SdelanoRI.ru

Ваш адвокат

Мотоблоки и законы

Как правильно вернуть технически сложный товар? Возврат технически сложного товара в 2017/2018 году

​Часто бывает так, что товар не подходит, и его нужно вернуть. Это может быть одежда, обувь, даже технически сложный товар. Вот только технически сложный товар вернуть не так уж и легко. Дело в том, что в случае с технически сложным товаром законодатель попытался обезопасить продавца от потенциальных злоупотреблений и недобросовестных действий покупателей.

Чем вызвана такая забота о продавце? Неизвестно. А вот порядок возврата и обмена технически сложных товаров регулируется Законом РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г. Возврат или обмен такого товара возможен лишь при наличии недостатков. В случае же, если товар исправен, но в чем-то вам не подошел, то продавец на вполне законных основаниях может отказать вам в принятии товара и возврате денег.
Есть небольшая оговорка – технически сложный товар, если он вам не подошел, можно вернуть лишь в случае, если вы его покупали в интернет-магазине. В таком случае срок возврата товара – 7 дней. Сделано так специально, чтобы покупатели смогли вернуть товар, который они заказывали без возможности посмотреть и пощупать (ч. 4 ст. 26 рассматриваемого закона). В случае, если вас письменно не уведомили о порядке возврата, срок увеличивается до 3 месяцев.

Впрочем, многие магазины в качестве конкурентного преимущества (а некоторые за вполне живые деньги) дают возможность вернуть товар, если он вам не подошел. Но это случаи, выходящие за стандартные правила, мы же рассматриваем позицию закона.

А какие товары вообще относятся к технически сложным в 2017/2018 году?

1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования
3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу
5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями
7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины
8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления
9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления
10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления
11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления
12. Холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой
13. Часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями.

Этот перечень является закрытым и устанавливается Постановлением правительства РФ от 10 ноября 2011 г. N 924 “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ ТОВАРОВ”

В каких случаях можно вернуть технически сложный товар в 2017/2018 году?

Обмен или возврат возможен в том случае, если ваш технически сложный товар имеет недостатки. (абз. 8 ч. 1 ст. 18 рассматриваемого закона). Главное – успеть в срок до 15 дней. Если пропустить этот срок, то в большинстве случаев товар лишь можно сдать в ремонт, но есть исключения. Возврат и обмен технически сложного товара после срока в 15 дней возможен в случае, если:

  • Обнаружен существенный недостаток. Это может быть неустранимый недостаток, недостаток, устранение которого потребует более 45 дней, недостаток, который появился еще раз после ремонта, либо разные недостатки, каждый из которых делает использование товара невозможным.
  • Товар находится в ремонте более 45 дней.
  • Товар не использовался в совокупности боее 30 дней в течение гарантийного срока в связи с тем, что был в ремонте.
  • Теперь самое главное – порядок возврата технически сложного товара в том случае, когда он имеет недостатки

    Для начала нужно грамотно составить претензию, на основании которой будет произведен обмен или возврат товара. Претензию нужно составить в двух экземплярах. Первый экземпляр отдаете продавцу, а на втором просите продавца указать дату приема претензии, фамилию, инициалы и должность того лица, кто принял претензию с подписью и номер входящего документа. Еще можно отправить претензию по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

    Что указывать в претензии на возврат или обмен товара

    1. Дата и сумма покупки. Желательно приложить к претензии копию чека или иного документа, подтверждающего факт покупки.

    Кстати, совершенно не обязательно иметь чек для того, чтобы вернуть товар. Вам нужно знать хотя бы дату, когда товар был куплен, а продавец может выдать вам дубликат чека.

    2. Описание выявленных недостатков. Что не работает, в чем это проявляется. Указывать желательно максимально подробно.

    3. Ваши требования. Вернуть деньги, обменять товар, возместить моральный ущерб, либо еще что-либо.

    4. Ссылки на законодательные нормы, в соответствии с которыми вы выдвигаете те или иные требования. Этот пункт не обязателен. Если только ваши требования достаточно экзотические, но вы на 100% уверены, что закон в вашей ситуации на вашей стороне.

    Если товар весит более 5 кг, то на продавца ложиться ответственность по транспортировке этого товара для замены/ремонта.

    Какие документы должны вам выдать при сдаче товара на проверку качества/экспертизу/ремонт в магазин

    Первое – копию вашего заявления (претензии), где ставится отметка по поводу того кто и когда принял заявление. Этот документ гарантирует вам то, что купленный товар не пропадет, а также момент с урегулированием срока исполнения обязательств продавцом.

    Второе – копия акта приемки товара, в котором указываются те недостатки, которые могут быть выявлены при приемке товара на ремонт или экспертизу. Этот документ поможет избежать вопросов с потерей товарного вида или каких-либо свойств купленного товара в период ремонта/экспертизы.

    Если продавец не принимает товар на ремонт/замену. Что делать?

    Брать все документы и подавать в суд. Предварительно неплохо было бы провести независимую экспертизу товара с целью выявления недостатков и возможных причин их появления.

    xn—-7sbbajihwbdaabv2czbv0a7el6l5a.xn--p1ai

    Категории транспортных средств в техническом регламенте (M1, M2, M3, N)

    Добрый день, уважаемый читатель.

    В 2018 году в России применяется технический регламент таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств. Этот нормативный документ содержит требования, предъявляемые к техническому состоянию автомобилей. Соответствие данным требованиям проверяется в том числе и в ходе технического осмотра транспортного средства.

    Технический регламент таможенного союза вступил в силу достаточно давно, однако далеко не каждому водителю приходилось с ним сталкиваться. Особенность регламента заключается в том, что в нём используются специальные категории транспортных средств, которые ранее в нормативных правовых документах не встречались.

    В этой статье речь пойдет о категориях ТС в регламенте, а также о транспортных средствах, к которым эти категории относятся:

    Таблица категорий в техническом регламенте

    Мототранспортные средства

    Мопеды, мотовелосипеды, мокики

    Категория L1 — Двухколесные транспортные средства, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся:

  • в случае двигателя внутреннего сгорания — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см 3 , или
  • Категория L2 — Трехколесные транспортные средства с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся:

  • в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см 3 , или
  • в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или
  • в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
  • Со скутерами дело обстоит достаточно просто:

  • Если скутер имеет 2 колеса, то он относится к категории L1.
  • Если скутер имеет 3 колеса, то он относится к категории L2.
  • Таким образом, категориям L1-L2 соответствуют механические транспортные средства, для управления которыми требуется водительское удостоверение категории М.

    Мотоциклы, мотороллеры, трициклы

    Категория L3 — Двухколесные транспортные средства, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см 3 (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

    Категория L4 — Трехколесные транспортные средства с колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см 3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

    Категория L5 — Трехколесные транспортные средства с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см 3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

    Категории L3-L5 относятся к транспортным средствам, для управления которыми требуется водительское удостоверение категории А:

    • L3 — двухколесные мотоциклы;
    • L4 — ассиметричные трехколесные мотоциклы (например, мотоцикл с коляской);
    • L5 — симметричные трехколесные мотоциклы (например, мотоцикл с кузовом по центру).
    • Квадрициклы

      Категория L6 — Четырехколесные транспортные средства, масса которых без нагрузки не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся:

    • в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт, или
    • в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
    • Категория L7 — Четырехколесные транспортные средства, иные, чем транспортные средства категории L6, масса которых без нагрузки не превышает 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.

      С точки зрения правил дорожного движения квадрициклы категории L6 являются мопедами, т.е. для управления ими требуется удостоверение категории M. Для более мощных квадрициклов категории L7 требуются права подкатегории B1.

      Деление между категориями L6 и L7 осуществляется исключительно на основе мощности двигателя. Более мощные квадрициклы относятся к категории L7.

      Пассажирские транспортные средства

      Автомобили легковые

      Категория M1 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения — легковые автомобили.

      Рассмотрим категорию M1, которая относится к легковым транспортным средствам. Именно эта категория заинтересует большую часть автовладельцев, так как именно категории М1 соответствует категория B обычного водительского удостоверения.

      Так что если Вы ищите в техническом регламенте требования, относящиеся к легковому автомобилю, то Вам следует обращать внимание исключительно на пункты, относящиеся к категории M1.

      Обратите внимание, что к категории M1 не относятся грузовые транспортные средства категории B. Речь о них пойдет ниже.

      Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства

      Категория M2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т.

      Категория M3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т

      Пассажирские автобусы и троллейбусы в зависимости от их веса относятся к категориям M2 и M3. Таким образом, категории M2 и M3 соответствуют категории D обычного водительского удостоверения.

      Кроме того, если автобус имеет от 1 до 8 пассажирских мест, то транспортное средство относится к категории B.

      Грузовые автомобили

      Категория N1 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т.

      Категория N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т.

      Категория N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т.

      Грузовые автомобили относятся к категории N технического регламента, внутри которой они также как и автобусы делятся на подкатегории по весу.

      Грузовым автомобилям категории B соответствует категория N1 технического регламента, грузовым автомобилям категории C — категории N2 и N3.

      Категория O1 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых не более 0,75 т.

      Категория O2 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 т.

      Категория O3 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 т.

      Категория O4 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых более 10 т.

      Категория O включает в себя все прицепы и полуприцепы, которые также подразделяются в зависимости от их допустимой максимальной массы.

      Прицепами категории O1 можно управлять при отсутствии категории E в водительском удостоверении.

      Категориям O2, O3, O4 соответствует любая из категорий E к B, E к C, E к D водительского удостоверения.

      Таблица соответствия категорий

      Для того, чтобы Вам было проще ориентироваться в многообразии категорий технического регламента, я составил специальную таблицу, содержащую соответствующие категории ПДД и технического регламента.

      pddmaster.ru

      Мотоблоки и законы

      ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      от 15 сентября 2009 года N 753

      Об утверждении технического регламента о безопасности машин и оборудования

      (с изменениями на 24 марта 2011 года)
      ____________________________________________________________________
      Утратило силу с 15 февраля 2013 года на основании
      постановления Правительства Российской Федерации
      от 1 ноября 2012 года N 1124
      ____________________________________________________________________

      — Примечание изготовителя базы данных.
      ____________________________________________________________________

      ____________________________________________________________________
      Документ с изменениями, внесенными:
      постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2010 года N 841 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 43, 25.10.2010);
      постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2011 года N 205 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 14, 04.04.2011) (изменения вступили в силу с 1 мая 2011 год).
      ____________________________________________________________________

      В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» Правительство Российской Федерации

      1. Утвердить прилагаемые:

      технический регламент о безопасности машин и оборудования (далее — технический регламент);

      перечень машин и оборудования, подлежащих обязательной сертификации для подтверждения соответствия требованиям технического регламента о безопасности машин и оборудования;

      перечень машин и оборудования, подлежащих декларированию соответствия требованиям технического регламента о безопасности машин и оборудования.

      2. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 3-месячный срок подготовить проект списка машин и оборудования, которые подлежат оценке соответствия требованиям технического регламента при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации, и представить его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

      3. Технический регламент вступает в силу по истечении одного года с даты официального опубликования настоящего постановления.

      4. Выданные до вступления в силу технического регламента декларации о соответствии и сертификаты соответствия на производимые и не введенные в эксплуатацию машины и (или) оборудование действуют до окончания срока, установленного в них (пункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2010 года N 841).

      Председатель Правительства
      Российской Федерации

      Технический регламент о безопасности машин и оборудования

      УТВЕРЖДЕН
      постановлением Правительства
      Российской Федерации
      от 15 сентября 2009 года N 753

      I. Общие положения

      1. Настоящий технический регламент устанавливает минимально необходимые требования к безопасности машин и оборудования при проектировании, производстве, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, перевозке, реализации и утилизации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

      2. Настоящий технический регламент распространяется на машины и оборудование, в том числе бытового назначения, для которых выявлены и идентифицированы виды опасности, требования к устранению или уменьшению которых установлены согласно приложению N 1.

      3. Настоящий технический регламент не распространяется на следующие виды машин и оборудования:

      а) машины и оборудование, связанные с обеспечением целостности и устойчивости функционирования единой сети связи Российской Федерации и использованием радиочастотного спектра;

      б) машины и оборудование, применяемые в медицинских целях и используемые в прямом контакте с пациентом (рентгеновское, диагностическое, терапевтическое, ортопедическое, стоматологическое, хирургическое оборудование);

      в) машины и оборудование, специально сконструированные для применения в области использования атомной энергии. На машины и оборудование общепромышленного назначения, применяемые в области использования атомной энергии, действие настоящего технического регламента распространяется в части, не противоречащей требованиям по обеспечению ядерной и радиационной безопасности;

      г) автотранспортные средства;

      д) морские и речные транспортные средства (суда и плавучие средства, буровые платформы) и используемые на них машины и оборудование;

      е) летательные и космические аппараты;

      ж) железнодорожный подвижной состав и технические средства, специально сконструированные для применения на железнодорожном транспорте;

      и) вооружение и военная техника.

      4. Действие настоящего технического регламента распространяется на машины и оборудование, применяемые на опасных производственных объектах, а также на процессы их эксплуатации и утилизации в части, не противоречащей требованиям по обеспечению промышленной безопасности.

      5. Под идентификацией машин и оборудования понимается установление соответствия конкретных машин и оборудования образцу или их описанию, в качестве которого могут быть использованы национальные стандарты, спецификации и чертежи, технические условия, эксплуатационная документация.

      6. Используемые в настоящем техническом регламенте понятия означают следующее:

      а) «авария» — разрушение или повреждение машины и (или) оборудования, возникновение в процессе эксплуатации машин и (или) оборудования неконтролируемых взрыва и (или) выброса опасных веществ;

      б) «допустимый риск» — значение риска от применения машины и (или) оборудования, исходя из технических и экономических возможностей производителя, соответствующего уровню безопасности, который должен обеспечиваться на всех стадиях жизненного цикла продукции;

      в) «жизненный цикл» — период времени от начала проектирования машины и (или) оборудования до завершения утилизации, включающий взаимосвязанные стадии (проектирование, производство, хранение, монтаж, наладка, эксплуатация, в том числе модернизация, ремонт, техническое и сервисное обслуживание);

      г) «инцидент» — отказ машины и (или) оборудования, отклонение от режима технологического процесса, нарушение правил эксплуатации;

      д) «критический отказ» — отказ машины и (или) оборудования, возможными последствиями которого является причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;

      е) «машина» — ряд взаимосвязанных частей или узлов, из которых хотя бы одна часть или один узел двигается с помощью соответствующих приводов, цепей управления, источников энергии, объединенных вместе для конкретного применения (обработки, переработки, перемещения или упаковки материала);

      ж) «назначенный ресурс» — суммарная наработка, при достижении которой эксплуатация машины и (или) оборудования должна быть прекращена независимо от их технического состояния;

      з) «наработка» — продолжительность или объем работы машины и (или) оборудования;

      и) «назначенный срок службы» — календарная продолжительность эксплуатации машины и (или) оборудования, при достижении которой эксплуатация должна быть прекращена независимо от их технического состояния;

      к) «назначенный срок хранения» — календарная продолжительность хранения машины и (или) оборудования, при достижении которой их хранение должно быть прекращено независимо от их технического состояния;

      л) «недопустимая эксплуатация» — эксплуатация машины и (или) оборудования не по назначению;

      м) «обоснование безопасности» — документ, содержащий анализ риска, а также сведения из конструкторской, эксплуатационной, технологической документации о минимально необходимых мерах по обеспечению безопасности, сопровождающий машины и (или) оборудование на всех стадиях жизненного цикла и дополняемый сведениями о результатах оценки рисков на стадии эксплуатации после проведения ремонта;

      н) «оборудование» — применяемое самостоятельно или устанавливаемое на машину техническое устройство, необходимое для выполнения ее основных и (или) дополнительных функций, а также для объединения нескольких машин в единый комплекс;

      о) «опасная зона» — зона внутри машины и (или) оборудования или вокруг них, в которой персонал подвергается риску получения травм или нанесения другого вреда здоровью, связанного с эксплуатацией машины и (или) оборудования;

      п) «отказ» — событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния машины и (или) оборудования вследствие конструктивных нарушений при проектировании, несоблюдения установленного процесса производства или ремонта, невыполнения правил или инструкций по эксплуатации;

      р) «предельное состояние» — состояние машины и (или) оборудования, при котором их дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна либо восстановление их работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно;

      с) «проектировщик» — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, разрабатывающие проектную документацию на машину и (или) оборудование;

      т) «проектировщик системы» — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, разрабатывающие проектную документацию на системы машин и (или) оборудования (технологические линии, взаимосвязанные производственным циклом);

      у) «система» — совокупность машин и (или) оборудования, объединенных конструктивно и (или) функционально для выполнения требуемых функций.

      II. Требования к безопасности машин и оборудования при проектировании, производстве, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, перевозке, реализации и утилизации

      7. При проектировании машины и (или) оборудования обеспечивается соответствие требованиям настоящего технического регламента.

      8. При проектировании машины и (или) оборудования идентифицируются возможные виды опасности для обеспечения безопасности излучений, взрывобезопасности, механической безопасности, пожарной безопасности, промышленной безопасности, термической безопасности, электрической безопасности, ядерной и радиационной безопасности на всех стадиях жизненного цикла. Требования по электромагнитной совместимости в части обеспечения безопасности работы машины и (или) оборудования устанавливаются в техническом регламенте об электромагнитной совместимости.

      9. Для идентифицированных видов опасности оценивается риск расчетным, экспериментальным, экспертным путем или по данным эксплуатации аналогичных машин и (или) оборудования. Методы оценки риска могут устанавливаться в технических регламентах на соответствующие виды машин и оборудования, национальных стандартах и сводах правил.

      10. Допустимый риск для машины и (или) оборудования определяется и устанавливается при проектировании. При этом уровень безопасности, соответствующий установленному риску, обеспечивается:

      а) полнотой научно-исследовательской и опытно-конструкторской отработки;

      б) проведением комплекса расчетов, основанных на верифицированных в установленном порядке методиках;

      в) выбором материалов и веществ, применяемых в отдельных видах машин и (или) оборудования, в зависимости от параметров и условий эксплуатации;

      г) установлением проектировщиком критериев предельных состояний;

      д) установлением проектировщиком назначенных сроков службы, назначенных ресурсов, сроков технического обслуживания, ремонта и утилизации.

      11. В случае если оцененный риск выше допустимого, для его уменьшения изменяется проект машины и (или) оборудования, при этом исключается вмешательство персонала во все рабочие режимы машины и (или) оборудования (если вмешательство не предусмотрено руководством (инструкцией) по эксплуатации).

      12. При невозможности достижения путем изменения проекта технических характеристик машины и (или) оборудования, определяющих допустимый риск, а также при экономической нецелесообразности в руководстве (инструкции) по эксплуатации указывается информация, ограничивающая условия применения данной машины и (или) оборудования или предупреждающая о необходимости принятия мер по обеспечению безопасности.

      13. При проектировании, изготовлении, перевозке, хранении и монтаже обеспечиваются уровни физических факторов, генерируемые при работе машины и (или) оборудования (уровень шума, инфразвука, воздушного и контактного ультразвука, локальной и общей вибрации, электромагнитных полей), а также уровни выделения химических веществ, не превышающие показателей, установленных санитарным законодательством Российской Федерации.

      14. При проектировании машины и (или) оборудования применяются технические решения, обеспечивающие повышение их энергетической эффективности.

      15. При проектировании машины и (или) оборудования разрабатывается обоснование безопасности.

      Оригинал обоснования безопасности машин и (или) оборудования хранится у проектировщика, а копия — у производителя машин и (или) оборудования и организации, эксплуатирующей машины и (или) оборудование.

      16. Разработка руководства (инструкции) по эксплуатации является неотъемлемой частью проектирования машины и (или) оборудования. Руководство (инструкция) по эксплуатации (применению) включает:

      а) указания по монтажу или сборке, наладке или регулировке, техническому обслуживанию и ремонту машины и (или) оборудования;

      б) указания по использованию машины и (или) оборудования и меры по обеспечению безопасности, которые необходимо соблюдать при эксплуатации машины и (или) оборудования, включая ввод в эксплуатацию, использование по прямому назначению, техническое обслуживание, все виды ремонта, периодическое диагностирование, испытания, перевозку, упаковку, консервацию и условия хранения;

      в) назначенные показатели (назначенный срок хранения, назначенный срок службы и (или) назначенный ресурс) в зависимости от конструктивных особенностей, срок службы, ресурс. По истечении назначенного ресурса (срока хранения, срока службы) машина и (или) оборудование изымаются из эксплуатации и принимается решение о направлении их в ремонт, об утилизации, о проверке и об установлении нового назначенного ресурса (срока хранения, срока службы);

      г) перечень критических отказов, возможные ошибочные действия персонала, которые приводят к инциденту или аварии;

      д) действия персонала в случае инцидента или аварии;

      е) критерии предельных состояний;

      ж) указания по выводу из эксплуатации и утилизации;

      з) показатели энергетической эффективности.

      17. В случае если предполагается, что машина и (или) оборудование будут использоваться в потенциально взрывоопасной среде, в руководстве (инструкции) по эксплуатации дается информация об обеспечении безопасной работы.

      18. В случае если машина и (или) оборудование предназначены для эксплуатации непрофессиональными пользователями, руководство (инструкция) по эксплуатации должно учитывать знания, умение и опыт таких пользователей.

      19. В руководстве (инструкции) по эксплуатации предусматривается требование к организации, осуществляющей эксплуатацию, о передаче машины и (или) оборудования после прекращения эксплуатации лицу, ответственному за утилизацию машины и (или) оборудования.

      20. При проектировании машины и (или) оборудования в руководстве (инструкции) по эксплуатации предусматриваются меры для предотвращения их недопустимого использования после прекращения эксплуатации.

      21. При производстве машины и (или) оборудования обеспечивается соответствие их изготовления требованиям проектной (конструкторской) документации и настоящего технического регламента.

      22. При производстве машины и (или) оборудования производитель выполняет весь комплекс мер по обеспечению безопасности, определенный проектной (конструкторской) документацией, при этом обеспечивается возможность контроля выполнения всех технологических операций, от которых зависит безопасность.

      23. При производстве машины и (или) оборудования проводятся испытания, предусмотренные проектной (конструкторской) документацией.

      24. При производстве машины и (или) оборудования обеспечиваются требования безопасности, установленные проектной (конструкторской) документацией в соответствии с настоящим техническим регламентом, с учетом применяемых технологических процессов и системы контроля. Производитель проводит оценку риска машин и (или) оборудования перед выпуском в обращение на территории Российской Федерации.

      25. Отклонения от проектной (конструкторской) документации при изготовлении машины и (или) оборудования согласовываются с проектировщиком. Риск машины и (или) оборудования, изготовленных по согласованной проектной (конструкторской) документации, не должен быть выше допустимого риска, установленного проектировщиком.

      26. Производитель машины и (или) оборудования обеспечивает машины и (или) оборудование руководством (инструкцией) по эксплуатации.

      27. Машина и (или) оборудование должны иметь предупреждающие четкие и нестираемые надписи или знаки о видах опасности при эксплуатации.

      28. Машина и (или) оборудование должны иметь хорошо различимую четкую и нестираемую идентификационную надпись и содержать:

      а) наименование изготовителя и (или) его товарный знак;

      б) наименование изделия и (или) обозначение серии либо типа, номер;

      в) показатели назначения;

      г) дату изготовления.

      29. Сведения, указанные в пункте 28 настоящего технического регламента, повторяются и поясняются в руководстве (инструкции) по эксплуатации.

      30. Материалы и вещества, применяемые для упаковки при перевозке и хранении машины и (или) оборудования, должны быть безопасными.

      31. В руководстве (инструкции) по эксплуатации устанавливаются требования к:

      а) обеспечению сохраняемости машины и (или) оборудования в процессе перевозки и хранения;

      б) сохранению технических характеристик, обуславливающих их безопасность;

      д) условиям перевозки и хранения.

      32. Перевозка и хранение машин и (или) оборудования, их узлов и деталей осуществляются с учетом требований по безопасности, предусмотренных проектной (конструкторской) документацией. Лицо, ответственное за перевозку и хранение, производит оценку риска с учетом технологических процессов и условий, принятых в отношении перевозки и хранении.

      33. В проект машины и (или) оборудования изменения могут вноситься только в случае их согласования с проектировщиком машины и (или) оборудования, при этом установленные требования к безопасности не могут быть снижены.

      34. При проведении технического обслуживания, ремонта и проверок машины и (или) оборудования соблюдаются требования, установленные руководством (инструкцией) по эксплуатации, программой проведения технического обслуживания или ремонта в течение всего срока проведения этих работ.

      35. Отклонения от проекта машины и (или) оборудования, возникающие при их ремонте, согласовываются с проектировщиком.

      36. После проведения ремонта машины и (или) оборудования проводится оценка риска, значение которого должно быть не выше допустимого. При необходимости разрабатываются технические и организационные меры, направленные на достижение значений допустимого риска.

      37. Для отремонтированных машин и (или) оборудования, не отвечающих требованиям проектной (конструкторской) документации, разрабатываются меры по обеспечению установленных в обосновании безопасности значений риска с учетом принятых в организации технологических процессов и системы контроля.

      III. Подтверждение соответствия

      38. Машины и (или) оборудование, впервые выпускаемые в обращение на территории Российской Федерации, подлежат обязательному подтверждению соответствия.

      Экспортируемые и бывшие в эксплуатации машины и (или) оборудование не подлежат обязательному подтверждению соответствия.

      39. Применение национальных стандартов и (или) сводов правил, предусмотренных перечнем, утверждаемым национальным органом по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований настоящего технического регламента.

      40. В случае если заявитель при обязательном подтверждении соответствия машин и (или) оборудования не использует национальные стандарты и (или) своды правил, предусмотренных перечнем, указанным в пункте 39 настоящего технического регламента, вместе с заявкой он представляет следующие документы:

      а) сведения о проведенных исследованиях;

      б) протоколы испытаний машины и (или) оборудования, проведенных производителем, исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного производителя, и (или) сторонними компетентными испытательными лабораториями (центрами);

      в) сертификаты соответствия на материалы и комплектующие изделия или протоколы их испытаний;

      г) документы, предусмотренные для данной продукции другими техническими регламентами и федеральными законами и выданные уполномоченными на то органами и организациями;

      д) сертификаты на систему качества;

      е) другие документы, прямо или косвенно подтверждающие соответствие продукции установленным требованиям;

      ж) обоснование безопасности.

      41. Обязательное подтверждение соответствия машин и (или) оборудования требованиям настоящего технического регламента осуществляется в форме декларирования соответствия или обязательной сертификации.

      42. Заявитель осуществляет декларирование соответствия на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием третьей стороны (органов по сертификации, аккредитованных испытательных лабораторий (центров)).

      43. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы, для чего он может использовать конструкторскую документацию, обоснование безопасности, результаты собственных исследований (испытаний).

      44. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны, заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам представляет доказательственные материалы, протоколы исследований (испытаний), проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре), и (или) документы, подтверждающие наличие системы качества изготовителя машин и (или) оборудования.

      45. Сведения о декларации о соответствии прилагаются к паспорту машины и (или) оборудования и (или) входят в комплект сопроводительных документов.

      46. Срок действия декларации о соответствии — 5 лет.

      47. При декларировании соответствия заявителем может быть юридическое лицо или физическое лицо, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории в качестве индивидуального предпринимателя, либо лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя.

      48. Схему сертификации выбирает заявитель согласно приложению N 2.

      49. Сертификат соответствия может иметь приложение, содержащее перечень конкретных типов, модификаций, исполнений марок и моделей машин и (или) оборудования, на которые распространяется его действие.

      50. Сведения о сертификате соответствия прилагаются к паспорту машины и (или) оборудования или входят в комплект сопроводительных документов.

      51. Машины и (или) оборудование соответствуют требованиям настоящего технического регламента, если согласно схеме сертификации имеются положительные результаты испытаний образцов машин и (или) оборудования, контроля системы качества или анализа состояния производства.

      52. Сертификат соответствия или декларация соответствия является единственным документом, подтверждающим соответствие машины и (или) оборудования требованиям настоящего технического регламента.

      53. Машина и (или) оборудование, соответствие которых подтверждено, маркируются заявителем (изготовителем, продавцом или лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) знаком обращения на рынке.

      54. Инспекционный контроль сертифицированных машин и (или) оборудования проводится органом по сертификации в течение срока действия сертификата в форме периодических и внеплановых проверок, включающих контрольные испытания образцов машин и (или) оборудования, контроль сертифицированной системы качества или анализ состояния производства, если это предусмотрено схемой сертификации.

      55. Критериями для определения периодичности и объема инспекционного контроля являются степень потенциальной опасности машин и (или) оборудования, стабильность производства, объем производства, наличие системы качества и условия договора с органом по сертификации.

      56. Внеплановый инспекционный контроль проводится в случае поступления информации о претензиях к безопасности машин и (или) оборудования от потребителей, общественных организаций, а также органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

      57. По результатам инспекционного контроля орган по сертификации принимает решение о соответствии машины и (или) оборудования требованиям настоящего технического регламента и возможности сохранения действия сертификата соответствия или о приостановке (прекращении) его действия.

      IV. Государственный контроль (надзор)

      58. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего технического регламента осуществляют в установленной законодательством Российской Федерации сфере деятельности Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное медико-биологическое агентство и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

      59. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие машины и (или) оборудование, обязаны сообщать об авариях и о несчастных случаях в органы государственного контроля (надзора) и представить материалы расследования в установленном порядке.

      60. За нарушение требований настоящего технического регламента производитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      V. Заключительные и переходные положения

      61. Со дня вступления в силу настоящего технического регламента обязательное подтверждение соответствия осуществляется в отношении машин и (или) оборудования, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации.

      62. Декларация или сертификат, подтверждающие соответствие машин и (или) оборудования, произведенных и введенных в эксплуатацию до вступления в силу настоящего технического регламента действуют в течение указанного в них срока.

      Приложение N 1. Основные требования к безопасности машин и оборудования

      Приложение N 1
      к техническому регламенту
      о безопасности машин
      и оборудования

      1. Машина и (или) оборудование поддаются регулировке и техническому обслуживанию, не подвергая людей опасности в условиях, предусмотренных изготовителем.

      2. При проектировании и производстве машин и (или) оборудования ответственные лица:

      а) устраняют или уменьшают опасность;

      б) принимают меры для защиты от опасности;

      в) информируют потребителей о мерах защиты, указывают, требуется ли специальное обучение, и определяют потребность в защитном оборудовании.

      3. При проектировании и производстве машин и (или) оборудования, а также при разработке руководства (инструкции) по эксплуатации машин и (или) оборудования учитывается вероятность недопустимого риска эксплуатации машин и (или) оборудования.

      4. В случае если в результате недопустимой эксплуатации может возникнуть опасность, конструкция машины и (или) оборудования должна препятствовать такой эксплуатации. Если это невозможно, в руководстве (инструкции) по эксплуатации обращается внимание потребителя на такие ситуации.

      5. При проектировании и производстве машины и (или) оборудования используются эргономические принципы для снижения влияния дискомфорта, усталости и психологического напряжения персонала до минимально возможного уровня.

      6. При проектировании и производстве машины и (или) оборудования учитываются ограничения, накладываемые на действия оператора при использовании средств индивидуальной защиты.

      7. Машина и (или) оборудование укомплектовываются всем необходимым для безопасных регулировки, технического обслуживания и использования.

      8. Машина и (или) оборудование проектируются и производятся так, чтобы сырье, материалы и вещества, используемые при их создании и эксплуатации, не угрожали безопасности жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, жизни или здоровью животных и растений.

      При использовании жидкостей исключается опасность, связанная с их использованием.

      9. Предусматривается дополнительное освещение для безопасной эксплуатации машины и (или) оборудования.

      Внутренние части и области машины и (или) оборудования, требующие частого осмотра, настройки и технического обслуживания, имеют освещение, обеспечивающее безопасность.

      При эксплуатации машины и (или) оборудования исключаются образование затененных областей, областей, создающих помехи, ослепление и стробоскопический эффект.

      10. Машина и (или) оборудование или каждая их часть упаковываются так, чтобы они могли храниться безопасно и без повреждения, иметь достаточную устойчивость.

      11. В случае если вес, размер либо форма машины и (или) оборудования либо их различных частей не позволяют перемещать их вручную, машина и (или) оборудование либо каждая их часть:

      а) оснащается устройствами для подъема механизмом;

      б) имеет форму, при которой легко применить стандартный подъемный механизм.

      12. В случае если машина и (или) оборудование либо одна из их частей будут перемещаться вручную, они должны легко передвигаться или оборудоваться приспособлениями для подъема.

      Предусматриваются специальные места для безопасного размещения инструментов и (или) деталей, необходимых при эксплуатации.

      13. Системы управления машиной и (или) оборудованием обеспечивают безопасность их эксплуатации на всех предусмотренных режимах работы и при всех внешних воздействиях, предусмотренных условиями эксплуатации.

      Системы управления исключают создание опасных ситуаций при возможных логических ошибках и из-за нарушения персоналом последовательности управляющих действий.

      В зависимости от сложности управления и контроля режима работы машин и (или) оборудования системы управления включают средства автоматической нормализации режимов работы или средства автоматической остановки, если нарушение режима работы может явиться причиной создания опасной ситуации.

      14. Системы управления машиной и (или) оборудованием включают средства предупредительной сигнализации и другие средства, предупреждающие о нарушениях функционирования машины и (или) оборудования, приводящих к возникновению опасных ситуаций.

      Средства, предупреждающие о нарушениях функционирования машин и (или) оборудования, обеспечивают безошибочное, достоверное и быстрое восприятие информации персоналом.

      15. Органы управления машиной и (или) оборудованием должны быть:

      а) легко доступны и свободно различимы, снабжены надписями, символами или обозначены другими способами;

      б) сконструированы и размещены так, чтобы исключалось их непроизвольное перемещение и обеспечивалось надежное, уверенное и однозначное манипулирование ими;

      в) размещены с учетом требуемых усилий для перемещения, последовательности и частоты использования, а также значимости функций;

      г) выполнены так, чтобы их форма, размеры и поверхности контакта с пользователем соответствовали способу захвата (пальцами, кистью) или нажатия (пальцем руки, ладонью, стопой);

      д) расположены вне опасной зоны, за исключением органов управления, функциональное назначение которых требует нахождения работающего в опасной зоне, и при этом принимаются дополнительные меры по обеспечению безопасности.

      16. В случае если предусматривается управление одним органом управления несколькими различными действиями, выполняемое действие должно отображаться средствами контроля и при необходимости поддаваться проверке.

      17. Пуск машины и (или) оборудования в эксплуатацию, а также повторный пуск после остановки (независимо от причины остановки) осуществляется только органом управления пуском. Данное требование не относится к повторному пуску производственного оборудования, работающего в автоматическом режиме, если повторный пуск после остановки предусмотрен этим режимом.

      В случае если система машин и (или) оборудования имеет несколько органов управления, осуществляющих пуск системы или ее отдельных частей, а нарушение последовательности их использования может привести к созданию опасных ситуаций, управление должно предусматривать устройства, исключающие нарушение последовательности.

      18. Каждая система машин и (или) оборудования оснащается органом управления, с помощью которого она может быть безопасно полностью остановлена. Управление остановкой машины и (или) оборудования имеет приоритет над управлением пуском.

      После остановки машины и (или) оборудования источник энергии от приводов машины и (или) оборудования должен быть отключен. Системы управления машиной и (или) оборудованием (за исключением переносных машин с ручным управлением) оснащаются средствами экстренного торможения и аварийной остановки (выключения), если применение этих систем может уменьшить или предотвратить опасность.

      19. Орган управления аварийной остановкой должен:

      а) быть ясно идентифицируемым и легко доступным;

      б) останавливать машину и (или) оборудование быстро, не создавая опасности;

      в) находиться после приведения его в действие в положении, соответствующем остановке, пока он не будет возвращен пользователем в исходное положение;

      г) возвращаться в исходное положение, не приводя к пуску машины и (или) оборудования;

      д) быть красного цвета, отличаться формой и размерами от других органов управления.

      20. Управление системой машин и (или) оборудования исключает возникновение опасности в результате их совместного функционирования, а также в случае отказа какой-либо части.

      Управление системой машин и (или) оборудования позволяет персоналу при необходимости блокировать запуск системы, а также осуществлять ее остановку.

      Пульт управления системой машин и (или) оборудования обеспечивает персоналу возможность контролировать отсутствие персонала или иных лиц в опасных зонах, либо управление исключает функционирование системы машин и (или) оборудования при нахождении персонала либо иных лиц в опасной зоне. Каждому пуску предшествует предупреждающий сигнал, продолжительность действия которого позволяет лицам, находящимся в опасной зоне, покинуть ее или предотвратить пуск системы.

      21. Пульт управления системой машин и (или) оборудования оборудуется средствами отображения информации о нарушениях эксплуатации любой части системы, а также средствами аварийной остановки (выключения) системы и (или) отдельных ее частей.

      22. При наличии переключателя режимов эксплуатации в управлении машиной и (или) оборудованием каждое его положение соответствует только одному режиму эксплуатации и надежно фиксируется.

      23. В случае если в определенных режимах эксплуатации машины и (или) оборудования требуется повышенная защита персонала, переключатель режимов эксплуатации в соответствующих положениях должен:

      а) блокировать возможность автоматического управления;

      б) обеспечивать, чтобы движение элементов конструкции осуществлялось только при постоянном приложении усилия работающего к органу управления движением;

      в) прекращать работу машины и (или) оборудования, если их работа может вызвать опасность для персонала;

      г) исключать работу частей машины и (или) оборудования, не участвующих в осуществлении выбранного режима;

      д) снижать скорость движения частей машины и (или) оборудования, участвующих в осуществлении выбранного режима.

      24. Выбранный режим управления имеет приоритет относительно всех других режимов управления, за исключением аварийной остановки.

      25. Полное или частичное прекращение энергоснабжения и последующее его восстановление, а также повреждение цепи управления энергоснабжением не должно приводить к возникновению опасных ситуаций, включая:

      б) невыполнение уже выданной команды на остановку;

      г) снижение эффективности защитных устройств.

      26. Нарушение (неисправность или повреждение) в схеме управления машиной и (или) оборудованием не должно приводить к возникновению опасных ситуаций, включая:

      а) самопроизвольный пуск машины и (или) оборудования при восстановлении энергоснабжения;

      в) падение и выбрасывание подвижных частей машины и (или) оборудования и закрепленных на них предметов, заготовок, инструмента;

      27. Машина и (или) оборудование должны быть устойчивы в предусматриваемых рабочих условиях, обеспечивая использование без опасности их опрокидывания, падения или неожиданного перемещения.

      В руководстве (инструкции) по эксплуатации указывается необходимость применения соответствующих креплений.

      28. Детали машин и (или) оборудования и их соединения должны выдерживать усилия и напряжения, которым они подвергаются при эксплуатации.

      Долговечность применяемых материалов должна соответствовать предусматриваемой эксплуатации. Должно быть учтено появление опасности, связанной с явлениями усталости, старения, коррозии и износа.

      29. В руководстве (инструкции) по эксплуатации машин и (или) оборудования указываются тип и периодичность контроля и технического обслуживания, требуемые для обеспечения безопасности. При необходимости указываются части, подверженные износу, и критерии их замены.

      30. В случае если, несмотря на принятые меры остается опасность разрушения частей или узлов машины и (или) оборудования, защита этих частей и узлов устанавливается таким образом, чтобы при разрушении их фрагменты не могли разлетаться.

      31. Твердые и гибкие трубопроводы должны выдерживать предусмотренное напряжение, надежно прикрепляться и защищаться от внешних воздействий. Принимаются меры предосторожности от опасных последствий при разрушении, внезапном перемещении, струй высокого давления.

      32. Принимаются меры предосторожности для предотвращения опасности от выбрасываемых машиной и (или) оборудованием деталей, их фрагментов, отходов.

      33. Доступные части машин и (или) оборудования не имеют режущие кромки, острые углы и шершавые поверхности, способные нанести травму и не связанные с выполнением функций машины и (или) оборудования.

      34. В случае если машина и (или) оборудование предназначены для выполнения нескольких различных операций с ручным перемещением обрабатываемого предмета между каждой операцией, обеспечивается возможность использования каждого функционального элемента отдельно от других элементов, представляющих опасность для персонала.

      35. В случае если машина и (или) оборудование предназначены для работы при различных режимах, скоростях, обеспечивается безопасный и надежный выбор и настройка этих режимов.

      36. Движущиеся части машин и (или) оборудования размещаются так, чтобы не возникла возможность получения травмы, или, если опасность сохраняется, применяются предупреждающие или защитные средства во избежание таких контактов с машиной и (или) оборудованием, которые могут привести к несчастному случаю.

      37. Принимаются меры для предотвращения случайной блокировки движущихся частей. В случае если, несмотря на принятые меры блокировка может произойти, предусматриваются специальные инструменты для безопасного разблокирования. Порядок и методы разблокирования указываются в руководстве (инструкции) по эксплуатации, а на машину и оборудование наносится соответствующее обозначение.

      38. Оградительные и предохранительные устройства, используемые для защиты от опасности, вызванной движущимися деталями машины и (или) оборудования, выбираются исходя из анализа риска.

      39. Оградительные и предохранительные устройства:

      а) имеют прочную устойчивую конструкцию;

      б) являются безопасными;

      в) располагаются на соответствующем расстоянии от опасной зоны;

      г) не мешают осуществлению контроля производственного процесса в опасных зонах;

      д) позволяют выполнять работу по наладке и (или) замене инструмента, а также по техническому обслуживанию машин и (или) оборудования.

      40. Стационарные оградительные устройства надежно закрепляются. Они крепятся таким образом, чтобы доступ в ограждаемую зону был возможен только с использованием инструментов.

      41. Передвижные предохранительные устройства:

      а) по возможности остаются закрепленными на машине и (или) оборудовании, когда они открыты;

      б) имеют связь с запором для предотвращения запуска движущихся частей в то время, когда эти части остаются открытыми.

      42. Передвижные предохранительные устройства проектируются и включаются в систему управления машиной и (или) оборудования таким образом, чтобы:

      а) движущиеся части не могли включаться, пока они находятся в зоне досягаемости персонала;

      б) лица, подвергающиеся возможному воздействию, не находились в пределах досягаемости в момент включения;

      в) они могли устанавливаться только с использованием инструментов;

      г) отсутствие или несрабатывание одного из компонентов этих устройств предотвращало включение или остановку движущихся частей;

      д) защита от выбрасываемых частей обеспечивалась путем создания соответствующего барьера.

      43. Устройства, ограничивающие доступ к тем местам движущихся частей машин и (или) оборудования, которые необходимы для работы:

      а) устанавливаются вручную или автоматически (в зависимости от вида работы, в которой они участвуют);

      б) устанавливаются с использованием инструментов;

      в) ограничивают опасность от выбрасываемых частей.

      44. Средства защиты связываются с системами управления машинами и (или) оборудованием таким образом, чтобы:

      а) движущиеся части не могли быть приведены в действие, пока они находятся в зоне досягаемости оператора;

      б) персонал не мог находиться в пределах досягаемости движущихся частей машин и (или) оборудования при приведении их в действие;

      в) отсутствие или неработоспособность одного из компонентов средств защиты исключали возможность включения или остановки движущихся частей.

      45. Средства защиты устанавливаются (снимаются) только с использованием инструментов.

      46. В случае если в машинах и (или) оборудовании используется электрическая энергия, они проектируются, производятся и устанавливаются так, чтобы исключалась опасность поражения электрическим током.

      Машины и (или) оборудование оснащаются системой заземления.

      47. В случае если в машинах и (или) оборудовании используется не электрическая энергия (гидравлическая, пневматическая, тепловая энергия), они проектируются и производятся таким образом, чтобы избежать любой опасности, связанной с этими видами энергии.

      48. Ошибки при сборке машины и (или) оборудования, которые могут быть источником опасности, исключаются. Если это невозможно, делаются предупреждения непосредственно на машине и (или) оборудовании. Информация о возможных ошибках при сборке или при повторной сборке указывается в руководстве (инструкции) по эксплуатации.

      49. Исключается опасность, вызванная смешением жидкостей и газов и (или) неправильным соединением электрических проводников при сборке. Если это невозможно, информация об этом указывается на трубках, кабелях и (или) на соединительных блоках.

      50. Принимаются меры для устранения опасности, вызванной контактом или близостью к деталям машины и (или) оборудования либо материалам с высокими или низкими температурами.

      Оценивается опасность выброса из машин и (или) оборудования рабочих и отработавших веществ, имеющих высокую или низкую температуру. При наличии опасности принимаются меры для ее уменьшения.

      Обеспечивается защита от травм при контакте или непосредственной близости с частями машины и (или) оборудования либо использовании в работе веществ, которые имеют высокую или низкую температуру.

      Металлические поверхности ручных инструментов, металлические ручки и задвижки машин и (или) оборудования покрываются теплоизолирующим материалом. Температура металлических поверхностей оборудования при наличии возможного (непреднамеренного) контакта открытого участка кожи с ними должна быть не ниже 4°С или не выше 40°С.

      51. Машина и (или) оборудование проектируются так, чтобы отсутствовала опасность пожара или перегрева, вызываемого непосредственно машиной и (или) оборудованием, газами, жидкостями, пылью, парами или другими веществами, производимыми либо используемыми машиной и (или) оборудованием.

      Машина и (или) оборудование проектируются так, чтобы отсутствовал недопустимый риск от взрыва, вызываемого непосредственно машиной и (или) оборудованием, газами, жидкостями, пылью, парами или другими веществами, производимыми либо используемыми машиной и (или) оборудованием, для чего необходимо:

      а) избегать опасной концентрации взрывоопасных веществ;

      б) вести непрерывный автоматический контроль за концентрацией взрывоопасных веществ;

      в) предотвращать возгорание потенциально взрывоопасной среды;

      г) минимизировать последствия взрыва.

      52. Особые меры предосторожности принимаются, если машина и (или) оборудование предназначены для использования в потенциально взрывоопасной среде.

      В случае если машина и (или) оборудование будут использоваться в потенциально взрывоопасной среде, в руководстве (инструкции) по эксплуатации указывается информация по обеспечению безопасной работы.

      53. При проектировании машин и (или) оборудования определяются предельные параметры шума, инфразвука, воздушного и контактного ультразвука.

      В проекте машины и (или) оборудования обеспечивается допустимый риск от производимого шума на персонал.

      54. В руководстве (инструкции) по эксплуатации устанавливаются параметры шума машины и (или) оборудования.

      55. В проекте машины и (или) оборудования обеспечивается допустимый риск, вызываемый воздействием производимой вибрации на персонал.

      56. Для ручных машин и машин с ручным управлением, а также для самоходных машин, у которых рабочее место персонала находится внутри машины, в руководстве (инструкции) по эксплуатации указываются полное среднеквадратичное значение корректированного виброускорения, действующего на персонал, и параметры неопределенности оценки этого значения.

      57. Машина и (или) оборудование проектируются и производятся так, чтобы ионизирующее излучение не создавало опасности.

      58. При использовании лазерного оборудования:

      а) предотвращается случайное излучение;

      б) обеспечивается защита от прямого, отраженного, рассеянного и вторичного излучения;

      в) обеспечивается отсутствие опасности от оптического оборудования для наблюдения или настройки лазерного оборудования.

      59. При проектировании и эксплуатации машин и (или) оборудования принимаются меры по защите персонала от неблагоприятного влияния неионизирующих излучений, статических электрических, постоянных магнитных полей, электромагнитных полей промышленной частоты, электромагнитных излучений радиочастотного и оптического диапазонов.

      60. Газы, жидкости, пыль, пары и другие отходы, которые выделяют машины и (или) оборудование при эксплуатации, не должны быть источником опасности.

      При наличии такой опасности машина и (или) оборудование оснащаются устройствами для сбора и (или) удаления этих веществ, которые располагаются как можно ближе к источнику выделения, а также устройствами для осуществления непрерывного автоматического контроля за выбросами.

      61. Машина и (или) оборудование оснащаются средствами, предотвращающими закрытие персонала внутри машины и (или) оборудования, если это невозможно — оснащаются сигнальными устройствами вызова помощи.

      62. Части машины и (или) оборудования, где может находиться персонал, проектируются так, чтобы предотвратить скольжение, спотыкание или падение персонала на них или с них.

      63. Места технического обслуживания машины и (или) оборудования располагаются вне опасных зон.

      Техническое обслуживание по возможности производится во время остановки машины и (или) оборудования. Если по техническим причинам такие условия не могут быть соблюдены, необходимо, чтобы эти операции были безопасными.

      64. Обеспечивается возможность установки на машинах и (или) оборудовании диагностического оборудования для обнаружения неисправности.

      Обеспечивается возможность быстро и безопасно снимать и заменять те узлы машин и (или) оборудования, которые требуют частой замены (особенно если требуется их замена при эксплуатации либо они подвержены износу или старению, что может повлечь за собой опасность). Для выполнения этих работ при помощи инструмента и измерительных приборов в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации обеспечивается безопасный доступ к таким элементам.

      65. Обеспечивается наличие средств (лестницы, галереи, проходы и т.п.) для безопасного доступа ко всем зонам технического обслуживания.

      66. Машины и (или) оборудование оборудуются средствами отключения от всех источников энергии, которые идентифицируются по цвету и размеру. Обеспечивается возможность их блокировки, если их срабатывание может вызвать опасность для лиц, находящихся в зоне воздействия опасности.

      Обеспечивается возможность блокировки средств отключения подачи энергии в случае, если персонал при нахождении в любом месте, куда он имеет доступ, не может проверить, отключена ли подача энергии.

      Обеспечивается возможность безопасно сбрасывать (рассеивать) любую энергию, сохраняющуюся в цепях машины и (или) оборудования после отключения подачи энергии. При необходимости некоторые цепи могут оставаться подключенными к источникам энергии для защиты информации, аварийного освещения. В этом случае принимаются меры для обеспечения безопасности персонала.

      67. Машина и (или) оборудование проектируются так, чтобы необходимость вмешательства персонала была ограничена, если это не предусмотрено руководством (инструкцией) по эксплуатации.

      В случае если вмешательства персонала избежать нельзя, оно должно быть безопасно.

      68. Предусматриваются возможность очистки внутренних частей машин и (или) оборудования, содержащих опасные элементы, без проникновения в машину и (или) оборудование, а также разблокировки с внешней стороны. Обеспечивается безопасное проведение очистки.

      69. Информация, необходимая для управления машиной и (или) оборудованием, должна быть однозначно и легко понимаема персоналом. Информация не должна быть избыточна, чтобы не перегружать персонал при эксплуатации.

      70. В случае если персонал может подвергаться опасности из-за сбоев в работе машины и (или) оборудования, машина и (или) оборудование оснащаются устройствами, подающими предупредительный акустический или световой сигнал.

      Сигналы, подаваемые устройствами предупредительной сигнализации машин и (или) оборудования, должны быть однозначно и легко воспринимаемы. Персонал должен иметь возможность проверки работы устройств предупредительной сигнализации.

      71. В случае если, несмотря на принятые меры, имеется опасность, машина и (или) оборудование снабжаются предупредительными надписями (знаками), которые должны быть понятны и составлены на русском языке.

      В случае если машины и (или) оборудование предназначены для эксплуатации в потенциально взрывоопасной среде, это указывается на них.

      Приложение N 2. Перечень схем сертификации, которые могут быть применены при проведении обязательной сертификации машин и оборудования

      Приложение N 2
      к техническому регламенту
      о безопасности машин
      и оборудования

      схем сертификации, которые могут быть применены при проведении обязательной сертификации машин и оборудования

      docs.cntd.ru

    Опубликовано в Блог