SdelanoRI.ru

Ваш адвокат

Ликвидация фирм однодневок

Отвечаем на требования по НДС с учетом новых правил

После представленной декларации по НДС за I квартал 2017 г., налогоплательщикам предстоит ответить на требования налоговиков по уже сданной отчетности. О том, как это сделать, пойдет речь в статье.

Налоговики направляют требования по даче пояснений, если выявлены:

  • ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных в налоговый орган документах;
  • несоответствие сведений, представленных компанией, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля;
  • представление уточненной налоговой декларации на уменьшение суммы НДС, по сравнению с ранее представленной декларацией (п.3 ст.88 НК РФ).
  • Налоговики рекомендуют на каждое требование (даже если они однородны и получены одновременно) предоставлять пояснения отдельно (Письмо ФНС РФ от 07.11.2016 г. №ЕД-4-15/20890@).

    По какой форме представлять пояснения

    Начиная с 24.01.2017 г., «бумажные» пояснения для налогоплательщиков, отчитывающихся электронным способом, считаются непредставленными со всеми вытекающими последствиями (штраф в размере 5 тыс. рублей — п.1 ст.129.1 НК РФ, а при повторном нарушении будет взыскан штраф в размере 20 тыс. рублей — п.2 ст.129.1 НК РФ).

    Таким образом, если компания обязана сдавать декларацию по НДС в электронной форме, то и пояснения к декларации также должны представляться в электронной форме по формату, утвержденному Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 г. №ММВ-7-15/682@. Также нельзя отправлять скан «бумажных» пояснений (Письмо ФНС РФ от 09.02.2016 г. №ЕД-4-2/1984).

    Если у компании нет обязанности отчитываться через интернет, то пояснения вправе представить налоговикам как электронно, так и на бумаге.

    Какие расхождения чаще всего требуют пояснений

    Одним из случаев истребования документов в рамках проводимой камеральной проверки (п.8.1 ст.88 НК РФ) является выявление в представленной декларации по НДС несоответствия сведений об операциях, сведениям, которые содержатся в декларации другого налогоплательщика.

    Автоматическая сверка книг покупок (продаж) в режиме онлайн призвана выявить расхождения в разрезе каждой счет-фактуры путем проведения виртуальной встречной проверки налогоплательщика и его контрагентов.

    И налоговики с помощью программы «АСК НДС-2» сопоставляют счета-фактуры в налоговой отчетности продавца и покупателя.

    Зачастую нестыковки возникают из-за несимметрично отраженных реквизитов счетов-фактур контрагентов. Программа «АСК НДС-2» не способна распознать счета-фактуры по одной и той же сделке, если проставлена лишняя точка, дефис, пробел и т.п. На этом основании в автоматическом режиме формируются требования налогоплательщикам дать пояснения.

    Если компания неверно привела реквизиты счета-фактуры контрагента, то в пояснении нужно привести верные реквизиты с приложением копии счета-фактуры. Данная ошибка не повлекла искажения налога, а поэтому уточненную декларацию по НДС представлять не нужно (п.1 ст.81 НК РФ).

    В этом случае в пояснении налоговикам нужно привести правильный ИНН контрагента и указать на ошибочно отраженный ИНН. Данная ошибка также не повлекла искажения налога, а поэтому уточненную декларацию по НДС представлять не нужно (п.1 ст.81 НК РФ).

    И самый распространенный случай – наличие «налогового разрыва».

    Понятие «налоговый разрыв» означает, что у налогоплательщика отражена в книге покупок счет-фактура, которая не отражена в налоговой декларации (в разделе, где отражаются данные книги продаж) контрагента. То есть «налоговые разрывы» — это операции, по которым есть вычеты, но не уплачен НДС. Такие операции с «налоговыми разрывами» отслеживаются в базе налоговиков. И чем больше у компании будет таких разрывов, тем вероятнее у нее будет назначена выездная налоговая проверка.

    Зачастую налоговики считают, что не отражение реализации у продавца при заявлении вычета у покупателя свидетельствует о связи покупателя с фирмой-«однодневкой». Налоговые органы под фирмой-«однодневкой» понимают юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу «массовой» регистрации (Письмо ФНС РФ от 11.02.2010 г. №3-7-07/84). ФНС РФ постоянно размещает на своем официальном интернет-сайте ( https://www.nalog.ru ) новые схемы с участием фирм-«однодневок» (Письмо от 21.08.2015 г. №АС-4-2/14800@).

    С помощью данных программы «АСК НДС -2» налоговики выявляют контрагентов, использующих незаконные схемы возмещения НДС.

    По этой причине налоговики требуют дать пояснение и представить уточненную декларацию, исключить вычет и оплатить недоимку.

    На практике причины незеркальности НДС могут быть разными. Например, продавец показал НДС, исчисленный с реализации в другом налоговом периоде. Поэтому в пояснении налоговикам нужно привести документы по сделке и приложить выставленные продавцом счета-фактуры. В этой ситуации уточненную декларацию по НДС представлять не нужно (п.1 ст.81 НК РФ).

    Но даже если контрагент является фирмой-«однодневкой», компания не может нести ответственность за действия третьих лиц, которые находятся вне его контроля и влияния (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 13.01.2016 г. №Ф08-9657/15). Таким образом, использование налоговиками только сведений из программного комплекса «АСК НДС -2» без представления надлежащих доказательств о недобросовестности налогоплательщика, не является основанием для отказа компании в заявленных налоговых вычетах.

    На практике зачастую причиной нестыковок является отражение счетов-фактур по сделке продавцом и покупателем в разных налоговых периодах (кварталах). Например, продавец отразил счет-фактуру по реализации в I квартале 2017 г., а покупатель заявил вычет во II квартале 2017 г. Уточненную декларацию по НДС представлять не нужно (п.1 ст.81 НК РФ).

    Риск-ориентированный подход налоговиков при проведении камеральных проверок

    При проведении камеральных налоговых проверок налоговики должны учитывать уровень налогового риска, присвоенного системой управления рисками «АСК НДС-2», а также результат предыдущих камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС (Письмо ФНС РФ от 26.01.2017 г. №ЕД-4-15/1281@). Налоговиками в этом Письме предложен алгоритм определения объема документов, истребуемых у налогоплательщика при проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС.

    При проведении камеральных налоговых проверок налоговики должны учитывать совокупность следующих факторов:

    уровень налогового риска, присвоенного Системой управления рисками АСК «НДС-2»;

    результат предыдущих камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС по вопросу правомерности применения налогоплательщиками налоговых льгот (Письмо ФНС РФ от 26.01.2017 г. №ЕД-4-15/1281@).

    Пояснения по льготным операциям

    Проверяемый налогоплательщик обязан представить в налоговый орган пояснения об операциях (по каждому коду операций), по которым применены налоговые льготы. Налогоплательщик вправе представить Пояснения в виде реестра подтверждающих документов (далее по тексту — Реестр), а также перечень и формы типовых договоров, применяемых налогоплательщиком при осуществлении операций по соответствующим кодам.

    На основании информации, содержащейся в представленном налогоплательщиком Реестре, налоговый орган будет истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот (ст.93 НК РФ).

    Объем подлежащих истребованию документов определяется для каждого кода операции в соответствии с алгоритмом, изложенным в Приложении №2 к письму налоговиков. Количество истребуемых документов зависит от присвоенного налогоплательщику уровня налогового риска по данным СУР АСК «НДС-2». Налогоплательщики не обязаны заполнять вышеприведенный Реестр.

    Однако в том случае если компания не представит Реестр по рекомендуемой форме, то налоговики не смогут реализовать предложенный в письме ФНС РФ алгоритм. А значит, при непредставлении налогоплательщиком Реестра или при представлении Реестра не по рекомендуемой форме истребование документов будет производиться без использования риск-ориентированного подхода (т.е. в сплошном порядке). Поэтому компаниям, которые неоднократно уже представляли «льготные» документы при камеральных налоговых проверках и имеющих низкий уровень налогового риска, имеет смысл подготовить рекомендуемый налоговиками Реестр. Ведь в этом случае при проведении камеральной проверки потребуется представлять в налоговую инспекцию меньше документов.

    Как отсрочить представление пояснений

    На представление пояснений или уточненной декларации по требованию у налогоплательщика в распоряжении пять рабочих дней. В отличие от требований на предоставление документов, отсрочка по представлению пояснений не предусмотрена (п.3 ст. 93, п.5 ст.93.1 НК РФ, приказ ФНС РФ от 25.01.2017 г. №ММВ-7-2/34@).

    Однако компании могут в целом продлить на законных основаниях сроки для дачи пояснений к требованию. Напомним, что квитанцию о получении требования налоговиков, компания должна отправить в налоговую инспекцию в течение шести рабочих дней. А пятидневный срок для дачи пояснений начинает исчисляться с даты отправки квитанции в налоговую инспекцию о получении требований.

    rosco.su

    Когда приходит ОБЭП

    Работу предприятия могут парализовать не только политические, экономические или социальные катаклизмы. Иногда в повседневную деятельность фирмы вмешивается государство в лице своих контролирующих структур. Из всех возможных визитов руководителей более всего страшит приход представителей Отдела по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП).

    Проверить компанию на соответствие ее деятельности законодательным нормам могут более сорока контролирующих организаций различной ведомственной принадлежности и компетенции. Ожидаемыми для предприятия являются проверки налоговых органов. Посещения контролеров фирмы расценивают как неизбежность, да и касаются они в основном бухгалтерии и дирекции.

    А вот милицейские визиты – это всегда неожиданность. Особенно ощутимы последствия проверок, проводимых одним из подразделений криминальной милиции – Отделом по борьбе с экономическими преступлениями.

    Полномочия ОБЭП и действия его сотрудников регламентированы Законом от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции». Особо интересны пункты 25 и 27 статьи 11, согласно которым у милиционеров есть право:

    • производить осмотр производственных, складских, торговых и других служебных помещений, мест хранения и использования имущества;
    • изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, требовать в пятидневный срок с момента вручения соответствующего постановления заверенных надлежащим образом копий указанных документов;
    • требовать все имеющиеся данные, которые могут указать на признаки преступления, настоять на обязательном проведении в срок не более 30 дней ревизии всех видов деятельности предприятия, а также самостоятельно проводить в указанные сроки такие проверки и ревизии;
    • хранить имущество, которое они посчитают бесхозным, и в установленном порядке решать вопрос о его дальнейшей принадлежности.

    Итак, у ОБЭП достаточно полномочий, чтобы узнать о фирме все. Надо только найти повод, чтобы прийти с проверкой. Можно выделить три основания для милицейской проверки.

    1. Сомнительные партнеры.

    Как правило, формально у проверяющих нет к организации никаких претензий, но «засветился» какой-либо субъект, имевший с данной компанией контакты по роду своей служебной деятельности, или другая фирма, с которой связывают хозяйственные отношения, нарушила закон. Таким образом, на компанию «падает тень» недобросовестного партнера, именно из-за этого ОБЭП проявляет к ней определенный интерес. Этот тип проверки трудно предугадать, поскольку опасность часто приходит оттуда, откуда ее не ждешь.

    Организация попадает под ревизию вместе с другими компаниями определенного вида деятельности. Часто проверяют организации общепита, стройплощадки, салоны сотовой связи. Пристальное внимание со стороны милиционеров может быть вызвано также определенной ситуацией в регионе. Например, причиной визита оперативников могут стать теракты или криминальные «разборки» бандитских группировок.

    Допустим, потребителю в розничной точке продали спиртные напитки, употребление которых привело к отравлению. Покупатель решил, что товар «самопальный» или контрабандный, и написал заявление в ОБЭП. В этом случае милиция непременно отреагирует. Хотя вполне может быть, что компания ничего и не нарушала.

    Если сотрудники спецслужбы получают провокационную информацию о той или иной фирме, они обязаны проводить оперативно-розыскные мероприятия. Их конечная цель – получить как можно больше сведений о потенциальном нарушителе.

    В частности, они могут запросить у банка, с которым работает компания, все сведения о ее счетах. Банковские выписки могут показать весь спектр нарушений организации. Помимо этого могут использоваться и более радикальные методы. Такие, к примеру, как прослушивание телефонных разговоров. Если это торговое предприятие, то может быть проведена контрольная закупка – оперативник под видом частного лица что-либо приобретает в магазине или торговой точке.

    Результатом любой из проверок может стать возбуждение уголовного дела в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса. Также оперативники могут передать материалы проверки в налоговую инспекцию, если будут выявлены обстоятельства, требующие вмешательства контролеров, полномочных принимать решения о наказании за нарушения по статьям 120 и 122 Налогового кодекса. Между тем инспекторы могут принять и другое решение – об отказе в возбуждении уголовного дела по статье 24 Уголовно-процессуального кодекса. В любом случае о принятом решении организации должны сообщить в срок, равный трем суткам со дня окончания проверки (п. 1 ст. 144 УПК РФ).

    Визит людей в масках

    Поскольку ОБЭП всегда приходит без предупреждения, сотрудникам предприятия нужно быть готовыми к неожиданностям и знать, как вести себя в случае проверки. Прежде всего это необходимо для их же собственной безопасности. Ведь впоследствии они могут пострадать, взяв на себя чужую вину, если подпишут акт проверки не читая. Их могут обвинить также в лжесвидетельстве, если они, перепугавшись, скажут то, чего никогда не было. Очевидно, необходимо составить регламент поведения в подобных ситуациях, немаловажным пунктом которого должен быть такой: «Нельзя слепо соглашаться с проверяющими».

    Прежде всего сотрудник компании должен убедиться, что это действительно проверка ОБЭП. Незваные гости обязаны представиться, назвав свое имя и звание, и предъявить соответствующие документы. Нелишним будет обратить внимание на срок действия этих удостоверений. Затем необходимо вызвать исполнительного директора и представителя юридической службы компании, которые смогут взять ситуацию под контроль. Сотрудник фирмы должен точно назвать свое имя, фамилию, отчество и должность согласно штатному расписанию. Все дальнейшие вопросы проверяющих нужно переадресовать своему вышестоящему начальству.

    Ни в коем случае нельзя оказывать активное сопротивление, то есть драться с сотрудниками милиции. Ведь в этом случае оперативники вправе применить табельное оружие или физическую силу. Если вышеуказанные меры воздействия милиционеры применили в одностороннем порядке, то свои права сотрудники фирмы могут отстоять в суде и получить компенсацию. В противном случае, спасая «честь мундира», правоохранители докажут, что физическую силу первым применил именно сотрудник предприятия.

    Следует помнить, что милиционеры при выполнении возложенных на них обязанностей имеют право получать безвозмездно от организаций и граждан любую информацию. Правда, за исключением случая, если в отношении получения соответствующих сведений законом установлен специальный порядок. Пункт 30 статьи 11 Закона «О милиции» касается запроса и изъятия документов, которые составляют коммерческую тайну предприятия. К ней, в частности, относят содержание регистров бухучета и внутреннюю бухгалтерскую отчетность (п. 4 ст. 10 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Следовательно, выемка охраняемых законом документов возможна только по предъявлении санкции прокурора. Если же милиционеры изъяли бухгалтерскую документацию без санкции, суд может квалифицировать это как незаконное получение сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия. Оперативников могут наказать лишением свободы до двух лет (ст. 183 УК РФ).

    Фирмы против ОБЭП

    Итак, сотрудники фирмы готовы к милицейским проверкам. Тем не менее свои права при необходимости компания должна уметь отстоять в арбитражном суде. Как показывает практика, чаще всего разбирательства касаются незаконного изъятия оперативниками имущества проверяемого предприятия и последующей его реализации. Ведь ОБЭП, считая это имущество бесхозяйным, на основании пункта 27 статьи 10 Закона «О милиции» имеет право распоряжаться им по собственному усмотрению, в том числе передать на торги. Доходы от продажи изъятого имущества поступают в бюджет страны.

    Как максимально обезопасить себя от необоснованного отчуждения собственности? Прежде всего необходимо проверить, чтобы все имущество, принадлежащее предприятию на праве собственности, в офисе и на производстве было соответствующим образом оформлено. Именно для этого существуют специальные альбомы форм первичных учетных документов.

    Компания может покупать у своих фирм-однодневок товар для перепродажи. Делается это для ухода от налога на прибыль при помощи трансфертного ценообразования. Однако нередко предприятия совершают ошибку и хранят печати этих самых фирм-однодневок в своей бухгалтерии. Если их обнаружат при проверке, то с товаром можно попрощаться. Судебное разбирательство в этом случае будет проиграно.

    В последнее время благодаря действиям руководства Министерства внутренних дел, прокуратуры и законодателей риск невиновной фирмы пострадать от визитов ОБЭП стал значительно ниже. Появились жесткие регламентирующие документы, которые не позволяют проверяющим парализовать деятельность фирмы без веских оснований. Например, оперативники не имеют права без постановления суда опечатывать склады и прочие служебные помещения организации. Если же они все-таки сделали это, не дождавшись решения арбитров, руководство фирмы может сломать печать, и будет право.

    Застраховать компанию от проверок оперативников на сто процентов невозможно. Однако фирма может обезопасить себя от неприятных последствий таких визитов, прибегнув к помощи специализированных юридических компаний.

    В заключение хочется отметить: чем прозрачнее в организации ведутся дела, чем бережнее руководство относится к репутации своего бизнеса, тем у компании меньше шансов увидеть на своей территории незваных гостей.

    Если сотрудники спецслужбы получают провокационную информацию о той или иной фирме, они обязаны проводить оперативно-розыскные мероприятия

    Осторожность не бывает излишней

    Конфиденциальные файлы с данными по управленческому учету не должны храниться в компьютерной сети проверяемого здания. Заранее поместите их на территориально удаленные серверы. В офисе, в особенности в финансовом отделе, не должно быть компрометирующих компьютерных распечаток. Возможно, каждому, кто обладает секретной информацией, потребуется приобрести персональный бумагоуничтожитель. Иначе потом работник может предъявить претензию, что у него не было возможности уничтожить секретную информацию после ее изучения.

    Справедливость восстановит суд

    У милиции не всегда есть веские основания для конфискации имущества и дальнейшей его продажи «с молотка». Компания, которая посчитает действия оперативников незаконными, имеет право отстаивать свою точку зрения в суде. И у фирмы есть все шансы выиграть дело. Арбитры проанализируют все причинно-следственные связи, и если не найдут подтверждения объективности ОБЭП, ущерб организации будет возмещен (постановление ФАС Московского округа от 24 октября 2005 г. по делу № КГ-А40/ 10183-05-П).

    Арина Лысенко, независимый эксперт Источник материала —

    www.buhgalteria.ru

Опубликовано в Блог