настоящего Закона.
(5) За убытки, которые в связи с незаконным или необоснованным приговором или решением суда возникли у лица, участвующего в деле, судья не несет имущественной ответственности. В установленных законом случаях убытки возмещаются государством.
(6) Лицо, которое считает, что решение суда является незаконным или необоснованным, может обжаловать его в установленном законом порядке, но не может предъявить в суд иск против судьи, который рассматривал это дело.

Статья 14. Отвод судьи и судебного заседателя (присяжного)

(1) Судья и судебный заседатель (присяжный) не могут участвовать в рассмотрении дела, если они лично прямо или косвенно заинтересованы в исходе дела или если имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в их объективности.
(2) В таких случаях судья или судебный заседатель (присяжный) должен заявить самоотвод.
(3) Если судья или судебный заседатель (присяжный) не заявил самоотвод, лица, участвующие в деле, могут заявить отвод судье или судебному заседателю (присяжному).
(4) Основание для отвода судьи или судебного заседателя (присяжного) и порядок рассмотрения отвода устанавливаются законом.

Статья 15. Недопустимость участия судьи и судебного заседателя (присяжного) в повторном рассмотрении дела

(1) Судья или судебный заседатель (присяжный), участвовавший в рассмотрении дела, не может участвовать в повторном рассмотрении этого дела.
(2) Исключения в отношении условия части первой настоящей статьи могут устанавливаться исключительно законом.

Статья 16. Законная сила приговора и решения суда

(1) Приговор и решение суда вступают в законную силу после того, как истек срок их обжалования или опротестования и они не были обжалованы или опротестованы или же вышестоящий суд, рассмотрев жалобу или протест, оставил их без изменений или же изменил их без отмены приговора или решения.
(2) Приговор и решение, вступившие в законную силу, подлежат исполнению.
(3) В установленном законом порядке приговор и решение являются обязательными для суда при рассмотрении других дел, связанных с данным делом.
(4) Такие приговор и решение имеют силу закона, они для всех являются обязательными, и к ним следует относиться с таким же уважением, как к закону.

глава 3
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ
Статья 17. Истина

(1) Обязанностью суда при рассмотрении любого дела является выяснение объективной истины.
(2) Суд при рассмотрении дела констатирует факты на основании проверенных в судебном заседании доказательств.
(3) Приговор и решение суда могут обосновываться только темп доказательствами, которые получены в установленном законом порядке.
(4) Средства доказывания устанавливаются законом.

Статья 18. Законность

Судопроизводство в Латвийской Республике осуществляется согласно законодательным актам Латвийской Республики, и приговор и решение оглашаются именем Латвийской Республики. В установленных законами и межгосударственными договорами случаях суд применяет также нормы международного права или законы других государств.

Статья 19. Гласность

(1) Во всех судах Латвийской Республики дела рассматриваются открыто. Рассмотрение дел в закрытом судебном заседании допускается только в установленных законом случаях с соблюдением всех других правил судопроизводства.
(2) Приговоры и решения суда всегда оглашаются публично.

Статья 20. Коллегиальность

(1) В судах Латвийской Республики дела рассматриваются коллегиально, кроме установленных законом случаев, когда судья может рассматривать дела также единолично.
(2) При коллегиальном рассмотрении дел находящиеся в составе суда судьи и судебные заседатели имеют равные права решать все связанные с рассмотрением дела вопросы.
(3) Все решения суда принимаются большинством голосов судей. Судья, не правомочен воздерживаться от голосования. Если голоса разделяются поровну, вопрос разрешает председатель.

Статья 21. Язык судопроизводства

(1) Судопроизводство в Латвийской Республике ведется на государственном языке. Суд может допустить также другой язык судопроизводства, если с этим согласны стороны, их адвокаты и прокурор.

(2) Лицу, участвующему в деле, но не владеющему языком судопроизводства, суд обеспечивает право знакомиться с материалами дела и участвовать в действиях суда с помощью переводчика, а также право выступать в суде на том языке, которым это лицо владеет.

Подсудимый имеет право на защиту. Это право подсудимого при рассмотрении дела обеспечивается судом и гарантируется государством. Защитником при рассмотрении дела может быть только адвокат.

Статья 23. Презумпция невиновности

(1) Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и осужден, пока его вина не доказана в установленном законом порядке и не признана вступившим в законную силу приговором суда.
(2) Подсудимый не должен доказывать свою невиновность.
(3) Все сомнения в вине подсудимого суд должен расценивать в пользу подсудимого.

Статья 24. Равноправие сторон

(1) Стороны в процессе имеют равные права.
(2) Закон устанавливает и суд обеспечивает сторонам равные возможности использования процессуальных прав для защиты своих интересов.

Статья 25. Состязательность

(1) Стороны в ходе рассмотрения дела реализуют свои процессуальные права в форме состязательности.
(2) Состязательность выражается в предоставлении сторонами доказательств и адресованных суду заявлений, в участии в допросе, проверке и оценке иных доказательств, а также в дебатах сторон и проведении других процессуальных действий.

Статья 26. Непрерывность

(1) Судебное заседание по каждому делу проходит непрерывно, кроме предусмотренного для отдыха времени.
(2) Никто из судей состава суда не правомочен рассматривать другое дело, пока не закончено рассмотрение начатого дела или оно не отложено в установленном законом порядке.

Статья 27. Прямота и устность

(1) Суд первой инстанции и апелляционной инстанции при рассмотрении дела сам проверяет доказательства по делу.
(2) Вызванные в суд лица дают показания и объяснения устно. Все исследуемые материалы в судебном заседании зачитываются и обсуждаются устно.

Статья 28. Процессуальная экономия

(1) В целях обеспечения защиты ущемленных прав лица суд должен рассматривать дело своевременно.
(2) Лицо, участвующее в деле, должно соблюдать установленные законом или судом процессуальные сроки.

РАЗДЕЛ II
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА
ГЛАВА 4
РАЙОННЫЙ (ГОРОДСКОЙ) СУД
Статья 29. Образование районного (городского) суда

Районный (городской) суд образуется в соответствии с административно-территориальным делением Латвийской Республики. Районный (городской) суд образуется в районе (городе) и в районе города.

Статья 30. Подсудность дел районному (городскому) суду

(1) Районный (городской) суд является первой инстанцией для гражданских дел, уголовных дел и дел, вытекающих из административно-правовых отношений.
(2) Законы о гражданском процессе и уголовном процессе определяют гражданские дела и уголовные дела, которые подсудны районному (городскому) суду.

Статья 31. Состав районного (городского) суда

(1) В районном (городском) суде дела рассматриваются коллегиально в состав суда входят судья и два судебных заседателя.

(2) В установленных законом случаях дела рассматриваются судьей единолично.

Статья 32. Судьи районного (городского) суда

(1) В состав районного (городского) суда входят председатель суда, судьи и административные судьи.
(2) В районном (городском) суде могут быть заместители председателя суда.
(3) Количество судей суда устанавливается Сеймом по представлению министра юстиции.

Статья 33. Председатель районного (городского) суда

(1) Председатель районного (городского) суда и его заместитель назначаются министром юстиции из числа судей этого суда на пять лет.
(2) Председатель районного (городского) суда:
1) руководит работой суда и контролирует ее;
2) назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях, а также распределяет другие обязанности между судьями;
3) организует юридическое обучение заседателей;
4) организует работу суда по приему посетителей и рассмотрению заявлений;
5) руководит изучением и обобщением судебной практики, а также работой по ведению судебной статистики;
6) организует повышение квалификации работников суда;
7) осуществляет другие полномочия, установленные законодательными актами;
8) организует работу, связанную с передачей решений суда для исполнения.
(3) Председатель суда лично участвует в рассмотрении дел в судебных заседаниях.

Статья 34. Административные судьи

В районном (городском) суде имеются административные судьи, которые единолично рассматривают дела, вытекающие из административно-правовых отношений, а также другие дела, переданные им для рассмотрения согласно закону.

ГЛАВА 5
ОКРУЖНОЙ СУД
Статья 35. Образование окружного суда

(1) В Латвийской Республике образуются пять окружных судов: Рижский окружной суд, Курземский окружной суд, Латгальский окружной суд, Видземский окружной суд и Земгальский окружной суд.
(2) Территория деятельности окружных судов установлена согласно приложению.

Статья 36. Подсудность дел окружному суду

(1) Окружной суд является судом первой инстанции для тех гражданских лиц, уголовных дел и хозяйственных дел, которые согласно закону подсудны окружному суду.
(2) Окружной суд является апелляционной инстанцией для гражданских дел, уголовных дел и административных дел, рассмотренных районным (городским) судом или судьей единолично.

Статья 37. Состав окружного суда в судебных заседаниях первой инстанции

(1) Окружной суд в судебных заседаниях первой инстанции рассматривает гражданские дела и уголовные дела коллегиально.
(2) В судебную коллегию окружного суда, которая рассматривает дело, входят судья окружного суда и два заседателя.
(3) В судебных заседаниях окружного суда хозяйственные споры рассматриваются судом в составе трех судей или судьей единолично.
(4) В судебных заседаниях первой инстанции окружного суда уголовные дела, по которым согласно закону за совершенное преступление может быть применена смертная казнь, рассматриваются судьей окружного суда и 12 присяжными.
(5) Присяжные решают вопрос о вине подсудимого. Если присяжные признают подсудимого виновным, они решают вопрос о применении или неприменении смертной казни. Приговор составляется судьей окружного суда.

Статья 38. Состав окружного суда в судебных заседаниях апелляционной инстанции

Окружной суд в апелляционной инстанции рассматривает гражданские дела, уголовные дела и административные дела коллегиально в составе трех судей окружного суда.

Статья 39. Судьи окружного суда

(1) Судьями окружного суда являются председатель суда, заместители председателя и судьи.
(2) Количество судей окружного суда устанавливается Сеймом по представлению министра юстиции.

Статья 40. Председатель окружного суда

(1) Председатель окружного суда назначается Сеймом из числа судей этого суда на пять лет по совместному представлению министра юстиции и Председателя Верховного Совета.
(2) Председатель окружного суда:
1) руководит работой суда и контролирует ее;
2) распределяет обязанности между своими заместителями
и другими судьями;
3) организует юридическое обучение заседателей (присяжных);
4) организует работу суда по приему посетителей и рассмотрению заявлений;
5) руководит изучением и обобщением судебной практики,а также работой по ведению судебной статистики;
6) организует повышение квалификации работников суда;
7) организует работу, связанную с передачей решений суда
для исполнения;
8) осуществляет другие полномочия, установленные законодательными актами.
3. Председатель окружного суда лично участвует в рассмотрении дел в судебных заседаниях.

Статья 41. Заместители председателя окружного суда

(1) У председателя окружного суда имеются заместители, которые одновременно могут исполнять также обязанности председателя судебной коллегии.
(2) Заместители председателя окружного суда назначаются министром юстиции на пять лет согласно заключению квалификационной коллегии судей окружных судов.

Статья 42. Судебные коллегии окружного суда

(1) В окружном суде имеется Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по административным делам и Судебная коллегия по хозяйственным делам.
(2) Судебными коллегиями руководят их председатели, которые одновременно могут быть заместителями председателя окружного суда, и в состав этих коллегий входят судьи.
(3) Судебные коллегии окружного суда утверждаются министром юстиции по представлению председателя окружного суда.

ГЛАВА 6
ВЕРХОВНЫЙ СУД
Статья 43. Структура Верховного Суда

(1) В состав Верховного Суда Латвийской Республики входят:
1) Сенат;
2) четыре судебные палаты: Судебная палата по гражданским делам, Судебная палата по уголовным делам, Судебная палата по хозяйственным делам и Судебная палата по конституционному надзору.
(2) Все судьи Верховного Суда образуют пленум (общее собрание судей).

Статья 44. Образование Верховного Суда

(1) Общее количество судей Верховного Суда, а также количество судей в Сенате и судебных палатах по представлению председателя Верховного Суда устанавливаются Сеймом.
(2) Состав Сената и судебных палат утверждается и председатели департаментов Сената и судебных палат избираются пленумом Верховного Суда.
(3) Срок полномочий председателей департаментов Сената и судебных палат составляет пять лет.

Статья 45. Судебная палата и ее компетенция

(1) В состав судебной палаты входят председатель палаты и судьи Верховного Суда этой палаты.
(2) Судебная палата является апелляционной инстанцией в делах, рассмотренных окружными судами как судами первой инстанции.
(3) Судебная палата по конституционному надзору решает вопросы о подсудности дел конституционного надзора Сенату.

Статья 46. Состав судебной палаты

Судебная палата рассматривает дела коллегиально в составе трех судей.

Статья 47. Сенат и его компетенция

(1) Сенат Верховного Суда является кассационной инстанцией во всех делах, рассмотренных районными (городскими) судами и окружными судами.
(2) Сенат Верховного Суда является первой инстанцией в делах конституционного надзора.
(3) В состав Сената входят председатель Верховного Суда и сенаторы (судьи Сената).
(4) В состав Сената входят пять департаментов: Департамент по гражданским делам, Департамент по уголовным делам, Департамент по хозяйственным делам, Департамент по административным делам и Департамент по конституционному надзору.

Статья 48. Состав Сената

(1) Сенат Верховного Суда рассматривает дела коллегиально в составе трех сенаторов.
(2) Сенат Верховного Суда рассматривает дела конституционного надзора в составе пяти сенаторов.

Статья 49. Пленум и его компетенция

(1) Пленум является общим собранием судей судебных палат II судей Сената Верховного Суда.
(2) Пленум принимает обязательные для судов разъяснения о применении законов.
(3) Пленум образует судебные палаты и департаменты Сената.

Статья 50. Председатель Верховного Суда и его заместители

(1) Работой Верховного Суда руководит председатель Верховного Суда, который утверждается Сеймом из числа назначенных судей на семь лет по предложению президента государства.
(2) Председатель Верховного Суда ведет заседания пленума Верховного Суда, и он имеет право вести заседания Сената.
(3) Два заместителя председателя Верховного Суда назначаются пленумом из числа председателей департаментов Сената и председателей судебных палат на семь лет.

РАЗДЕЛ III
СУДЬИ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГЛАВА 7
КАНДИДАТ В СУДЬИ И СУДЕБНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ
Статья 51. Предъявляемые к судье требования

(1) При выборе кандидатов на должность судьи следует соблюдать принцип, что судьей может работать только гражданин Латвийской Республики высококвалифицированный и честный юрист.
(2) При выборе судьи не допускается никакая дискриминация в зависимости от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, рода и характера занятий, политических или иных взглядов. Требование, что судья должен быть гражданином Латвийской Республики, нельзя считать дискриминационным.

Статья 52. Кандидат в судьи районного (городского) суда

(1) Судьей районного (городского) суда может быть назначен гражданин Латвийской Республики, достигший ко дню назначения 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет и сдавший квалификационный экзамен.
(2) В стаж работы по юридической специальности засчитывается также время, проработанное в должности помощника председателя суда, помощника .судьи и консультанта суда.
(3) Административным судьей может быть назначен гражданин Латвийской Республики, достигший ко дню назначения 23-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, стажировавшийся и сдавший квалификационный экзамен.
(4) Порядок стажировки и сдачи квалификационного экзамена кандидатом в административные судьи устанавливается Министерством юстиции.
(5) Срок стажировки с учетом уровня профессиональной подготовки кандидата в судьи устанавливается от одного до шести месяцев.
(6) Всем кандидатам в административные судьи во время стажировки из средств Министерства юстиции выплачивается заработная плата в размере 80 процентов от должностного оклада административного судьи.

Статья 53. Кандидат в судьи окружного суда

(1) Судьей окружного суда может быть утвержден гражданин Латвийской Республики, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в должности судьи районного (городского) суда не менее двух лет или общий стаж работы адвокатом, прокурором или преподавателем высшего учебного заведения по специальности право не менее трех лет.
(2) Судьей Судебной коллегии по хозяйственным делам окружного суда может быть утвержден также гражданин Латвийской Республики, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее четырех лет.

Статья 54. Кандидат в судьи Верховного Суда

(1) Судьей Верховного Суда может быть утвержден гражданин Латвийской Республики, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в должности судьи районного (городского) суда не менее четырех лет или в должности судьи окружного суда не менее двух лет.
(2) Судьей Верховного Суда может быть утвержден также гражданин Латвийской Республики, имеющий общий стаж работы адвокатом, прокурором или преподавателем высшего учебного заведения по специальности право не менее шести лет.

Статья 55. Лица, которые не могут быть кандидатом в судьи

Кандидатом в судьи не могут быть лица:
1) которые ранее были осуждены за совершение преступления (независимо от погашения или снятия судимости);
2) которые ранее совершили преступление, но были освобождены от отбывания наказания в связи с давностью, амнистией или обжалованием;
3) которые привлекались к уголовной ответственности, но уголовное дело в отношении которых прекращено по нереабилитирующему основанию;
4) в отношении которых возбуждено уголовное дело и ведется следствие.

Статья 56. Кандидат в судебные заседатели

Судебным заседателем с учетом требований части второй статьи 51 и статьи 55 настоящего Закона могут быть избраны граждане Латвийской Республики, достигшие ко дню избрания 25-летнего возраста.

ГЛАВА 8
ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДНДАТА НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ
Статья 57. Выдвижение кандидата на должность судьи районного (городского) суда

Кандидат в судьи районного (городского) суда выдвигается для назначения на должность министром юстиции на основании заключения квалификационной коллегии судей районных (городских) судов.

Статья 58. Выдвижение кандидата на должность судьи окружного суда

Кандидат в судьи окружного суда выдвигается для утверждения в должности министром юстиции на основании заключения квалификационной коллегии судей окружных судов.

Статья 59. Выдвижение кандидата на должность судьи Верховного Суда

Кандидат в судьи Верховного Суда выдвигается для утверждения в должности председателем Верховного Суда на основании заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда.

ГЛАВА 9
ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ СУДЬИ И СУДЕБНОГО ЗАСЕДАТЕЛЯ И СРОК ИХ ПОЛНОМОЧИЙ
Статья 60. Порядок назначения и утверждения судьи районного (городского) суда

(1) Судья районного (городского) суда назначается на должность Сеймом на два года по рекомендации министра юстиции.
(2) После двух лет работы судья районного (городского) суда утверждается в должности Сеймом без ограничения срока полномочий.
(3) Если в это время деятельность судьи является неудовлетворительной, министр юстиции по заключению соответствующей квалификационной коллегии судей не выдвигает такого судью для утверждения.
(4) Административные судьи назначаются на должность Сеймом на пять лет по рекомендации министра юстиции.

Статья 61. Порядок утверждения судьи окружного суда

Судья окружного суда утверждается в должности Сеймом без ограничения срока полномочий по представлению министра юстиции.

Статья 62. Порядок утверждения судьи Верховного Суда

Судья Верховного Суда утверждается в должности Сеймом без ограничения срока полномочий по представлению председателя Верховного Суда.

Статья 63. Максимальный возраст для исполнения должности судьи

(1) Максимальный возраст для исполнения должности судьи районного (городского) суда составляет 65 лет, судьи окружного суда 65 лет, а судьи Верховного Суда 70 лет.
(2) Министр юстиции и председатель Верховного Суда при получении положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей совместным решением могут продлить пребывание в должности судьи районного (городского) суда и окружного суда на пять лет.
(3) Председатель Верховного Суда при получении положительного заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда может продлить пребывание в должности судьи Верховного Суда на пять лет.
(4) Сейм по предложению президента государства может продлить пребывание в должности председателя Верховного Суда на пять лет.
(5) Если судья достиг установленного настоящей статьей максимального возраста для исполнения должности во время судебного разбирательства дела, его полномочия сохраняются до окончания судебного разбирательства этого дела.

Статья 64. Порядок избрания судебных заседателей

(1) Количество судебных заседателей устанавливается министром юстиции. Количество заседателей окружных судов от каждого района (города) устанавливается министром юстиции пропорционально числу жителей района.
(2) Заседатели районных (городских) судов и окружных судов в установленном законом порядке избираются самоуправлениями районов (городов) на пять лет.
(3) Если полномочия судебных заседателей прекращаются во время судебного разбирательства дела, они сохраняются до окончания судебного разбирательства этого дела.

Статья 65. Вызов судебных заседателей в суд

(1) Судебные заседатели вызываются для исполнения своих обязанностей в суде по жребию на срок не более двух недель в год, кроме случаев, когда продления этого срока требует необходимость закончить рассмотрение начатого при их участии судебного дела.
(2) В предусмотренных частью четвертой статьи 37 настоящего Закона случаях окружной суд вызывает необходимое количество заседателей, из которых выбирает коллегию присяжных.
(3) Вызов судебного заседателя в суд является обязательным для заседателя, а также для администрации предприятия, учреждения или организации, где работает или учится судебный заседатель. За игнорирование вызова виновные лица несут ответственность в установленном законом порядке.

Статья 66. Почетный судья

Председатель Верховного Суда или министр юстиции может предложить Сейму присвоить судье Верховного Суда, окружного суда или районного (городского) суда, который честно работал II закончил деятельность судьи, звание Почетного судьи.

ГЛАВА 10
СИМВОЛЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
Статья 67. Символы судебной власти

Символами судебной власти являются присяга судьи, присяга заседателя, мантия и должностной знак.

Статья 68. Присяга судьи

(1) Судья при вступлении в должность приносит присягу: «Я, . » принимая на себя обязанности судьи, осознаю возложенную на меня ответственность и торжественно клянусь быть честным и справедливым, преданным Латвийской Республике, всегда стремиться устанавливать истину, никогда не предавать ее, осуществлять правосудие в строгом соответствии с Конституцией и законами Латвийской Республики».
(2) Присягу судьи принимает президент государства.
(3) Судья приступает к исполнению своих обязанностей после принесения присяги.

Статья 69. Присяга судебного заседателя

(1) Впервые избранный судебный заседатель, приступая к исполнению своих обязанностей, приносит присягу: «Я. принимая на себя обязанности судебного заседателя, осознаю возложенную на меня ответственность и торжественно клянусь быть честным и справедливым, преданным Латвийской Республике, всегда стремиться устанавливать истину, никогда не предавать ее, осуществлять правосудие в строгом соответствии с Конституцией и законами Латвийской Республики».

(2) Присягу заседателя районного (городского) суда и окружного суда принимает председатель соответствующего суда.
(3) Судебный заседатель приступает к исполнению своих обязанностей после принесения присяги.

Статья 70. Порядок принесения присяги судьи и судебного заседателя

(1) Судья и судебный заседатель в торжественной обстановке зачитывают текст присяги. Его подписывают каждый судья или судебный заседатель, а также должностное лицо, которое принимает присягу.
(2) Судья приносит присягу, облачившись в мантию.
(3) После принятия присяги президент государства вручает судье должностной знак.

Статья 71. Мантия и должностной знак судьи

(1) Судья исполняет свои обязанности, облачившись в мантию и надев должностной знак.
(2) Должностной знак судьи выдается при вступлении судьи на должность.
(3) Порядок пользования мантией и должностным знаком устанавливается положением, утвержденным министром юстиция и председателем Верховного Суда.

Статья 72. Удостоверение судьи и судебного заседателя

Судье и судебному заседателю выдается удостоверение, образец которого утверждается в установленном Сеймом порядке.

Статья 73. Печать суда

Верховный Суд и окружной суд имеют печать с изображением Государственного большого герба Латвийской Республики и наименованием соответствующего суда, а районный (городской) суд имеет печать с изображением дополненного Государственного малого герба Латвийской Республики и наименованием соответствующего суда.

ГЛАВА 11
ПОРЯДОК ЗАМЕНЫ СУДЬИ
Статья 74. Замещение председателя районного (городского) суда

(1) В период временного отсутствия (болезнь, отпуск и др.) председателя районного (городского) суда его замещает заместитель председателя районного (городского) суда.
(2) Если заместитель председателя в соответствующем районном (городском) суде не назначен или же назначен, но находится во временном отсутствии, приказом министра юстиции замещать председателя районного (городского) суда поручается одному из судей этого суда.

Статья 75. Замещение судьи районного (городского) суда

В период временного отсутствия судьи районного (городского) суда министр юстиции может поручить замещать его Почетному судье соответствующего суда, административному судье или судье другого районного (городского) суда.

Статья 76. Замещение председателя окружного суда и его заместителей

(1) Председателя окружного суда в период его временного отсутствия замещает один из его заместителей.
(2) Заместителя председателя окружного суда в период его временного отсутствия по распоряжению председателя окружного суда замещает судья соответствующего окружного суда.

Статья 77. Замещение судьи окружного суда

(1) В период временного отсутствия судьи окружного суда министр юстиции может поручить замещать его Почетному судье окружного суда.
(2) Судью окружного суда в период его временного отсутствия министр юстиции, по представлению квалификационной коллегии судей окружных судов может поручить замещать судье районного (городского) суда.

Статья 78. Замещение председателя Верховного Суда и его заместителей

(1) Председателя Верховного Суда в период его временного отсутствия по его распоряжению замещает один из его заместителей.
(2) Заместителя председателя Верховного Суда в период его временного отсутствия по распоряжению председателя Верховного Суда замещает один из судей Верховного Суда.

Статья 79. Замещение судьи Верховного Суда

(1) В период временного отсутствия судьи Сената Верховного Суда председатель Верховного Суда может поручить замещать его Почетному судье Верховного Суда или судье судебной палаты.

(2) В период временного отсутствия судьи судебной палаты председатель Верховного Суда может поручить замещать его Почетному судье Верховного Суда или судье окружного суда по представлению квалификационной коллегии судей Верховного Суда.

Статья 80. Оплата за замещение судьи

За время, которое упомянутые в настоящей главе лица замещают судью, они из средств государственного бюджета получают должностной оклад замещаемого судьи, а также предусмотренные законом доплаты.

ГЛАВА 12
ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ИЛИ
УВОЛЬНЕНИЕ СУДЬИ И СУДЕБНОГО ЗАСЕДАТЕЛЯ
Статья 81. Порядок освобождения от должности или увольнения с должности судьи

Судью районного (городского) суда н окружного суда освобождает от должности или увольняет с должности Сейм по представлению министра юстиции, судью Верховного Суда Сейм по представлению председателя Верховного Суда, а председателя Верховного Суда Сейм по представлению президента государства. Если судья не согласен с тем, что его увольняют или освобождают от должности, такое представление можно внести, если его поддерживает соответствующая квалификационная коллегия судей.

Статья 82. Освобождение судьи от должности

( 1 ) Судью освобождают от должности:
1) по собственному желанию;
2) в связи с избранием или назначением на другую должность;
3) по состоянию здоровья, если оно не позволяет продолжать работу судьи;
4) в связи с достижением установленного законом максимального возраста для исполнения должности.
(2) Судью освобождают от должности также в связи с принадлежностью к партиям или политическим организациям, если он отказывается приостановить свою принадлежность к ним.

Статья 83. Увольнение судьи с должности

Судью увольняют с должности:
1) за умышленное нарушение закона или халатность, связанную с осуществлением правосудия и вызвавшую существенные последствия;
2) за постыдный проступок, не совместимый со статусом судьи;
3) если судья осужден и приговор суда вступил в законную силу;
4) в случае, указанном в части третьей статьи 60 настоящего Закона.

Статья 84. Отстранение судьи от должности

(1) Если судья районного (городского) суда или окружного суда допустил такое служебное нарушение, за которое его могут уволить с должности, министр юстиции отстраняет его от должности до окончательного решения вопроса, а если упомянутый судья в установленном настоящим Законом порядке привлекается к уголовной ответственности, до принятия постановления по уголовному делу.
(2) Если судья Верховного Суда допустил такое служебное нарушение, за которое его могут уволить с должности, председатель Верховного Суда отстраняет его от должности до окончательного решения вопроса, а если он в установленном настоящим Законом порядке привлекается к уголовной ответственности, — до принятия решения по уголовному делу.

Статья 85. Освобождение судебного заседателя от исполнения обязанностей заседателя

(1) На основании заявления председателя районного (городского) суда или окружного суда районное (городское) самоуправление решает вопрос об освобождении заседателя от исполнения обязанностей заседателя.
(2) Заседателя досрочно освобождают от исполнения обязанностей, если он:
1) осужден за совершенное преступление;
2) допустил умышленное нарушение законности, связанное с осуществлением правосудия;
3) совершил постыдный проступок, не совместимый со статусом судебного заседателя.

ГЛАВА 13
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУДЬИ И СУДЕБНОГО ЗАСЕДАТЕЛЯ

Статья 86. Права и свободы судьи

(1) Судья имеет установленные законом права и свободы гражданина. Судья использует .эти права и свободы так, чтобы не пострадали достоинство и честь суда и судьи, объективность и независимость суда.
(2) Судьи могут свободно объединяться в организации, защищающие их независимость, содействующие повышению профессиональной квалификации, отстаивающие их права и интересы.
(3) Должность судьи не совместима с принадлежностью к партиям или другим политическим организациям.
(4) Судье запрещается быть членом банков, предпринимательских обществ или членом правления или ревизионных органов предприятий и работать на другой оплачиваемой работе, не связанной с выполнением должностных обязанностей судьи, кроме педагогической, научной и творческой работы.
(5) Судья может вносить на конференцию судей, а также в Верховный Суд предложения по вопросам разъяснения законов.

Статья 87. Гарантии безопасности судьи

Судья имеет право на защиту себя и членов своей семьи, а также своего имущества и имущества членов своей семьи.

Статья 88. Гарантии трудовых прав судебного заседателя

(1) Судебного заседателя во время его полномочий уволить по инициативе работодателя или в виде дисциплинарного взыскания перевести на нижеоплачиваемую работу разрешается с соблюдением общего порядка, предусмотренного актами судового законодательства, и только с согласия того самоуправления, которое избрало судебного заседателя.
(2) Во время исполнения судебным заседателем своих обязанностей в суде ему из государственного бюджета выплачивается заработная плата в размере 75 процентов от должностного оклада судьи, но не меньше его среднего заработка по месту основной работы.
(3) Время исполнения судебным заседателем своих обязанностей в суде засчитывается во время выполнения основной работы.
(4) Порядок и размеры компенсации судебному заседателю иных расходов, связанных с исполнением его обязанностей в суде, устанавливаются законодательными актами Латвийской Республики.

Статья 89. Обязанности судьи и судебного заседателя

(1) Судья и судебный заседатель при осуществлении правосудия должны точно выполнять требования закона, обеспечивать защиту прав, свобод, чести н достоинства человека, должны быть справедливыми и гуманными.
(2) Судья предварительно должен ознакомить судебного заседателя с рассматриваемым делом, действующими законами и практикой их применения, а также должен разъяснить порядок реализации его прав.
(3) Судья и судебный заседатель не имеют права разглашать тайну совещания судей и не подлежащие разглашению сведения, которые получены в закрытых судебных заседаниях.
(4) Судья и судебный заседатель вне суда должны избегать всего того, что могло бы уменьшить авторитет осуществления правосудия и уважение к судье или вызвать сомнения в его объективности и справедливости.

ГЛАВА 14
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУДЬИ
Статья 90. Основание для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности

(1) Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности:
1) за умышленное нарушение закона при рассмотрении судебного дела;
2) за невыполнение трудовых обязанностей;
3) за недостойные действия;
4) за административное правонарушение.
(2) Отмена или изменение приговора или решения суда сами по себе не являются поводом для привлечения к ответственности судьи, который участвовал в его принятии, если он не допустил умышленного нарушения закона или халатности.

Статья 91. Порядок привлечения судьи к дисциплинарной ответственности

Порядок привлечения судьи к дисциплинарной ответственности устанавливается законом Латвийской Республики.

ГЛАВА 15
КОНФЕРЕНЦИЯ СУДЕЙ. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КОЛЛЕГИИ.
АТТЕСТАЦИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СУДЕЙ
Статья 92. Конференция судей

(1) Конференция судей является органом самоуправления судей.
В ее работе участвуют все судьи республики.
(2) Конференция судей:
1) рассматривает актуальные вопросы судебной практики;
2) подает председателю Верховного Суда заявления о вопросах, в отношении которых пленуму Верховного Суда следовало бы дать разъяснения о применении законодательных актов;
3) обсуждает вопросы материального и социального обеспечения и иные существенные вопросы работы судей;
4) избирает квалификационные коллегии судей районных (городских) судов и окружных судов.

Статья. 93. Квалификационная коллегия судей

(1) Квалификационная коллегия судей является органом самоуправления судей, задачей которого является укрепление профессиональной независимости судей.
(2) Порядок избрания и организация деятельности квалификационной коллегии судей устанавливаются законодательными актами Латвийской Республики.

Статья 94. Полномочия квалификационной коллегии судей

Квалификационная коллегия судей:
1) оценивает подготовленность каждого впервые выдвигаемого кандидата к должности судьи и принимает у кандидата в судьи квалификационный экзамен;
2) дает заключение о кандидатурах судей районного (городского) суда, окружного суда и Верховного Суда;
3) аттестует судей и высказывает предложения о присвоении квалификационного класса;
4) в установленных настоящим Законом случаях дает заключение об освобождении от должности или увольнении с должности судьи;
5) рассматривает дисциплинарные дела судей;
6) рассматривает жалобы на решения нижестоящих квалификационных коллегий.

Статья 95. Квалификационная коллегия судей районных (городских) судов

(1) Квалификационная коллегия судей районных (городских) судов избирается конференцией судей из числа судей районных (городских) судов и судей окружных судов. Не менее двух третей членов коллегии должны быть судьями районных (городских) судов.
(2) Квалификационная коллегия судей районных (городских) судов рассматривает упомянутые в статье 94 настоящего Закона вопросы в отношении судей районных (городских) судов.

Статья 96. Квалификационная коллегия судей окружных судов

(1) Квалификационная коллегия судей окружных судов избирается конференцией судей из числа судей окружных судов и Верховного Суда. Не менее двух третей членов коллегии должны быть судьями окружных судов.
(2) Квалификационная коллегия судей окружных судов рассматривает упомянутые в статье 94 настоящего Закона вопросы в отношении судей окружных судов.
(3) Квалификационная коллегия судей окружных судов рассматривает жалобы на решения квалификационной коллегии судей районных (городских) судов. Решение данной коллегии является окончательным.

Статья 97. Квалификационная коллегия судей Верховного Суда

(1) Квалификационная коллегия судей Верховного Суда избирается пленумом Верховного Суда из числа судей Верховного Суда.
(2) Квалификационная коллегия судей Верховного Суда рассматривает упомянутые в статье 94 настоящего Закона вопросы в отношении судей Верховного Суда.
(3) Квалификационная коллегия судей Верховного Суда рассматривает жалобы на решения квалификационной коллегии судей окружных судов.
(4) Решение квалификационной коллегии судей Верховного Суда является окончательным.

Статья 98. Аттестация квалификации судей

(1) В установленном законодательными актами порядке судьи судов аттестуются, и с учетом знаний и опыта работы судей им присваиваются следующие квалификационные классы: пятый, четвертый, третий, второй, первый или высший квалификационный класс.
(2) Судьям районных (городских) судов квалификационный класс может быть присвоен после их назначения на должность судьи.
(С изменениями, внесенными Законом от 16 декабря 1993 года)

РАЗДЕЛ IV
ОРГАНЫ И ЛИЦА, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОТОРЫХ СВЯЗАНА С
РЕАЛИЗАЦИЕЙ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
ГЛАВА 16
ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА СУДЕБНОГО ВЕДОМСТВА
Статья 99. Помощник судьи

(1) Помощник судьи принимает посетителей, их заявления, проводит мероприятия в связи с подготовкой дела к рассмотрению в судебном заседании, а также выполняет другие данные судьей поручения.
(2) Помощником судьи может быть лицо, имеющее высшее юридическое образование.

Статья 100. Консультант суда

(1) Консультант суда обобщает и анализирует судебную практику и статистику, а также проводит другую методическую работу.
(2) Консультантом суда может быть лицо, имеющее высшее юридическое образование.

Статья 101. Заведующий канцелярией

(1) Заведующий канцелярией руководит работой канцелярии суда и организует ее.
(2) Под руководством заведующего канцелярией работают секретари судебных заседаний и другие работники канцелярии.

Статья 102. Секретарь судебных заседаний

Во всех случаях, когда согласно закону должен вестись протокол судебного заседания, в судебном заседании участвует секретарь судебных заседаний.

Статья 103. Нарочный суда

Нарочный суда доставляет адресатам судебные повестки, обвинительные заключения и другие документы.

Статья 104. Переводчик суда

В установленных законом случаях переводчик участвует в судебных заседаниях, а также переводит судебные документы.

Статья 105. Администратор суда

Администратор суда заботится о материальном обеспечении суда, соответствующем оборудовании помещений и порядке в суде.

Статья 106. Прием на работу и освобождение от работы должностных лиц судебного ведомства

Должностных лиц судебного ведомства принимает на работу и освобождает от работы председатель соответствующего суда согласно законодательным актам о труде.

ГЛАВА 17
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
Статья 107. Функции Министерства юстиции в вопросах организационного руководства судами

(1) Организационное руководство окружными судами и районными (городскими) судами в установленных законами пределах реализует Министерство юстиции. (2) Министерство юстиции:
1) определяет кандидатов на должности судей окружные судов. и районных (городских) судов;
2) выдвигает предложения о выборах судебных заседателей;
3) разрабатывает правила организации работы окружных судов и районных (городских) судов;
4) осуществляет надзор за организацией работы окружных судов и районных (городских) судов;
5) организует повышение квалификации работников окружных: судов и районных (городских) судов;

6) определяет кандидатов на должности судебных исполнителей;
7) организует и ведет статистический учет работы судов;
8) осуществляет систематизацию и компьютеризацию законодательных актов и судебной практики, обеспечивает суды законодательными и иными необходимыми материалами;
9) распоряжается финансовыми средствами для обеспечения деятельности окружных судов и районных (городских) судов и обеспечивает суды необходимыми материально-техническими средствами;
10) заботится о строительстве зданий судов и содержании в порядке существующих зданий судов.

Статья 108. Функции министра юстиции в вопросах организационного руководства судами

Министр юстиции:
1) осуществляет функции, предусмотренные частью третьей статьи 32, частью первой статьи 33, частью второй статьи 39, частью первой статьи 40, частью второй статьи 41, частью третьей статьи 42, статьями 57, 58, частями первой и третьей статьи 60, статьей 61, частью второй статьи 63, частью первой статьи 64, статьей 66, частью третьей статьи 71, частью второй статьи 74, частью первой статьи 75, частями первой и второй статьи 77, статьей 81, частью первой статьи 84, частью второй статьи III, статьями 112, 121 и частью четвертой статьи 124;
2) назначает судебных исполнителей и не позднее чем в течение года утверждает их в этой должности или освобождает их от должности;
3) запрашивает из районных (городских) судов или окружных судов необходимые сведения и от должностных лиц этих судов разъяснения;
4) организует ревизию районных (городских) судов и окружных судов, поручая проведение ревизии работникам Министерства юстиции, а в случае необходимости привлекая к проведению ревизии судей судебной палаты Верховного Суда и судей окружных судов по согласованию с председателем соответствующего суда;
5) дает указания председателю районного (городского) суда или окружного суда, а также другим должностным лицам этих судов, налагает дисциплинарные взыскания на должностных лиц судебного ведомства согласно актам трудового законодательства за конкретные нарушения трудовой дисциплины или в случае необходимости возбуждает дисциплинарные дела против судей;
6) подает пленуму Верховного Суда заявления о необходимости разъяснения судам законов Латвийской Республики.

Статья 109. Судебные исполнители

(1) Судебные исполнители являются работниками структурного подразделения Министерства юстиции Департамента судебных исполнителей.
(2) Судебным исполнителем может быть гражданин Латвийской Республики, достигший возраста 21 год и имеющий образование не ниже среднего.
(3) Судебными исполнителями не могут быть:
1) лица, против которых возбуждено уголовное дело и ведется следствие или судебное разбирательство;
2) лица, ранее осужденные за умышленные преступления, также в случаях, если их судимость погашена или снята в установленном законом порядке.
(4) Требования судебных исполнителей при исполнении приговоров и принятых решений суда, а также решений иных органов являются обязательными для всех государственных учреждений, а также для других юридических и физических лиц.
Статья 110. Конторы судебных исполнителей
(1) Конторы судебных исполнителей создаются и их размещение устанавливается Министерством юстиции.
(2) Если в конторе работают два или более судебных исполнителей, один из них назначается старшим судебным исполнителем. Одновременно он руководит работой конторы.
(3) Если в конторе работает один судебный исполнитель, он сам также руководит работой конторы.

Статья 111. Права судебного исполнителя

(1) Судебный исполнитель, приступая к выполнению служебных обязанностей, получает должностную одежду со служебной атрибутикой.
(2) Судебный исполнитель наряду с установленной ему и гарантированной государством заработной платой дополнительно может получать вознаграждение в соответствии с утвержденными министром юстиции правилами.

(3) В целях обеспечения выполнения своих обязанностей судебный исполнитель может запрашивать помощь местной полиции, обязанностью которой является ее оказание.

Статья 112. Обязанности и ответственность судебного исполнителя

(1) Судебный исполнитель при исполнении приговоров и решений должен точно соблюдать законы и выполнять утвержденную министром юстиции инструкцию.
(2) В установленных законом случаях и порядке судебный исполнитель может быть привлечен к ответственности. Дисциплинарные взыскания на судебного исполнителя налагает министр юстиции.

ГЛАВА 18
ОРГАНЫ И ЛИЦА, СВЯЗАННЫЕ С РАССМОТРЕНИЕМ ДЕЛ В СУДЕ
Статья 113. Прокурор

(1) Прокурор участвует в рассмотрении дел в суде согласно закону.
(2) Права и обязанности прокурора в суде устанавливаются гражданскими процессуальными, уголовно-процессуальными и административными процессуальными законами.
(3) В предусмотренных законом случаях, а также но решению суда участие прокурора в судебном заседании является обязательным.

Статья 114. Адвокат

(1) Адвокат оказывает лицам юридическую помощь в делах, рассматриваемых судом.
(2) Адвокат участвует в рассмотрении дел в качестве защитника или представителя. При защите или представлении физических лиц права адвоката имеют только адвокаты Латвийской Республики. Адвокат иностранного государства может быть защитником или представителем в рассмотрении дел только в случаях и порядке, установленных межгосударственными договорами.
(3) Права и обязанности адвоката в суде устанавливаются гражданскими процессуальными, уголовно-процессуальными и административными процессуальными законами.
(4) Иные лица, на основании доверенности представляющие в суде лиц, которые не могут явиться в суд, или организации, не обладают правами и обязанностями адвоката.

Статья 115. Полиция

(1) Полиция в пределах своей компетенции обеспечивает деятельность суда.
(2) Полиция при выполнении возложенных на псе задач:
1) выполняет указания суда, связанные с осуществлением деятельности судебного следствия и розыском подсудимого;
2) охраняет и конвоирует задержанных и заключенных под стражу лиц, по требованию суда доставляет этих лиц на судебное заседание, где охраняет их;
3) выполняет решения судьи и суда о принудительном приводе в суд тех лиц, которые уклоняются от явки в суд по вызову;
4) выполняет другие решения суда в пределах своей компетенции.
(3) Полиция заботится об охране судей и работников суда, членов их семьи, а также их имущества.
(4) Порядок в суде обеспечивают блюстители порядка в суде, которые входят в состав полиции.

Статья 116. Эксперт

(1) Эксперт при выполнении решений судьи и суда проводит экспертизу в пределах своей компетенции.
(2) Эксперт имеет установленные законом права и обязанности.

РАЗДЕЛ V
ФИНАНСИРОВАНИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ. ОПЛАТА ТРУДА И
СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ СУДЕЙ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
СУДЕБНОГО ВЕДОМСТВА
ГЛАВА 19
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
Статья 117. Финансирование судебной системы

Судебная система финансируется из государственного бюджета.

Статья 118. Материально-техническая база судебной системы

Государство обеспечивает суды материально-технической базой, соответствующей научно-техническим достижениям и международным требованиям.

ГЛАВА 20
ОПЛАТА ТРУДА СУДЕЙ
Статья 119. Вознаграждение судей

(1) Должностной оклад председателя Верховного суда, его заместителей и судьи Верховного суда приравнивается к должностному окладу государственного чиновника 1 категории. Председатель Верховного суда за исполнение обязанностей председателя получает также доплату в размере 50 процентов от должностного оклада. Заместители председателя Верховного суда за исполнение обязанностей заместителя председателя получают также доплату в размере 25 процентов от должностного оклада.
(2) Должностной оклад председателя окружного суда приравнивается к должностному окладу судьи Верховного суда. Должностной оклад заместителя председателя окружного суда составляет 90 процентов от должностного оклада председателя окружного суда. Должностной оклад судьи окружного суда составляет 85 процентов от должностного оклада председателя окружного суда.
(3) Должностной оклад председателя районного (городского) суда приравнивается к должностному окладу судьи окружного суда. Должностной оклад заместителя председателя районного (городского) суда составляет 90 процентов от должностного оклада председателя районного (городского) суда. Должностной оклад судьи районного (городского) суда составляет 85 процентов от должностного оклада председателя районного (городского) суда.
(В редакции Закона от 16 декабря 1993 года)

Статья 120. Доплаты к должностным окладам судей

(1) Установить следующую доплату за квалификационный класс судьи:
1) 5-й квалификационный класс — 15-30 процентов от должностного оклада;
2) 4-й квалификационный класс — 30-35 процентов от должностного оклада;
3) 3-й квалификационный класс — 35-40 процентов от должностного оклада;
4) 2-й квалификационный класс — 40-45 процентов от должностного оклада;
5) 1-й и высший квалификационный класс — 45-50 процентов от должностного оклада.
(2) Кабинет министров может установить для судей и другие доплаты к должностному окладу.
(В редакции Закона от 16 декабря 1993 года)

Статья 121. Оплата иного вида за работу судьи

В целях стимулирования работы судьи министр юстиции и председатель Верховного Суда могут установить судье дополнительную оплату с учетом результатов его работы.

ГЛАВА 21
ОПЛАТА ТРУДА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ СУДЕБНОГО ВЕДОМСТВА
Статья 122. Должностной оклад должностных лиц судебного ведомства

(Исключена Законом от 16 декабря 1993 года)

ГЛАВА 22
СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ СУДЕЙ
Статья 123. Отпуск судей

(1) Судьям предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск не менее пяти календарных недель.
(2) В соответствии со стажем работы судьи после каждых пяти проработанных лет ежегодный оплачиваемый отпуск продлевается на три календарных дня.

Статья 124. Обеспечение судей жилыми помещениями

(1) Государство гарантирует обеспечение судей жилыми помещениями отдельной квартирой или жилым домом.
(2) Если необходимо, в течение шести месяцев после назначения судьи на должность ему предоставляется отдельная благоустроенная служебная квартира или жилой дом. Жилая площадь не должна составлять менее 12 квадратных метров на члена семьи, и дополнительно должна быть одна комната для рабочих нужд судьи.
(3) Судьи правомочны требовать улучшения жилищных условий, если используемые ими жилые помещения не соответствуют условиям, упомянутым в части второй настоящей статьи. Заявление судьи должно быть удовлетворено в течение года.
(4) Судья должен обеспечиваться жилыми помещениями на основании представления министра юстиции или председателя Верховного Суда.

Статья 125. Иные социальные гарантии судей и должностных лиц судебного ведомства

(1) К судьям и должностным лицам судебного ведомства относятся все предусмотренные для государственных служащих социальные гарантии и предусмотренные настоящим Законом исключения.
(2) Если вследствие сокращения числа судей судью освобождают от должности, освобождаемому судье в течение шести месяцев считая со дня освобождения до установления новых трудовых отношений сохраняется должностной оклад, который он имел на день освобождения.
(3) Судьи освобождаются от обязательной государственной службы.

Приложение
к Закону Латвийской Республики
«О судебной власти»

Территория деятельности окружных судов
Латвийской Республики

1. Курземский окружной суд (находится в Лиепае):
1) Кулднгский район,
2) город Лиепая,
3) Лиепайский район,
4) Салдусский район,
5) Талсинский район,
6) город Вентснилс,
7) Вентспилсский район.
2. Латгальский окружной суд (находится в Резекне):
1) Балвский район,
2) город Даугавпилс,
3) Даугавпилсский район,
4) Екабпилсский район,
5) Краславский район,
6) Лудзенский район,
7) Прейльский район,
8) город Резекне,
9) Резекненский район.
3. Рижский окружной суд (находится в Риге):
1) Город Юрмала,
2) Огрский район,
3) Центральный район города Риги,
4) Курземский район города Риги,
5) Латгальское предместье города Риги,
6) Видземское предместье города Риги,
7) Земгальское предместье города Риги,
8) Зиемельский район города Риги,
9) Рижский район (кроме территории деятельности Снгулдского суда).
4. Видземский окружной суд (находится в Валмиере):
1) Алуксненский район,
2) Цесисский район,
3) Гулбенский район,
4) Лимбажский район,
5) Мадонский район,
6) территория деятельности Сигулдского суда:
Адажская волость,
Инчукалнская волость, Кримулдская волость,

Малпилсская волость,
город Саулкрасти,
Сейская волость,
город Сигулда,
Сигулдская волость,
поселок Вангажи,
7) Валкский район,
8) Валмиерский район.
5. Земгальский окружной суд (находится в Елгаве):
1) Айзкраукльский район,
2) Бауский район,
3) Добельский район,
4) город Елгава,
5) Елгавский район,
6) Тукумский район.

О внесении изменений в Закон «О судебной власти» и в «Положение об аттестации судей судов Латвийской Республики»

Закон, принятый Сеймом 16 декабря 1993 года
и обнародованный Президентом государства 29 декабря 1993 года
Переходные положения
1. Установить, что до прекращения деятельности Хозяйственного суда, когда его функции будут переняты окружными судами, должностной оклад председателя Хозяйственного суда приравнивается к должностному окладу заместителя председателя Верховного суда, а должностные оклады его заместителя и судей приравниваются к должностным окладам судей Верховного суда и им устанавливается 2-й квалификационный класс с доплатой в размере 40-45 процентов.
2. До принятия закона, регулирующего отношения государственной гражданской службы и устанавливающего должностные оклады государственных чиновников, должностные оклады председателя Верховного суда, его заместителей и судей Верховного суда приравниваются к должностному окладу государственного секретаря министерства, а должностные оклады прочих судей исчисляются в установленном частями второй и третьей статьи 119 Закона «О судебной власти» порядке.
3. Признать утратившими силу приложения 3, 4, 5, 10 и 16 к постановлению Президиума Верховного Совета Латвийской Республики от 9 января 1992 года «О единой системе оплаты труда работников Верховного Совета и работников подчиненных ему и финансируемых из бюджета учреждений»; постановление Президиума Верховного Совета Латвийской Республики от 11 февраля 1993 года «О внесении изменений и дополнений в постановление Президиума Верховного Совета Латвийской Республики от 9 января 1992 года «О единой системе оплаты труда работников Верховного Совета и работников подчиненных ему и финансируемых из бюджета учреждений» в части о работниках судов и прокуратуры; постановление Президиума Верховного Совета Латвийской Республики от 26 мая 1993 года «Об установлении временных коэффициентов исчисления месячного должностного оклада руководителей и их заместителей подчиненных Верховному Совету Латвийской Республики учреждений государственной власти и государственного управления» в части о председателях судов, их заместителях, генеральном прокуроре и его заместителях.
4. Кабинету министров до 31 декабря 1993 года установить должностные оклады прокуроров и следователей прокуратуры, а также доплаты генеральному прокурору и его заместителям за исполнение соответствующей должности. Эти должностные оклады и доплаты составляют 95 процентов от должностных окладов и доплат судей соответствующего уровня. При установлении прокурорам и следователям прокуратуры доплат за служебное звание должны приниматься во внимание установленные настоящим Законом доплаты за квалификационный класс судьи.
Положения настоящей статьи имеют силу до дня вступления в силу Закона о прокуратуре.
5. Кабинету министров до 31 декабря 1993 года установить должностные оклады чиновников и работников учреждений судов и прокуратуры согласно постановлению Кабинета министров от 17 августа 1993 года № 4 «Об изменениях в оплате труда работников финансируемых из бюджета учреждений».

Внимание! Данная редакция документа утратила силу! Действующую редакцию документа, а также другие документы, связанные с законодательством Латвии, в переводе на русский язык Вы можете приобрести в издательстве »Бюро деловой информации» (Biznesa informacijas birojs) (www.pravo.lv).

6. Установленные настоящим Законом должностные оклады и доплаты применяются с 1 января 1994 года.
Закон вступает в силу со дня его обнародования.

www.pravo.lv

Опубликовано в Блог