SdelanoRI.ru

Ваш адвокат

Кбк штрафа за непредставление декларации

1 4 . 02.11 Подача уточненной декларации. А стоит ли?

Вопросу представления уточненной налоговой декларации посвящена статья 81 Налогового кодекса, пункт 1 которой выделяет ситуации, когда налогоплательщик обязан и вправе представить уточненную декларацию. Так, обязанность по представлению уточненной декларации возникает при обнаружении налогоплательщиком факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога. Право же представления уточненной декларации возникает при обнаружении недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.

Поскольку сама статья больше никаких разъяснений не содержит, то на практике бухгалтерам трудно провести четкую градацию, что является недостоверными сведениями, а что ошибками; какие из них действительно повлекут снижение суммы налога к уплате, а какие – нет. В связи с этим автоматически возникает вопрос о санкциях.

Не так страшен черт.

Несвоевременное представление первичных документов контрагентами, ошибки в расчетах, реквизитах (КБК и ОКАТО), неточности при оформлении, неправомерное использование льгот или потеря права на освобождение от уплаты налогов, – вот основные причины, вынуждающие бухгалтеров составить уточненную декларацию. Эти же причины бухгалтеров порой и останавливают.

В своей практике налоговые инспектора к недостоверным сведениям относят огрехи в указанной сумме выручки, неотражение полного объема результатов финансово-хозяйственной деятельности или суммы, не соответствующие данным лицевого счета. К ошибкам относятся неверные ИНН и КПП, КБК и ОКАТО, налоговый период, арифметические ошибки, заполнение декларации с нарушением установленного порядка (иными словами, непредставление обязательных ее разделов).

И недостоверные сведения, и ошибки могут влиять на сумму налога. Так, указание неверных ИНН, КПП и КБК, суммы выручки, непредставление части декларации, содержащей сведения о расчете налога или раздела, отражающего сумму налога к уплате, расцениваются налоговыми органами как влекущие снижение суммы налога к уплате, поскольку декларации с подобными ошибками и недостоверными сведениями не могут быть отражены в лицевом счете. Здесь бухгалтеру важно не пропустить срок представления уточненной декларации во избежание санкций.

Существуют следующие критерии для представляемых уточненных деклараций:

– срок представления первичной декларации не истек;
– срок представления первичной декларации истек, но срок уплаты налога еще не наступил;
– истек срок представления первичной декларации и уплаты налога.

Если «уточненка» представляется в налоговый орган до истечения срока подачи первичной декларации, она считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации.

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи таковой, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, но только если уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.

Если уточненная декларация представляется в инспекцию после истечения срока подачи документов и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

2) представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган «уточненку» в предусмотренном законом порядке. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Однако все же основным вопросом при подготовке уточненной декларации является период совершения ошибки и изменение суммы налога.

Порядок исчисления налоговый базы определен в статье 54 НК РФ. По общему правилу, только при невозможности определить период совершения ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 54 НК, налогоплательщик вправе пересчитать налоговую базу и суммы налога за тот налоговый период, в котором они выявлены. Если же момент совершения ошибки (искажения) известен, то перерасчет налоговых обязательств производится за предыдущие периоды и налогоплательщик должен пересчитать налоговую базу и представить в инспекцию уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды.

С 1 января 2010 г. пункт 1 статьи 54 НК РФ дополнен новым положением: если допущенные ошибки (искажения) прошлых периодов привели к переплате налога, то можно откорректировать базу налогового (отчетного) периода, в котором выявлены ошибки (искажения); то есть при обнаружении ошибок, которые не привели к занижению суммы налога, нет необходимости подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды. В совокупности с положениями статьи 81 НК РФ теперь право выбора остается за налогоплательщиком: при выявлении переплаты налога в прошлых периодах он может либо учесть это в текущей декларации, либо подать «уточненку» за тот период, в котором была допущена ошибка. Нелишним будет напомнить, что срок пересчета налоговый базы законодательством не установлен, но заявление о зачете (возврате) излишне уплаченного налога, в том числе после представления уточненной декларации, может быть подано в течение трех лет со дня уплаты данной суммы налога.

При подаче уточненной декларации возможны две ситуации: когда у налогоплательщика образуется переплата и когда образуется недоимка.

В случае если бухгалтер находит ошибку, не ведущую к снижению налоговой базы, то есть если обнаруживается переплата, то нарушением это не будет и санкций не повлечет, даже если уточненная декларация будет представлена после того, как выйдет срок, установленный для подачи соответствующей декларации.

Если в результате расчетов образовалась недоимка, то за недоплату налога организацию могут оштрафовать; при этом важно помнить, что при обнаружении в первоначальной декларации ошибки, приведшей к недоплате налога, уточненная декларация обязательна к представлению.

Штрафа можно не опасаться, если уточненная декларация сдана:

– до того, как наступил последний срок для представления декларации, в которой была ошибка;

– после того, как истек этот срок или срок уплаты налога, но до того, как налоговики назначали выездную проверку или узнали, что из-за ошибки в первоначальной декларации недоплачен налог.

Если ошибка обнаружена уже после того, как истек не только срок представления декларации, но и срок уплаты заниженного в ней налога, то перед подачей уточненной декларации плательщику необходимо перечислить в бюджет недостающую сумму налога и соответствующие пени. Тогда к организации не будут применены штрафные санкции.

Если же плательщиком представлена уточненная декларация, а налог и пени не уплачены, то штраф может быть наложен лишь после того, как инспектор проверит, в чем именно состояло нарушение и при каких обстоятельствах оно было допущено, так как эта информация обязательно должна быть указана в решении о привлечении плательщика к ответственности за налоговое правонарушение.
Среди бухгалтеров бытует миф, что уточненную декларацию необходимо подать лишь спустя день после оплаты налога и пени, так как при более раннем сроке подачи «уточненки» налоговая «не увидит» поступления. Секрет в том, что сведения из банков поступают в инспекцию только через 10 рабочих дней, то есть на следующий день инспекция по-любому не получит платеж; поэтому, произведя оплату, можно сдавать «уточненку» в тот же день, приложив копию «платежки», о чем будет сказано ниже.

Особый случай

При подготовке уточненной декларации бухгалтеру мало разобраться в хитросплетениях Налогового кодекса относительно грозящих санкций. Необходимо знать и порядок представления «уточненки» – как в общих, так и в частных случаях. На пунктах этого порядка остановимся подробнее.

1. Представить в налоговый орган уточненную декларацию можно только в том случае, если до этого уже была подана первичная декларация. Иначе говоря, если первичная налоговая декларация не была сдана по той или иной причине (была использована недействующая форма, сыграла роль забывчивость бухгалтера, отчетность потерялась при пересылке почтой), то поданная впоследствии уточненная декларация не будет принята инспектором: уточнять-то нечего.

2. Уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения (п. 5 ст. 81 НК РФ). Это положение касается не только формы бланка декларации, но и электронного формата (txt или xml) и его версии (например, 3.04 или 5.01): об этом немаловажно помнить бухгалтерам, представляющим отчетность на дискете или по каналам связи. Может измениться форма бланка декларации, а версия электронного формата остаться прежней (например, 5.01), или наоборот – форма бланка может остаться прежней, а электронная версия может быть заменена с txt на xml. Сведения о действовавших формах в тот или иной налоговый (отчетный) период можно найти в информационно-правовых базах в разделе «Архив отчетности».

3. Уточненная налоговая декларация представляется в соответствующий администрирующий орган. После отмены ЕСН налоговые органы больше не являются администраторами этого налога, поэтому уточненные декларации по страховым взносам начиная за период с начала 2010 года необходимо представлять в соответствующий фонд (Пенсионный, медицинский) по формам, действующим в этот временной период. Но декларации за 2009-й и предыдущие годы необходимо представить в налоговый орган, опять же соблюдая правило о действовавших формах и форматах.

4. Налоговым законодательством не ограничено каким-либо сроком право налогоплательщика представлять в налоговые органы уточненные декларации (но не забывайте о сроках проведения проверок, которые могут выявить ошибки; тогда санкций не избежать). Речь в данном случае идет об уточненных декларациях, по которым истек срок исковой давности: налоговой проверкой могут быть охвачены три календарных года деятельности компании, предшествующие году проверки. Согласно устоявшемуся институту права срок три года и более считается потерявшим исковую давность. Соответственно, налоговый орган не вправе проводить контрольные мероприятия в отношении плательщика и истребовать документы. Но зачастую возникает ситуация, когда у плательщика истек срок исковой давности по подаче декларации, а при этом срок исковой давности для подачи заявления на зачет или возврат налога еще не истек, а значит не утрачена возможность подтвердить переплату путем представления уточненной декларации. Однако налоговые инспектора и ЭОД, помня о сроках исковой давности, принять уточненную декларацию за столь давний период порой отказываются. В этом случае бухгалтеру необходимо помнить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 80 Налогового кодекса инспекторы не вправе отказать налогоплательщику в принятии декларации (расчета) и согласно пункту 2.5.1 «Регламента принятия и ввода данных, представляемых налогоплательщиком налоговых деклараций…», инспектор не позднее рабочего дня, следующего за датой принятия, должен декларацию зарегистрировать, даже в случае если налоговым органом будет принято решение об отказе в зачете (возврате) излишне уплаченного налога.

5. В случае, если у плательщика изменился юридический адрес и, соответственно, место постановки на налоговый учет, то уточненная декларация за период, когда организация была зарегистрирована по другому адресу, представляется в налоговый орган по новому месту постановки на учет. При этом в декларации необходимо указать ОКАТО, установленный по прежнему месту постановки на учет. Предварительно очень важно убедиться, получила ли ваша новая налоговая контейнер с лицевым счетом из предыдущей инспекции. Как правило, увы, снявшись с учета в одной инспекции и своевременно встав на учет по новому месту регистрации, плетельщики не могут сдать отчетность, так как предыдущая инспекция еще не передала контейнер с учетными данными, или новая инспекция еще эти данные не разнесла. В итоге штрафные санкции применяются к плательщику. Поэтому бухгалтеру особенно важно проконтролировать два момента: чтобы переход в новую инспекцию не попал на начало отчетного периода и чтобы между инспекциями произошел своевременный обмен информацией по вашей организации.

6. При реорганизации в виде присоединения и обнаружения ошибок или неполного отражения сведений, приводящих к занижению суммы налога, уточненные налоговые декларации представляет организация-правопреемник по месту своего учета. При этом в «уточненке» необходимо указать наименование присоединенной компании и ОКАТО, установленный по месту ее регистрации, а ИНН и КПП – организации-правопреемника.

Аналогичный порядок относится к ликвидированным обособленным подразделениям: уточненную декларацию представляют по месту регистрации головной организации, а КПП и ОКАТО указываются те, что были установлены по месту регистрации «обособки». При этом бухгалтеру также желательно убедиться в получении из «головной» налоговой инспекции контейнера с лицевым счетом закрытого обособленного подразделения.

7. Подача уточненной декларации, как правило, сопровождается составлением ряда документов:

– необходимо подготовить сопроводительное письмо, содержащее исходящий номер, дату, указание на конкретную декларацию, за какой она срок, перечень приложений, а также прилагаемые первичные документы. Это позволит налогоплательщику избежать дополнительного истребования документов.

В сопроводительном письме нужно указать причины, по которым подается уточненная декларация (это может быть ошибка, обнаруженная бухгалтером, службой внутреннего аудита, при проведении аудиторской проверки, по результатам консультационной работы);

– к уточненной декларации прилагаются пояснения, в которых указывается, какие разделы, строки, графы откорректированы, новые и старые показатели (иными словами, арифметические расчеты);

– копии платежных поручений, подтверждающие уплату суммы налога, приведшей к переплате, и расчет налога и пени, если представляется декларация к доплате.

Представление указанных документов доказывает: если налогоплательщик сам обнаружил и исправил ошибку, это положительно влияет на разрешение вопроса о санкциях.

Итак, при подаче уточненной декларации бухгалтеру необходимо помнить, что санкции и ответственность наступают только в случае, если ошибка выявлена налоговым органом в ходе камеральной или выездной проверки. Наказания можно избежать, если уточненная декларация подана до окончания камеральной проверки: при поступлении «уточненки» налоговый орган обязан прекратить проверку и все действия в отношении ранее принятой декларации и начать новую – в отношении вновь поданной декларации. Помните, что данные, полученные инспектором при проверке первичной декларации, могут быть учтены им при проверке уточненной декларации.

А вот если «уточненка» подана плательщиком после проведения выездной налоговой проверки, да еще и с суммой налога, меньшей ранее заявленного, то налоговый орган вправе провести повторную выездную налоговую проверку периода, за который подана уточненная декларация.

www.pravcons.ru

КБК ЕНВД в 2016–2017 годах: пени, штрафы, взыскания

Отправить на почту

КБК ЕНВД 20162017 необходимы для правильного оформления документов при оплате налогов, пени, штрафов на вмененке. При оформлении платежек корректное указание КБК ЕНВД 20162017 очень важно, поскольку данный код определяет назначение платежа и правильность его зачисления в бюджет.

Что такое ЕНВД и как его рассчитывают

ЕНВД — один из возможных режимов налогообложения. Его часто используют для деятельности, при которой сложно наладить учет в случае большого оборота наличных денег. В п. 2 ст. 346.26 НК РФ приведен перечень видов такой деятельности. Это, в частности, различные услуги, торговля в розницу, общественное питание и реклама. При этом налог определяют не с фактического дохода, а с устанавливаемой законом доходности.

В ст. 346.29 НК РФ приводится базовая доходность по видам деятельности и физические показатели для подсчета налога. Базовую доходность корректируют коэффициентами (К1 и К2). Ставка по уплате налога от суммы вмененного дохода — 15%, но в регионах возможно ее снижение. Переход на ЕНВД совершается добровольно.

Назначение КБК ЕНВД в 2016–2017 годах

Коды бюджетной классификации позволяют отслеживать поступившие в бюджет платежи благодаря их систематизации. В бюджетной классификации доходы и расходы группируются по особым кодам. Это облегчает проведение анализа поступлений, упрощает контроль за денежными потоками. Соблюдение требований бюджетной классификации является обязательным для каждого налогоплательщика, в том числе работающего на ЕНВД.

Для чего необходимо правильно указывать в платежках КБК?

В ходе своей деятельности «вмененщики» должны рассчитывать и уплачивать налоги и взносы. При нарушении сроков платежей они обязаны уплатить пени и штраф. Однако при неправильном указании кода платеж не будет зачислен по назначению. Вот почему следует каждый год проверять актуальность КБК по всем уплачиваемым налогам.

Оплата пени: КБК ЕНВД — 2016–2017

Регистрация «вмененщиков» и последующая сдача отчетности осуществляется в налоговой инспекции по месту деятельности или по месту регистрации налогоплательщика. Отчетность сдается поквартально до 20-го числа месяца, следующего после отчетного квартала. А единый налог уплачивается в этом же месяце, но позже: до 25-ого числа. За несвоевременную сдачу декларации налагается штраф, за оплату налога позже установленной законом даты начисляются пени.

Изменений в КБК на 2016–2017 годы по пени, уплачиваемым при работе на вмененке, не вносилось. Для ЕНВД КБК по пени остался таким: 182 1 05 02010 02 2000 110.

Рассчитать пени по ЕНВД можно, используя наш вспомогательный сервис «Калькулятор пеней».

Однако со второй половины 2017 года для юрлиц изменится алгоритм расчета пеней. Подробнее об этом – в материале «Налоговые пени повысили, но не для всех».

КБК ЕНВД для уплаты штрафа в 2016–2017 годах

Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление декларации в срок налоговики взыскивают штраф от 5 до 30% от суммы неуплаченного налога за каждый месяц опоздания. Минимальный штраф — 1 000 руб.

Для оплаты денежного взыскания (штрафа) КБК ЕНВД в 20162017 годах не изменился — 182 1 05 02010 02 3000 110.

ЕНВД: все КБК в 2016–2017 годах

В 2016–2017 годах, применяя ЕНВД, нужно использовать следующие КБК:

  • 182 1 05 02010 02 1000 110 — для оплаты ЕНВД;
  • 182 1 05 02010 02 2100 110 — для оплаты пени;
  • 182 1 05 02010 02 2200 110 — для оплаты процентов;
  • 182 1 05 02010 02 3000 110 — для оплаты штрафов.

Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

Есть вопросы? Получите быстрые ответы на нашем форуме!

nalog-nalog.ru

Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах

Одним из вопросов, которые существенно влияют на положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, является вопрос о порядке исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах. Ведь большинство обязанностей указанных лиц, так же как и реализация многих предоставленных им прав, подразумевают необходимость уложиться с соответствующими действиями в строго определенный срок.
Общие принципы исчисления сроков в налоговых правоотношениях установлены ст. 6.1 НК РФ. Действующая в настоящее время редакция этой статьи была введена с 1 января 2007 г. (п. 5 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования»).
Так, сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, могут определяться (п. 1 ст. 6.1 НК РФ):
— календарной датой;
— указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, а также
— периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами и днями.
В случаях, когда последний день срока приходится на выходной и (или) нерабочий праздничный день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
При установлении срока в днях он исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным или нерабочим праздничным днем (п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Примечание. Напомним, что продолжительность рабочей недели, согласно ТК РФ, может быть пятидневной с двумя выходными днями или шестидневной с одним выходным днем. Общим выходным днем согласно ст. 111 ТК РФ является воскресенье, второй выходной день устанавливается при пятидневной рабочей неделе правилами внутреннего трудового распорядка или коллективным договором. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.

Перечень нерабочих праздничных дней приведен в ст. 112 ТК РФ. К таковым отнесены: 1, 2, 3, 4 и 5 января — новогодние каникулы; 7 января — Рождество Христово; 23 февраля — День защитника Отечества; 8 марта — Международный женский день; 1 мая — Праздник Весны и Труда; 9 мая — День Победы; 12 июня — День России; 4 ноября — День народного единства.
При этом ТК РФ предусмотрен перенос выходного дня на следующий после праздничного рабочий день в случае его совпадения с нерабочим праздничным днем. Кроме того, в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней Правительство РФ вправе осуществлять перенос выходных дней (ст. 112 ТК РФ). Так, в 2012 г. Постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 N 581 перенесены следующие выходные дни: с воскресенья 11 марта — на пятницу 9 марта, с субботы 28 апреля — на понедельник 30 апреля, с субботы 9 июня — на понедельник 11 июня, с субботы 29 декабря — на понедельник 31 декабря.

Календарная дата

Если речь идет о предельном сроке, который отводится на то или иное действие и установлен как конкретная календарная дата, ориентироваться, по всей вероятности, необходимо на график работы налоговой инспекции.
Прием налогоплательщиков (их представителей) при исполнении государственной функции налоговыми органами осуществляется ежедневно (с понедельника по пятницу), кроме выходных и праздничных дней, в течение рабочего дня, без обеденного перерыва (п. 18 Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утв. Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н). Следовательно, даже если у налогоплательщика суббота, на которую выпадает, к примеру, крайний срок сдачи отчетности, является рабочим днем, то последним днем исполнения указанной обязанности считается все же понедельник — ближайший следующий за ним рабочий день.

Примечание. Из положений Трудового кодекса РФ следует, что если праздничные дни для всех одни и те же, то выходные у налогоплательщиков могут и не совпадать. Следовательно, возникает различие и в рабочих днях. Значит ли это, что налогоплательщики с пятидневной и шестидневной рабочими неделями должны руководствоваться разными сроками исполнения обязанностей?

Пример 1. Режим работы налогоплательщика — «шестидневка» с одним выходным днем. В июле 2011 г. им с территории Казахстана ввезены товары.
При импорте товаров на территорию РФ из Казахстана у налогоплательщика возникает обязанность представления налоговой декларации по косвенным налогам (утв. Приказом Минфина России от 07.07.2010 N 69н). И представить ее надлежит не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (п. 8 ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 г.). Поскольку импортированные товары приняты на учет в июле, то указанную налоговую декларацию надлежит представить до 20 августа. Суббота 20 августа 2011 г. у налогоплательщика является рабочим днем, в налоговой же инспекции этот день является выходным. Поэтому последним днем представления налоговой декларации для налогоплательщика становится понедельник 22 августа 2011 г.

В последнее время многие налоговые инспекции осуществляют прием налогоплательщиков также и по субботам два раза в месяц. В связи с этим возникает вопрос: если предельный срок сдачи отчетности выпадет как раз таки на эту самую рабочую субботу налоговиков, не будет ли именно этот день являться последним днем представления декларации?
Финансисты в разъяснениях, сославшись на п. 18 Административного регламента, указали, что руководитель или заместитель налогового органа в случае необходимости вправе принять решение о продлении времени приема налогоплательщиков (их представителей) при их обращении лично в налоговый орган. К примеру, продлить время работы телефонной справочной службы инспекции в рабочие дни до 20:00 часов и (или) организовать работу в один из выходных дней до 15:00 часов. Но это не приводит к изменению рассматриваемой нормы п. 7 ст. 6.1 НК РФ. На основании чего они констатировали, что в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, в данном случае понедельник (Письмо Минфина России от 22.07.2011 N 03-02-07/1-180).

Пример 2. Дополним условие примера 1: 20 августа налоговая инспекция принимала налогоплательщиков до 15 часов.
Несмотря не то что в субботу 20 августа у налоговиков был приемный день, предельный срок представления налоговой декларации по косвенным налогам за июль определяется по все той же норме п. 7 ст. 6.1 НК РФ. Следовательно, таким днем остается понедельник 22 августа 2011 г.

Срок, определенный периодом времени, исчисляемым

— днями

Сложности при исчислении срока в этом случае не возникнут, если срок рассчитывается в календарном исчислении, поскольку считаются как рабочие, так и выходные дни. Но, как было сказано, для этого необходимо наличие в норме НК РФ, устанавливающей срок, специального указания на календарные дни. Законодателем понятие «календарные дни» использовано в 39 статьях Налогового кодекса РФ. В части первой НК РФ их семь: п. п. 4, 8, 9 ст. 68, п. 3 ст. 75, п. 9.2 ст. 76, п. 10 ст. 78, п. 4 ст. 83, ст. 133, п. 1 ст. 135. Практически во всех случаях это понятие использовалось в положениях по исчислению пеней и процентов.
В части второй НК РФ понятие «календарные дни» связано с установлением различных сроков. И использовалось оно в п. 6 ст. 161, п. п. 5, 9, 13 ст. 165, п. п. 9, 9.1 ст. 167, п. 3 ст. 168, п. 4 ст. 179.2, п. 3 ст. 187.1, п. 7 ст. 198, п. 2 ст. 207, п. 11 ст. 214.3, п. 7 ст. 214.4, п. 3 ст. 220, п. 3 ст. 229, п. 1 ст. 231, п. 17 ст. 255, п. 4 ст. 266, п. 6 ст. 272, п. 6 ст. 277, п. 2 ст. 279, п. 4 ст. 280, п. 6 ст. 282, п. 3 ст. 284, п. 3 ст. 289, п. п. 2, 4 ст. 308, п. 7 ст. 333.32, п. 1 ст. 335, п. 4 ст. 346.3, п. 2 ст. 346.9, п. 5 ст. 346.13, п. п. 8, 10 ст. 346.25.1, п. 5 ст. 346.37, п. 4 ст. 346.39, п. 2 ст. 386.

Пример 3. Организация занимается производством табачных изделий. В декабре 2011 г. ею планируется установить новую максимальную розничную цену на один из видов данной продукции.
Плательщик акцизов обязан подать в налоговый орган по месту учета уведомление о максимальных розничных ценах не позднее чем за 10 календарных дней до начала календарного месяца, начиная с которого будут наноситься указанные в уведомлении максимальные розничные цены (п. 4 ст. 187.1 НК РФ).
Пунктом 2 ст. 6.1 НК РФ установлена норма по началу течения срока. Обычно исчисление ведется начиная со следующего дня после календарной даты или наступления события, которым определено его начало. В приведенном же положении п. 4 ст. 187.1 НК РФ указана дата события, отсчет от которой должен вестись в обратном порядке. Поэтому исчисление срока 10 календарных дней начинается с предыдущего дня — 30 ноября — и ведется в обратном порядке. Десятый календарный день отсчета приходится на 21 ноября. Следовательно, последний день представления уведомления о максимальных розничных ценах на табачные изделия, производимые на территории Российской Федерации (форма уведомления приведена в Приложении N 1 к Приказу Минфина России от 25.08.2006 N 108н), приходится на предыдущий день, то есть на 20 ноября — воскресенье.
В случаях же, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Эта норма, на наш взгляд, устанавливается для всех случаев, как для общих, так и для тех, когда отсчет предельного сроке ведется в обратном порядке. Исходя из этого последним днем представления уведомления становится понедельник 21 ноября.

По умолчанию же сроки, определенные в НК РФ в днях, исчисляются именно в рабочих днях.

Пример 4. Организация 25 октября 2011 г. получила требование об уплате налога с общим сроком его исполнения.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ).
Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало. Отсчет восьми рабочих дней начинается с 26 октября, поскольку требование было получено 25-го числа. Следовательно, налогоплательщику надлежит до 7 ноября включительно перечислить в бюджет указанную в требовании сумму налога.

Как было сказано выше, продолжительность рабочей недели, согласно ТК РФ, может быть пятидневной с двумя выходными днями или шестидневной с одним выходным днем. И если логически продолжить суждения чиновников, изложенные в Письме Минфина России от 10.04.2009 N 03-05-04-01/13, то при установлении срока в днях для налогоплательщиков с пятидневной и шестидневной рабочими неделями крайний срок исполнения по уплате налога (авансовых платежей по налогу) может оказаться разным.
В упомянутом Письме финансисты разъяснили, как следует определять предельный срок уплаты авансовых платежей по земельному налогу и налогу на имущество, если законодательством субъекта РФ о налогах и сборах или нормативным правовым актом муниципального образования о местных налогах и сборах установлен периодом времени, который исчисляется днями.
Вопрос возник в связи с тем, что с 1 января 2007 г. под понятием «день» в НК РФ понимается рабочий день. До этого данный термин толковался как «календарный день». Одновременно с введением новой редакции ст. 6.1 НК РФ законодателем были внесены изменения в нормы, в которых использовалось рассматриваемое понятие.
Напомним, что порядок и сроки уплаты:
— налога на имущество организаций и авансовые платежи по налогу устанавливаются законами субъектов РФ (п. 1 ст. 383 НК РФ);
— земельного налога — представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) (п. 2 ст. 387 НК РФ).
В соответствующие законы субъекта РФ о налогах и сборах и нормативные правовые акты муниципального образования о местных налогах и сборах никаких изменений внесено не было. И дни, которые ранее считались календарными, с учетом нововведений стали по логике рабочими.
Чиновники в указанном Письме привели пример: если в приведенных выше законах субъектов РФ и нормативных правовых актах муниципальных образований установлено, что авансовые платежи должны быть перечислены не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, а работникам организации предоставляются два выходных дня в неделю, то предельным сроком для исполнения подобной обязанности за первый, второй и третий кварталы 2009 г. будут 14 мая, 11 августа, 12 ноября этого года.
Точкой отсчета для течения срока, как было сказано выше, является следующий день после означенных календарной даты или действия (события), которыми определено его начало. В периоды с 1 апреля по 14 мая, с 1 июля по 11 августа, с 1 октября по 12 ноября 30 дней можно получить, если не учитывать по два выходных каждую неделю и праздничные дни 1 и 9 мая и 4 ноября, приходящиеся на соответствующие периоды.
Если следовать логике, изложенной в Письме, то при шестидневной рабочей неделе налогоплательщику во избежание возможности начисления пеней налоговиками за несвоевременное перечисление авансовых платежей уплату причитающихся сумм надлежало осуществить не позднее 7 мая, 4 августа, 5 ноября, поскольку при исчислении срока уплаты налогоплательщику следовало учитывать свои рабочие дни.
Налогоплательщику, возможно, в суде удастся оспорить начисленные фискалами пени. Ведь большинство банков с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по субботам не работают. Но сказать с уверенностью, что судьи поддержат позицию налогоплательщика, нельзя. Тем более что были случаи, когда они, принимая решение, оперировали рабочими днями налогоплательщика.
Плательщик налога на игорный бизнес в силу п. 2 ст. 366 НК РФ обязан зарегистрировать объект налогообложения в ИФНС по месту его установки не позднее чем за два дня до даты установки. В деле же, которое рассматривали судьи ФАС Северо-Кавказского округа (рассматриваемые события происходили в 2005 г., на тот момент в приведенной норме п. 2 ст. 366 НК РФ существовало уточнение упомянутых двух дней — рабочие), налогоплательщик, зарегистрировав игровые объекты в пятницу, в понедельник их уже установил и начал использовать. Посчитав, что два рабочих дня с момента регистрации еще не прошли, фискалы привлекли его к налоговой ответственности по п. 7 ст. 366 НК РФ (норма утратила действие с 1 января 2007 г.). Игорный зал общества, как оказалось, работал круглосуточно, без выходных. Для налогоплательщика суббота и воскресенье являлись рабочими днями. На основании этого судьи посчитали, что общество не нарушило требования п. п. 2 и 3 ст. 366 НК РФ, и отказали налоговой инспекции в удовлетворении требований по уплате штрафа (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 05.02.2007 N Ф08-180/2007-73А).

— месяцами, кварталами, годами

Со сроками, установленными в месяцах, кварталах или годах, возникает меньше споров. Но и там существуют свои нюансы.
Если срок установлен в годах, то его течение заканчивается в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд (п. 3 ст. 6.1 НК РФ). Последняя норма не распространяется на календарный год.
Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем календарным месяцам. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года (п. 4 ст. 6.1 НК РФ).
Месячный срок истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.

Пример 5. Налогоплательщик подал жалобу в вышестоящий налоговый орган 29 ноября 2011 г. Для получения документов, необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов руководителем налогового органа принято решение о продлении срока рассмотрения жалобы на 15 дней. В последний день продленного срока руководителем вынесено решение по жалобе.
Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный (месячный) срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (п. 3 ст. 140 НК РФ).
Отсчет месячного срока начинается 30 ноября и заканчивается 29 декабря. Первым днем продления становится 30 декабря, последним же, 15-м, днем (рабочим) будет 27 января 2012 г. В этот день руководитель принял решение по жалобе.
О принятом решении налоговики обязаны сообщить в письменной форме лицу, подавшему жалобу, в течение трех дней со дня его принятия. Отсчет этих дней начинается 30 января. Исходя из этого последним днем для направления указанного письменного сообщения для фискалов становится 1 февраля 2012 г.

Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца (п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

Пример 6. Федеральный закон, которым были внесены изменения в гл. 22 «Акцизы» НК РФ, был опубликован 30 января.
Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (п. 1 ст. 5 НК РФ).
Отсчет месячного срока начинается 31 января, закончиться же он должен, по сути, 30 февраля. Однако в феврале обычного года всего 28 дней. В таком случае срок истечет 28 февраля.
Налоговым периодом по акцизам признается календарный месяц (ст. 192 НК РФ).
Следовательно, изменения, внесенные в гл. 22 НК РФ законом, начинают действовать с 1 марта.

Последний час срока

Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным (п. 8 ст. 6.1 НК РФ).
Понятие «организация связи» в НК РФ не раскрывается. Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, в силу нормы п. 1 ст. 11 НК РФ применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Понятие «организации связи» раскрыто в Федеральном законе от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи». Под организацией связи понимается юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности. В то же время положения Закона N 126-ФЗ, регулирующие деятельность организаций связи, применяются соответственно к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности (п. 14 ст. 2 Закона N 126-ФЗ).
Оператором связи могут быть юридические лица или индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии. Услуга связи — деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке в том числе и почтовых отправлений (п. п. 12, 32 ст. 2 Закона N 126-ФЗ).
Отношения в области почтовой связи регулируются в том числе и Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи» (п. 2 ст. 17 Закона N 126-ФЗ). Согласно же ст. 2 Закона N 176-ФЗ:
— организации почтовой связи — это юридические лица любых организационно-правовых форм, оказывающие услуги почтовой связи в качестве основного вида деятельности;
— операторы почтовой связи — организации почтовой связи и индивидуальные предприниматели, имеющие право на оказание услуг почтовой связи.
Операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Законом N 126-ФЗ (ст. 17 Закона N 176-ФЗ).
Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (п. 1 ст. 29 Закона N 126-ФЗ).
Следовательно, если документы либо денежные средства были сданы юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, до 24 часов последнего дня срока, то срок не будет считаться пропущенным.
Напомним, что налогоплательщики в силу п. 4 ст. 80 НК РФ вправе направить в ИФНС налоговую декларацию в виде почтового отправления с описью вложения. При отправке декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.
Регистрируемые (заказные, с объявленной ценностью, обыкновенные) почтовые отправления, согласно п. 12 Правил оказания услуг почтовой связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221), принимаются от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаются адресату (его законному представителю) под расписку в получении. Регистрируемые почтовые отправления могут пересылаться с описью вложения, с уведомлением о вручении и наложенным платежом. Перечень видов и категорий почтовых отправлений, пересылаемых с описью вложения, с уведомлением о вручении и наложенным платежом, определяется операторами почтовой связи.
Таким образом, при направлении декларации почтовым отправлением с описью вложения лицо, оказывающее услуги почтовой связи, должно выдать квитанцию, в которой в том числе указываются полное наименование налоговой инспекции и ее адрес. И именно эта квитанция будет подтверждением представления налоговой декларации в инспекцию.
Регистрируемые почтовые отправления, как было сказано выше, могут направляться с уведомлением о вручении. Факт получения налоговой декларации, по мнению судей ФАС Московского округа, можно подтвердить в том числе почтовым уведомлением о получении инспекцией документа (Постановление ФАС Московского округа от 10.12.2008 N КА-А40/10409-08).
Согласно упомянутому п. 4 ст. 80 НК РФ по просьбе налогоплательщика на копии бумажной декларации налоговая инспекция обязана проставить отметку о принятии оригинала и дату его получения.
Административный регламент ФНС России предписывает обязательное проставление отметки на копии налоговой декларации только в случае приема бумажного оригинала лично или через представителя (п. 141 Регламента). Действия должностного лица при представлении бумажной декларации почтовым отправлением расписаны в п. 146 Регламента. При этом отсутствует упоминание о необходимости проставления отметки на копии декларации.
ВАС РФ признал п. 141 Регламента не соответствующим НК РФ и недействующим в той мере, в которой содержащееся в нем положение — по смыслу, придаваемому ему налоговыми органами, — препятствует проставлению на копии налоговой декларации отметки о принятии налоговой декларации и дате ее получения (Решение ВАС РФ от 14.07.2011 N ВАС-5591/11). Следовательно, налогоплательщики, направляющие оригинал бумажной декларации по почте с описью вложений, вправе обратиться в налоговый орган за проставлением отметки о ее получении. Налоговая инспекция в свою очередь обязана поставить на копии отметку о принятии налоговой декларации (расчета) и дату приема с оттиском штампа «Принята».

www.pnalog.ru

Опубликовано в Блог