SdelanoRI.ru

Ваш адвокат

Пенсия для сотрудников фсб

Содержание:

Генерал ФСБ Феоктистов Олег: биография, фото

С середины 2016-го пристальное общественное внимание было приковано к резонансным публикациям в СМИ о масштабных зачистках в центральном аппарате ФСБ. В частности, читательскую аудиторию взволновала информация о том, что генерал ФСБ Олег Феоктистов (биография предлагается в статье) лишился своего кабинета. Бывший первый заместитель начальника УСБ (Управление собственной безопасности) генерал Феоктистов, известный в определенных кругах как генерал Фикс, Фикус или Олег-Большой, с 2004-го непосредственно возглавлял 6-ю Службу УСБ, в ведении которой находилось обеспечение оперативного сопровождения уголовных дел.

За что «укатали» генерала Фикса?

До своего назначения на эту должность Олег Феоктистов — генерал ФСБ (фото вверху) в течение почти пяти лет возглавлял 6-ю Службу и представлял собой настолько влиятельную фигуру, что сотрудники Лубянки позволяли себе упоминать о нем только шепотом. Не однажды доброжелатели предпринимали попытки скомпрометировать генерала: интернет-сайты, специализирующиеся на «сливах» из спецслужб, периодически публиковали заметки, рассказывающие, что у якобы Феоктистова в кулаке находятся все московские судьи, а его подчиненные могут в пьяном виде разъезжать по столице и посылать куда подальше гаишников.

В 2011-м в противовес генералу ФСБ Олегу Феоктистову (с биографией можно ознакомиться далее) главой «особки» был назначен Сергей Королев, советник Анатолия Сердюкова, в те времена бывшего действующим министром обороны. Однако всеми оперативными вопросами по-прежнему занимался Феоктистов. В свете этих сведений особенно остро перед многими встает вопрос: за что лишился карьеры генерал ФСБ России Олег Феоктистов?

Что такое «сечинский спецназ»?

Известно, что такое прозвище было дано созданной в 2004 г. по инициативе вице-премьера Игоря Сечина, курировавшего силовые структуры, 6-й Службе УСБ ФСБ. Костяк «шестерки» лично отбирался генералом ФСБ Олегом Феоктистовым из прошедших горячие точки бойцов «Вымпела» и «Альфы» (спецподразделений ФСБ). Среди задач – обеспечение оперативного сопровождения резонансных уголовных дел и защиты свидетелей. Во время спецопераций бойцами использовались документы прикрытия и различные комплекты государственных автомобильных номеров.

По сведениям, генералу ФСБ Олегу Феоктистову (биография представлена далее) приходилось в течение длительного времени проживать под именем Сергея А., «постарев» на 2 года. Руководитель службы принимал активное участие в оперативных сопровождениях громких уголовных дел. Известно, что генерал ФСБ Олег Феоктистов (с биографией, фото можно ознакомиться в статье) в 2014 г. непосредственно руководил задержанием генерал-лейтенанта полиции Д. Сугробова, начальника ГУЭБиПК (осмелившегося взять в оперативную разработку одного из сотрудников УСБ ФСБ полковника И. Демина), а также его зама, генерал-майора полиции Б. Колесникова. Последний, по версии, выдвинутой следствием, покончил с собой во время допроса.

В марте 2015-го бойцами 6-й Службы был задержан губернатор Сахалинской области А. Хорошавин, подозреваемый в получении крупной взятки ($ 5,6 млн). В этом же году сотрудники «шестерки» надели наручники на В. Гайзера (глава Республики Коми), а также чиновников его администрации. Всех их обвинили в мошенничестве и создании преступной группы. В июне 2016 г. 6-й Службой был «принят» мэр Владивостока, миллионер И. Пушкарев, владелец концерна «Парк групп». Он был обвинен в злоупотреблении служебными полномочиями и участии в коммерческом подкупе и немедленно вывезен в Москву. Кроме того, «шестерка» задержала Никиту Белых, бывшего губернатора Кировской области.

Существует ряд версий загадочной отставки одного из самых могущественных генералов ФСБ Олега Феоктистова (биография будет представлена ниже).

  1. Первая. Одной из причин люди сведущие называют череду громких событий вокруг Балтийской таможни, над которой активно проносились ветра перемен. За контроль над «вкусным» таможенным хозяйством развернулась настоящая битва в верхах, в результате которой лишились своих должностей многие высокопоставленные силовики. Оперативное сопровождение уголовного дела было организовано УСБ ФСБ, команды на обыски в домах фигурантов и их задержания, как известно из достоверных источников, лично отдавал генерал Феоктистов.
  2. Вторая. По этой версии, В. Путину поступили жалобы от депутата Госдумы («Единая Россия») Марии Максаковой-Игенбергс. Известно, что ее супруг- миллионер, депутат от партии коммунистов Денис Вороненков, проходил в качестве фигуранта в уголовном деле, связанном с рейдерским захватом одного из сооружений в центре столицы. В материалах следствия значится, что Вороненковым был найден покупатель для особняка и получено крупное авансовое вознаграждение. Сам депутат в своих интервью не раз заявлял, что возбуждение дела против него инициировано генералом Феоктистовым по мотивам мести за организацию частного расследования, в результате которого было уволено 16 офицеров высшего эшелона ФСБ.
  3. Третья. Согласно этому предположению, причиной, из-за которой «погорел» могущественный особист, была слишком тесная дружба М. Максименко, руководителя УСБ Следственного комитета, арестованного за взятку. Согласно некоторым данным, Феоктистов являлся куратором особистов из СК и именно благодаря ему Максименко получил свою должность.
  4. Четвертая. Поводом для отставки генерала могло стать его неудачное участие в деле, касающемся публикации в «Новой газете» о молодой супруге И. Сечина — Ольге. Сообщалось, что дама засветилась на яхте стоимостью $ 150 млн. Супругами Сечиными был подан иск на газету в Басманный суд. На поиски «заказчика» данной публикации был брошен УСБ ФСБ. Поставленная задача ими не была выполнена.

Генерал ФСБ Феоктистов Олег Владимирович: биография, фото

Официальной биографии бывшего особиста в свободном доступе нет. В силу этого в отношении его происхождения существуют незначительные кривотолки. Так, кое-кто утверждает, что родом генерал ФСБ Олег Феоктистов из Ленинграда. На самом деле, (подтвержденная информация) будущий могущественный борец с коррупцией и контрабандой родился 3 июля 1964 г. в Москве. В биографии генерала обязательно содержится приписка: причастен к аресту А. Улюкаева, главы министерства экономического развития России, состоявшемся в 2016 году.

Окончив среднюю школу, будущий генерал ФСБ отправился служить в армию (погранвойска). Прошел обучение в Академии ФСБ. С 2004 г. являлся главой 6 службы Управления собственной безопасности ФСБ.

Известность

Впервые широкая публика узнала о генерале Феоктистове в ходе нашумевших уголовных дел по так называемым «Трем китам» (о контрабанде мебели) и китайской контрабанде, которая в 2000 г. поступала на склад Управления материально-технического обеспечения ФСБ.

Профессиональные качества

Сослуживцы О. Феоктистова характеризуют его как настоящего профессионала, жесткого и исполнительного начальника. Отмечают, что поставленные задачи он всегда выполнял беспрекословно.

Как утверждают эксперты, генералом Феоктистовым неоднократно предпринимались попытки ускорить собственное продвижение по службе. В 2012 г. им активно лоббировалось собственное назначение начальником столичной УФСБ. Попытка не увенчалась успехом — против его назначения выступил сам мэр Москвы С. Собянин. Также закончилось неудачно продвижение О. Феоктистова на пост начальника УСБ МВД РФ. В сентябре 2016 г. Олег Фекотистов был введен в состав правления компании «Роснефть» и назначен на должность главы службы безопасности. Известно, что в марте 2017 г. генерал покинул компанию. Еще ранее его вывели в резерв ФСБ.

Дело Улюкаева

Во время работы генерала в «Роснефти» состоялся один из наиболее резонансных арестов крупных чиновников: министр экономического развития России А. Улюкаев был обвинен в вымогательстве взятки в 2 млн долларов у Игоря Сечина, главы «Роснефти». В ходе судебного процесса экс-министр обвинил генерала Феоктистова в провокации, приведшей к возбуждению в отношении него уголовного дела. Известно также, что генерал стоял за рядом других резонансных арестов высоких российских чиновников в 2015-2016 гг.

Последствия

Участие в деле А. Улюкаева негативно отразилось на карьере О. Феоктистова: высокопоставленный генерал, ранее избегавший какой бы то ни было публичности и даже не размещавший своей фотографии на сайте «Роснефти», привлек к себе чрезмерное внимание. В связи с этим он был отозван в центральный аппарат ФСБ обратно. Спустя 4 месяца ему было отказано в назначении в СЭБ по причине излишней «засвеченности».

Еще совсем недавно по его приказу арестовывали крупных бизнесменов, губернаторов и даже одного министра, обыскивали главу таможенной службы (при этом всем центральным каналам ТВ были продемонстрированы обнаруженные коробки денег). Теперь его жизнь — это пенсия в деревне под Истрой, носящей говорящее название — Ябедино, проживание в доме площадью в 110 кв. м, довольно скромном по нынешним генеральским меркам.

Известно, что в этой деревне генерал владеет земельным участком в 2100 кв. м, жилым домом и баней. Эта собственность не является приобретением последних лет — по сведениям, именно здесь прошли детские и юношеские годы генерала, на деревенском кладбище похоронены его родители. На участке построен еще один деревянный дом поменьше, сюда на выходные приезжает дочь Лидия и внуки. Имеются также несколько хозяйственных построек и пруд.

fb.ru

Делопроизводство

Трудовой договор с совместителем

Трудовая деятельность совместителей – это вид занятости, который предусматривает некоторые отличия как в рабочей нагрузке, так и в документальном оформлении трудового договора.

В трудовом законодательстве урегулированию работы совместителей отведена глава 44. Она устанавливает и время работы, и время отдыха, а также некоторые ограничения, введенные как гарантия соблюдения прав трудящихся различных категорий.

Особенности данного характера трудовой деятельности

Согласно нормам ст.282 ТК РФ, совместительством является трудовая деятельность работника в свободное время.

То есть трудящийся после окончания рабочей смены по своей основной должности может выполнять другую работу на регулярной основе на том же предприятии либо на ином. Работать по совместительству разрешено на неограниченном количестве предприятий.

На основании ст.284 ТК РФ рабочая занятость совместителя в течение смены должна быть не более 4-х часов, который по основной должности считается рабочим днем.

В другие дни, которые являются выходными, совместитель может работать полную смену. Условие — месячная загруженность не должна превышать половину установленной нормальной продолжительности.

Исключением являются следующие случаи:

  • работник приостанавливает свою работу в связи с задолженностью по заработной плате свыше двух недель и освобождается от выполнения должностных обязанностей до полной ее выплаты (ст.142 ТК РФ);
  • отстранение от работы в связи с медицинскими показателями на срок до 4-х месяцев, если работник отказался от перевода на другую должность (ст.73 ТК РФ).
  • Фактически совместитель имеет право на работу не более чем на 0,5 ставки, а в некоторых случаях — на 0,25 ставки с учетом загруженности по другим рабочим местам.

    И соответственно зарплата выплачивается пропорционально отработанному времени, но с учетом всех положенных надбавок и других стимулирующих выплат, присущих занимаемой должности.

    Запрещается привлекать к работе по совместительству следующие категории лиц:

    На совместителя в соответствии со ст.287 ТК РФ все нормы распространяются в полной мере. Все положенные гарантии в виде ежегодного оплачиваемого либо ученического отпуска предоставляются в полном объеме.

    Также на совместителей распространяются нормы локальных актов предприятия — коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка и график отпусков.

    Для отдельных категорий сотрудников порядок совместительства регламентируется федеральным законодательством:

    Виды совместительства

    В соответствии с нормами, приведенными в ст.60.1 ТК РФ, совместительство подразделяется на два вида:

    Внутреннее совместительство

    Внутренним считается занятость работника на том же предприятии, где он трудится, но в то время, которое является для него свободным от выполнения своих обязанностей и по другой должности с оформлением всех положенных документов.

    Стоит отметить, что совместитель является штатным сотрудником, несмотря на неполную занятость.Соответственно даже при трудоустройстве на предприятии, где расположено основное место работы, его принимают как нового сотрудника. Это сопровождается заключением трудового договора, изданием приказа о приеме и заведением личного дела.

    Внешнее совместительство

    Внешним совместительством считается занятость работника на другом стороннем предприятии с оформлением всего положенного пакета документов.

    Внешний совместитель также принимается как новый работник на штатную должность. С ним заключается трудовой договор с пометкой о том, что данное рабочее место не является основным, с изданием приказа о приеме и со всеми положенными действиями, которые сопровождают прием нового сотрудника.

    Основания для составления

    Основанием для приема работника и закреплением трудовых отношений в договоре служит личное заявление работника, точно так же, как и при приеме работника по основной должности.

    Кроме того, работник обязан предоставить следующий пакет документов:

  • документ, который подтверждает личность работника;
  • документ, который подтверждает квалификацию.
  • Помимо этого, именно совместитель обязан представить новому работодателю:

    • копию приказа о приеме на работу по основной должности — подтверждая, что новое рабочее место является совместительством;
    • справку о том, что условия труда по основной должности не являются вредными, если по совместительству вредные факторы будут присутствовать (ст.283 ТК РФ).
    • Таким образом, именно новый работник обязан доказать, что имеет право совмещать должности с учетом их характеристик. При этом не нарушаются ограничения, установленные для некоторых категорий трудящихся.

      Также с учетом вида деятельности совместителя работодатель может потребовать копии либо оригиналы дополнительных документов.

      К примеру, для осуществления педагогической деятельности требуется справка об отсутствии судимости. А для работников пищевой промышленности обязательна справка от нарколога и психиатра, оформление медицинской книжки.

      Какие преимущества имеет бессрочный трудовой контракт с работником? Узнайте здесь.

      Сроки заключения договора

      Согласно нормам ст.58 ТК РФ договор о взаимном сотрудничестве может быть заключен на ограниченный срок, не превышающий 5-ти лет, или на продолжительное время без ограничения срока действия.

      Главным условием при заключении подобного договора является временный характер работы, а также наказание предприятия, если договор оформлен с ограничением срока действия без достаточных на то оснований.

      Однако на совместителей нормы указанной статьи распространяются не в полной мере.

      В ст.59 ТК РФ сказано, что трудовые взаимоотношения с ограниченным сроком действия могут оформляться и с совместителями, даже если предложенная работа не носит характер временной занятости, но по соглашению сторон.

      Совместителю, по согласию с работодателем, дано право оформить трудовой договор именно на тот срок, который устраивает обе стороны.

      Бессрочные

      Если одна из сторон в преддверии окончания срока действия договора не потребовала расторжения трудовых взаимоотношений, и сотрудник продолжает трудиться, договор признается бессрочным.

      Следовательно, работника можно будет уволить только на общих основаниях.

      Исключение — на место совместителя приглашен другой сотрудник, для которого данная должность будет основным рабочим местом.

      Содержание и разделы

      Трудовой договор совместителя содержит в себе те же разделы, что и подобный документ основного работника, за некоторым исключением.

      В упомянутом документе в обязательном порядке указывается, что трудовой договор заключается по совместительству. Также оговаривается, какой вид совместительства присущ данной должности.

      В остальных аспектах трудовой договор совместителя содержит те же данные, что и для основных работников с учетом норм ст.57 ТК РФ.

      Там приведены основные условия, а именно:

    • личные данные работника;
    • данные работодателя;
    • название должности, подразделения, а также месторасположение предприятия;
    • дата оформления сотрудничества;
    • обязанности работника;
    • дата начала и окончания работы, в случае, если договор является срочным;
    • условия оплаты труда;
    • режим времени отдыха и работы;
    • иные условия, которые могут варьироваться в зависимости от отрасли и специфики должности.
    • Куда обратиться при нарушении трудового договора работодателем? Смотрите здесь.

      В каких случаях составляется дополнительное соглашение к трудовому контракту? Читайте тут.

      Образец трудового договора по совместительству

      В соответствии со ст.67 ТК РФ оформление трудовых отношений даже по совместительству в письменном виде является обязательным условием.

      В упомянутой норме сказано, что предприятие обязано оформить договор о взаимном сотрудничестве не позднее 3-х рабочих дней с момента выполнения трудовых обязанностей.

      Бланк трудового договора совместителя, как было сказано выше, мало чем отличается от подобного же документа основного работника.

      Трудовой договор по совместительству (образец 2018 года) представлен ниже:

      Нюансы оформления

      Трудовой договор с совместителем, а также соответствующий пакет документов оформляется практически так же как и для основного работника, но с учетом некоторых нюансов.

      Работник не обязан сообщать по основному месту занятости сведения о своей работе в другой организации в качестве совместителя. Исключение составляют случаи, когда на законодательном уровне установлено наличие разрешения от основного руководителя. Это распространяется на гражданских и муниципальных служащих и руководителей предприятий.

      Остальные же работники-совместители вправе о своей деятельности вне предприятия не распространяться.

      Учитывая, что трудовая книжка работника хранится по основному месту занятости, при трудоустройстве в качестве совместителя соответствующая запись в нее может быть внесена только по желанию самого работника. Об этом сказано в ст.66 ТК РФ.

      Для этого работнику нужно будет предоставить приказ о приеме в качестве совместителя и составить заявление в произвольной форме.

      В случае увольнения работника приказ об увольнении составляется в той же форме, что и для основного работника с соблюдением всей процедуры.

      Но зачастую возникают ситуации, когда работник увольняется с основного рабочего места. Тогда перед работодателем возникает вопрос: считается ли совместитель теперь основным работником?

      Нет, не считается.

      Ведь сам работник не обязан сообщать ни одному из своих работодателей о своих жизненных обстоятельствах. Следовательно, если его устраивает быть совместителем, он может им и оставаться, начав поиски новой основной работы.

      Учитывая вышеизложенное, нельзя сказать, что на законодательном уровне урегулированы все аспекты совместительства. Существует много пробелов, что дает возможность и работнику и работодателю поступать по своему усмотрению.

      С другой стороны, если трудовые права работника не нарушаются, обе стороны имеют право строить свои трудовые отношения к взаимной выгоде друг друга.

      kadriruem.ru

      Если пришел запрос о документах от МВД, ФСБ, прокуратуры и СК. Как предпринимателю защититься от уголовного дела

      Адвокат Артем Чекотков рассказывает, кто и почему из силовых структур имеет право направить в компанию запрос о предоставлении информации и к чему это может привести. И главное, как себя оградить от неправомерных действий силовиков?

      Бизнес всегда несет в себе определенные риски: финансовые, ценовые, инвестиционные, репутационные и многие другие. Особенность отечественных бизнес-процессов заключается в том, что они сопряжены и с рисками уголовно-правового характера.

      Сигнал, что бизнесом заинтересовались правоохранительные органы

      В последнее время кризисные явления в экономике привели к тому, что вероятность уголовно-правовых рисков увеличилась, а предприниматели все чаще оказываются в ситуации, когда их коммерческая деятельность может привести к потери бизнеса или даже лишению свободы.

      Такие последствия, безусловно, самые негативные проявления оперативно-следственных мероприятий в отношении бизнеса. И наступают не в каждом случае.

      Однако даже само по себе внимание силовиков к компании может на долгое время дестабилизировать ее деятельность.

      Сигналом, свидетельствующим о том, что вашим бизнесом заинтересовались правоохранительные органы, является получение организацией запроса «О предоставлении документации».

      Направление запроса одно из самых распространенных действий правоохранителей. Именно оно становится первым этапом в процессе реализации уголовно-правовых рисков.

      В статье мы проанализируем, как сотрудники правоохранительных органов осуществляют предоставленное им полномочие на истребование документации у коммерческих организаций, а также предоставим ряд практических рекомендаций, которые, с нашей точки зрения, могут существенно снизить уголовно-правовые риски вашего бизнеса.

      Массовость направления запросов о представлении документации

      Итак, правом на направление запросов наделен широкий перечень субъектов, начиная от Счетной палаты РФ, заканчивая контрольными ведомствами исполнительной власти (Роспотребнадзор, Росздравнадзор и т.д.). В свою очередь, процесс привлечения к уголовной ответственности входит в сферу компетенции только правоохранительных органов, которые запрашивают документацию в связи с расследованием уголовного дела или проведением проверки заявления о совершении преступления (доследственная проверка).

      Бизнес в данном случае сталкивается со следующими органами: МВД РФ, ФСБ РФ, Следственный комитет РФ. Негативные последствия для юридических лиц могут иметь место и в случае проведения прокурорской проверки, в рамках которой сотрудники Прокуратуры РФ также вправе направлять запросы о предоставлении документации.

      Проявляя интерес к бизнесу, обозначенные субъекты в первую очередь направляют запросы в компанию о предоставлении документации.

      Как уже было отмечено, данное действие является первым этапом в процессе проведения проверки (будь то полицейской или прокурской) и реализуется в подавляющем большинстве случаев.

      Массовый характер направления запросов обусловлен, во-первых, относительной простотой его подготовки (силовикам достаточно напечатать страницу текста).

      Во-вторых, в случае ответа на запрос, правоохранители получают большой объем информации, которая впоследствии может стать доказательствами по уголовному делу.

      В результате при получении запроса необходимо дать ему правовую оценку и только после этого принимать решение о предоставлении информации. Для того, чтобы правовой анализ полученного запроса был полноценным и эффективным, прежде всего, необходимо понимать, что из себя представляет действительно законный и обоснованный запрос, получение которого обязывает компанию предоставить необходимую правоохранителям документацию.

      Юридическая природа запроса о представлении документации

      Запрос информации и документов — это правоприменительный акт. Иными словами, посредством направления запроса сотрудники правоохранительных органов реализуют, предоставленное им полномочие на получение необходимой документации. Эти полномочия закреплены в федеральном законодательстве, регулирующем основы деятельности отдельных правоохранительных органов:

    • МВД РФ наделено обозначенным полномочием п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции». Сотрудники полиции вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию;
    • ФСБ РФ предоставлено право запрашивать информацию в соответствии с п. «м» ст. 13 Федерального закона «О Федерально службе безопасности». Сотрудники ФСБ РФ вправе получать на безвозмездной основе от предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей;
    • Следственный комитет РФ наделен полномочием на истребование документации и информации в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О следственном комитете», согласно которому следователь вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
    • Прокуратура РФ вправе истребовать документацию и информацию, основываясь на ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре», исходя из которого сотрудники прокуратуры при осуществлении своих полномочий могут требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
    • На основании этих норм правоохранители и направляют в организации запросы о предоставлении документов и информации.

      Но надо понимать, что, как и любой иной правоприменительный акт, который предусматривает выполнение каких-либо обязанностей, запрос информации должен обладать двумя свойствами — законность и обоснованность:

    • законность — предполагает, что требование о предоставлении документации должно быть основано на нормах закона, которые наделяют сотрудников правоохранительных органов правом запрашивать документацию (обозначены выше);
    • обоснованность — заключается в том, что в запросе должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что запрашиваемые документы и информация действительно необходимы для всестороннего и полного расследования уголовного дела или проведения проверки.

    Эти два компонента вместе делают требование силовиков обязательным для исполнения и, соответственно, влекут за собой ответственность за игнорирование запроса.

    На практике чаще всего надлежащая мотивировка требований отсутствует.

    Сотрудники правоохранительных органов убеждены в том, что если закон предоставляет им право запрашивать документы и информацию, то какая-либо дополнительная аргументация в данном случае не требуется.

    Такое толкование своих полномочий помимо того, что свидетельствует о низком уровне правовой культуры конкретного правоприменителя, также создает пространство для злоупотреблений. Так, на практике нередки случаи, когда под прикрытием расследования одного уголовного дела запрашивается информация, которая совершенно не имеет отношения к расследуемым фактам.

    Часто силовики в ходе проверки сообщения о преступлении запрашивают информацию о всей финансово-хозяйственной деятельности организации по всем контрагентам, естественно, не приводя каких-либо оснований истребования столь значительного объема информации.

    Последствия таких нарушений могут выразиться, как минимум, в дестабилизации деятельности коммерческой организации.

    Самые частые варианты запросов

    Продемонстрируем самые распространенные варианты запросов, а также те ошибки, которые допускают правоохранители при их составлении.

    Все их можно сгруппировать по стадиям расследования уголовного дела и отдельно выделить прокурорскую проверку:

  • запросы, направляемые до возбуждения уголовного дела;
  • запросы, направленные после возбуждения уголовного дела;
  • запросы, направляемые в рамках проведения прокурорской проверки.
  • До возбуждения уголовного дела (этап доследственной проверки)

    Практика показывает, что основной массив запросов в организации направляется именно на этапе доследственной проверки.

    Для того, чтобы принять решение о возбуждении уголовного дела правоохранителям необходимо собрать как можно больше информации, свидетельствующей о фактах совершения преступления. И самый удобный способ для этого — направление запроса о предоставлении документации.

    В данном случае бизнес сталкивается с деятельностью уже ставшего легендарным отдела по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции (ОЭБиПК) и реже с оперативными подразделениями ФСБ РФ.

    Направляя запрос в организации, сотрудники данных подразделений, во-первых, должны указать правовые нормы, предоставляющие им право запрашивать документацию (п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» или п. «м» ст. 13 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности»), тогда запрос будет обладать свойством законности. На практике эти правовые нормы содержатся в текстах запроса в большинстве случаев.

    Во-вторых, что самое важное, в качестве фактического обоснования должна быть указана следующая информация:

  • номер и дата КУСП (книга учета сообщений о преступлениях) — все сообщения о преступлениях должны быть обязательно зарегистрированы и им присваивается номер. Эта информация свидетельствует о том, что правоохранители действительно проводят проверку, а не запрашивают документацию, руководствуясь какими-либо иными (порой не всегда законными) мотивами;
  • в запросе должно быть указано по каким фактам проводятся проверочные мероприятия. Данная информация позволяет оценить действительно ли деятельность коммерческой организации относится к предмету проверки;
  • в тексте запроса должна содержаться информация о том, как запрашиваемая документация связана с предметом проверки.
  • При одновременном наличии этих компонентов, запрос можно считать действительно законным и обоснованным. К сожалению, на практике правильно обоснованные запросы встречаются крайне редко.

    Если информацию о номере и дате КУСП силовики почти всегда указывают, то разъяснение фактов, по которым ведется проверка и тем более то, как запрашиваемая документация относится к ее предмету, отсутствует практически всегда.

    В таком случае при подготовке ответа необходимо указать сотрудникам правоохранительных органов на недостатки запроса с просьбой надлежащим образом обосновать свои требования. Предоставление документов в таких случаях может привести к негативным последствиям, так как мотивы направления запроса могут быть самыми разными.

    После возбуждения уголовного дела

    В ситуации, когда уголовное дело уже возбуждено, запросы в организации направляются не столь часто.

    Производство по уголовному делу проводят уже не оперативные подразделения, а следственные, у которых достаточно иных, более эффективных инструментов получения информации (проведение обысков или выемок, например).

    Однако зачастую под прикрытием расследования уголовного дела могут быть запрошены документы и информация, которая никак не относится к тем фактам, в связи с которыми осуществляется расследование.

    Такие ситуации не всегда вызваны правомерными причинами, а потому при получении запроса необходимо тщательно проверить его на соответствие критериям законности и обоснованности.

    Как и в случае с доследственной проверкой, силовикам необходимо указать на правовые нормы, закрепляющие полномочия на направление запросов.

    Однако на практике в качестве правового обоснования указывают лишь ч. 4 ст. 21 Уголовно-процессуального кодекса РФ, в которой указано, что требования и запросы следователя, предъявленные в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

    Это обоснование некорректно и должно быть дополнено правовой нормой, которая и предоставляет такие полномочия.

    Касательно фактической аргументации запроса документов и информации, она аналогична с этапом доследственной проверки и должна содержать информацию о номере и дате возбуждения уголовного дела, о фактах, по которым осуществляется расследование, а также сведения о том, как запрашиваемая информация связана с предметом уголовного дела.

    Прокурорская проверка

    Как таковая, цель прокурорской проверки, проводимой в отношении коммерческой организации, не сводится к привлечению предпринимателей к уголовной ответственности.

    Сотрудники прокуратуры проверяют деятельность компании на предмет соблюдения тех или иных требований действующего законодательства.

    Однако, если в ходе проверки будут выявлены факты, свидетельствующие о совершении преступления, то материалы данной проверки направляются уже в правоохранительные органы (полиция, СК РФ) для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

    Таким образом, проверка прокуратуры также несет в себе уголовно-правовые риски для бизнеса.

    Сотрудники прокуратуры более тщательно относятся к вопросу мотивировки своих требований. Большинство прокурорских запросов обладает правовым обоснованием, в них также указывается информация о том, по каким фактам проводится проверка.

    Но, как и во всех отмеченных ранее случаях, в запросах, как правило, не объясняется, как истребуемая информация может быть связаны с предметом проверки.

    В такой ситуации запрос нельзя признать мотивированным и ответ на него надо давать с просьбой надлежащим образом обосновать свои требования.

    Подводя итог описанию наиболее типичных ситуаций, в которых коммерческие организации сталкиваются с получением запроса, необходимо сделать общий для всех вывод о том, что, к сожалению, на практике надлежащее обоснование силовиками своих требований не является повсеместным.

    Безусловно, предоставление документов в таких случаях не является обязательным, однако следует также помнить и о том, что законодательством установлена административная ответственность за неисполнение требований правоохранителей.

    Ответственность за непредставление документов

    Кодекс об административных правонарушениях закрепляет два случая, когда предприниматели могут быть привлечены к ответственности за отказ от представления документов.

    Во-первых, ст. 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)» предусматривает ответственность в виде:

  • предупреждения,
  • административного штрафа:
  • — на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей;

    — на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

    Эти санкции применяются за непредставление документов, если запрос в компанию поступает на этапе доследственной проверки (до возбуждения уголовного дела).

    Во-вторых, ст. 17.7 КоАП РФ «Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении» предусматривает ответственность в виде:

    — на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года;

    — на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

  • административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
  • В этом случае предусмотрены уже довольно серьезные санкции и они могут применяться или при получении запроса после возбуждения уголовного дела, или при проведении прокурорской проверки.

    Правоприменительная практика

    Эти меры ответственности реализуются лишь в тех случаях, когда предприниматели не представили документацию в ответ на законный и обоснованный запрос.

    В подтверждение данного вывода можно привести ряд примеров из судебной практики, где действия правоохранителе признавались незаконными, а предприниматели освобождались от административной ответственности.

    Так, Омский областной суд в постановлении от 02.02.2012 г. по делу № 4-А-10/2012 указал на то, что «Требовать предоставления информации без каких-либо перечисленных в законе оснований, лишь с целью возможного обнаружения в деятельности должностных лиц учреждения или организации признаков преступления, является недопустимым в работе полиции, поскольку такое требование нарушает законные интересы и права не только конкретных граждан, сведения о которых были запрошены, а также законные интересы учреждений и организаций, поскольку их работники вынуждены отвлекаться от своей основной деятельности в целях исполнения запроса полиции».

    В результате действия сотрудников полиции были признаны незаконными, так как в их запросе отсутствовали ссылка на расследование находящегося в производстве конкретного уголовного дела, либо на зарегистрированное в установленном порядке заявление или сообщение о преступлении.

    В апелляционном определении Верховного суда Республики Татарстан от 22.08.2013 г. по делу № 33-9847/2013 суд признал неправомерным запрос документации на основании устного требования сотрудника полиции и указал на то, что «действующее законодательство обязывает и дает право сотрудникам полиции получать на безвозмездной основе необходимую информацию, имеющую значение по расследуемому делу, только по мотивированному запросу».

    Показательна позиция Астраханского областного суда, высказанная в постановлении от 16.07.2015 г. по делу № 4а-303/2015 г. Суд, признавая действия правоохранителей незаконными, отмечал «в запросе о предоставлении информации отсутствует ссылка на расследование находящегося в производстве конкретного уголовного дела, на зарегистрированное в установленном порядке заявление или сообщение о преступлении. Не указан срок предоставления информации».

    В результате суд пришел к выводу о том, что «требовать предоставления информации без каких-либо перечисленных в законе оснований, лишь в связи со служебной необходимостью является недопустимым. ».

    Практические рекомендации

    Однако, несмотря на приведенные выше позиции судов, все же следует констатировать, что, к сожалению, судебная практика на сегодняшний день сложилась таким образом, что предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности за непредставление документов и в случае, если запрос правоохранителей не обладал свойствами законности и обоснованности.

    В свою очередь, опасения реализации риска привлечения к административной ответственности, не должны становиться стимулом для выполнения незаконных и необоснованных требований сотрудников правоохранительных органов, к тому же в результате может возникнуть иной, куда более серьезный риск — риск привлечения к уголовной ответственности с присущими ему последствиями в виде потери бизнеса или лишения свободы.

    С нашей точки зрения, необходимо следовать следующим рекомендациям:

    1. В первую очередь, следует помнить, что ответственность за непредставление документов наступает лишь в том случае, если полученный запрос является:

    Законным — основан на нормах закона, которые предоставляют право сотрудникам правоохранительных органов запрашивать документы и информацию;

    Обоснованным — указаны конкретные фактические обстоятельства, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что запрашиваемые документы и информация действительно необходимы для всестороннего и полного расследования уголовного дела или проведения проверки.

    2. В подавляющем большинстве случаев, запросы из правоохранительных органов данными свойствами не обладают, а потому следует внимательно изучить полученный запрос, выявить несоответствия и в ответе на запрос указать сотрудникам правоохранительных органов на установленные нарушения.

    3. Ответ на запрос необходимо давать в срок, указанный в запросе, либо, если в запросе не указан срок, в течение месяца с момента получения.

    4. Нередко в организации поступают запросы, которые невозможно достоверно идентифицировать как исходящие от государственных органов.

    Так, получение запроса посредством факсимильной связи, через неустановленных лиц, отсутствие подписи должностного лица, данных исполнителя, телефона обратной связи может свидетельствовать о недобросовестных действиях третьих лиц.

    В таких случаях наилучшим способом реагирования на запрос является ожидание повторного запроса с надлежаще оформленными реквизитами.

    5. В случае, если в коммерческую организацию поступил законный и обоснованный запрос, во избежание совершения административного правонарушения и привлечения к ответственности, необходимо представить истребуемую документацию в указанный срок. Исключением может служить лишь информация, содержащая охраняемую законом тайну.

    www.klerk.ru

    Опубликовано в Блог