SdelanoRI.ru

Ваш адвокат

Определение понятия экономический закон

Финансовая организация — это. Определение понятия

Деньги в разных их проявлениях всегда были и будут основой экономических отношений на микро- и макроуровнях. Финансовая организация – это активный участник денежной системы отдельной страны или международного финансового рынка.

Понятие финансовых организаций

Деньги тоже являются предметом торговли, продавцами которых выступают кредитные учреждения. Финансовая организация – это экономический агент (чаще всего юридический субъект), действующий на финансовом рынке по лицензии и осуществляющий услуги по выдаче кредитов, продаже ценных бумаг и других сделок, связанных с формированием денежных потоков.

Функции финансовых компаний

По сути, финансовые компании выполняют посреднические функции по перераспределению денежных средств. Их текущими активами являются депозиты, принимаемые за определённое вознаграждение от населения и юридических лиц, которые впоследствии под видом займов «продаются» другим участникам кредитных отношений. Конечно, это примитивная модель механизма функционирования финансовых посредников, однако принцип её остаётся общим, меняется лишь масштаб, форма и участники сделки. Таким образом, кредитные учреждения выполняют следующие функции:

  • Участие в образовании и функционировании рынка денежных средств и ценных бумаг.
  • Перераспределение денежных доходов в виде сбережений населения, то есть их трансформация в инвестиционные средства.
  • Консультирование участников экономических отношений и финансовый менеджмент.
  • Оценка и минимизация рисков.
  • Современные финансовые организации, их виды и функции

    Некоторые отличительные характеристики участников денежных отношений, а также особенности предоставления ими услуг позволили классифицировать их на несколько групп. На уровне любого современного государства могут быть следующие формы финансовых организаций:

    1. Банки – посреднические организации, в обороте которых действуют высоколиквидные активы: деньги (электронные, наличные) и ценные бумаги.
    2. Небанковские кредитные организации – косвенно участвуют в перераспределении сбережений. Их сферой деятельности является скорее узкоспециализированный финансовый менеджмент доходов клиентов.
    3. Инвестиционные компании – выполняют оценку экономических рисков и определяют наиболее привлекательные сферы вложений.
    4. Кредитные союзы – оказывают ссудо-сберегательные услуги членам сообщества. Отличаются от коммерческих компаний тем, что не преследуют цель получения прибыли

    Банки, их особенности и виды

    Банковская финансовая организация – это посредник, который помогает «продавать» деньги либо товар/услугу, оказывает услуги консультационного характера в области денежных вложений. Таким образом, можно выделить три вида банков:

    1. Банк личного финансирования – это коммерческое учреждение, предоставляющее денежные ссуды населению или экономическим агентам за фиксированное вознаграждение. Проценты по выданным кредитам, уплачиваемые клиентами, составляют основную статью доходов коммерческих банков. Расходами этих кредитных компаний выступают проценты по депозитам (вложениям клиентов). Именно депозиты вкладчиков формируют большую часть оборотного капитала банка.
    2. Банк финансирования продаж. Услугой данного вида учреждения является посредничество в продаже товаров длительного пользования в рассрочку. При этом предложение и сама реализация товара осуществляется не банком, а торговой компанией. Банк лишь курирует вопрос оплаты покупки.
    3. Инвестиционный банк — это участник национальной и международной финансовых систем. Его клиентами являются юридические лица и даже правительство государства. Главной задачей инвестиционного института является привлечение инвестиций в различные отрасли экономики, а также посредничество при перепродаже бизнеса и в области совершении сделок с ценными бумагами.
    4. Разделение коммерческих банков по предложенному варианту является довольно условным, поскольку большинство кредитных организаций охватывают все известные направления деятельности: и финансирование, и инвестиционный финансовый менеджмент.

      Небанковские кредитные организации

      Небанковские кредитные учреждения – это коммерческие предприятия, которые могут на основании лицензии совершать отдельные банковские операции. Принцип работы сводится к расчётным операциям, поскольку такие структуры имеют гораздо меньше полномочий, чем банковские финансовые организации. Примеры данной группы компаний следующие:

      • Страховые компании. Принцип функционирования сводится к выдаче долговых обязательств, используемых клиентами для покрытия непредвиденных издержек, перечень которых оговаривается в контракте. Для приобретения этих долговых обязательств клиенты уплачивают страховую премию. Разница между поступлениями страховых взносов и выплатами страховщиком возмещений (если, конечно, такие случатся), а также административными расходами компании составляет прибыль СК.
      • Пенсионные фонды на протяжении определённого времени собирают денежные взносы от клиентов, формируя и накапливая оборотный капитал. По достижении пенсионного возраста клиенту из накопленных сбережений полагается ежемесячная выплата пособий. При этом респонденту открывается личный накопительный счёт, который лишь отражает сумму взносов, но не даёт права воспользоваться ими в полном объёме. Величина вознаграждений высчитывается на основе общепринятой формулы и имеет временные ограничения. Пенсионные фонды могут функционировать и как финансовые организации России государственного сектора, и как частные коммерческие компании.
      • Ломбарды работают в сфере личного финансирования и выдают мелкие потребительские кредиты. Ссуда выдаётся под залог только ювелирных изделий и ценных материальных вещей, которые в случае невозврата долга изымаются и продаются на аукционах. До момента истечения срока действия кредита ломбард не имеет права распоряжаться заложенным имуществом, при этом организация обязана обеспечить сохранность вещей. Доход в данном случае составляет не только выручка от проданных украшений, но и от процент на выданную ссуду, то есть клиент должен возвратить не только сумму кредита, но и фиксированный процент.
      • Инвестиционные институты

        Инвестиционная финансовая организация – это учреждение, специализирующееся на привлечении вложений респондентов (инвесторов). Объектом инвестиций являются ценные бумаги (акции, облигации, векселя). Стоимость их может варьироваться в зависимости от текущей рыночной ситуации. Разновидности данной группы организаций:

      • Брокеры и дилеры — посредники в совершении сделок купли-продажи ценных бумаг, осуществляющие свою деятельность на основе лицензии.
      • Инвестиционные компании — образуют некое сообщество, члены которого доверяют компании управление их инвестициями. Подобный союз благодаря инвестиционным портфелям позволяет сводить риски отдельных инвесторов на нет.
      • Инвестиционный фонд – посредник между кредитором и заёмщиком, отличается от обычных брокеров тем, что выпускает собственные долговые обязательства, мобилизованные в объекты, подлежащие приватизации других компаний. Доход от продажи своих ценных бумаг фонд направляет на покупку облигаций других организаций. Разница между продажей и покупкой этих ЦБ и составляет доход фонда, а образовавшаяся прибыль в конце отчётного года в виде дивидендов распределяется между его членами.
      • Фондовая биржа – это рынок ценных бумаг, который, собственно, их и выпускает и обеспечивает условия для совершения сделок с акциями, векселями.
      • Кредитные союзы

        Кредитные кооперативы относятся к числу небанковских кредитных организаций, но вследствие того, что подобная организация не преследует получение прибыли, её можно отнести в отдельную группу. Принцип работы союза базируется на финансовой взаимопомощи членов-участников.

        Разновидностью кредитных союзов являются кассы взаимопомощи, которые могут быть основаны группой физических и юридических лиц по одному общему признаку, например территориальному. Кредитные союзы, так же как и коммерческие банки, выдают ссуды под процент и принимают вклады в виде депозитов. Разница заключается только в том, что эти услуги доступны только членам кооператива, а процент от выданных займов распределяется между участниками пропорционально их вкладам.

        Необходимость создания МФО

        Великая Депрессия, имевшая место в 30-х годах прошлого столетия, развал европейского регионального рынка вследствие Второй мировой войны, отказ большинства стран от золотого стандарта, многочисленные региональные и мировые кризисы в поствоенное время послужили предпосылками создания единой централизованной системы регулирования валютных межгосударственных отношений.

        Таким образом, в 1944 г., в результате переговоров, в которых участвовали 29 стран, было принято решение о создании новой валютной системы – Международного валютного фонда (МФО). В качестве исполнительного органа был создан Международный банк реконструкции и развития (МБРР).

        Основные финансовые организации мира

        Конечно, для функционирования мировых валютно-финансовых отношений МФО и МБРР недостаточно. Эффективность международных экономических взаимоотношений обеспечивается следующими институтами:

      • Международная ассоциация развития (МАР), выдающая кредиты развивающимся странам на льготных условиях.
      • Международная финансовая корпорация — поддерживает частный сектор государств.
      • Международное агентство по инвестиционным гарантиям — регулирует потоки инвестиций в развивающихся странах.
      • Банк международных расчётов — проводит международные финансово-валютные операции между центробанками разных государств.
      • Наряду с общемировыми международными финансовыми институтами имеются и региональные:

        • Европейский банк реконструкции и развития — привлекает инвестиции в европейский экономический регион, а также осуществляет кредиторскую деятельность.
        • Европейское финансовое общество — осуществляет банковскую деятельность в европейском регионе.
        • Европейский инвестиционный банк.
        • Азиатский банк развития — предоставляет льготные кредиты азиатским странам.
        • Африканский банк развития.
        • Межамериканский банк развития.
        • Лига арабских государств — обеспечивает эффективное экономическое взаимоотношение арабских стран.

        Так же как и спрос порождает предложение на потребительском рынке, существование денежно-валютных и экономических отношений порождает возникновение финансовых учреждений, формы которых различаются в зависимости от специфики их функционирования. Одни из них работают исключительно в области кредитования частных лиц, другие оказывают услуги юридическим лицам и правительственным структурам. При этом государственные финансовые организации, подотчётные правительству, функционируют в тесной взаимосвязи с коммерческими кредитными предприятиями.

        fb.ru

        Финансовый анализ деятельности социальных учреждений

        Основные понятия финансового анализа

        Финансовый анализ — это совокупность методов, применяемых для обработки и интерпретации (истолкования) данных о финансово-экономической деятельности организации с целью принятия решений о ее развитии.

        Основными задачами финансового анализа деятельности социальных учреждений являются выявление, оценка и идентификация внутренних проблем организации для подготовки, обоснования и принятия различных управленческих решений, в том числе с целью: 1) стабилизации текущей деятельности; 2) дальнейшего развития; 3) выхода из кризисной ситуации; 4) перехода к процедурам банкротства; 5) покупки-продажи бизнеса или пакета акций; 6) привлечения инвестиций (заемных средств).

        Управленческие решения разрабатываются:

        — руководителями для обоснования стратегических решений (какие долгосрочные мероприятия следует включить в бизнес-план компании для обеспечения устойчивого развития);

        — менеджерами-аналитиками для обоснования оперативных решений (какие оперативные мероприятия следует включить в план финансового оздоровления компании);

        — арбитражными управляющими для выполнения судебных решений (какие неотложные мероприятия следует предусмотреть в плане внешнего управления компанией);

        — кредиторами для обоснования решений о предоставлении кредита (какие условия предоставления кредита исключат возможность невозврата долга);

        инвесторами для подготовки инвестиционных решений (какие условия инвестирования обеспечат рентабельность инвестиционного проекта);

        представителями государственных органов управления и контроля для оценки соблюдения государственных интересов (для определения условий государственной поддержки, необходимой для восстановления платежеспособности предприятия, находящегося полностью или частично в государственной собственности).

        В зависимости от конкретных задач финансово-экономический анализ может осуществляться в следующих видах:

        — экспресс-анализ (предназначен для получения общего представления о финансовом положении компании на базе форм внешней бухгалтерской отчетности);

        — комплексный финансовый анализ (предназначен для получения комплексной оценки финансового положении компании на базе форм внешней бухгалтерской отчетности, а также расшифровок статей отчетности, данных аналитического учета, результатов независимого аудита и др.);

        — финансовый анализ как часть общего исследования бизнес-процессов и оценки рыночной стоимости компании (предназначен для получения комплексной оценки всех аспектов деятельности компании — производства, финансов, снабжения, сбыта и маркетинга, менеджмента, персонала и др.);

        — ориентированный финансовый анализ (предназначен для решения приоритетной финансовой проблемы компании, например оптимизации дебиторской задолженности; проводится на базе как основных форм внешней бухгалтерской отчетности, так и расшифровок только тех статей, которые связаны с указанной проблемой);

        — регулярный финансовый анализ (предназначен для эффективного управления финансами компании на базе представления в определенные сроки — ежеквартально или ежемесячно — специальным образом обработанных результатов комплексного финансового анализа).

        В зависимости от заданных направлений финансовый анализ может проводиться в следующих формах:

        — ретроспективный анализ — необходим для анализа сложившихся тенденций и проблем финансового состояния организации на основе отчетности с расшифровками, на основе текущих договоров;

        — план-фактный анализ — требуется для оценки и выявления причин (факторов) отклонений отчетных показателей от плановых;

        — перспективный анализ — необходим для экспертизы финансовых планов, их обоснованности и достоверности с позиций текущего состояния и имеющегося потенциала.

        Основные направления финансового анализа включают в себя:

        1) анализ финансовых результатов деятельности предприятия: анализ доходов и расходов предприятия, анализ себестоимости продукции, анализ прибыли предприятия, анализ деловой активности предприятия, анализ рентабельности деятельности предприятия;

        2) маржинальный анализ (определение оптимального объема производства): анализ взаимосвязи затрат и объема реализации, точка безубыточности, анализ эффекта операционного рычага;

        3) анализ имущественного потенциала предприятия: анализ структуры и динамики активов, анализ структуры и динамики пассивов;

        4) анализ ликвидности и финансовой устойчивости предприятия: анализ ликвидности баланса, коэффициентный анализ ликвидности и платежеспособности, коэффициентный анализ финансовой устойчивости предприятия.

        Методология финансового анализа направлена на формирование управляющих решений с учетом следующей системы расчетных показателей: 1) финансовые коэффициенты; 2) показатели ликвидности и платежеспособности; 3) показатели финансовой устойчивости; 4) показатели оборачиваемости, оборотных средств; 5) показатели кредитоспособности, финансовых результатов, вероятности банкротства; 6) показатели финансового левериджа.

        studme.org

        Строительная смета

        В «Основных положениях (концепции) ценообразо вания и сметного нормирования в строительстве в услови ях развития рыночных отношений» — информационное письмо Госстроя России от 22.10.93 № БЕ-19-21/12, были провозглашены принципы рыночного ценообразования в строительстве современной России:

        «(п.1.1.) При определении стоимости строительства необходимо обеспечивать:

        — гибкий, вариантный подход к вопросам ценообразования, без жесткой регламентации и чрезмерной централизации;

        — возможность выбора наиболее рационального способа исчисления величины сметной прибыли, накладных расходов других затрат, сопутствую щих строительству, с освобождением от влияния конъюнктуры цен на рынке строительных материалов;

        — соблюдения принципа равноправия участников инвестиционного процесса, обязательного взаимного согласия сторон по принимаемым решениям в ходе согласования свободных (договор ных) цен на строительную продукцию;

        — рекомендательный характер общих положений вместе с возможностью учета отраслевых и местных особенностей осуществления строительства путем отражения этих особенностей в ведомственных и региональных методических документах;

        — возможность широкого выбора соответствующей нормативной базы, на основе которой производится расчет затрат.

        (п.1.5.) Государственное воздействие на формирование цен в строительстве осуществляется, как правило, косвенными методами регулирования. Косвенные методы, т.е. влияние на уровень цен, — это предоставление льготных кредитов, дотаций, финан совая поддержка отдельных предприятий за счет бюджета и внебюджетных фондов, изменение уровня налоговых ставок и др.»

        Все последующие методики, указания и нормативы, опубликованные Госстроем РФ до ликвидации в 2004 году, были направлены на дискредитацию этой концепции и внедрение в практику сметного ценообразования обязательных правил, норм, цен, расценок и форм сметного расчета, предлагаемые административными органами исполнительной власти. Насаждение в России администра тивного порядка составления смет и внедрение нерыноч ных методов определения стоимости строительства приве ло к тотальной дискреции ценообразования строительства — неограниченной возможности должностных лиц решать вопросы по собственному усмотрению, что сделало строительство одной из самых коррумпированных отраслей хозяйственной деятельности в стране.

        В тоже время, все постановления, методики (МДС), сметные нормы (ГЭСН), прочие нормативы и указания, изданные Госстроем РФ и относящиеся к вопросам ценообразования и нормирования в строительстве, ремонте и эксплуатации объектов любой формы собственности (в том числе и бюджета всех уровней) не легитимны и не влекут правовых последствий, как не имеющие статуса государственных нормативно-правовых актов. Указ Пре зидента Российской Федерации от 23.05.96 № 763 «О по рядке опубликования и вступления в силу актов Президен та Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» установил: — «(п.10) Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. Нормативные правовые акты, не прошедшие государственную регист рацию, а также зарегистрированные, но не опублико ванные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, не могут слу жить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров».

        Ни один из документов по сметному нормированию и ценообразованию в строительстве, выпущенный Госстроем РФ с 1991 по 2004 годы и его последователями до настоящего времени, не прошел государственной регист рации в Минюсте РФ и не является нормативным правовым документом межведомственного действия. Таким образом, как планирование стоимости предстоящего строительства по указаниям Госстроя РФ, так и «государственная экспертиза смет в строительстве» выполняется не по законодательным или профессиональным правилам, а по понятиям чиновников разных уровней, собирающих административную ренту с долгосрочных инвестиций и подрядного строительства.

        В рыночной системе ценообразования строительная смета определяется как экономический расчет потребно сти всех видов ресурсов, необходимых для осуществления строительства объекта. К ресурсам в сметном нормирова нии и ценообразовании относятся затраты живого труда, предметы и орудия труда, цены, ассигнования, услуги, время выполнения работ и прочие ресурсы, используемые и уничтожаемые в процессе строительного производства для создания объектов недвижимости — зданий, сооружений, передаточных устройств. Порядок, методы и формы разработки строительных смет (сметные расчеты) не регламентированы, однако практика делового оборота сметного дела установила определенные правила составления смет и характеристики результатов сметного расчета в виде сметной документации с типовым содержанием, структурой и формами публикации.

        По содержанию строительные сметы разделяются по методам получения важнейшего результата расчета — сметной стоимости строительства. Сметная стоимость строительства определяется в уровне текущих рыночных цен на момент составления сметы двумя способами:

        — по базисным расценкам на строительные работы с индексами пересчета сметной стоимости в текущий уровень цен — базисно-индексный метод;

        — по расчетной потребности в ресурсах на строительство объекта и текущим регио нальным ценам на эти ресурсы — норматив ный и проектный методы.

        Базисно-индексный метод использует традицион ные нормы, правила и порядок сметных расчетов дирек тивного управления строительством с приведением базисной цены прошлых периодов к текущему уровню с помощью административных индексов пересчета сметной стоимости. Такие модели сохраняют и переносят в настоящее время принципы ортодоксального затратного механизма административно-командной системы. Применяемые индексы пересчета базисной сметной стоимости (для 2000 года) в текущий уровень цен, разрабатываются не для отдельных строительных ресурсов или их номенклатурных групп, а для абстрактного набора ресурсов в нормативно-технологических моделях (ПТМ) строительст ва. Базисно-индексный метод дает приблизительные и неопределенные по точности результаты планирования стоимости предстоящего строительства.

        Сметные расчеты в текущих ценах используют сего дняшние региональные цены на ресурсы и услуги в строи тельстве и требуют определения потребности во всех видах ресурсов в натуральных единицах измерения. Прин ципиальный порядок определения потребности в ресурсах устанавливает метод сметного расчета в текущих ценах — нормативный или проектный.

        Нормативный метод сметного расчета устанавливает порядок расчета потребности на основе норм расхода ресурсов на строительные процессы (сметные работы) в сметно-нормативных базах и показателей физических объемов для этих работ на объекте строительства. В нор мативном методе сметного расчета объемы сметных работ принимаются по данным проекта строительства объекта, в формулировке (по названиям и единицам измерения) сметных норм в сборниках существующих сметно-нормативных баз (сметно-информационные базы). Смет ные нормы в действующих базах усредняют расход ресур сов для типовых условий и технологии строительных работ, а сами перечни сметных работ ограничены и ук рупнены по отношению к реальным строительным работам и процессам. Сметная потребность в ресурсах, рассчитан ная нормативным методом, оценивается приблизительно и зависит как от качества норм расхода ресурсов в сметно- информационных базах, так и от квалификации исполни телей — разработчиков смет, описывающих технологию строительства конкретного объекта в понятиях и терминах сметно-нормативных баз прошлых периодов.

        Проектный метод предусматривает использование для определения потребности в ресурсах расчетных данных проектной документации строительства и любых нормативных или справочных материалов, кроме показателей расхода ресурсов в сборниках сметных норм. Проектная потребность в ресурсах на объект строительства определяется «прямым счетом» по данным проектных спецификаций, проектов производства работ, технологических карт, расчетов продолжительности строительства и прочей проектной информации в рабочей документации строительства конкретного объекта. Проектный метод устанавливает объективное, необходимое и достаточное количество строительных ресурсов и услуг в специфици рованной номенклатуре, с максимально возможной точно стью при качественной разработке проекта строительства.

        Форма сметного расчета в строительстве не регла ментирована. Практика делового оборота сметного дела установила табличную форму сметной калькуляции с выделением граф для исходных данных, промежуточных расчетных показателей и результатов расчета сметной стоимости строительства. Сметы в строительстве состав ляются, как правило, в двух форматах: технологическая и ресурсная формы сметного расчета.

        Технологическая форма сметного расчета (технологическая смета) включает перечень строительных (монтажных, пусконаладочных, ремонтно-строительных, специальных) законченных рабочих процессов, необходимых по технологии и организации строительства объекта, в формулировке работ, принятой в действующих сметно- нормативных базах. По каждой сметной работе приводятся идентификационные характеристики из базы (основание — шифр работы, наименование, единица измерения), коли чественные показатели (объемы работ) по данным проекта строительства объекта и сметные нормы расхода основных ресурсов (затраты труда рабочих, стоимость прямых затрат и их составляющих) из сметно-нормативной базы. Кальку лирование сметных затрат в технологической форме рас чета выполняется по каждой строке перечня рабочих операций, по разделам и в целом по локальной смете. Потреб ность в материалах, деталях, конструкциях, строительных машинах и оборудовании, других ресурсов в натуральных единицах измерения (ведомость «Выборка ресурсов по смете») не обязательна, но может рассчитываться по данным технологического формата и включаться в состав сметной документации нормативного метода составления строительных смет.

        Ресурсная форма сметного расчета (ресурсная смета) составляется в формате расцененной ведомости всех необходимых ресурсов и услуг на строительство объекта. Сметная потребность в ресурсах определяется по проектным данным, с добавлением трудноустанимых и неустра нимых потерь, а цена на ресурсы принимается в текущим уровне оптовых цен для территории, где осуществляется строительство. В составе ресурсной сметы отдельно выде ляется расчетная потребность в ресурсах и сметная стоимость логистических затрат на доставку материальных ресурсов на строительные площадки, а также расход ре сурсов и затраты на работы внутрипостроечного транспор та материалов. Калькулирование сметной стоимости строительства в ресурсной форме выполняется по каждой строке перечня ресурсов, по разделам и в целом по локальной смете. Ресурсная форма сметного расчета применяется при разработке строительных смет проектным методом. Сметный перечень технологических операций на объекте строительства при использовании ресурсной формы сметного расчета не составляется.

        Сметная документация

        Публичная форма сметного расчета — сметная документация на проект строительства, установлена практи кой делового оборота в стране и сохраняет роль и значение единой экономической информации, необходимый всем потребителям на период строительства. Сметная докумен тация разрабатывается в соответствии с техническим заданием заказчика, который является правообладателем всех сметных расчетов по объекту строительства. Сметная документация как публичная форма результатов составления смет в строительстве, должна иметь строго установленные параметры, необходимые и достаточные для однозначного понимания и интерпретации результатов сметного расчета всеми участниками инвестиционно-строительной деятельности. Сметная документация в строительстве обозначается как «Смета. » с указанием вида строительства и идентификационных характеристик объекта строительства. Сметная документация в строи тельстве включает комплект расчетных материалов — стандартных форм сметных калькуляций и расчетных ведомо стей с дискрептивными пояснениями, в объеме и перечне, установленным техническим заданием заказчика. Отдельные формы расчетов в сметной документации обозначают ся как «смета» с указанием значащего признака принадлежности к общепринятому виду регистрации и публикации результатов сметного расчета.

        Основные виды смет в сметной документации, ис пользуемой в практике ценообразования строительства, представляют законченные расчеты сметной стоимости по этапам строительства — концептуальная смета, тендерная смета, исполнительная смета и фактическая смета, а также отдельные законченные и обособленные компоненты са мого сметного расчета — локальная смета, объектная смета, сводная смета строительного проекта.

        Состав и содержание сметной документации меняется в соответствии с уровнями управления и этапами определения сметных показателей строительства. На начальном этапе реализации инвестиционно-строительного про екта выполняются расчеты обоснования инвестиций, и формируется концептуальная смета — ориентировочная сметная стоимость строительства. Концептуальная смета инвестора разрабатывается в произвольной форме экономического расчета на основе укрупненных сметных пока зателей стоимости строительства и цены строительства по объектам-аналогам.

        На этапе проектирования и планирования базовой стоимости строительства разрабатывается тендерная доку ментация заказчика (тендерная смета) в форме стандартной сметной документации. Заказчик может разработать тендерную документацию в любой произвольной форме, удобной для планирования и контроля строительства инве стором и заказчиком-застройщиком, например, в форме пообъектного и поэтапного графика строительства и финансирования. Базовая сметная стоимость объектов строительства устанавливается в процессе разработки тендерной документации и является основой предложения заказчика цены строительства на конкурсных торгах (тендерах) на подрядные строительные работы. В преддоговорной пери од строительные организации — участники конкурса на подрядное строительство, выполняют собственные расче ты стоимости предстоящего строительства в произвольной форме на основе проектных данных строительства, общих и фирменных сметных норм, рыночных цен на ресурсы, технических и финансовых возможностей организации.

        Исполнительная сметная документация (исполнительная смета) составляется подрядчиком после заключе ния подрядного договора и установления договорной цены строительства или порядка её определения. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации только такая сметная документация имеет значение нормативного документа, легитимно регулирующего финансовые и прочие взаимоотношения сторон — «В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком» ( пункт 3 статья 709 ГК РФ). После утверждения исполнительной сметы заказчиком все изме нения и добавления в смете, а также исправления ошибок и корректировка результатов расчета относится к компетен ции заказчика и выполняется за его счет. При разработке исполнительных смет строительные подрядчики могут использовать сметные расчеты базовой стоимости — формы тендерной документации заказчика, или выполнять собственные расчеты по правилам и нормативам фирменной сметно-информационной базы и текущей конъюнктуры регионального рынка строительных ресурсов. В состав исполнительной сметной документации могут включаться, кроме форм стандартной сметной документации, календарные и сетевые графики строительства, планы материально-технического снабжения, объемы и сроки расчетов за выполненные строительные работы. Итогом разработки исполнительной сметной документации строительства является график строительства и финансирования объекта, сформированный по выделенным этапам (секциям, участ кам, законченным комплексам работ, отдельным зданиям и сооружениям) строительства, с расчетом объемов финансирования по календарным срокам и исполнителям.

        Фактическая сметная документация (фактическая смета) является вариантом исполнительной сметы подрядчика с использованием отчетных показателей по составу работ, расходу используемых ресурсов и фактических цен на ресурсы и услуги по данным бухгалтерского и налогового учета подрядчика. Расчетные показатели фактической сметы должны корреспондироваться с данными в формах учета работ в капитальном строительстве, утвержденные постановлением Госкомстата России 30.10.97 № 71а: акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2); справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3); общий журнал работ (форма № КС-6); журнал учета выполненных работ (форма № КС-6а). Фактическая смета составляется по общей стоимости строительства в соответствии с инвентаризационной структурой основных фондов заказчика, принятой в его производственном учете.

        Стандартный состав публичной сметной документации на строительство (тендерная и исполнительская сметы) включает следующие формы:

        — Техническое задание заказчика на разработку смет ной документации;

        — Пояснительная записка с перечнем физических параметров и технических характеристик объекта и его структурных составляющих, а также описание метода составления сметы и сметная формула расчета стоимости строительства;

        — График строительства и финансирования.

        Локальная смета разрабатывается по видам работ

        или основным конструктивным элементам и инженерному оборудованию зданий и сооружений для каждого отдельного объекта строительного проекта. Локальные сметы являются основным элементом сметного калькулирования и могут разрабатываться в технологической и (или) ре сурсной форме сметного расчета. В локальных сметах, при необходимости, работы или ресурсы группируются в разделы, необходимые по технологическим и организационным особенностям проекта строительства. В локальных сметах определяются только стоимость прямых затрат в строительстве. Если локальная смета является единствен ным сметным документом для подрядчика, то к ней добав ляется косвенные затраты и прибыль подрядчика, и такая смета приобретает функции объектной сметы.

        Объектная смета разрабатывается на законченный элемент проекта (объект) строительства — здание, сооружение, пусковой комплекс, и включает все формы локальных смет, относящиеся к данному объекту. В объектных сметах определяются общие сметные затраты подрядчиков на выполнение всех строительных работ по объекту. К прямым затратам в локальных сметах добавляются косвенные затраты и сметная прибыль строительных подрядчиков в уровне, определяемым индивидуальным (фирменным) расчетом,

        соглашением сторон или по нормативам общественно- необходимых затрат на эти цели для строительного комплекса региона, где осуществляется строительство.

        Сводная смета (сводный сметный расчет) разрабатывается как сводка сметных затрат по всем объектным сметам строительного проекта с добавлением собственных затрат заказчика планируемых на весь период до завершения строительства. Сводный сметный расчет состоит из глав, объединяющих данные о сметной стоимости объектов основного и вспомогательного состава, другие расходы заказ чика на выполнение строительного проекта, в соответствии с пунктом 31 постановления Правительства Российской Феде рации от 16.02.08 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

        Сметная стоимость

        Сметная стоимость строительства, полученная в ре зультате сметного расчета, устанавливает средние, объективно-необходимые затраты финансовых ресурсов на предстоящее строительство объекта на данной территории и в данное время. Сметная стоимость строительства является элементом затратного механизма ценообразования, определяется путем калькулирования совокупных издержек строительства и устанавливает расчетной уровень цены предстоящего строительства. Сметная стоимость является одним из результатов сметного расчета потребно сти в ресурсах (денежных средств) на строительство, но для ее определения используются сметные расчеты по требности по всем строительным ресурсам и услугам. Для определения сметной стоимости строительства необходимо рассчитать потребность в натуральных единицах измерения для всех видов материальных и трудовых ресурсов, для услуг по управлению и обслуживанию объекта строи тельства, а также определить для них текущую стоимость в региональном уровне цен.

        Сметная стоимость, в отличие от потребности в ре сурсах в натуральных измерителях, может определяться на любой момент времени для периода планирования стоимости строительного проекта. По временным периодам сметная стоимость строительства рассчитывается в следующих уровнях — базисная, базовая и текущая сметная стоимость.

        Базисная сметная стоимость определяется в результате сметного расчета базисно-индексным методом в уровне стоимости ресурсов, работ и услуг прошлых (базисных) периодов. Базисная стоимость в сметном ценообразовании строительства разрабатывается на основе сметных расценок на строительные работы, рассчитанные, опубликованные и рекомендуемые к применению на базисную дату.

        Базовая сметная стоимость строительства опреде ляется при разработке тендерной документации и является для заказчиков исходным расчетным показателем цены строительства для проведения подрядных конкурсов, фор мирования договорных отношений и определения договорной стоимости строительства. Базовая сметная стоимость определяет расчетную стоимость строительства объекта на календарную дату разработки и согласования заказчиком сметной документации.

        Базисная и базовая сметные стоимости приводятся к текущему уровню сметной стоимости строительства на любой момент времени с помощью коэффициентов пересчета сметной стоимости — текущих индексов.

        Текущая сметная стоимость определяется по сметному расчету, в котором используются сегодняшние (текущие) цены, сложившиеся на региональных рынках строительных ресурсов и услуг. В сметных расчетах стоимости строительства текущие цены являются основным уровнем расчетной сметной стоимости при реализации строительного проекта. В современной системе ценообра зования используются текущие цены — показатели стоимости ресурсов в уровне цен на текущий момент времени или на начало планируемого периода. Цены на строительные работы, ресурсы и услуги в стране с различными природ но-климатическими, административными, демографиче скими условиями, неравномерным размещением предприятий строительной индустрии и концентрацией строитель ных организаций, можно определять только для условно обособленных региональных рынков инвестиционно-строительной деятельности. Текущие цены в сметном ценообразовании принимаются как средние показатели для группы однородных видов ресурсов для конкретных пе риодов планирования стоимости строительства и в ограниченных территориальных районах применения этих цен. Рыночные текущие цены на строительные ресурсы и услуги, для использования в сметных расчетах стоимости строительства, принимаются по фактическим отпускным ценам поставщиков регионального рынка или по средним показателям рыночного мониторинга цен на строительные ресурсы в регионе. Сметная стоимость, как расчетная плановая цена строительства, действует только до момента заключения порядного договора и определения договорной стоимости строительства, поэтому последняя текущая стоимость строительства определяется на дату заключения договора строительного подряда.

        Структура показателей строительной сметы должна соответствовать группировке расходов на производство и реализацию, установленной в главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации. После отмены Госстроем РФ «Ти повых методических рекомендаций по планированию и учету себестоимости строительных работ» (письмо от 09.11.01 № НМ-6128/7), официальные формулировки Налогового кодекса РФ в настоящее время являются един ственными и легитимными нормативными положениями, определяющим состав и содержание расходов, связанных с производством строительной продукции. В сметных расчетах стоимость строительных работ, ресурсов и услуг опре деляется в общей сумме и по видовой структуре затрат на производство. В соответствии со статьей 318 Налогового кодекса РФ расходы на производство продукции подразде ляются на прямые и косвенные расходы.

        К прямым расходам относятся материальные расхо ды, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 254 НК РФ (строительные материалы, изделия и конструкции, строительные машины и оборудование, транспортные затраты) и расходы на оплату труда рабочих в соответствии с положениями статьи 255 НК РФ.

        К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, необходимые для осуществления нормального строительного процесса, обоснованные расчетам и исполь зуемые для получения дохода от уставной деятельности организации. Косвенные затраты в сметных расчетах груп пируются по принадлежности к субъектам строительства — подрядчикам и заказчикам. Косвенные затраты подрядчика учитываются в объектных сметах на производство строительных работ, а косвенные затраты заказчика включают ся в сводный сметный расчет стоимости строительства объек та. К косвенным расходам подрядчика в строительстве отно сятся накладные расходы, определяющие затраты на управление строительной организацией и прочие затраты подрядчика, как лимитируемые законодательно (платежи по обязательному и добровольному страхованию, расходы на передвижной характер работ, вахтовый метод строительства и проч.), так и не лимитируемые (стоимость нематериальных активов, пла тежи по кредитам банков и т.п.).

        Кроме прямых и косвенных затрат в сметах на под рядное строительство предусматривается необходимое вознаграждение подрядчика (статья 709 ГК РФ) в виде сметной прибыли. Сметная прибыль в строительстве

        должна обеспечивать выплаты по обязательным платежам и налогам из прибыли, пополнение оборотных средств предприятия, создание фонда материального поощрения и необходимые финансовые ресурсы на развития строитель ной организации. Размер сметной прибыли в расчетах стоимости предстоящего строительства определяется на уровне общественно-необходимых затрат на расширенное воспроизводство подрядных организации строительной отрасли региона. В подрядном договоре на строительство сметная прибыль в стоимости строительства устанавливается в индивидуальном размере для конкретного подряд чика по результатам формирования договорной (контракт ной) стоимости строительства.

        Договорная (контрактная) стоимость строительства

        В рыночном ценообразовании договорная (кон трактная) стоимость строительства заменяет расчетную сметной стоимость после заключения подрядного договора на строительство. Договорная цена строительства является основным элементом правовой основы, регулирующей производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционно-строительной деятельности. Фак тический учет всех затрат и отчетность в строительстве ведет ся только на основе ^договорных (контрактных) цен: — «В бухгалтерском учете у застройщика и подрядчика расчеты за объекты строительства отражаются исходя из их договорной стоимости» (пункт 5 ПБУ 2/94 — Учет договоров (контрактов) на капитальное строитель ство, приказ Минфина РФ от 20.12.94 № 167).

        Договорная (контрактная) стоимость устанавливается в результате подрядных торгов и определяется в договоре на строительство между заказчиком и подрядчиком. В зависимости от использования в договорном процессе показателей расчетной сметной стоимости, условий договора и учета рыночных факторов ценообразования договорная стоимость строительства может соответствовать рыночной или суррогатной цене строительства.

        Рыночная цена строительства определяется как средняя, объективно обусловленная стоимость строительства конкретного объекта в данном регионе в реальный календарный период времени с максимальным учетом конъюнктуры стоимости строительных работ, ресурсов, услуг и коммерческих интересов сторон подрядного дого вора. В сметном ценообразовании настоящего времени рыночная цена строительства формируется в договорном процессе на основе базовой сметной стоимости в текущих ценах и затрат, учитывающих рыночные факторы измене ния расчетной стоимости за период строительства. Базовая сметная стоимость строительства отражает затратные элементы ценообразования и учитывает текущие издержки на строительство, а рыночная составляющая цены включает инфляционное ожидание и возмещение строительных рисков подрядчиков и заказчиков при текущей конъюнктуре строительного рынка.

        Суррогатная цена в строительстве устанавливается заказчиком или подрядчиком в одностороннем и обяза тельном порядке, при отсутствии конкуренции или монопольном положении на рынке инвестиций и строительных услуг. Суррогатная цена определяется на основе сметных расчетов, выполняемых по особым правилам, с использованием сметных норм, расценок, цен и индексов, разработанных и утвержденных ведомственными и административными органами исполнительной власти и отраслевого управления. Суррогатная цена в договорной стоимости строительства отражает административный (или корпоративный) лимит финансирования строительства объекта в рыночных условиях инвестиционно-строительной деятельности на территории России.

        В зависимости от способа фиксации цены в договорных отношениях заказчика и подрядчика применяются контракты с твердой договорной ценой и контракты с компенсацией договорной стоимости — подвижные и скользящие цены: — «4. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой» (Статья 709 ГК РФ).

        Твердая цена контракта устанавливается в момент подписания договора и не подлежит пересмотру, за исключением случаев внесения заказчиком изменений в проект в ходе его выполнения. Договор строительного подряда с фиксированной (твердой) ценой становится предпочтительнее для участников инвестиционно-строительного про цесса по мере развития рыночных отношений и стабилизации рынка строительных ресурсов и услуг.

        Подвижная цена контракта устанавливает, что принятая в договоре цена может быть пересмотрена, если к моменту сдачи объекта изменились условия реализации проекта. Подвижная цена характеризуется тем, что в контракт вносится оговорка о повышении или понижении цены к моменту исполнения договора. Оговорка определяет условия пересмотра, допустимый уровень отклонения от начальной цены, при котором договорная цена пересматривается, а также источник (документ или рыночная публикация), на основе которого принимается решение об изменении цены.

        Скользящая цена определяется в момент исполнения договора путем пересмотра базовой цены с учетом изменений в издержках производства, произошедших в период исполнения контракта. Скользящая цена объединя ет разновидности контрактов с возмещением фактических затрат. Скользящая цена контракта может быть определена расчетом по формуле с оговоренными правилами пересмотра индексов. При установлении скользящей цены может быть предусмотрено, что скольжение распространя ется не на всю сумму издержек, а лишь на определенные их элементы или, что скольжение цены может быть огра ничено более коротким временем, чем общая продолжи тельность строительства.

        Для определения инвентарной (балансовой) стоимости законченных строительством объектов в соответст вии с «Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций», утвержденных приказом Минфина Российской Федерации от 30.12.93 № 160 используется данные фактической стоимости строительства. Инвентарная (балансовая) стоимость объекта формируется в соответствии с инвентаризационной структурой основных фондов заказчика или инвестора.

        Понятия и определения профессионального сметного дела

        Основные понятия сметного дела широко применяются не только в методических, нормативных и практических разработках сметного нормирования и ценообразования в строительстве, эти понятия необходимы также всем пользователям сметной документации строительства — субъектам инвестиционно-строительной деятельности. Однозначность понимания всеми заинтересованными сторонами используемых специальных понятий технического регулирования отрасли является обязательным условием стандартизации профессиональной деятельности.

        Формулировки понятий и определения должны отражать суть и существующее состояние сметного дела, быть краткими, но понятными профессиональным сметчикам и пользователям сметной документации, содержать необходимый и достаточный объем информации об объекте понятия, позволяющий однозначно идентифицировать его в любых условиях и видах применения.

        Базовым положением методологии формирования новых стандартов принимается приоритет экономического содержания нормативов перед юридической формой. Од нако понятия и определения основных элементов сметного нормирования и ценообразования в строительстве должны быть сформулированы адекватно содержанию сметных нормативов, определять их экономические границы и область применения в практической сметной деятельности.

        Обязательным условием создания системы стандартов в профессиональной деятельности Федеральный закон «О техническом регулировании» определяет проведение процедуры публичных обсуждений проектов (включая альтернативные проекты) и допуск к ним всех заинтересованных специалистов и общественности в целом.

        Необходимость применения специальных дефиниций практически во всех документах по сметному нормированию и ценообразованию в строительстве предопределяет необходимость выделения в отдельный документ — национальный стандарт, профессиональных формулировок основных понятий и определений сметного дела.

        www.infosait.ru

Опубликовано в Блог