SdelanoRI.ru

Ваш адвокат

Косвенный налог это налог на имущество

Бюджетно-налоговая политика — понятие и виды

Отправить на почту

Бюджетно-налоговая политика — часть законодательства, которая прямым образом влияет на формирование налогового законодательства и, как следствие, на сумму уплачиваемых нами налогов. Что это такое и каков курс этой политики, расскажем в нашей статье.

Бюджетно-налоговая политика государства

Итак, что же такое бюджетно-налоговая политика государства? Это политика, проводимая в области налогообложения и государственных расходов, направленная на поддержание хорошего уровня занятости населения, стабильной экономики в стране, ну и, конечно же, постоянного прироста ВВП. Эту политику часто называют фискальной.

Основная задача этой политики — регулирование (чаще поддержание) совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.

Слово «фискальная» у многих финансовых работников ассоциируется с налогами. По большому счету так оно и есть — именно этой политикой регулируются ставки налогов и сборов.

Какие цели преследует бюджетно-налоговая политика?

  • стабильный экономический рост в стране;
  • занятость трудовых ресурсов (то есть сведение уровня безработицы к минимуму);
  • стабильный уровень цен (инфляция — это самая большая проблема экономик любых стран).
  • Есть два вида бюджетно-налоговой политики государства:

    Стимулирующая фискальная политика проводится в период экономического кризиса (стагнации экономики). В этом случае просто жизненно необходимо всеми силами стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение. Что можно сделать для этого? Используют:

  • повышение государственных закупок товаров и услуг;
  • снижение налогового бремени на предприятия;
  • повышение трансфертов (если это позволяет бюджет).
  • Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса. Как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг.

    А вот если экономика, наоборот, «перегрелась», то есть возник синдром перекредитования, экономический рост усиленно профинансирован государственными средствами, избыточное вложение средств грозит увеличением инфляции, то проводится сдерживающая фискальная политика. Что это значит:

  • сокращение государственных расходов;
  • увеличение налогов;
  • сокращение трансфертов.
  • Эти меры приводят к сокращению системы «спрос — предложение». Такая политика регулярно проводится во многих странах для контроля над уровнем инфляции.

    Более интересна для нас будет другая классификация фискальной политики.

    Дискреционная (объявляется государством).

    Характерны следующие маневры:

  • изменение госзакупок в большую или меньшую сторону;
  • изменение налоговой ставки;
  • изменение трансфертных выплат
  • Автоматическая («встроенные стабилизаторы»).

    «Работают» следующие инструменты:

  • контроль за процентом подоходного налога;
  • косвенные налоги;
  • трансфертные пособия
  • Стоит помнить, что размеры государственных трансфертов всегда меняются в зависимости от состояния экономики в стране

    Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики

    Одним из достоинств данной политики является наличие встроенных стабилизаторов. Таким термином обозначают инструменты, величина которых не меняется, но само наличие их в экономике автоматически стабилизирует ситуацию, стимулируя экономику при спаде и сдерживая при «перегреве». Рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос.

    НДС, например, как косвенный налог и часть цены товара, снижается при падении объема продаж и увеличивается при росте выручки. Соответственно, при рецессии экономики поступления от НДС в бюджет снижаются (изъятия из экономики денежных средств уменьшаются), а при «перегреве» экономики поступления налога увеличиваются. Так происходит автоматическая стабилизация.

    Кстати, подробно узнать о делении налогов на прямые и косвенные можно здесь.

    А вот трансфертные пособия (пособия по безработице и «по бедности») влияют по-другому. При спаде экономики выплаты данных пособий увеличиваются (безработица растет), при росте экономики — уменьшаются (занятость населения увеличивается). Таким образом, выплата данных трансфертов стимулирует совокупный спрос при спаде, уменьшение выплат при подъеме оказывает своего рода сдерживающее влияние на экономику.

    Основные инструменты налогово-бюджетной политики

    Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

  • государственные закупки;
  • налоги;
  • трансферты.
  • Давайте рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос:

  • Во-первых, трансферты. Когда государство увеличивает социальные выплаты, при прочих равных и неизменных условиях доход хозяйства (семьи, организации) растет, следовательно, есть финансовая возможность тратить больше — повышается спрос. С другой стороны, если смотреть непосредственно на фирму, получение господдержки дает возможность расширения производства и возможное увеличение инвестиционных расходов. Соответственно, уменьшение выплат ведет к сокращению совокупного спроса.
  • Во-вторых, это налоги. Здесь ситуация, полностью противоположная трансфертам. Чем выше применяемые ставки налогов, тем меньше совокупный спрос (спрос отталкивается от возможного дохода), сокращается инвестиционный расход (в компаниях уменьшается чистая — нераспределенная — прибыль). Как только ставки налогов снижаются, ситуация меняется в диаметрально противоположную сторону.
  • О новостях-2018 в налогообложении читайте в материале «Новое: налоги-2018».

  • Рост государственных закупок ожидаемо ведет к росту совокупного спроса. Так как сами закупки являются частью совокупных расходов.
  • Поэтому инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики в разных фазах экономического цикла. Причем если следовать кейнсианской экономической теории (Кейнс — автор фискальных методов регулирования экономики), все инструменты фискальной политики имеют мультипликативное влияние на экономику страны в целом, поэтому регулирование экономической ситуации в стране стоит вести именно при помощи фискальной политики, в частности путем регулирования государственных закупок как инструмента, наиболее влияющего на совокупный спрос.

    О том, в какой форме проводятся тендеры по выбору поставщика по госзакупкам, читайте в материале «В каких тендерах участвуют без электронной подписи?».

    Плюсы и минусы фискальной политики

    У бюджетно-налоговой политики есть немало положительных моментов:

  • Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект влияния на экономику.
  • Наличие автоматических стабилизаторов — частичное сглаживание циклических колебаний экономики.
  • Отсутствие долгого времени между принятием решений по направлению экономики и результатом воздействия (короткий внешний временной лаг).
  • При этом противники кейнсианского подхода называют несколько недостатков:

  • Наличие внутреннего лага. То есть между наступлением спада или подъема экономики проходит достаточно длительный процесс утверждения новой политики (все подобные решения должны утверждаться Госдумой РФ для придания им силы закона). Между тем ситуация в стране уже может измениться и принятые решения могут оказаться неактуальными и даже губительными: если меры принимались при рецессии экономики, то их действие при подъеме может, наоборот, вызвать уже «перегрев».
  • Некая неопределенность. Порой сложно определить момент, когда надо от стимулирующей экономики переходить к сдерживающей. Отсюда может возникнуть некая дестабилизация экономической ситуации.
  • Дефицит бюджета. Работа большинства инструментов фискальной политики приводит к оттоку денежных средств из бюджета: увеличению госрасходов, трансфертов, снижению ставок налогов. Данный недостаток считается самым крупным.
  • О критериях эффективности государственного налогового менеджмента читайте в статье «Основные элементы государственного налогового менеджмента».

    Бюджетно-налоговая политика, равно как и прочие подходы к регулированию экономической жизни страны, имеет свои достоинства и недостатки. Очевидно, что применение этих инструментов действительно может оказывать положительное влияние на экономику.

    Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

    nalog-nalog.ru

    Расчет НДС

    Каждая коммерческая организация, работающая на общей с системе налогообложения, обязана производить корректный расчет НДС и его перечисление в государственный бюджет. Вопрос о правилах проведения вычислений актуален для специалистов разных сфер деятельности: бухгалтеров, экономистов, менеджеров по продажам и руководителей. Ошибки, допущенные при исчислении налога, могут стать причиной нарушения действующего законодательства, что повлечет штрафные санкции.

    Как высчитать НДС: порядок действий

    Алгоритм по расчету налогу состоит из трех базовых действий:

  • Нужно выяснить, какая налоговая ставка применима в конкретном случае. В России используются три ставки: 0%,10% и 18%. Чтобы определиться с выбором, необходимо изучить статью 164 Налогового Кодекса.
  • Рассчитать налоговую базу. Это исходная стоимость реализуемых товаров и услуг, увеличенная на размер акцизов (если речь идет о подакцизной продукции).
  • Воспользоваться формулой НДС, которая будет рассмотрена далее.
  • Практика показывает, что проведение вычислений – несложный этап работы. Чтобы избежать ошибок, достаточно освоить формулу и воспользоваться калькулятором или расчетной программой. Сложнее бывает определиться с выбором ставки и базы.

    Величина налога, полученная в ходе математических вычислений, обязательно вписывается в счет-фактуру. Документ передается заказчику или покупателю в зависимости от способа реализации товаров или услуг. Также сумму следует выделить отдельной строкой в счете, выставляемом контрагенту.

    Если расчеты осуществляются в иностранной валюте, бухгалтер все равно обязан производить исчисление НДС в рублях. Согласно действующему законодательству, налог номинируется в валюте РФ и ни в какой другой.

    Как считать НДС: определяем подходящую ставку

    Согласно положениям Налогового Кодекса (статья 163) на территории РФ действуют три ставки:

  • 0% – применяется для товаров, вывозимых для продажи за территорию России (экспорт), а также логистических услуг, оказываемых в рамках внешнеторговой деятельности.
  • 10% – используется для книжной продукции, продуктов питания, товаров, предназначенных для детей или учреждений здравоохранения.
  • 18% – применяется во всех случаях, не охваченных первыми двумя пунктами.
  • Зная ставку, рассчитать НДС 18% (или 10%) несложно: нужен лишь калькулятор и листок бумаги.

    Как рассчитать НДС: базовая схема

    Согласно действующему законодательству (статья 168 НК РФ), налог на добавленную стоимость предъявляется контрагентам дополнительно к цене продажи товаров и услуг.

    На практике сотрудники коммерческих структур сталкиваются с одним из двух вопросов:

  • Как определить налог, который следует прибавить к цене товара?
  • Как «очистить» сумму с НДС и узнать размер включенного в нее налога?
  • Рассмотрим, какова формула расчета НДС в каждом случае.

    Чтобы определить общую сумму по счету, выставляемому покупателю, необходимо воспользоваться формулой:

    Сумма налога = Стоимость товара без НДС* Ставку/100%

    Чтобы «очистить» стоимость товаров, в которые включен косвенный налог, необходимо использовать формулу:

    Сумма налога = Стоимость товаров по счету с НДС*0,18/1,18 – в случае, если ставка составляет 18%;

    Сумма налога = Стоимость товаров по счету с НДС*0,1/1,1 – для товаров и услуг, облагаемых по ставке 10%.

    Если у бухгалтера отсутствует необходимость вычислять размер налога, он может определить цену товаров, предъявляемую клиентам, используя следующую формулу для расчета НДС:

    • Окончательная сумма = Исходная цена продукции *1,18 – для ставки 18%;
    • Окончательная сумма = Исходная цена продукции *1,1 – для ставки 10%.
    • Все приведенные расчеты можно производить на калькуляторе, в программе Excel или специальных онлайн приложениях, предназначенных для автоматизации бухгалтерской работы.

      Расчет НДС 2016: пример

      Лучше понять порядок проведения вычислений помогут примеры из реальной практики.

      ООО «Стройматериалы» торгует бетонными блоками, стоимость единицы составляет 50 рублей. Оно заключило сделку с ООО «Стройлит» на поставку партии из 50 000 блоков. Как определить, какова величина налога и на какую сумму следует выставить счет покупателю?

      Согласно положениям статьи 164 НК РФ, товар облагается налогом по ставке 18%. Задача бухгалтера – воспользоваться правилом, как высчитать НДС 18% от суммы. Для этого проведем следующие исчисления:

    • Найдем суммарную цену партии бетонных блоков – налоговую базу:
    • НБ = 50 *50 000 = 2 500 000 руб.

    • Определим размер налога из этой суммы:
    • НДС = 2 500 000 *0,18 = 450 000 руб.

    • Сложим два полученных числа, чтобы узнать общую сумму счета:
    • Сумма = 2 500 000 + 450 000 = 2 950 000 руб.

      Если бухгалтеру не нужна величина налога, включенного в счет, он может воспользоваться простой формулой НДС сверху и объединить три шага в один:

      Сумма счета = 2 500 000 *1,18 = 2 950 000 руб.

      В счете-фактуре и других документах бухгалтер ООО «Стройматериалы» обязан указать следующие сведения:

    • Цена без налога – 2 500 000 руб.
    • Величина НДС – 450 000 руб.
    • Итоговая стоимость – 2 950 000 руб.
    • ООО «Домашние интерьеры» реализует обои по цене 745 рублей за рулон. Оно заключило договор с ИП Иванов И.И. на поставку 1 000 рулонов. Как определить, на какую сумму выставить счет покупателю?

      Для этого бухгалтеру необходимо вспомнить несложный алгоритм, как рассчитывается НДС.

      1. Определим стоимость реализованных товаров без налога
      2. НБ = 745 *1 000 = 745 000 руб.

      3. Рассчитаем величину НДС
      4. Налог = 745 000 *0,18 = 134 100 руб.

      5. Сложим две величины, чтобы получить сумму счета
      6. Сумма = 745 000 + 134 100 = 879 100 руб.

        Или воспользуемся быстрой формулой расчета:

        Сумма счета = 745 000 *1,18 = 879 100 руб.

        Исходя из приведенного примера расчета НДС, бухгалтер должен указать в документах следующие данные:

      7. Цена без налога – 745 000 руб.
      8. Величина НДС – 134 100 руб.
      9. Итоговая стоимость – 879 100 руб.
      10. Каждый практикующий бухгалтер обязательно должен знать, как правильно считать НДС, Несоблюдение действующих норм и вычислительные ошибки могут привести к проблемам с законодательством. Для тех, кто несвоевременно уплачивает налог или переводит его не в полном размере, предусмотрены пени и штрафы.

        Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

        raszp.ru

        Как найти собственника квартиры по адресу бесплатно онлайн в 2018 году

        Приобретение недвижимости сегодня – процесс ответственный, имеющий много тонкостей и особенностей.

        Именно поэтому прежде, чем приступить к выбору недвижимости, следует внимательно изучить целый ряд самых разных аспектов.

        В первую очередь это касается получения подробной, подлинной информации о самой квартире. Ознакомиться с таковой возможно разными способами. Наиболее простой и быстрый способ – через интернет.

        Сегодня данные о собственности конкретных граждан возможно получить не только непосредственно в каком-либо учреждении, но также на специальном сайте Росреестра.

        Для этого понадобиться доступ к интернету и персональный компьютер. Отдельно стоит отметить, что база данных в интернете обновляется регулярно. Какие-либо сложности чаще всего отсутствуют.

        Общие аспекты

        Покупка квартиры для многих граждан сегодня – процесс достаточно ответственный. Так как стоимость таковой недвижимости, особенно в черте города, достаточно велика.

        Со всеми особенностями лучше всего будет ознакомиться предварительно. Одним из самых важных этапом приобретения жилья является не передача средств и заключение договора купли-продажи, а проверка документов на недвижимость.

        Необходимо максимально внимательно отнестись к данному этапу. Так как в данной сфере работает очень большое количество недобросовестных риелторов и просто мошенников.

        Соответственно, получение точной актуальной информации о собственники жилья, его технических параметров – приоритетная задача.

        Причем получить таковые данные о собственнике возможно разными способами. Один из самых простых и быстрых – через интернет.

        Определения

        Прежде, чем осуществить покупку квартиры, следует в обязательном порядке ознакомиться со всеми нюансами и тонкостями процесса – все таковые устанавливаются специальным законодательством.

        Но для верного понимания информации такого плана понадобиться разобраться с терминологией, которая используется в таком случае.

        К основным понятиям, разобраться с которыми требуется предварительно, относится следующее:

      11. собственник;
      12. жилая недвижимость;
      13. единый реестр прав собственности;
      14. долевая собственность.
      15. В данном контексте под термином «собственник» подразумевается именно физическое лицо, которое осуществляет процесс владения.

        Именно на конкретного гражданина осуществляется запись конкретной недвижимости. Причем таковых собственников нередко бывает одновременно несколько.

        В таком случае используется термин долевая собственность. Причем по возможности следует избегать осуществлять приобретение таковой.

        Так как нередко случается, что второй собственник попросту отказывается от осуществления продажи и необходимо осуществление судебного разбирательства.

        Как раз для этого в первую очередь и требуется определить собственника конкретной недвижимости.

        Стоит избегать покупать недвижимость в долевой собственности, а также если собственником является не достигший совершеннолетия.

        Информация по поводу прав собственности на конкретное имущество обозначается в ЕГРП – едином государственном реестре прав собственности.

        Именно в данном реестре обозначается подробная информация по этому поводу. Следует со всеми тонкостями процесса разобраться предварительно.

        Таким способом возможно будет не допустить различных сложных и даже конфликтных ситуаций. Квартиры могут быть как жилой, так и нежилой недвижимостью (коммерческой).

        Причем стоит избегать осуществлять приобретение собственности этого вида, которая была переведена в нежилую недвижимость. Так как это может привести к достаточно серьезным сложностям.

        Так как в коммерческой недвижимости не просто запрещено проживать, но ко всему прочему необходимо также оплачивать коммунальные платежи по более высокому тарифу.

        Зачем это нужно

        Сегодня прояснить всю информацию по поводу недвижимости прежде, чем будет иметь место её покупка, необходимо будет одновременно по нескольким различным причинам.

        В стандартный набор таковых входит следующее:

        Особенно внимательно следует просматривать информацию в случае, если жилье по какой-то причине продает не собственник, а иной гражданин. Со всеми особенностями процесса лучше всего ознакомиться предварительно.

        Законные основания

        Продавец обязан предоставлять максимально точную и подробную информацию о квартире, реализация которой осуществляется.

        В противном случае, если будет иметь место мошенничество, сделка будет попросту признана не действительной.

        Сегодня вопрос купли-продажи недвижимости достаточно подробно регулируется специальными законодательными нормами.

        Основным документом, в рамках которого осуществляется процесс данного типа – Гражданский кодекс РФ, отдельны его разделы.

        Сам процесс передачи прав собственности обязательно должен осуществляться в рамках специальной статьи – ст.№549.

        Она обозначает режим составления договора купли-продажи, а также остальные связанные с таким соглашением моменты.

        Формат договора в жесткой форме не определяется, но при этом имеются некоторые разделы, присутствовать которые должны будут в обязательном порядке.

        Все тонкости данного типа освещаются в ст.№550. Соответственно, права собственности в обязательном порядке должны быть соответствующим образом зарегистрированы.

        Процесс таковой определяется ст.№551. Необходимо будет предварительно ознакомиться с документами на жилье. Только таким образом можно избежать множества самых разных проблем.

        Также требуется указать точную стоимость недвижимости в договоре и другие моменты. Сегодня все данные по поводу собственников конкретной недвижимости не составит труда получить в интернете.

        Для этого достаточно лишь знать точный адрес конкретного объекта. Таким способом покупатель может проверить законность сделки, кто именно является владельцем.

        Если опыт заключения подобных сделок по какой-то причине отсутствует – то лучше всего будет получить предварительную юридическую консультацию.

        Как получить утерянный ордер на квартиру, читайте здесь.

        Если же гражданин считает, что права его каким-либо образом были нарушены при свершении сделки – то следует обратиться в суд для урегулирования таковой сложной ситуации.

        При этом опять же самостоятельно вести дело будет крайне затруднительно. Потому необходимо будет проработать все вопросы заранее.

        Как узнать собственника квартиры по адресу через интернет бесплатно

        Разобраться, как узнать владельца дома по адресу через интернет бесплатно, большого труда не составит.

        Причем существует несколько различных вариантов получения данных о собственнике – это косвенный и прямой.

        Причем использование какого-либо конкретного обуславливается именно самим типом недвижимости, а также некоторыми другими моментами.

        Опять же существуют специалисты, которые помогут при необходимости выявить проблемную квартиру. Определить собственника квартиры по адресу онлайн бесплатно можно буквально за несколько минут.

        Но прежде, чем обратиться на какой-либо конкретный сайт, следует ознакомиться с некоторыми важными основополагающими вопросами:

      16. способы получения информации;
      17. что может понадобится;
      18. узнаем кадастровый номер;
      19. работа сайта Росреестр.
      20. Способы получения информации

        Существенно упрощает процесс получения информации именно то, что существует несколько ресурсов, позволяющих определить владельца конкретной недвижимости.

        На данный момент к таковым относится следующее:

        Оптимальным решение будет использование именно официального ресурса – Росреестра. Но при этом важном учесть, что процесс таковой подразумевает достаточное существенное количество времени.

        В большинстве случаев предоставление информации должно будет осуществляться в течение 48 часов. Именно поэтому как альтернативу возможно будет использовать сайт «Ктотам».

        Информация с такового предоставляется на порядок быстрее, нередко выписка формируется буквально за пару часов.

        При этом установлен максимальный срок в течение которого осуществляется оформление на уровне 24 часов.

        Если фактор времени является решающим – то необходимо будет воспользоваться именно этим конкретным сайтом.

        Если же какая-либо спешка не требуется – то выходом станет использование официального сайта Росреестра.

        Также возможно получить данные о собственнике иным образом. Например, через почту РФ – достаточно отправить официальный запрос по поводу конкретной квартиры. Процедура оформления имеет свои тонкости и особенности.

        Если самостоятельно возможности осуществлять проверку квартиры, а также документов не имеется – то следует попросту обратиться к квалифицированным риелторам.

        Таковые предложат варианты в жильем – причем самостоятельно займутся оформлением документов.

        Что может понадобиться

        Для получения достоверных и точных данных через Росреестр необходимо будет представить перечень некоторых данных о самом объекте недвижимости.

        В стандартном случае при обращении через интернет потребуется следующее:

      21. кадастровый номер объекта недвижимости;
      22. условный номер;
      23. ранее присваиваемый квартире номер;
      24. точный адрес объекта недвижимости (проверка которого осуществляется) — субъект федерации,
        район и тип населенного пункта где таковой объект присутствует, наименование самого
      25. населенного пункта, тип улицы и наименование улицы, порядковый номер дома;
      26. права, ограничения прав.

    После того как все основные разделы будут заполнены – необходимо будет нажать на кнопку «сформировать запрос». Далее информация будет отправлена для обработки.

    Видео: как за 20 минут узнать кому принадлежит квартира, дом или земельный участок

    Ответ по запросу формируется в течение порядка 48 часов. Если в течение данного периода времени какая-либо информация не поступила – следует обратиться в техническую поддержку сайта.

    Узнаем кадастровый номер

    Все обозначенные выше данные возможно будет получить из специальных документов, оформленных на недвижимость.

    Кадастровый номер квартиры обозначается в следующих бумагах:

  • на специальном кадастровом паспорте квартиры;
  • в свидетельстве об осуществлении государственной регистрации прав собственности;
  • в выписке из ЕГРП.
  • Работа сайта Росреестр

    Работа рассматриваемого сайта осуществляется максимально оперативно. Какие-либо сложности на 2018 год при оформлении запросам не возникают.

    Механизм передачи данных максимально отлажен. Важно лишь помнить, что порой серверы Росреестра могут отправлять данные с существенной задержкой.

    Расшифровку кадастрового номера земельного участка, читайте здесь.

    Порядок обмена частного дома на квартиру, смотрите здесь.

    Основной причинному тому является обычно перегрузка. В то же время при отсутствии информации о конкретном займе следует внимательно разобраться со всеми тонкостями процесса.

    Сегодня получения подробной и достоверной информации о квартире позволяет избежать самых разных сложных ситуаций – со всеми таковыми лучше всего ознакомиться прежде, чем будет иметь мест покупка.

    Наиболее точную информацию по поводу недвижимости можно будет получить именно через интернет, с помощью сайта Росреестра.

    Важно лишь максимально точно указать все данные, которые потребуются для формирования соответствующего запроса.

    jurist-protect.ru

    Косвенный налог это налог на имущество

    14 июня 2018 года

    Вопрос: Мария Кудрявцева, «Россия 24». Сегодня обозначили ряд очень важных мер. Как эти меры могут повлиять на основные макроэкономические показатели, в частности инфляцию и рост экономики?

    Если мы говорим о ресурсах, то основные из них – это изменения в налоговом законодательстве, изменение подходов при формировании бюджета в части определения расходов федерального бюджета. Часть изменений, которые касаются пенсионного законодательства, будут направлены на повышение реальных пенсий. Ваш вопрос: как повлияют эти изменения на основные макропоказатели? Действительно, повышение налога на добавленную стоимость – это инфляционное решение. Тем не менее мы видим, что в текущем году мы будем иметь инфляцию значительно меньше, чем в прогнозе. По нашим оценкам, она будет составлять около 3%, поэтому повышение налога на добавленную стоимость до 20%, по нашим оценкам, может внести вклад в инфляцию максимум до 1,5%. Таким образом, мы в следующем году можем получить инфляцию порядка 4 – 4 с небольшим процента в год.

    Тем не менее эти меры позволят саккумулировать в бюджете ресурсы для инфраструктурного развития, для поддержки экспорта, для поддержки малого и среднего предпринимательства, для реализации проектов в области образования и здравоохранения. По сути дела, это инвестиции в инфраструктуру и в человеческий капитал, которые дадут рост и ускорение темпов экономического роста за счёт перераспределения ресурсов, которые у нас сегодня есть, и направления их в те секторы экономики, которые обеспечат экономическое развитие. Мы рассчитываем на дополнительные темпы роста экономики.

    Вопрос: Антон Германович, Татьяна Алексеевна! Сегодняшний вариант увеличения пенсионного возраста считается одним из наиболее жёстких из обсуждавшихся. Предусмотрена ли некая компенсация гражданам за подобное сложное решение?

    А.Силуанов: Не могу согласиться, что вариант наиболее жёсткий. Мы повышаем пенсионный возраст постепенно, поэтапно. Для мужчин повышение возраста будет в течение 10 лет, для женщин – в течение 16 лет. Достаточно, считаю, продолжительный промежуток времени. Основной компенсацией, как вы говорите, будет увеличение реальных пенсий. Если бы мы не принимали решений по возрасту, то мы бы имели в 2024 году размер пенсии примерно на треть меньше, нежели тот, который мы сейчас ожидаем. Сегодня Дмитрий Анатольевич Медведев сказал, что ориентировочно повышение пенсии мы планируем в размере порядка тысячи рублей исходя из расчёта среднегодовой пенсии пенсионеров. Поэтому основная задача будет заключаться в том, чтобы обеспечить повышение пенсии. Постепенно мы будем повышать уровень так называемого пенсионного замещения заработной платы. Такие задачи у нас стоят в концепции реформирования пенсионной системы. Эти задачи отвечают основным нуждам пенсионеров в повышении пенсий, повышении их реальных доходов.

    Пресс-конференция по завершении заседания Правительства

    Позволю себе зачитать, как это будет выглядеть. Мужчины 1959 года рождения и женщины 1964 года рождения получат право выхода на пенсию в 2020 году – в возрасте соответственно 61 год и 56 лет. Мужчины 1960 года рождения и женщины 1965 года рождения получат право выхода на пенсию в 2022 году – в возрасте соответственно 62 года и 57 лет. Мужчины 1961 года рождения и женщины 1966 года рождения получат право выхода на пенсию в 2024 году – в возрасте соответственно 63 года и 58 лет. Мужчины 1962 года рождения и женщины 1967 года рождения – в 2026 году в возрасте 64 года и 59 лет. Мужчины 1963 года рождения и женщины 1968 года рождения получат право выхода на пенсию в 2028 году – в возрасте соответственно 65 и 60 лет. Женщины 1969 года рождения – в 2030 году в возрасте 61 год, женщины 1970 года рождения – в 2032 году в возрасте 62 года, и женщины 1971 года рождения получат право выхода на пенсию в 2034 году в возрасте 63 лет.

    Вот в чём заключается переходный период.

    Если вы обратили внимание, выход на пенсию происходит через год. Это не значит, что никто не выходит на пенсию в те годы, которые пропускаются. Выходят те категории, которые сегодня были озвучены, которые являются досрочниками и по которым ничего не меняется, пенсионеры, у которых есть социальные основания для выхода на пенсию, и ряд других категорий.

    Должна добавить к тому, что сказал Антон Германович, с точки зрения нагрузки на экономику и пенсионную систему – некоторые отдельные цифры.

    В 1970 году у нас на одного пенсионера приходилось 3,7 работающего. Сейчас мы подходим (в 2019 году) к черте практически 1,8. То есть объём средств, который зарабатывается пенсионной системой посредством уплаты страховых взносов, сокращается. Соответственно, это существенно сокращает возможности для выплаты пенсий уже тем пенсионерам, которые находятся на пенсии, и для её увеличения.

    Цель всех решений, которые принимаются, – увеличение пенсионного обеспечения в долгосрочной перспективе. Безусловно, в первые годы мы не получим значимых, существенных плюсов по пополнению пенсионной системы, но постепенно, по мере продвижения вправо, ресурсы пенсионной системы будут накапливаться. Это будет давать нам возможность увеличивать пенсии больше, чем это происходило в предыдущие годы и чем это будет происходить в первые годы.

    И ещё один, наверное, компенсационный механизм, на который нужно обратить внимание. Он сегодня прозвучал в выступлении Дмитрия Анатольевича. Мы сохраняем возможность раннего выхода (на два года раньше) гражданам, которые имеют существенный стаж, уже заработанный в период, когда пенсионный возраст для женщин был установлен 55, а для мужчин 60, – соответственно 40 и 45 лет стажа. Это делается всегда, когда принимаются решения по поэтапному повышению пенсионного возраста. И мы в этой части не являемся исключением.

    Вопрос: По статистике, сейчас 30% мужчин не доживают до 60 лет, 40% не доживают до 65 лет. Как это увязывается с планами по повышению пенсионного возраста? Второй вопрос – возрастная дискриминация на рынке труда. Что будет делаться, чтобы люди старшего возраста могли нормально трудоустраиваться?

    Я могу сказать, что темпы, которые мы в последнее время фиксируем, беспрецедентны и для других стран, и для Российской Федерации, для Советского Союза. Когда мы говорим о точке, с которой начинали: это 2000 год, 59 лет, мужчины. 75,8 – к 2030 году, это на 16,5 года больше. Если мы посмотрим на период Советского Союза, продолжительность жизни колебалась в пределах 63–65 лет, она оставалась на одном и том же уровне в 1980-е, 1990-е годы, не было кардинальных изменений. Когда принимались решения по пенсионному возрасту, об этом неоднократно говорили, – это 1930-е годы (при продолжительности жизни чуть более 40 лет). Стандартные пенсионные системы, похожие на нынешнюю, – это закон о пенсиях 1956 года, классическое законодательство Советского Союза. С этого времени произошло достаточно много изменений, тектонические изменения в структуре производства, в условиях труда, вообще в сферах приложения труда. То есть труд сегодня по сравнению с тем, как трудились наши соотечественники в 1930-е годы, – это несопоставимые понятия. Как трудились, когда осваивали северные территории, целинные земли. Это совершенно разный труд. Сегодня гораздо в бóльшем сегменте условия труда нормальные, люди работают в офисах, работают удалённо, это работа с компьютерами и так далее. Всё поменялось. Поэтому мы исходим из того, что серьёзнейшие кардинальные изменения с точки зрения продолжительности жизни, уровня жизни, с точки зрения здоровья наших граждан как раз в том числе и являются основанием и необходимостью для того, чтобы повышать пенсионный возраст. При этом я хотел бы обратить внимание на то, что нельзя сравнивать то, что мы делаем, с нынешним временем, нужно смотреть на то, какой же будет продолжительность жизни в тех 2028 и 2034 годах, когда переходный период изменится, а это ещё плюс шесть-семь лет продолжительности жизни, которые мы должны достичь. Для этого есть все основания.

    Что касается рынка труда, мы здесь тоже не видим каких-то серьёзных проблем, хотя, безусловно, предпринять дополнительные усилия здесь потребуется. Сегодня были даны соответствующие поручения Федеральной службе по труду и занятости. Мы недавно приняли законодательство антидискриминационное, которое запрещает публикацию объявлений – нельзя публиковать объявления, где написаны какие-либо ограничения по возрасту. На самом деле, это, конечно, не все соблюдают, в том числе те, кто печатает это объявление. Поэтому давайте вместе поработаем в этом направлении. Мы считаем, что рабочие места, которые занимают граждане в возрасте, близком к пенсионному, и рабочие места, которые занимают молодые люди, – это всё-таки разные рабочие места, они требуют разного опыта, разных компетенций, разных знаний. Люди, которые уже имеют большой опыт, которые трудились многие годы на производстве, в других отраслях, очень важны для нас с точки зрения передачи навыков, своих знаний молодым людям. И нам кажется, что путём таких действий мы сможем эту проблему тоже решить.

    Т.Голикова: Я сейчас дам некоторую справку. По данным Росстата, по итогам 2016 года (данных 2017 года пока ещё нет) средний возраст занятых в экономике составлял 40,7 года, в том числе мужчин – 40,2, женщин – 41,2. Среди безработных на настоящий момент превалируют лица в возрасте от 20 до 34 лет – 48,7% в общей безработице составляют лица этого возраста. Статистические наблюдения, которые есть в нашей стране, не содержат данные о заболеваемости и смертности в возрасте 55–60 лет у женщин и 60–65 лет у мужчин. Таких статистических данных нет. Тем не менее я хочу вам привести другую статистику, она косвенно будет свидетельствовать о некоторых тенденциях, которые есть. По итогам 2017 года в круглосуточные стационары было госпитализировано 10,4 миллиона лиц старше трудоспособного возраста, при этом умерло в стационарах 393,8 тысячи человек. То есть это где-то 3,7% от той численности, которая была госпитализирована, по лицам старшего возраста (женщины после 55, мужчины после 60).

    Вопрос: Антон Германович, не могли бы Вы с цифрами рассказать, как повышение пенсионного возраста скажется на пенсионной системе? Правильно мы поняли, что в первые годы просто будет обеспечиваться её сбалансированность? С какого года будут накапливаться ресурсы системы? Как изменится трансферт на ОПС и что будет с пенсионными накоплениями граждан, уже сформированными, на сумму свыше 3 трлн рублей?

    А.Силуанов: Первое. Мы не отказываемся от построения страховой пенсионной системы, поэтому мы заинтересованы в том, чтобы пенсионная система аккумулировала в себе больше ресурсов, больше доходов, и эти средства пойдут на увеличение пенсий нашим пенсионерам. Решение о повышении пенсионного возраста – это один из шагов для повышения ресурсов Пенсионного фонда, которые, безусловно, пойдут на увеличение пенсий пенсионерам. Это наша основная задача.

    Что касается пенсионных накоплений. Мы договорились, что будем развивать добровольные системы пенсионного страхования, добровольные системы так называемого пенсионного капитала. Мы вместе с Центральным банком подготовили концепцию и законопроекты по созданию системы индивидуального пенсионного капитала, с тем чтобы наши граждане могли в ходе трудовой деятельности иметь возможность накапливать себе дополнительные ресурсы на пенсию. Такая система должна быть запущена в ближайшие годы. Мы подготовили концепцию такой системы, обсудим её и представим в Правительство и парламент. Поэтому считаем, что нынешняя страховая система будет развиваться, и за счёт неё будет обеспечиваться увеличение пенсионного обеспечения.

    И второе: мы создадим возможность надёжной накопительной составляющей системы. Это будет гарантированная система, это будут системы, которые, по сути дела, будут иметь такие страховые механизмы, как это сегодня обеспечивается при вкладах граждан в банках. И мы будем стимулировать наших граждан к участию в таких накопительных системах, поскольку, повторю, это будет дополнительный ресурс к пенсионной системе, которая действует сегодня и которую мы будем совершенствовать.

    Т.Голикова: Трансферты в пенсионную систему пока будут оставаться, потому что трансферты в пенсионную систему связаны не только с увеличением индексации. Трансферты в пенсионную систему связаны с теми нормами законодательства, которые сегодня действуют и которые в перспективе ещё придётся обсуждать. Речь идёт о льготных пенсиях, о сниженных тарифах по отдельным отраслям, которые компенсируются федеральным бюджетом в виде межбюджетного трансферта для того, чтобы не снижать пенсионное обеспечение граждан, работающих в этих отраслях. То есть те расчёты, которые мы сегодня осуществляем, и тот прогноз, который мы сегодня озвучиваем, исходят из проекта прогноза социально-экономического развития, который есть на май 2018 года. Сейчас мы входим в активный бюджетный процесс, и по мере продвижения в рамках этого бюджетного процесса будет меняться прогноз социально-экономического развития.

    На этот прогноз помимо тенденций, которые складываются, будут оказывать влияние и те меры, которые будут реализованы в законе о бюджете – трёхлетний мы дали, за трёхлетним горизонтом – по тем приоритетным проектам и программам, которые обозначил Президент в своём послании, поскольку показатели будут носить целевой характер. И исходя из тех мер, которые будет разрабатывать Правительство, – а первые проекты должны появиться в начале июля 2018 года, – будет скорректирован прогноз. В зависимости от того, как он будет скорректирован, будут рассчитаны в том числе и бюджеты государственных внебюджетных фондов, всех трёх, и трансферт в бюджеты государственных внебюджетных фондов. Сейчас предвосхищать и называть какую-то конкретную цифру с нашей стороны было бы неправильно, поскольку эта работа связана с формированием бюджета, и уже на стадии формирования бюджета мы эти цифры озвучим.

    При этом цифра, которую мы назвали, – тысяча рублей… Дмитрий Анатольевич назвал это как рост пенсии в среднем за год, но это означает, что механизмами, которые сегодня заложены в пенсионном законодательстве, внутри, скажем, 2019 года будет обеспечиваться индексация пенсий. Сначала так, как это было положено ранее, – с 1 февраля по фактической инфляции года, предшествующего тому, в котором осуществляется индексация, и затем с 1 апреля – уже по всем факторам, которые в том числе связаны с получением доходов в связи с увеличением возраста. При этом я обращаю внимание, что граждане должны были выходить в течение всего года и, безусловно, средства накапливаются в течение всего года, но индексация будет осуществляться с некоторым опережением, если можно так сказать, и, соответственно, граждане будут получать эту тысячу, расчёт которой исходит из того майского прогноза, который мы на сегодняшний день имеем, уже непосредственно ежемесячно.

    А.Силуанов: И эта тысяча – это мера, которую мы можем реализовать благодаря в том числе и тем структурным преобразованиям в пенсионной системе, которые мы сегодня обсуждали.

    Хочу сказать, что у нас есть трансферт на сбалансированность пенсионного фонда, и трансферт этот останется. Мы сегодня в Правительстве рассмотрели законопроект о снижении ставки страховых взносов в Пенсионный фонд с 26 до 22% уже на постоянной основе. Если раньше из федерального бюджета на пониженную ставку выделялся специальный трансферт, то этот трансферт останется и будет выделяться уже на общий баланс Пенсионного фонда.

    Вопрос: Сегодня уже было озвучено, что льготы сохранятся для некоторых категорий граждан по выходу на пенсию. Эти льготы сохраняются только на переходный период или они будут действовать всегда? И второй вопрос. Какой механизм будет действовать для отдельных категорий медработников и педагогических работников?

    Т.Голикова: Первое, что я хочу сказать: у нас достаточно большое количество льготных категорий граждан, которые сегодня специальным образом прописаны в пенсионном законодательстве. Их можно разделить на четыре части. Пенсии, которые назначаются по профессиональным категориям, – это так называемые Список 1, Список 2, малые списки (я сейчас скажу, что это такое) и педагоги, медики и творческие работники независимо от возраста, то есть у них стажевая формула установления пенсии.

    Вторая категория – досрочников. Это пенсии, которые назначаются в связи с работой в особых климатических условиях. Это, как правило, севера.

    Следующая категория – это пенсии, назначаемые по социальным мотивам. Здесь достаточно много категорий. Практически все из них, большинство из них, Дмитрий Анатольевич назвал во время заседания Правительства. Если будет необходимость, мы их повторим.

    И пенсии, назначаемые в связи с радиационным воздействием. Это Чернобыль, «Маяк», Семипалатинск.

    Что такое Список 1 – это подземные работы, вредные условия труда, горячие цеха. Ничего не меняется с 1 января 2019 года.

    Список 2 – это тяжёлые условия труда, химическая, нефтехимическая, металлургическая промышленность. Ничего не меняется с 1 января 2019 года.

    Если есть необходимость, я могу озвучить все категории, что такое малые списки, кто к этому относится. Это очень большой объём. Их достаточно много.

    Что касается медицинских и педагогических работников, то стажевые требования по ним не меняются. Стажевые требования, которые для них установлены в зависимости от того, на каких рабочих местах они работали от 15 до 30 лет, фиксируются при отработке этого стажа. Но выплата пенсии начинается точно так же, с таким же шагом, как и всем обычным пенсионерам, которые получают страховые пенсии.

    Вопрос: Антон Германович, я отойду от пенсионной тематики. Могли бы Вы пояснить, каким образом ВЭБ, РФПИ и прочие институты развития будут интегрированы в работу Фонда развития инфраструктуры? Какие это могут быть механизмы?

    А.Силуанов: Действительно, мы говорим о том, чтобы максимально эффективно использовать бюджетный ресурс, который мы ожидаем получить от предложений и решений, рассмотренных сегодня в Правительстве. Поэтому в развитии инфраструктуры, в развитии цифровой экономики, в стимулировании экспорта – безусловно, в этих направлениях должны участвовать и частные инвестиции. И поскольку в этих направлениях работают институты развития, мы считаем, что передача части бюджетных ресурсов через эти институты позволит создать такой синергетический эффект – на рубль бюджетных средств привлечь два-три, а может быть, и больше рублей частных инвестиций. Особенно нас интересует инфраструктура, цифровая экономика. Здесь может получиться большой эффект от такой синергии бюджетных и частных денег. Поэтому привлечение действующих институтов развития, мы считаем, позволит с бóльшим эффектом использовать те средства, которые в результате реализации сегодняшних предложений мы сможем получить.

    Вопрос: Антон Германович, будет ли повышение пенсионного возраста в дальнейшем затрагивать военнослужащих и сотрудников силовых структур?

    И ещё один вопрос. Вы говорили, что в следующем цикле налоговая нагрузка для добросовестных налогоплательщиков повышаться не будет. Сегодня принято решение об увеличении НДС. Нет ли здесь противоречия?

    А.Силуанов: Начну с последнего вопроса.

    Мы говорили о том, что подготовим налоговые предложения, рассмотрим их и далее, на протяжении шестилетнего периода, налоговая нагрузка не будет меняться. Из этих принципов мы исходили при подготовке налоговых изменений.

    Кроме того, повышая НДС, косвенный налог, мы тем не менее предложили отменить сложный для предприятий налог на модернизацию, как его иногда называют, – налог на движимое имущество, с одной стороны. С другой стороны, мы предложили более льготное и ускоренное возмещение НДС. По нашим оценкам, это порядка 100 млрд рублей в год – дополнительные ресурсы получат наши предприниматели при возмещении НДС.

    И третье. Мы говорим, что создаём долгосрочные прогнозируемые условия хозяйствования, сокращая ставку страховых взносов с 34 до 30% уже на постоянной основе. Считаем, что это позволит снизить, с одной стороны, налоговый пресс таких сложных налогов, как налог на модернизацию (налог на движимое имущество), и немного поднять косвенные налоги, которые более равномерно распространятся на потребителей, налогоплательщиков.

    Пенсионный возраст для военнослужащих. Мы говорили, что сегодня есть стаж, который должны отслужить военнослужащие, стаж выслуги для получения права выхода на пенсию. Мы считаем, что этот стаж также должен быть скорректирован. Такие проработки у нас с Министерством обороны есть, и это будет один из элементов наших предложений.

    Т.Голикова: Но сейчас это не учитывается. В пакете, который вносится, всё остаётся пока как есть.

    Вопрос: Мой вопрос тоже касается НДС. С прошлого года обсуждался налоговый манёвр, в том числе предлагалось уравнять ставку НДС и социальных платежей на уровне 22%, то есть снижение социальных платежей и рост НДС. Почему было принято решение отказаться от такой схемы?

    А.Силуанов: Рассматривались различные варианты налоговых изменений, манёвров. Сегодня об этом Председатель Правительства в выступлении говорил. Действительно, были предложения и по НДФЛ, и по налогу с оборота или с продаж, и по налоговому манёвру – увеличить НДС, снизить страховые платежи. Но вопрос балансировки государственных внебюджетных фондов, вопрос перестройки системы страховых платежей и наполнения бюджетов страховых фондов потребовал значительных изменений во всю систему действия социальных фондов. Поэтому это предложение, несмотря на то что рассматривалось, не было поддержано в качестве базового. Были сформированы предложения по увеличению налога на добавленную стоимость при сохранении льготных ставок НДС по социально значимым товарным группам.

    Вопрос: Антон Германович, не могли бы Вы подробнее рассказать о фонде развития? За счёт каких средств его планируется наполнять, почему говорится об увеличении объёма заимствований и сохранении дефицита бюджета на уровне 0,5% ВВП, хотя, по последним данным Минфина, бюджет на этот год может быть профицитным? И ещё хотела уточнить про налоговый манёвр. Премьер-министр сказал, что на следующей неделе уже планируется рассмотреть документ. Планируете ли Вы до этого момента какие-то встречи с руководителями крупных нефтяных компаний?

    А.Силуанов: Про фонд развития. Мы скорректируем наши подходы при формировании расходной части федерального бюджета. Вы помните, что начиная со следующего года мы планировали при сохранении бюджетного правила иметь первичный баланс бюджета. Сейчас предлагается скорректировать вторую часть параметра определения расходной части бюджета и сохранить на протяжении шестилетнего периода первичный дефицит в размере до 0,5% ВВП. На протяжении шестилетнего периода это около 3,5 трлн рублей. И использовать этот ресурс как элемент так называемого золотого правила, которое есть в бюджетной практике, когда дефицит бюджета направляется на создание новых активов, на капитальные вложения, на создание и стимулирование экономики, а не на текущее проедание, будем так говорить. Поэтому именно такой подход и будет реализован при формировании фонда развития, он будет направляться и в инфраструктуру, и в «цифру», и в отрасли, которые формируют человеческий капитал. Поэтому этот фонд развития как раз и будет являться одним из источников бюджетного стимулирования более высоких темпов экономического роста.

    Что касается профицитности бюджета текущего года, то ожидаем профицита по тем параметрам, которые мы внесли в Думу и рассматриваем поправки. Это 0,5% ВВП в текущем году, может быть, и выше, в случае сохранения более высоких цен на наши экспортные товары. Профицит может сохраниться и в следующем году, в случае если цены на нефть, газ будут примерно такими же, как и сейчас.

    Что касается налогового манёвра, то эти предложения рассматриваются на встречах с бизнесом регулярно. У нас они проходят – будут проходить и на этой неделе, отдельные встречи будут и на следующей неделе. Поэтому окончательные предложения будут сформулированы и представлены к рассмотрению на заседании Правительства на следующей неделе.

    government.ru

    Опубликовано в Блог