SdelanoRI.ru

Ваш адвокат

Правила 1 собора

Добро пожаловать на сайт Казанского кафедрального собора!

Божией милостью, по молитвам и предстательству Пресвятой Богородицы Казанский собор в Санкт-Петербурге был построен и освящен в 1811 г. в честь Казанской ее иконы. Собор всегда имел особое значение в жизни северной столицы. Он был тесно связан с историй Дома Романовых и судьбой России. читать полностью

протоиерей Павел Красноцветов
настоятель Казанского кафедрального собора

Предстоящие события просмотреть все »

Новые паломнические поездки

Дорогие друзья! Приглашаем Вас принять участие в новых паломнических поездках: 1.Паломническая поездка к святыням Апостольской Церкви Греции и Италии 18 — 25 мая 2018 г. «На Праздник Святителя Николая в Бари». Поездку сопровождает клирик Казанского кафедрального собора священник Игорь Марчук. 2. Паломничество на Святую Землю с 24 сентября по 1 октября 2018 г. «Праздник Крестовоздвижения на Святой Земле». Поездку сопровождает . Подробнее »

Последние новости просмотреть все »

Праздничное богослужение в Неделю 9-ю по Пятидесятнице совершено в Казанском кафедральном соборе

В Неделю 9-ю по Пятидесятнице, память святых отцов шести Вселенских Соборов, 29 июля 2018 года, в Казанском кафедральном соборе Божественную литургию совершил настоятель протоиерей Павел Красноцветов в сослужении духовенства собора. В этот день в Санкт-Петербурге состоялись грандиозные торжества, посвященные Дню Военно-морского флота России. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил в сослужении духовенства епархии Божественную литургию в Николаевском морском соборе Кронштадта. Для морской столицы России это практически профессиональный праздник. Главный военно-морской парад прошел и в городе на Неве, и в Кронштадте. После сугубой ектении протоиерей Павел вознес . Подробнее »

В день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира в Казанском кафедральном соборе совершена Божественная Литургия

В день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, 28 июля 2018 года, в Казанском кафедральном соборе совершена Божественная Литургия, которую возглавил протоиерей Павел Красноцветов в сослужении духовенства собора. Сегодня также отмечается 1030-тилетие со дня Крещения Руси. После сугубой ектении протоиерей Павел вознес молитву о мире на Украине. После запричастного стиха иерей Игорь Марчук огласил Послание Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с 1030-летием Крещения Руси. После отпуста Божественной Литургии было совершено молебное пение святому равноапостольному великому князю Владимиру. На . Подробнее »

В канун памяти святого равноапостольного князя Владимира митрополит Варсонофий совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе

В канун памяти святого равноапостольного великого князя Владимира и празднования 1030-тилетия со дня Крещения Руси, 27 июля 2018 года, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Казанского кафедрального собора протоиерей Павел Красноцветов с клиром. После окончания богослужения митрополит Варсонофий обратился к молящимся с архипастырским словом. 1. Фотограф Станислав Марченко: https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/albums/72157696350081862 См. также просмотр этих фотогалерей в режиме слайд-шоу на нашем сайте в разделе . Подробнее »

Богослужения Недели 8-ой по Пятидесятнице совершены в Казанском кафедральном соборе

В канун Недели 8-ой по Пятидесятнице, 21 июля 2018 года, в Казанском кафедральном соборе совершено всенощное бдение, которое возглавил протоиерей Сергий Клименко в сослужении духовенства собора. В саму Неделю 8-ую по Пятидесятнице, 22 июля 2018 года, в Казанском кафедральном соборе совершена Божественная литургия, которую возглавил протоиерей Николай Преображенский в сослужении духовенства собора. В алтаре молился настоятель собора протоиерей Павел Красноцветов. После сугубой ектении протоиерей Николай вознес молитву о мире на Украине. После окончания богослужения протоиерей Николай обратился к молящимся со словами проповеди. Подробнее »

Статьи просмотреть все »

Крылов А.К. Граффити на фресках Дионисия

Открыть PDF или нажмите на обложку Подробнее »

kazansky-spb.ru

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл встретился с представителями Болгарской и Албанской Православных Церквей

Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор и Святейший Патриарх Кирилл совершили молебен у памятника равноапостольному князю Владимиру в Москве

В день памяти святого равноапостольного князя Владимира Предстоятели Александрийской и Русской Православных Церквей совершили Литургию на Соборной площади Московского Кремля

Святейший Патриарх Кирилл встретился с делегациями Поместных Православных Церквей, прибывшими на празднование 1030-летия Крещения Руси

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Предстоятелем Александрийской Православной Церкви

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XХI Всемирного русского народного собора

1 ноября 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на открытии XХI Всемирного русского народного собора, посвященного теме «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития».

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые участники Всемирного русского народного собора, братья и сестры!

Мы собрались в такой исторический момент, когда у нас есть возможность обобщить опыт целой эпохи, насыщенной событиями, значимыми для нашей судьбы страны, и поговорить о будущем. Кажется, как будто сегодня сказаны слова, которыми еще в древние времена увещевал людей пророк Иеремия: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер. 6:16).

За прошедшее столетие наше общество приобрело определенную зрелость и достигло той исторической дистанции по отношению к событиям 1917 года, которая позволяет говорить о них взвешенно и предметно — не избегая оценок и не увлекаясь излишней политизацией.

Трудно отрицать то, что революция стала трагедией. Братоубийственная гражданская война, гибель и изгнание миллионов людей, огромные потери в духовной и хозяйственной сфере. Самое страшное, что в ходе революционной борьбы в души людей были посеяны семена ненависти и зла. И сегодня мы можем с болью наблюдать, как та же ненависть возрождается в разных точках современного мира: как в далеких странах, так и у ближайших народов, у наших братьев.

Но эта ненависть носит сегодня другие идеологические одежды и связана с проведением новых и углублением старых разделительных линий на планете, с ростом мирового неравенства и его идейным оправданием, с культивированием в обществе искусственных различий. Эти процессы уже не связаны с идеями прежней революции, имеют иные идейные основания.

Несмотря на то, что количество конфликтов, войн и революций в мире стремительно растет, России тем не менее хватает сил оставаться островом стабильности в этом опасном потоке, идти по своему историческому пути.

Сегодня наше общество консолидировано, в нем нет того трагического гражданского раскола, который разделял народ пополам. Напротив, сегодня мы вновь учимся радоваться национальному объединению и примирению. Это объединение и примирение дают нам уверенность в том, что страна и общество не оступятся и не сорвутся в историческую пропасть, как это случилось в начале 1917 года. История России не ходит по кругу. Мы учимся на собственных ошибках. Мы приобрели иммунитет по отношению ко всем видам политического радикализма, для нас как никогда важен консенсус, важны общие ценности. Важно то, что объединяет, а не то, что разделяет. Продолжая возделывать и преумножать мир у себя, Россия может быть примером и моральной опорой для всех, кто желает пережить нынешний кризис.

Мировое сообщество сегодня вплотную подошло к исторической черте, за которой начинается новая эпоха — эпоха, когда в жизни народов изменится очень многое, главным образом — мировоззрение. Новая эпоха неизбежно наступает в связи с тем, что пределы глобализации достигнуты, начался кризис ее унифицирующих критериев. Это не значит, что ценности демократии, гуманизма, прав человека полностью исчезнут из нашей жизни. Но они перестанут зависеть от неких абстрактных, глобальных стандартов. Каждый культурно-исторический субъект будет вынужден в собственной традиции искать опору, необходимую для развития и движения вперед, искать свою модель модернизации, истоки своей системы социальных институтов.

Как в жизни отдельного человека, так и в жизни народа — вера в социальные институты и правовые механизмы мертва без нравственного делания, без умения поступать по совести. В этом случае она ведет лишь к безумной погоне за химерами, за ускользающими миражами счастья и свободы. И к неисчислимым человеческим жертвам.

Мы знаем красноречивые примеры веры без дел и дел без веры — как в истории Европы, так и в нашей русской истории. Это и мировые войны, и революции, развязанные сильными мира сего. Начиная с Французской революции, закрепившей в сознании европейских народов новые ценности, и заканчивая чередой революций XX века. Эта тема тем более важна, что революции сегодня поставлены на поток. Так называемые «цветные революции» стали технологическим понятием, обозначающим силовую смену власти и оправдывающим нарушение конституции и норм международного права.

Однако несмотря на то, что революция стала обиходной технологией, ее идеологи по-прежнему опираются на квазирелигиозную риторику, пытаются оправдать революцию как духовно возвышенный, морально оправданный акт. При этом современные революционеры, как и их предшественники, самой логикой революционного процесса всегда приносят в жертву часть собственного народа ради достижения абстрактных благ.

Избирательный подход таких революционеров и их кураторов к международным нормам свидетельствует о том, что за красивым фасадом юридических формулировок все чаще скрываются двойные политические стандарты, желание не подчиняться силе права, а подчинять других по праву сильного, вмешиваться во внутренние дела суверенных государств.

Революции, как правило, совершаются сверху, элитой, которая увлекает народ энергетикой разрушения. Это бывает либо своя элита, оторванная от традиции, либо — чужая, озабоченная колониальными интересами. Простой народ органически не склонен к революционности, напротив, он — хранитель традиции. Что отнюдь не мешает ему желать социальной справедливости.

Обе катастрофы, которые постигли нашу страну в начале и в конце XX века, были вызваны тем, что национальная элита оказалась неспособна адекватно ответить на вызовы времени. Дали о себе знать и отрыв от народа, и увлечение идеями, не имеющими корней в русской действительности.

Здесь возникает проблема качества элиты, которая должна быть верна народу и пополняться талантливыми людьми снизу, а не быть повязанной интересами внешних, глобальных игроков.

Сегодня в России ищут образ будущего. Я думаю, образ будущего — это образ народа и образ элиты, достигших взаимодополнения. Элита — не те люди, кто поднялся «выше народа». Настоящая элита — это те, кто принял на себя ответственность за судьбу страны, кто отождествляет личные интересы с национальными, государственными интересами. Элиты и народ должны быть нераздельным, единым целым.

Поэтому невозможно «назначить» элиты искусственно: нужна база, из которой можно черпать сегодняшнее элиту. Чтобы воспитать элиту, нужно воспитать народ, воспитать общество, вкладывать в него ресурсы.

Если мы не воспитаем собственный народ, его будут воспитывать другие. Поэтому в такой важной сфере как образование важно восстанавливать и развивать собственные научные и педагогические школы, продвигать свои методологические наработки. Это будет вызывать сопротивление со стороны сторонников глобальных стандартов образования, но не нужно этого бояться, потому что одновременно с этим, это будет привлекать живой международный интерес. Русское образование вполне может стать образцом, таким же, как русская наука и русская литература. Опора на собственные культурные разработки и на свой способ мышления при учете общемировых тенденций и достижений в науке и технике позволит сохранить суверенитет в XXI веке.

Общественная солидарность, неразрывность интересов элиты и народа обеспечит структуризацию общества по модели большой семьи. Вряд ли верно расхожее мнение о том, что общество состоит из индивидов или из так называемых «малых групп» (то есть соседи, коллеги на работе, друзья по увлечению). Нет. Общество опирается не на малые группы, а на семью.

Семья — структурная единица стабильного, здорового социума, главный элемент солидарного общества. Сохранение народа, культуры, языка, государства — все это осуществляется при посредстве семьи, поскольку именно с семьей связан механизм передачи опыта по цепи поколений. Если взглянуть на этот процесс со стороны, можно дать ему точное название: традиция. Не какая-то конкретная, а традиция как метод связи поколений в режиме общего делания.

Семья — механизм передачи традиции. Как это происходит? Родители вкладываются в детей: финансируют их образование, передают семейные традиции, фотографии, реликвии, правила поведения и хорошего тона, навыки любимой профессии. Тогда возникают династии учителей, военных, врачей, спортсменов, строителей, священников. Но то же самое относится и ко всему народу, ко всей России: мы сохраняем и передаем будущим поколениям историю, язык, культуру, религию, профессиональный и житейский опыт. Передаем — понимая, чувствуя, что «семья» — это не только мы и наши дети, но и будущие поколения, которые нас не увидят, но непременно о нас узнают.

Семья важна и с духовной, религиозной точки зрения. Семья — это первый в жизни человека опыт любви. Именно поэтому Иоанн Златоуст говорил о семье, что она — малая церковь. В семье человек учится любви, а через любовь, которая есть Бог, человек спасается. Семья — это школа любви, а значит — школа спасения.

Без стремления к любви как высшей ценности ни семья, ни общество не смогут существовать в истории. Если традиция — это путь, по которому идет общество, то любовь — это конечная цель данного пути. Она дает силы и желание жить, наполняет жизнь смыслом в каждый момент истории.

Вот почему, говоря об обществе, можно утверждать: общество — это тоже большая семья, «семья семей». Поэтому обществу угрожает то же самое, что угрожает и семье: крайности ювенальной юстиции, однополые браки, утверждение трансгуманизма, любые попытки дать искаженное определение понятию «человек». Человек нуждается в заботе, самосовершенствовании, духовном развитии, но не в том, чтобы была изменена его природа. Поскольку природа эта создана по образу и подобию Божественной, изменять ее в любом другом направлении значит изменять самому Богу.

Сегодня борьба за будущее — это борьба за антропологию. Это борьба за определение того, что есть «человек». Сюда входят вопросы о биотехнологиях, прогрессе человеческой природы, искусственном бессмертии.

Серьезным вызовом видится бурное развитие медицинских и генетических технологий. Футурологи уже предсказывают скорое расслоение человечества на две расы. Одним предрекается величие сверхлюдей, другим — судьба подчиненных. Представители глобальных элит мечтают за счет дорогостоящих технологий трансформировать свои тела так, что смерть для них отодвинется на многие десятилетия. А для абсолютного большинства людей это будет невозможным.

Такая страшная перспектива противоречит и христианскому взгляду на человека. Чтобы избежать воплощения антиутопии в жизнь, нужно отказаться от эгоизма и равнодушия к чужой беде. Нужно, чтобы передовые биотехнологии прежде всего служили не тем, кто больше готов заплатить, но тем, кто рискует покинуть мир слишком рано.

И здесь, в становлении солидарной медицины будущего, ценен опыт нашей страны, так как именно Россия была пионером в создании системы бесплатного общедоступного здравоохранения.

Глобальные вызовы — будь то проблема лишних людей в век роботизации или разделение человечества с помощью биотехнологий — могут быть преодолены только в одном случае: при опоре на солидарность людей.

И сегодня общество должно стремиться к тому солидарному идеалу, идеалу, очень близкому и понятному для христиан, где царит единство и братство, где люди считают друг друга братьями и сестрами. В наиболее совершенной и возвышенной форме этот идеал был реализован в общине первых христиан, о которой св. апостол и евангелист Лука говорит так «Умножества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян. 4:32).

Кажется, стремление к такому идеалу не должно вызывать споров. Но XXI век грозит подвергнуть сомнению даже те ценности, которые на протяжении столетий выглядели незыблемыми.

«Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» — задавался вопросом святой царь-псалмопевец Давид. Сегодня, через три тысячи лет после того, как были сказаны эти слова, нам снова предстоит ответить на этот вопрос.

Ведь уже слышатся голоса, что современные технологии способны создавать искусственный интеллект и искусственные органы. Что в скором времени удастся так модернизировать наш разум и наше тело, так изменить отношения в обществе, что возникнут новые существа, превосходящие людей. Не случайно идеология этого процесса носит название трансгуманизм — то есть существование по ту сторону человека, за пределами человечности.

Вера в технологию сегодня — то же, чем была вера в прогресс. Это тоже своеобразная квазирелигия. Это вера человека в то, что с помощью науки и технологий можно достичь совершенства и бессмертия, полной власти над своим телом, над природой, над жизнью. Но это невозможно. Потому что источник совершенствования находится внутри человека, а не снаружи. Все это ведет в сторону от магистрального христианского пути. В конечном счете — в сторону расчеловечивания, гипертрофированной индивидуализации, а значит, и разрушению социума и концу истории.

Для нас, православных — и в то же время для всего русского социума — признание и отличия между людьми уравновешивается осознанием их сходства. Сходство, повторю, не менее важно, чем отличие.

В этом одна из причин той важнейшей роли, которую мы отводим общественному диалогу, ради которого и собрались сегодня на наш Собор.

Всемирный русский народный собор в течение четверти века ведет серьезный диалог с представителями различных политических партий, в том числе присутствующих в этом зале. С представителями разных национальных и религиозных общин, представителями науки и культуры. Особенно важен диалог с молодежью и старшим поколением. Иными словами, диалог объединяющий все части нашего общества одним солидарным стремлением — любовью к нашей Родине.

Революции всегда претендуют на создание нового человека, стремятся сломать традиционное, христианское в нем — «перековать» человека. Отсюда борьба революционеров с традицией, религией, культурой. Но это тупиковый путь, он ведет к отрицанию и дроблению. Революции совершаются на отрицании, на сломе, а стремление к вечной жизни ничего не отрицает, но все пронизывает собой. Это — стремление к любви и к Богу.

Если мы в XXI веке хотим быть процветающей страной; страной, которую уважают другие страны; страной, у которой есть будущее, если мы хотим избежать революционных катастроф и гражданского противостояния — мы не должны забывать свой исторический опыт, отказываться от своей исторической судьбы. Если все мы будем руководствоваться общей целью, то любые, даже самые сложные вызовы будут преодолены, и наши потомки смогут с благодарностью говорить о достижениях нашего народа в грядущем столетии и жить в мире друг с другом.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

www.patriarchia.ru

Правила 1 собора

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
СЕДМИЦА > О МНОГОДНЕВНЫХ ПОСТАХ

В Православном календаре имеются особые дни – дни поста. Самый главный — Великий Пост, в 2018 году — с 19 февраля по 7 апреля. Следующий бывает каждый год перед праздником Первоверховных апостолов Петра и Павла. Это один из четырех многодневных завещанных постов назван в память апостола Петра. Продолжительность Петрова поста зависит от Пасхи и в 2018 году составит 39 дней, с 4 июня по 12 июля.
Следующий многодневный пост мы соблюдаем с 14 по 28 августа, это — Успенский пост. А в конце года, с 28 ноября по 6 января продолжается Рождественский (Филиппов) пост.

По существу своему пост – есть подвиг и связан с верою и дерзновением, это порыв души, ищущей чистоты, стремящейся преодолеть свою греховность и освободить дух от рабства телу. «Кто не любит поста, — говорят святые, — тот и на другие подвиги ленив, нерадив, бессилен и показывает этим расслабление своей души, неспособной укрощать греховные поползновения плоти и управлять ею».

Главная задача поста – это покаяние, сокрушение о грехах. Современный человек массу времени уделяет своему телу: каждый день принимает душ, используя разнообразные шампуни, мыла, дезодоранты, умащивает тело кремами. А наша душа? Она также нуждается в очищении, которое возможно только через покаяние на исповеди. Представим себе на одну минуту, что мы моемся только раз в году или еще реже. А ведь именно так мы поступаем в отношении души — главного нашего сокровища, данного нам Богом. Тело умрет, а душа будет жить вечно. Вспомним об этом в дни Рождественского поста и совершим каждый свой маленький подвиг во имя Христа.

Пост – это усиленная молитва за болящих, страждущих. Только тогда пост имеет духовный смысл, когда он соединен с молитвой, делами милосердия, воздержанием от удовольствий. В эти дни надо ограничивать себя в развлечениях и вообще стараться их избегать.

Петров и Рождественский посты не так строги, как Великий или Успенский. Но и в его дни не едят мяса, молочных продуктов, яиц, а в среду и пятницу не употребляют рыбы. После дня памяти святителя Николая Чудотворца, 19 декабря, рыбу едят только в субботу и воскресенье, а со 2 января ее не употребляют уже до самого праздника.

Сила и действенность поста может оцениваться по силе лишения себя чего-либо и жертве. Известно, что и из постной пищи можно приготовить изысканные блюда и таким образом в какой-то мере удовлетворить свое сластолюбие и алчность. Надо помнить, что кающемуся в своих грехах, неприлично постом есть сладко и обильно.

Нужно знать меру поста. Для физически здоровых людей основой поста считается воздержание в пище. Здесь можно различить несколько степеней физического поста: отказ от мяса; отказ от молочного; отказ от рыбы; отказ от масла; лишение себя пищи вообще на какие-то сроки. Естественно, что на последние степени поста могут идти лишь здоровые люди и по благословению батюшки. Но и в воздержании необходимо проявлять благоразумие и рассудительность. Один святой сравнил наше тело с ослом, которого если перекормишь, то начнет брыкаться, а если не докормишь, то может сдохнуть с голоду. По словам Кассиана Римлянина, «крайности с той и другой стороны равно вредны – и излишество поста, и пресыщение чрева». Святой говорил о том, что, чрезмерно утомив себя постом, можно впасть в страсть чревоугодия. Притом, неумеренное воздержание вреднее пресыщения, так как приводит к бессилию.

Если человек постится так, что не может уже молиться из-за телесной немощи, то это значит, что разумная грань осталась далеко позади. Как говорил пустынник Никифор, Господь требует не голода, а подвига. Подвиг – это то, что может человек сделать самого большого по своим силам, а остальное – по благодати. Силы наши теперь слабые, а подвигов больших с нас Господь не требует.

Общее правило воздержания состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом, пищи вкушал столько, сколько нужно для поддержания здоровья, а не сколько требует желание насыщения. Мы можем соблюсти меру поста, питаясь в определенное время и не дозволяя себе перекусывать на ходу (то же, кстати, советуют и врачи). Не забудем и совета преп. Антония Великого: «Употребляй самую простую и дешевую пищу».

Нарушающим пост по болезни или иной немощи, следует помнить, что здесь может иметь место и какая–то доля маловерия и невоздержания. Нужно быть честным по отношению к себе: отказываясь от поста из-за боязни ослабить здоровье, мы проявляем при этом болезненную мнительность и маловерие. Если есть возможность, посоветуйтесь с батюшкой, как вам соблюдать пост, если же такой возможности нет, рассчитывайте свои силы.

В тех случаях, когда по болезни или по большому недостатку в продуктах питания, человек не может соблюдать обычные нормы поста, то пусть сделает в этом отношении все, что сможет, например: откажется от всяких развлечений, от телевизора, от сластей или любимых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пятницу.

Господь велит скрывать свой пост от окружающих. Если вы волею случая оказались в гостях и вам подали скоромную пищу, снизойдите к угощающим вас и этим сохраните любовь. Мы не должны укорять окружающих в пренебрежении постом. Про московского митрополита Филарета рассказывали такой случай. Как – то он пришел к своим духовным детям как раз к обеду. За столом подали скоромное, хотя день был постный. Виду не подал митрополит и, не смущая хозяев, вкусил поданное.

Бывает так, что в семье не все придерживаются поста. Не упрекайте своих близких: пост дело добровольное, возможно, придет время и они познают сладость воздержания.

Для православного верующего, отдающего приоритет душе над телом, пост всегда желанен. Время воздержания он воспринимает с духовной радостью. Кто хоть однажды предпринял попытку попоститься, и не ради похудения, а ради Бога, тот знает, насколько радостно это состояние.

Великий пост – подготовка к Светлому Христову Воскресению (Пасхе) путем покаяния и углубления духовной жизни. Это самый продолжительный из всех многодневных постов. В течение этого времени устав Православной Церкви предписывает воздержание от мясных и молочных продуктов, а также яиц и рыбы (в случае болезни может быть сделано послабление, мера которого определяется вместе с духовником). Однако надо помнить, что главным содержанием поста является воздержание от всякого зла и борьба за исцеление души. Он является одним из самых действенных орудий в духовной брани (Мф. 17:21). «Чадо Божие! Да постится ум твой от суетных помышлений; да постится воля твоя от злого хотения; да постятся очи твои от худого видения; да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических; да постится язык твой от клеветы, осуждения, лжи, лести и сквернословия; да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра; да постятся ноги твои от хождения на злое дело». Такова мысль одного из великопостных текстов, читаемых в храмах. Без всего этого пост становится диетой.

Молитвословия Великого поста отличаются покаянным настроением, на всех богослужениях читается покаянная молитва св. Ефрема Сирина. В среды и пятницы, а также в понедельник и вторник Страстной седмицы и в четверг пятой недели совершается литургия Преждеосвященных Даров (кроме дня Великой пятницы); в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается. В первые четыре дня Великого поста на повечерии читается Великий канон св. Андрея Критского.

Великий пост длится шесть седмиц + Страстная седмица, начинаясь не ранее 15 февраля и оканчиваясь не позднее 7 мая включительно, в зависимости от даты празднования Пасхи. Первые шесть недель поста до пятницы шестой недели имеют название «святая четыредесятница». Каждая из шести седмиц четыредесятницы (заканчивается в пятницу шестой седмицы, накануне Лазаревой субботы) в месяцеслове именуется по порядковому номеру: 1-я седмица Великого поста, 2-я седмица Великого поста и т. д. — и завершается Неделей (воскресным днём). Каждая Неделя посвящена воспоминанию какого-то святого (или события из истории Церкви). Таким образом, выстраивается цепочка размышлений и чувств, помогающих постящимся постепенно осознавать, какие изменения должны произойти в душе и как этого достигнуть.

Точкой отсчета в этом пути является Неделя сыропустная, посвященная воспоминанию Адамова изгнания из рая и осмыслению его причины. Это воскресенье еще называется Прощеным, так как вечером в этот день в храмах совершается Чин Прощения. Вступая на путь возвращения на духовную Родину, желая прощения своих грехов, мы должны выполнить слова Спасителя о необходимости примириться с обиженными нами и обидевшими нас.

Путь правильно осмысленной великопостной «духовной весны» приводит нас к Светлому Христову Воскресению. В 2018 году ПАСХА будет праздноваться 8 апреля по новому стилю.

Пост существовал во времена Ветхого завета, христиане же стали поститься с самого основания Церкви. Древнейшие из церковных писателей утверждают, что апостолы установили первый 40-дневный пост в подражание пророку Моисею и Спасителю, которые постились 40 дней в пустыне. Отсюда появилось название Великого поста – Четыредесятница. Церковные историки считают, что в том виде, в котором Великий пост существует сегодня, сложился постепенно и окончательно оформился, когда вошло в обычай крестить новообращенных на Пасху и готовить их к принятию Таинства продолжительным постом. Из чувства братства и любви вместе с ними в этом посте стали принимать участие и все верующие.

Уже в IV веке Великий пост существовал повсеместно. Пост был очень строгим. Древний христианский писатель Тертуллиан рассказывает, что разрешались только хлеб, сушеные овощи и фрукты, и то не раньше вечера. В течение дня не пили даже воду. На Востоке сухоядение держалось до XII века. Любая радость и веселье считались нарушением поста. Общее правило заключалось в воздержании от возбуждающей пищи и умеренном употреблении даже разрешенных продуктов.

В XVI и XVII столетиях строгость соблюдения поста прочно вошла в русское общество, став составной частью самой религиозной жизни народа. На первой неделе Великого поста шумная русская столица словно засыпала. Никто без нужды не появлялся на улице. Магазины в первые три дня были закрыты. Никто не продавал, не покупал, все неопустительно присутствовали за богослужением, носили простую одежду. Православный русский народ с большой любовью нес подвиг поста. Но гораздо труднее было воздержаться от спиртных напитков. И для того, чтобы предотвратить пьянство и разгул во время Великого поста, стрельцы, по велению царя, опечатывали все питейные заведения, и они были закрыты вплоть до пасхальной среды.

Кроме воздержания, в пище и питии, уставом во время поста предусматривалась усиленная молитва с поклонами. Так, по Студийскому уставу полагалось ежедневно 240 земных поклонов. Предписывались поклоны большие и средние. По учению святых отцов поклоны, как и пост, имели ту же задачу — “томить плоть свою, да не воюет на дух”.

Особое внимание древние проповедники уделяли принятию Святых Тайн, они увещевали верующих причащаться как можно чаще, чтобы не дать диаволу доступа к душе. Исторические документы свидетельствуют, что благочестивые и богобоязненные христиане приобщались Святых Таин каждую неделю Великого поста.

Наивысшим подвигом во время поста считалось милосердие к ближним. Каждому христианину вменялось Церковью проявлять постоянную заботу о своих братьях, находящихся в бедности. Милостыня бедным на Руси рассматривалась как необходимая спутница говенья, придающая ему нравственную ценность.

Церковный устав Древней Руси строго предписывал соблюдение чистоты супружеской жизни. Особое воздержание соблюдалось в Великом посту и перед причащением Святых Таин, согласно слову апостола Павла, советовавшего супругам иметь воздержание по взаимному согласию во время поста и молитвы.

Отличительной особенностью духовной жизни русского народа было благочестие. Духовным идеалом людей того времени был монах-“подвижник”, всецело посвятивший себя служению Богу. Причем монастырский уклад жизни не был чем-то извне насаждаемым, а, наоборот, вытекал из внутренней, сердечной потребности глубоко верующего русского народа. Внешняя строгость была лишь проявлением сосредоточенности на внутренней “невидимой” брани, стремления очистить себя от всякой нечистоты для единения с Богом. Поэтому и в рамках строго уклада жизни русские люди чувствовали себя естественно, свободно и просто.

Великим пост назван не только по продолжительности своей, но и по значению его для души христианина. Началом установления Четыредесятницы является пример сорокадневного поста в пустыне Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому, совершая сорокадневный пост, мы становимся не только подражателями Иисуса Христа, но и сопричастниками спасительных Христовых Страстей и Его Светлого Воскресения.

Великий пост – строгий пост. Устав Православной Церкви воспрещает вкушать даже рыбу, кроме как на праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим. Продолжительность и строгость Великого поста вызывает у некоторых страх за свое телесное здоровье, но напрасность этих опасений подтверждают множество подвижников благочестия, несших подвиг поста в течение всей своей жизни, некоторые из которых жили до ста лет и более. Одним из примеров является прп. Илия Египетский, проживший 75 лет на пустынной горе, в каменистой пещере и преставившийся 110 лет от роду. Авва Исаия говорил, что утончающий себя воздержанием приближается к здоровью.

Однако воздержание от скоромной пищи лишь средство, а не цель. Цель же поста – это борьба со страстями и теми, кто эти страсти в нас разжигает, т.е. с диаволом и слугами его, род которых «изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21). Очищение души через борьбу со страстями необходимо для того, чтобы Святой Дух имел возможность обитать и действовать в нашей душе, освящая и обожая нас. В этом и есть смысл христианского подвига. По словам свт. Феофана Затворника, пост есть всемерное воздержание и всемерное Богообщение. Всемерное воздержание – это воздержание не только от скоромной пищи, но и от различного рода развлечений и удовольствий, а также вредных привычек. В этой связи пост доступен всем – больным и здоровым, взрослым и детям. Всемерное Богообщение – это постоянная связь с Господом через церковную и домашнюю молитву и Таинства Церкви. Очень важно в течение поста несколько раз исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Без молитвы и покаяния пост не имеет ценности пред Богом и вреден для души.

Необходимо помнить, что мера поста для каждого христианина индивидуальна. Это значит, что проходить пост надо с рассудительностью. «Как должно остерегаться пресыщения, точно так же должно остерегаться и излишнего воздержания», – говорил свт. Игнатий Брянчанинов. Для каждого православного христианина эту меру устанавливает духовник, которым, как правило, является приходской священник. Если же нет возможности личного общения со священником, то следует руководствоваться хотя бы правилом «золотой середины», т.е. не злоупотреблять ни послаблением поста, ни его строгостью. Отменять же совсем пост не следует. Нужно помнить, что первой заповедью человеку в Раю была заповедь о посте, и нарушение этой заповеди привело к катастрофе Человечества.

Великий пост отличается от всех других постов особым богослужением. Чтобы легче было проходить его, следует постараться по возможности чаще посещать храмовые службы, содержание которых поможет человеку настроиться на покаянный лад. Накануне Великого поста в воскресенье вечером совершается служба с чином прощения, поэтому оно называется Прощеным воскресением. В этот вечер христиане испрашивают прощения у всех людей, особенно у тех, кто держит на них обиду.

В первые четыре дня Великого поста вечером в храме читается Покаянный канон св. Андрея Критского, который справедливо и по объему, и, главное, по смыслу назван великим. В течение Святой Четыредесятницы православные христиане воздерживаются не только от плотских радостей, но и от духовных, поэтому в будние дни в храме не служится обычная литургия. Однако чтобы не лишать своих чад духовного подкрепления Святая Церковь в среду и пятницу установила совершать литургию Преждеосвященных Даров. Все службы Великого поста являются как бы путеводителем духовной жизни, раскрывая перед христианином безграничные просторы Божественной Премудрости, только бы сам человек желал со смирением принять ее.

Для чего все-таки пост и покаяние? Ответ на этот вопрос не из легких. Ясно одно, что любой труд должен иметь свой плод. Но как описать человеческим языком то, что описанию не поддается? Можно ли в полной мере передать, к примеру, впечатления от музыки, или от созерцания живописного пейзажа? Не легче ли предложить человеку самому послушать или посмотреть? В общих чертах можно сказать, что пост и покаяние приносит человеку очищение совести, мир и тишину души, радость от сознания примирения с Богом и общения с Ним, глубокое осознания себя образом Божиим и чадом Творца. Но более глубокое понимание этих вещей человек может постигнуть, лишь пройдя лично этот путь.

В глобальном масштабе вся польза от поста передается и на Вселенную. Если человек – это микрокосмос, то состояние Вселенной напрямую зависит от состояния каждой ее частицы. Так вот, если мы хотим, чтобы окружающий нас мир не поражал нас катаклизмами, а общество не будоражили безнравственность и преступления мы должны начать со своего духовного возрождения, которое и предлагает нам Великий Пост. #9;

Священник Олег Вилко,
настоятель Вознесенской церкви г. Питкяранта, 2012 г.

«Стоит мост на семь верст; под конец моста золотая верста», – так в старину образно говорили о Великом посте – «мост на семь верст» (этот пост длится семь недель), и о Воскресении Христовом – «золотая верста». Об особенностях и традициях Великого поста наша беседа с клириком Крестовоздвиженского собора г. Петрозаводска протоиерееем Константином САВАНДЕРОМ:

– Когда и кем был установлен пост?

– Еще в Ветхом Завете Господь повелел израильтянам отдавать десятину (то есть десятую часть) от всего, что они приобретали. Поступая таким образом, люди получали благословения во всех своих делах. Зная это, Святые Апостолы установили десятую часть года для посвящения Богу, чтобы мы были благословлены во всех своих делах и очистились от грехов, совершенных в течение всего года.

– Каков основной смысл Великого поста?

Великий пост предшествует дням, в которых вспоминаются страдания, смерть и Светлое Воскресение Христово, даровавших надежду и нашего воскрешения для вечной жизни. Для совершения этой надежды нужно подражать Спасителю в чистоте и святости. Мы всю жизнь должны молиться, нести покаяние, творить дела милосердия, а в дни поста нужно особенно потрудиться. Пост – это особое время, когда христианин усиленно работает над очищением своей души и тела. Ему следует отказаться от увеселений: посещений кино, театра, концертов, максимально уменьшить просмотр телевизора. Нужно исключить из меню скоромную пищу – мясо, молоко, яйца и изделия из них. А по средам, пятницам, на первой, третьей и Страстной неделях нельзя есть и рыбу.

– Отец Константин, допускаются ли послабления?

– Пост – время ограничения себя во всем, что хочется, подчинение себя необходимости. Духовная тренировка души и тела. Однако надо помнить, пост – это не диета. Мы воздерживаемся Христа ради, то есть наше покаяние в грехах пред Господом подтверждается воздержанием в пище и в удовольствиях. Но если мы допостились до язвы желудка или страдаем от серьезных болезней, при которых нужно есть скоромные продукты, а мы их не едим, то совершаем грех, ибо уподобляемся самоубийцам. Также мы не можем в полной мере соблюдать пост во время путешествий – в это время мы живем в особых, не зависящих от нас условиях. Беременным женщинам, кормящим матерям, воинам, рабочим, занимающимся тяжелым физическим трудом пост также послабляется. Если не получается соблюдать пост в пище, нужно постараться ограничить себя в чем-то другом. Или возьмите зарок: в течение поста никого не обижать и не осуждать… Но на послабление поста нужно взять благословение священника.

– Как Церковь помогает провести время поста?

– Особым строем богослужений. В первую неделю пост особенно строгий, в первые четыре дня по вечерам читается Великий канон св. Андрея Критского. Каждый воскресный день Великого поста наполнен особым значением. В первое воскресенье празднуется Торжество Православия, установленное в память восстановления почитания икон в 842 г. в Византии. Во вторую, третью и четвертую субботы совершается поминовение усопших. Следующий воскресный день посвящен памяти св. Григория Паламы. Святой учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатью. Вечером в это воскресенье совершается первая пассия – очень трогательное богослужение с чтением отрывка из Евангелия, посвященное страданиям Спасителя. Остальные три пассии служатся в последующие воскресенья.

В третью неделю, называемую Крестопоклонной, пост очень строгий. В субботу вечером на середину храма выносится Крест Господень для поклонения. Это особое напоминание верующим о любви Божией к человеку, по которой Сын Божий предал себя на крестную смерть.

Четвертое воскресенье посвящено памяти св. Иоанна Лествичника, автора «Лествицы» – книги о духовном возрастании. На вечернем богослужении в четверг читается канон прп. Андрея Критского и житие св. Марии Египетской, отчего все богослужение, длящееся несколько часов, получило название «стояние Марии Египетской». Суббота этой недели посвящена воспоминанию избавления Константинополя от персидского и аварского нашествия, в память чего накануне за вечерним богослужением читается Акафист Пресвятой Богородице. Этот день называется Субботой Акафиста, или Похвалой Пресвятой Богородицы.

Суббота шестой недели – «Лазарева суббота» – посвящена воспоминанию воскрешения Лазаря. В шестое воскресенье отмечается великий праздник – Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье. В храме освящаются ветки вербы, которые потом хранятся весь год около икон. Следующая, последняя неделя называется Страстной седмицей. Она посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя – Его страданий, крестной смерти и погребения.

Беседовала Ирина ТАТАРИНА, 2010 год

19 февраля — начало Великого поста 2018 года. Длится он 7 недель и неразрывно связан с праздником Пасхи. Пост готовит нас к великому и светлому празднику, очищая и освящая душу через покаяние и причащение.

Люди, далекие от духовной жизни, часто спрашивают, зачем Церковь ввела в свой годичный круг посты, почему человек должен ограничивать себя в пище? На этот вопрос мы попросили ответить настоятеля Шелтозерского Спасо-Рождественского прихода иеромонаха ДОСИФЕЯ (Ларионова).

— Если человек не имеет определенных рамок и считает, что ему позволительно всегда и во всем удовлетворять любое свое желание, тогда в принципе он существует, так же, как существует животное, которое если, например, набредает на пищу, то обязательно ее съест, а не будет, глядя на лакомый кусочек, убеждать себя в том, что в данный момент ему это делать не надо. Но человек тем и отличается от животного, что имеет разум, которым руководствуется в своей жизни.

В Православной Церкви четыре поста и среди недели два постных дня – среда и пятница. Пост идет на пользу человеку, даже если он еще не начал жить полноценной духовной жизнью. Потому что ничто так не закаляет его характера, как постные дни, в этом я убедился на своем малом опыте. Матушка Параскева, которая трудится на Валаамском подворье в Санкт-Петербурге, готовит пищу для духовенства, как-то рассказывала мне, что в годы гонения на Церковь она работала поваром в ресторане и в дни Великого поста часто разносила на подносе блюда с аппетитно пахнущим куриным мясом. И ее это нисколько не соблазняло.

Если вы хотите закалить свою волю, то пост вам в этом особенно поможет. Важно и то, что это приобретенное в посту качество вы можете использовать во время борения страстями. Ведь современный человек находится среди многих искушений. И выработанная во время поста стойкость помогает ему побороть любое из них.

Утесняя свое чрево, вы оставляете в своей душе место для благодати Божией, готовите себя для ее восприятия. Святой Серафим Саровский советовал вставать из-за стола без чувства сытости. «Оставляй место для Духа Божия», — говорил преподобный.

Но порой человек не находит успокоения в посту, потому что его пост часто сопряжен только с ограничением пищи и образовавшийся от физического поста в его душе пространство не наполняется духовными приобретениями. И человек не понимает, почему он стал таким раздражительным, почему недоволен собой. Происходит это и с христианами, которые только начинают нести подвиг поста каждые среду и пятницу. По выражению святых отцов, пост, как птица, которая возносится к небу. Эта птица должна иметь два крыла, одно крыло – это ограничение в пище, а другое – молитва.

Записала Ольга СИДЛОВСКАЯ

Существуют правила трапезы, определяемые Церковным уставом — они очень строгие и обычно исполняются в монастырях, а также некоторыми мирянами по благословению духовника. Эти правила можно найти в Православном церковном календаре, ежегодно издаваемом Русской Православной Церковью.
Для мирян существует несколько степеней послабления поста — это зависит от возраста человека, его рода занятий, состояния здоровья и многих других факторов.
В приведенной ниже таблице приведена примерная схема трапезы в пост. Синим цветом выделено то, что можно вкушать по уставу, зеленым — что можно вкушать мирянам как послабление устава.

Масленица: мясо есть нельзя, но всю неделю во все дни можно вкушать молочную пищу и яйца.

Весь Великий пост: нельзя есть мясную, молочную пищу и яйца.
Болящим, ослабленным людям можно взять у духовника благословение на послабление поста — хотя бы на молочное в некоторые дни.

1, 7 седмицы Великого поста с понедельника по пятницу включительно — сухоедение, пища даже без растительного масла.
Мирянам разрешается вкушать вареную пищу, в виде исключения разрешается растительное масло.

2, 3, 5, 6 седмицы с понедельника по пятницу: по уставу — вареная пища.
Мирянам разрешается пища с растительным маслом. В виде исключения в понедельник, вторник, четверг мирянам можно вкушать рыбу.

В Великую (Страстную) Пятницу по уставу ничего не едим.
Мирянам — сухоедение.

В Великую Субботу — сухоедение, пища даже без растительного масла.
Мирянам разрешается вкушать вареную пищу, в виде исключения разрешается растительное масло.

По субботам и воскресеньям по уставу разрешается пища с растительным маслом.
Мирянам в виде исключения можно вкушать рыбу.

В Вербное воскресенье и Благовещение по уставу разрешается рыба. Но в 2018 году Благовещение приходится на Внликую Субботу, поэтому рыба исключается.

eparhia.karelia.ru

Опубликовано в Блог