SdelanoRI.ru

Ваш адвокат

Налоги при продаже товара юридическому лицу

prednalog.ru

Just another WordPress site

Свежие записи

Свежие комментарии

  • admin к записи Покупка товаров у физического лица: бухгалтерский учет, документы, налоги
  • admin к записи Перевод беременной сотрудницы на легкий труд
  • Покупка товаров у физического лица: бухгалтерский учет, документы, налоги

    Покупка товаров у физического лица – довольно частая ситуация при ведении бизнеса. Многие предприниматели боятся покупать продукцию у частных лиц, думая, что это чревато для налогообложения. На деле все обстоит не так уж и страшно, а в некоторых моментах, даже выгодно.

    Например, многие частники продают выращенные на своей собственной грядке овощи и фрукты, которые по качеству на много превышают магазинные. Сложности возникают в оформлении документов, поэтому многие «частные товары» проходят мимо кассы.

    Рассмотрим, как правильно оформить документы в бухгалтерском учете.

    Покупка товаров у физлиц, ничем не отличается от покупки у юридических лиц. Для этого заключается договор купли-продажи, и подписывается обеими сторонами. На практике договор заключается редко, хотя он является дополнительной гарантией включения расходов в себестоимость и подтверждает факт осуществления сделки.

    Для подтверждения передачи товара от продавца покупателю оформляется закупочный акт. Закупочный акт оформляется по унифицированной форме № ОП-5, либо утверждается самим предприятием, но с сохранением всех обязательных реквизитов. В нем должны быть указаны: наименование и дата документа, название организации (лицо, составляющее документ); содержание хозяйственной операции; количество товара в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за данную операцию; личные подписи указанных лиц. Закупочный акт составляется в двух экземплярах и подписывается обеими сторонами: продавцом – физлицом — и покупателем — сотрудником, купившим продукты.

    При продаже личного автомобиля перечень документов несколько отличается, поскольку автомобиль относят к основным средствам.

    Чем подтверждается факт осуществления расчетов, если физлицо не может вам предоставить ни товарного , ни кассового чека? В данном случае все зависит от способа оплаты.

    Способы оплаты товаров, купленных у физических лиц.

    Оплатить товары, купленные у физического лица, можно наличными деньгами или безналичным путем.

    Самым распространенным способом оплаты является оплата через подотчетное лицо. Подотчетное лицо назначается приказом руководителя. И с ним обязательно заключается договор о полной материальной ответственности. Этот договор является гарантом того, что в случае недостачи вы можете взыскать ее с сотрудника.

    Подотчетная сумма выдается работнику по приходному кассовому ордеру и только в том случае, если по прежнему подотчету у работника нет задолженности.

    После закупа продукции подотчетное лицо обязано отчитаться по полученной сумме. Для этого к авансовому отчету работника прилагается закупочный акт и копия накладной о сдаче продукции. Если после закупа у подотчетного лица останется излишне выданная сумма, она должна быть внесена в кассу компании.

    Второй способ оплаты продукции — это выдача наличных денег из кассы организации непосредственно продавцу по расходному кассовому ордеру.

    Третий способ оплаты – это оплата безналичным путем. Причем данное условие оговаривается в договоре купли-продажи, а в реквизитах продавца нужно указать его банковские реквизиты.

    Практика показывает, что при подтверждении закупа компании часто используют лишь закупочный акт, что при проверке может вызвать недовольство налоговых инспекторов. Если же ваш акт еще и неправильно заполнен, то вам сложно будет доказать правомерность таких расходов.

    На какую сумму можно купить товар у физического лица юридическому? Ограничений по расчету наличными (100 000 рублей по одному договору) между организациями и физическими лицами, не являющимися ИП, нет (п. 5 указания Банка России от 07.10.13 № 3073-У).

    Бухгалтерский учет товаров, приобретенных у частника.

    Как принимаются товары, приобретенные у физических лиц, к учету? Такие товары учитываются по фактической себестоимости, равной сумме понесенных затрат на их покупку (п. 5 и п. 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н).

    На основании п.7.9 Методических рекомендаций учет покупных товаров ведется по закупочным ценам и отражается на счете 41 «Товары». Расчеты с населением отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

    Пример 1.

    В мае 2014 года ООО «Ромашка» приобрело у Ковалева Т.И. 300 кг помидоров по цене 50 рублей за кг. Организация рассчиталась с Ковалевым Т.И. наличными деньгами. В мае компания продала 200 кг помидоров по цене 60руб. за кг.

    Проводки по закупу товара у физического лица.

    Д-т 41 К-т 76 (71)= 15 000руб.(300 x 50руб.) — приобретение товара у физического лица;

    Д-т 76 (71) К-т 50 = 15 000руб. – оплата товара наличными

    Д-т 62 К-т 90-1 = 12 000 руб. (200кг x 60 руб.) — отражена сумма реализации от продажи помидоров

    Д-т 90-2 К-т 41 = 10 000руб. (200кг*50руб.) — списана фактическая себестоимость товара;

    Д-т 90-3 К-т 68 = 181 руб. 82 коп. ((12 000-10 000) x 10 / 110) — начислен НДС.

    Как учесть НДС при покупке товара у физического лица?

    Что касается входного НДС, то здесь все просто. Физические лица, если они не ИП, не являются плательщиками НДС (ст. 143 НК РФ). Следовательно, счета-фактуры они не выписывают, и у компаний нет оснований брать НДС к вычету.

    Но при реализации продукции компанией необходимо обратить внимание на следующее.

    Рассмотрим случаи, когда компания является плательщиком НДС (компании на ОСНО).

    Здесь никаких исключений нет. Если вы — плательщик НДС, то обязаны начислять НДС в общем порядке. На основании п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база по НДС при реализации товаров рассчитывается как стоимость этих товаров с учетом цен, указанных сторонами сделки и акцизов (по подакцизным товарам) и без включения в них НДС.

    Исключения составят ситуации, если компания продает продукцию, утвержденную в Перечне сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), утвержденном постановлением Правительства РФ от 16 мая 2001 г. № 383.

    Здесь НДС рассчитывается на основании п. 4 ст. 154 НК по особым правилам. Налоговая база определяется как разница между ценой реализации с учетом налога и ценой ее приобретения. НДС считаем по расчетной ставке 18/118 или 10/110. Цена реализации определяется как рыночная цена в данной местности с учетом НДС.

    Пример 2.

    ООО «Корд» приобрело у Тимаевой К.Г. 100 кг. картофеля. Тимаева К.Г. не является ИП. По закупочному акту цена составила 25 рублей за 1 кг. Картофель в этом же месяце был реализован по цене 35 рублей за 1 кг.

    Товар картофель перечислен в Перечне, соответственно, налоговая база по НДС при его реализации определяется на основании п. 4 ст. 154 НК РФ. Согласно пункту 2 статьи 164 НК РФ продажа картофеля облагается по ставке 10 %.

    Рассчитаем сумму НДС, необходимую для уплаты в бюджет.

    ((100 x 35 руб.) — (100 x 25 руб.) x 10 /110)=90,90 руб.

    Что касается пункта 4 статьи 154 НК РФ, то его следует применять лишь в случае, когда организация покупает продукты у физлиц, а затем их перепродает. Если же компания покупает продукты у физлиц, затем перерабатывает их, а уже потом реализует в качестве готовой продукции, то здесь данное положение Закона не применяется, а расчет НДС проводим в общем порядке.

    НДФЛ и взносы

    По общим правилам, если физическое лицо получает от организации какие-то суммы, компании выступают здесь в роли налоговых агентов, например, при выплате зарплаты, и, соответственно, обязаны удержать с данных сумм НДФЛ.

    Но если вы приобретает товар у населения, данная оплата за товар НДФЛ не облагается (подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ).

    НДФЛ не уплачивается и продавцом, поскольку п. 13 ст. 217 НК РФ четко говорит о том, что от НДФЛ освобождаются доходы от продажи продукции, выращенной физическим лицом в личном подсобном хозяйстве. Сюда входят скот, кролики, нутрии, птицы, дикие животные (как в живом виде, так и продукты их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде и пр.

    Начисляются ли страховые взносы на данные выплаты? Нет, поскольку выплаты физическим лицам производятся на сновании договора купли-продажи, что не является объектом налогообложения, на которые необходимо начислять страховые взносы в ПФР, ФСС и ОМС.

    Сведения о расходах на приобретение товаров у частников, читайте здесь.

    Бесплатная книга

    Как рассчитать отпускные правильно и успеть отдохнуть.

    Скорее в отпуск!

    Для того, чтобы получить бесплатную книгу, введите данные в форму ниже и нажмите кнопку «Получить книгу».

    prednalog.ru

    Статья 34 44-ФЗ — Контракт

    1. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

    2. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

    3. Особенности определения цены государственного контракта на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу с учетом требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

    4. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

    5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    6. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

    6.1. Утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 29.12.2015 N 390-ФЗ.

    7. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

    8. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    9. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

    10. Допускается заключение контрактов на поставки технических средств реабилитации инвалидов, создание нескольких произведений литературы или искусства, выполнение научно-исследовательских работ либо оказание услуг в сфере образования или услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок, с несколькими участниками закупки. При этом право заключения контракта с несколькими участниками закупки устанавливается заказчиком в документации о закупке.

    11. Для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    12. Если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.

    13. В контракт включаются обязательные условия:

    1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки;

    2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

    13.1. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

    14. В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 — 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.

    15. При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 — 53 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 — 9, 11 — 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

    16. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, заказчик вправе заключить контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла).

    16.1. Предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    17. В случае, если Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона в отношении конкретной закупки принято решение о необходимости включения в контракт дополнительных условий его исполнения, в том числе не связанных с предметом контракта, в документации о закупке должна быть указана информация о таких дополнительных условиях.

    18. При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении закупки.

    19 — 21. Утратили силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ.

    22. Контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.

    23. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

    24. Указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

    25. В случае непредоставления заказчику указанной в части 23 настоящей статьи информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информация об этом размещается в единой информационной системе. Непредоставление указанной информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не влечет за собой недействительность заключенного контракта по данному основанию.

    26. В контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

    27. В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

    28. В контракт включается дополнительное условие о продаже лесных насаждений для заготовки древесины при заключении контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с положениями статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации.

    29. Правительство Российской Федерации вправе определить:

    1) порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта;

    2) требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

    kodeks.systecs.ru

    2 9.05.2013 Являются ли не подтвержденные документами подотчетные суммы доходом, облагаемым ндфл?

    С. Е. Нестеров эксперт журнала Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение

    Бухгалтеры на практике зачастую сталкиваются с ситуацией, когда руководитель компании, получив деньги под отчет, не считает нужным представить авансовый отчет. Что делать в этом случае? Надо ли признавать такие суммы доходом руководителя и удерживать с них НДФЛ? До недавнего времени ясности в данном вопросе не было. Однако весной этого года Высший арбитражный суд рассмотрел два схожих дела и пришел к определенному выводу, о котором вы узнаете из статьи.

    О признании не подтвержденных оправдательными документами подотчетных сумм доходом работника

    В соответствии с абз. 2 п. 4. 4 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 12.10.2011 № 373-П, подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру, а при их отсутствии – руководителю авансовый отчет с подтверждающими документами. Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии – руководителем, его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем. Итак, из приведенной нормы следует, что работник организации должен отчитаться в определенный срок, представив документы, подтверждающие осуществленные расходы. При этом утверждение авансового отчета и срока окончательного расчета по нему – прерогатива руководителя. Будучи работником организации, руководитель обязан отчитываться за полученные под отчет деньги. Однако некоторые директора, пользуясь своим правом проверять и утверждать авансовый отчет, считают возможным делать для себя исключения, в частности не представлять оправдательных документов. Отметим, что контролирующие органы с таким вольным толкованием нормативных актов не согласны. Чиновники налогового ведомства придерживаются мнения, что при отсутствии документов, оформленных надлежащим образом, полученные работником деньги следует считать его доходом. В Письме УФНС по г. Москве от 12.10.2007 № 28-11/097861 уточняется: в случае если оправдательные документы на приобретение товара или за оказанную работу (услугу) отсутствуют либо оформлены с нарушением установленных требований, суммы, выданные подотчетному лицу на хозяйственные расходы, подлежат включению в налоговую базу по НДФЛ. В свою очередь, налогоплательщики не соглашаются с выводами УФНС: если сотрудник вовремя не отчитался, то это не означает, что денежные средства перешли в его собственность. За работником числится задолженность, и существует вероятность, что он представит документы или вернет деньги. Как известно, за разрешением спорных ситуаций следует обращаться к арбитрам. До недавнего времени судьи не могли прийти к единому мнению. Были решения в пользу как контролеров, так и организаций. В Постановлении от 31.05.2007, 04.06.2007 № Ф04-3478/2007 (34785-А46-43) по делу № А46-5176/2006 ФАС ЗСО отметил, что при отсутствии документов, подтверждающих фактические расходы работников на цели, связанные с производственной деятельностью, налоговая инспекция вправе увеличить налоговую базу по НДФЛ на сумму, полученную работниками под отчет. К противоположному выводу пришли судьи в Постановлении ФАС МО от 16.06.2010 № КА-А40/5879-10-3 по делу № А40125078/09-126-900. По мнению арбитров, подотчетные средства не являются экономической выгодой работников, так как деньги были выданы на определенные цели и не перешли в их собственность. В Постановлении от 11.11.2009 № КА-А41/11723-09 по делу № А41-7052/09 ФАС МО не согласился с налоговой инспекцией, которая настаивала на увеличении налоговой базы по НДФЛ ввиду отсутствия оправдательных документов. Судьи указали, что авансовые отчеты были приняты и товарно-материальные ценности оприходованы. Поддержали налогоплательщиков арбитры и в постановлениях ФАС ВСО от 19.04.2006 № А78-4606/05-С2-20/317-Ф02-1135/ 06-С1 по делу № А78-4606/05-С2-20/317, ФАС СЗО от 07.11.2008 от 20.02.2008 № Ф09-516/08-С2 № А66-4549/2007, ФАС УО № А76-5296/07. Такая неоднозначность в решении данного вопроса потребовала вмешательства Президиума ВАС.

    Высший арбитражный суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 217 Конституции РФ). 5 марта 2013 года Президиумом ВАС были рассмотрены:

    – дело № А53-8405/2011 Арбитражного суда Ростовской области –

    общество Консент-Т против инспекции Федеральной налоговой службы по г. Таганрогу (Определение от 24.12.2012 № 14376/12);

    – дело № А53-270/11 Арбитражного суда Ростовской области –

    общество С Сервис против инспекции Федеральной налоговой службы по г. Таганрогу (Определение от 24.12.2012 № 13510/12). Суть дела в следующем: с банковских счетов организаций было снято около 90 млн руб. и выдано под отчет генеральному директору. Следует отметить, что у обеих организаций общий директор. На полученные средства директор приобрел товарно-материальные ценности, однако подтверждающих расходы документов представить не смог. Отсутствие оправдательных документов было выявлено в ходе налоговой проверки. Инспекторы классифицировали все подотчетные суммы как доход директора. В связи с этим организациям было доначислено 20 млн руб. НДФЛ, штрафов и пеней. Организации с таким решением инспекции не согласились и обратились в суд. Суды первых инстанций встали на сторону налогоплательщиков, что, в свою очередь, не устроило налоговые органы. В итоге дело дошло до Верховного суда. При рассмотрении дела ВАС обратил внимание на тот факт, что при снятии денег организации воспользовались фиктивными документами, в частности договорами, которые не собирались исполнять. Применение таких договоров было необходимо для снятия денег в банке под более низкий процент. Выявленный факт характеризовал налогоплательщика как недобросовестного. В итоге ВАС признал подотчетные суммы доходом директора и подтвердил правомерность доначисления НДФЛ с подотчетных сумм и привлечения организации к налоговой ответственности.

    О возмещении директором убытков, причиненных организации

    С учетом вынесенного ВАС решения о признании не подтвержденных первичкой расходов директора его доходом и привлечения организации к налоговой ответственности в виде штрафов и пеней небезынтересным для наших читателей будет Проект Постановления Пленума ВАС РФ О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица , подготовленный Управлением частного права и рассмотренный на заседании Президиума ВАС 14 марта 2013 года.

    Главным в деятельности ВАС является обеспечение единообразного толкования и применения всеми арбитражными судами законодательства, регулирующего экономические отношения. Эта важнейшая задача решается путем обобщения судебной практики и разъяснений Пленумом или Президиумом ВАС. В связи с возникающими в судебной практике вопросами, касающимися возмещения убытков, причиненных действиями (бездействием) лиц, входящих или входивших в состав органов управления юридического лица, в том числе лиц, которые в силу закона или учредительных документов юридического лица выступают от его имени (единоличный исполнительный орган – директор, генеральный директор и т. д., временный единоличный исполнительный орган, управляющая организация или управляющий хозяйственного общества; руководитель унитарного или казенного предприятия; председатель кооператива; участник полного товарищества; полный товарищ товарищества на вере и т. п.), членов коллегиальных органов юридических лиц (члены совета директоров (наблюдательного совета) или коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции) хозяйственного общества, члены правления кооператива и т. п.) (далее – директор), Пленум ВАС на основании ст. 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ Об арбитражных судах в Российской Федерации постановляет выдать арбитражным судам ряд разъяснений. В Проекте постановления Пленум ВАС указывает на следующее: директор обязан действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно (п. 3 ст. 53 ГК РФ). В случае нарушения этой обязанности по требованию юридического лица и (или) его учредителей (участников) он должен возместить убытки, причиненные юридическому лицу. По делам о возмещении директором убытков истец обязан доказать наличие убытков (п. 2 ст. 15 ГК РФ), а также то, что эти убытки причинены юридическому лицу виновными действиями (бездействием) директора. При этом директор признается виновным, если будет доказано, что он действовал недобросовестно и (или) не разумно. Недобросовестность и неразумность действий (бездействия) директора предполагаются, в частности, в случаях, когда директор:1) действовал при наличии конфликта между его личными интересами (интересами аффилированных лиц директора) и интересами юридического лица, в том числе при наличии заинтересованности в совершении юридическим лицом сделки;2) знал или должен был знать о том, что совершенное им действие (бездействие) не отвечают интересам юридического лица;3) совершил сделку на заведомо невыгодных для юридического лица условиях. Заведомая невыгодность сделки определяется на момент ее совершения; если же невыгодность сделки наступила впоследствии, например по причине неисполнения контрагентом своих обязательств, то директор отвечает за соответствующие убытки, только если будет доказано, что сделка изначально заключалась с целью ее неисполнения;4) принял решение без учета известной ему информации или до принятия решения не предпринял действий, направленных на получение необходимой для принятия решения информации, которые обычно предпринимаются при сходных обстоятельствах. Если на основании доказательств, представленных истцом, суд установит вышеперечисленные обстоятельства, директор отвечает за убытки, причиненные юридическому лицу, если не докажет, что действовал в интересах юридического лица добросовестно и разумно. Добросовестность и разумность при исполнении возложенных на директора обязанностей заключаются не только в принятии им всех необходимых и достаточных мер для достижения целей деятельности юридического лица, ради которых оно создано, но и в надлежащем исполнении публично-правовых обязанностей, возлагаемых на него действующим законодательством. В связи с этим в случае привлечения юридического лица к публично-правовой ответственности (решением налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, постановлением о привлечении к административной ответственности и т. п.) по причине недобросовестного или неразумного поведения директора понесенные в результате этого убытки юридического лица могут быть взысканы с директора. При этом директор не может быть привлечен к ответственности за убытки, причиненные юридическому лицу его действиями (бездействием), в частности, в случаях, когда:

    – такие действия (бездействие) не выходили за пределы разумного делового (предпринимательского) риска;

    – заключенная им от имени юридического лица сделка хотя

    и была сама по себе заведомо убыточной, но являлась частью совокупности сделок, объединенных общей хозяйственной целью, в результате которых юридическое лицо получило выгоду. Арбитражный суд не может полностью отказать в удовлетворении требования о возмещении директором убытков, причиненных юридическому лицу, только на том основании, что размер этих убытков невозможно установить с разумной степенью достоверности (п. 1 ст. 15 ГК РФ). В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципа справедливости и соразмерности ответственности. В случае недобросовестного или неразумного осуществления обязанностей по выбору и контролю за действиями (бездействием) представителей, контрагентов по гражданско-правовым договорам, работников юридического лица директор отвечает перед юридическим лицом за причиненные в результате этого убытки (п. 3 ст. 53 ГК РФ). При определении размера убытков, подлежащих взысканию с директора, следует также учитывать то, что убытки полностью или в части уже были возмещены юридическому лицу их непосредственным причинителем. Не является основанием для отказа в удовлетворении требования о взыскании с директора убытков сам по себе тот факт, что совершение сделки юридического лица, повлекшей для последнего негативные последствия, было одобрено решением коллегиальных органов юридического лица, а равно его учредителей (участников), поскольку директор несет самостоятельную обязанность действовать в интересах юридического лица (п. 3 ст. 53 ГК РФ). В то же время наряду с директором солидарную ответственность за причиненные этой сделкой убытки несут члены указанных коллегиальных органов (см., в частности, п. 4 ст. 71 Закона об акционерных обществах1, п. 4 ст. 44 Закона об обществах с ограниченной ответственностью2) согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 указанного постановления. Участники юридического лица, голосовавшие за одобрение сделки, несут такую ответственность наряду с директором, если будет доказано, что они действовали заведомо в ущерб интересам юридического лица. Не несут ответственность за убытки, причиненные юридическому лицу, те члены коллегиальных органов юридического лица, кто голосовал против решения, которое повлекло причинение убытков, или, действуя добросовестно, не принимал участия в голосовании (в частности, п. 2 ст. 71 Закона об акционерных обществах, п. 2 ст. 44 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). Возможность удовлетворения требования о взыскании с директора убытков не зависит от того, была ли признана недействительной сделка, повлекшая причинение убытков юридическому лицу (п. 1 ст. 15 ГК РФ). Однако факт признания сделки недействительной и применения последствий ее недействительности может быть оценен судом при определении состава и размера убытков. Требование о возмещении убытков (в виде прямого ущерба и (или) упущенной выгоды), причиненных действиями (бездействием) директора юридического лица, подлежит рассмотрению в соответствии с положениями п. 3 ст. 53 ГК РФ, в том числе в случаях, когда истец или ответчик ссылаются в обоснование своих требований или возражений на ст. 277 ТК РФ. При этом исходя из положений п. 4 ст. 225.1 АПК РФ споры по искам о привлечении к ответственности лиц, входящих или входивших в состав органов управления юридического лица, в том числе в соответствии с абз.1 ст. 277 ТК РФ, являются корпоративными, дела по таким спорам подведомственны арбитражным судам (п. 2 ч. 1 ст. 33 АПК РФ) и подлежат рассмотрению по правилам гл. 28.1 АПК РФ. По мнению Президиума ВАС, арбитражным судам следует учитывать, что участник, обращающийся с иском о возмещении директором убытков, действует в интересах юридического лица (п. 3 ст. 53 ГК РФ и ст. 225.8 АПК РФ). В связи с этим не является основанием для отказа в удовлетворении иска тот факт, что истец на момент совершения директором действий (бездействия), повлекших для юридического лица убытки, или на момент возникновения убытков не был участником юридического лица. В заключение Президиум ВАС отметил, что в силу ч. 2 ст. 225.8 АПК РФ решение об удовлетворении требования по иску учредителя (участника) о возмещении убытков принимается в пользу юридического лица, в интересах которого был предъявлен иск. При этом в исполнительном листе в качестве взыскателя указывается учредитель (участник), осуществлявший процессуальные права и обязанности истца, а в качестве лица, в пользу которого производится взыскание, – юридическое лицо, в интересах которого был предъявлен иск.

    1 Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ Об акционерных обществах . 2 Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ Об обществах с ограниченной ответственностью . 1 Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования . 2 Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний . 3 Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации . 4 Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством . 5 Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования .

    www.pravcons.ru

  • Опубликовано в Блог