SdelanoRI.ru

Ваш адвокат

Право собственности судебника 1497

История России

1 половина 19 века

2 половина 19 века

1 четверть 20 века

2 четверть 20 века

3 четверть 20 века

4 четверть 20 века

Судебник Ивана 3

Судебник 1497 года (судебник Ивана 3) – нормативно-правовой акт, объединяющий и регулирующий все нормы права, существовавшего на Руси.

История создания судебника Ивана 3

Судебник был создан и принят во времена правления Ивана 3, когда на Руси начал расцветать феодализм, и является на сегодняшний день настоящим памятником феодального права, содержащим различные нормы и указы, регулирующие права феодалов над крестьянами. Точных сведений о том, кем был создан судебник нет, однако ученые склоняются к версии, что первоначальный текст был написан князем Патрикеевым и дьяками Василием Долматовым, Василием Жук, Федором Курицыным.

Причины создания Судебника

Во эпоху Ивана 3 Русь, наконец, стала единым централизованным государством, все разрозненные земли постепенно объединились вокруг Москвы и впали в зависимость от нее. Вместе с этим, пришла новая система управления землями – феодализм. Князья получали взамен огромных княжеств более мелкие угодья с подвластными им крестьянами. Также росла власть боярства.

Новое государство требовало централизованного управления, которое было невозможно без единого свода законов. Чтобы решить эту проблему было принято решение создать Судебник.

Основа судебника

По сути, этот документ объединял в себе все нормативно-правовые акты, существовавшие до этого на Руси и систематизировал их. В основу Судебника легли следующие документы:

  • Русская Правда, включая все переиздания;
  • Судебные грамоты. Грамоты содержали сведения о судопроизводстве в тех или иных княжествах (Новгородская грамота, Псковская);
  • Уставные грамоты. Грамоты представляли собой нормативно-правовые документы, издаваемые органами верховной власти и касающиеся вопросов местного самоуправления;
  • Судебные решения по разным вопросам.
  • Несмотря на то, что все правовые документы были собраны вместе и даже некоторым образом систематизированы, Судебник все равно представлял собой довольно хаотичное собрание разных указов и норм. Нормы права в нем излагались без четкой системы, каждый отдельный случай рассматривался в частности, а обобщенных законов не было. Кроме того, основная суть судебника – определить привилегии феодалов, а не создать четкую систему права.

    Большую часть содержания составляли акты процессуального права (розыск, ведение судебного процесса), гражданскому и уголовному праву отводилось гораздо меньшее внимание.

    Содержание судебника

    Судебник был разбит на несколько частей:

  • Нормы уголовного права и деятельность центрального суда;
  • Деятельность местных судов;
  • Гражданское право;
  • Дополнительные акты и нормы
  • Уголовное право

    Судебник определял преступление, как «лихое дело» — деяние, направленное против существующего строя, против правосудия (для сравнения, «Русская правда» называла преступлением ущерб лицу или группе лиц). Исходя из определения преступления были выведены несколько классов противоправных действий.

  • Крамола. Преступление против государства (заговор, мятеж и т.д.);
  • Убийство и похищение. Преступление против личности;
  • Татьба. Имущественное преступление (кража, разбой и т.д.);
  • Преступление против суда.
  • Были также определены разные виды наказаний:

    • Смертная казнь. Наказание за государственную измену и конокрадство;
    • Телесные наказания (сюда относились не только стегания розгами, но и урезание языка и т.д.).
    • Кроме того, широкое распространение нашли денежные штрафы, которые не были прописаны в судебнике, однако довольно часто использовались.

      Гражданское право

      Что касается гражданского права, то тут все было не так четко. Утверждался принцип частной собственности, однако подробной регламентации на этот счет не было.

      Наиболее заметным в этой части судебника можно считать юридическое подтверждение закрепощения крестьян. Согласно закону, крестьянин теперь мог уйти от своего хозяина лишь в определенный срок (Юрьев день), также феодалы обладали возможностью передавать крестьян и продавать.

      В судебнике также содержались нормы, регулирующие проживание в городе, налогообложение, а также сделки с недвижимостью (сдача в найм, покупка и продажа).

      Несмотря на то, что Судебник Ивана 3 был создан для того, чтобы закрепить права феодалов, он имел большое значение для дальнейшего становления Руси как единого централизованного государства с общей системой управления.

      Следующим этапом в создании единого правового документа стал судебник Ивана 4, созданный в 16 веке.

      historykratko.com

      Год создания «Русской Правды». Свод законов Ярослава Мудрого

      «Русская правда» стала первым законодательным сводом на Руси. Для будущего поколения этот документ был ценнейшим источником информации о жизни в те времена. Все последующие законы имели в основе своей идеи «Русской правды».

      Как появилась «Русская правда»

      Привычное для нас слово «правда» во времена Ярослава Мудрого значило не только истину. Основной его смысл в ту эпоху – это закон и устав. Именно поэтому первый свод правил назвали «Русская правда» (год создания — 1016). До этого времени все правоустанавливающие документы были основаны на морали языческой, а позже — на церковно-византийской религии.

      Законы «Русской правды» должны были появиться по нескольким причинам. Во-первых, судейство на Руси в то время состояло из греков и южных славян. Они практически не были знакомы с русскими обычаями в юриспруденции. Во-вторых, старые русские обычаи содержали нормы языческого права. Это не соответствовало новой морали, основанной на новых религиозных принципах. Поэтому введенный институт церковных судов и принятие христианства стали основными факторами, благодаря которым создали писаные законы. Именно поэтому «Русская правда» складывалась без особого участия княжества. Зато церковная юрисдикция выступила активным составителем этого уникального документа.

      О месте, в котором впервые выпустили «Русскую правду», идут споры. Одни исследователи говорят, что это было в Новгороде, другие уверены, что это случилось в Киеве.

      Краткое содержание

      К сожалению, «Русская правда», текст которой включал в себя законодательные статьи по уголовному, торговому, наследственному праву, претерпевала изменения. И первоначальное изложение не сохранилось до наших дней.

      Год создания «Русской правды», по утверждению историков, 1016-й. Хотя достоверную информацию никто из исследователей предоставить не может. До 1054 года все законы собирались в одну книгу по инициативе Ярослава Мудрого. В ней содержались законодательные статьи, касающиеся следующих вопросов:

      • уголовное право;
      • работа суда;
      • социальный статус граждан.

      Структура «Русской правды»

      Несмотря на то что год создания «Русской правды» – 1016-й, до наших дней дошел один их экземпляров, который относится к 1280 году. Это самая древняя копия, найденная на сегодняшний день. А в печати первый текст появился в 1738 году благодаря российскому историку В. Н. Татищеву.

      «Русская правда» имеет несколько вариантов изложения:

      Самая первая из них – это древнейший вариант.

      В кратком варианте есть 4 документа. В них поместили 43 статьи. Они посвящены государственным традициям на Руси, включая старые обычаи наподобие кровной мести. Также в «Правде» выложены правила уплаты штрафов, и за что их необходимо взимать. При этом наказание определялось исходя из социального статуса преступника. Документ отличало отсутствие дифференцированного подхода к определению размеров штрафов.

      В более полном варианте «Русская правда», текст которой насчитывает порядка 121 статьи, содержит уставы Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Этот вариант носит название «Пространная Правда». Здесь уже четко определено, что феодалы наделены привилегиями, чего не скажешь о холопах. Статьи определяли правовые отношения при определении права собственности на любое имущество, при передаче его в наследство и заключении различных договоров. В таком варианте своды законов использовались также церковными и гражданскими судами для наказания преступников.

      «Сокращенная Правда»

      Это самый поздний вариант, который полностью сформировался к середине 15 века. Его создали на основе «Пространной Правды».

      Не было бы первоначальных источников свода закона, не будь фундамента для его создания. В данном случае такими источниками и стали «Краткая Правда» и «Пространная Правда».

      Преступления и наказания

      Великий князь Ярослав Мудрый совместно с сыновьями установили законы, по которым следовало жить, прописали все возможные наказания за различные преступления.

      Новшеством стало то, что был отменен обычай под названием «кровная месть». Правда, это случилось не в год создания «Русской Правды», а немного позже. За убийство должно было отвечать по закону.

      При этом княжеские приближенные и сами князья получали более мягкие наказания, чем люди без «рода и племени».

      За многие преступления были назначены штрафы. За тяжкие провинности наказания были суровые. Семью могли изгнать вместе с виновным из населенного пункта, а имущество конфисковывали. Эти наказания применяли за поджоги, воровство коней.

      Важное значение при принятии решения суд уделял показаниям свидетелей. Их тогда называли «послухи».

      Документ отделил умышленное убийство от неумышленного. В нем сохранялась смертная казнь. Штрафы назначались в различных денежных номиналах.

      «Русская Правда» определяла порядок проведения судов: в каком месте они должны происходить, кто в них участвует, где будут содержать преступников и как их необходимо судить.

      Значение документа для современников

      Год создания «Русской Правды» нельзя назвать однозначно. Она постоянно дополнялась. Однако, независимо от этого, книга имеет огромное значение и для историков, изучающих эпоху Ярослава Мудрого, и для будущих поколений. Ведь в ней сохранено столько интересных знаний о начальном этапе развития Киевской Руси.

      Многие слова в современном праве имеют много общего с первым правовым документом. К примеру, «уголовник»: в «Русской Правде» убийца был назван «головник», а убитый в документе назывался «головой».

      Кроме того, законы «Русской Правды» дают нам представление о жизни княжества и простого народа в то время. Здесь четко прослеживается превосходство правящего класса над холопами и челядью. Это настолько благоприятно было для княжества, что статьи Русской Правды использовали в новых юридических сборниках до 15 века.

      Фундаментальной заменой «Правды» стал Судебник Ивана III, который вышел в 1497 году. Но это не значит, что он коренным образом изменил правовые отношения. Напротив, все последующие судебные документы формировались исключительно на «Русской Правде».

      fb.ru

      Русская православная церковь и государство ( конец XIV-XVI вв.) — презентация

      Презентация была опубликована 4 года назад пользователемИгорь Галанкин

      Похожие презентации

      Презентация на тему: » Русская православная церковь и государство ( конец XIV-XVI вв.)» — Транскрипт:

      1 Русская православная церковь и государство ( конец XIV-XVI вв.)

      2 План урока: I Русская православная церковь к началу XV века. II Церковь в период централизации государства: (Теория «Москва-третий Рим».) III Антицерковные движения: 1.Стригольники, жидовствующие и антитринитарии. 2.Нестяжатели и иосифляне(стяжатели). IV Внутреннее устройство и состояние Церкви в XVвеке.

      3 Понятия лекции: Ересь (в пер.-избранный образ мыслей) религиозное направление, отступающее от официально церковной доктрины и вызывающее осуждение, отлучение и репрессии со стороны Церкви и светских властей. Аскетизм – крайняя степень воздержания, отречения от жизненных благ. Символ веры – краткое изложение догматов христианства, которое должен знать каждый верующий. Исихасты – приверженцы мистического учения об исихии – внутреннем покое, отрешённости как способе духовного восхождения к Богу. Автокефалия (буквально) – независимость. РПЦ – Русская православная Церковь. Торговая казнь – вид уголовного наказания, состоявший в публичном битье кнутом на торговой площади и в других публичных местах. Благотворительность — оказание материальной помощи бедным из милости.

      4 I Русская православная церковь к началу XVвека: 1.Церковь в условиях монгольского ига. А. В. Карташев: «Катастрофа монгольского ига – определила рубеж между киевским и московским периодами истории РПЦ» – РПЦ получает правовые и экономические льготы от Золотой Орды – угодья и земли Церкви, церковное имущество признавались неприкосновенными. 1229(1309) – Киевский митрополит Максим переносит свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме. 1328(1326) – перенос кафедры киевских митрополитов из Владимира в Москву.

      5 II Церковь в период централизации государства: 1448 – Собор РПЦ, избрание митропалитом Иона – раздел РПЦ на митрополии: Киевскую и Московскую – официальное провозглашение автокефалии РПЦ.

      6 «Москва – третий Рим» Автор Филофей( монах Елезарова монастыря) СУТЬ ТЕОРИИ: « Да ведает твоя держава, благочестивый царь! Один ты во всей поднебесной христианам царь.» Филофей.

      7 III Антицерковные движения: Середина XIV- нач.XVвв. – разворачивается борьба антицерковных течений. Среди них: 1.Стригольничестиво 2.Антитринитарии 3.Жидовствующие 4.Нестяжатели 5.Иосифляне

      8 Стригольничестиво Основатель – (по легенде) ремесленник Карп. Распространение с сер.XIVвека. Центры: Москва, Псков, Новгород… Учение стригольников практически освобождало человека от обязательности официальных, узаконенных обрядов, превращая его религиозные взгляды в частное, личное дело каждого. Идеалом была церковь апостольских времён. Они выступали за достоинство человека, его право быть учителем веры в жизни независимо от принадлежности к духовному сословию…Не признавали сущность исповеди. Отвергали догмат о «загробной жизни». В целом это течение характеризуется как городское, выражающее интересы народа.

      9 Антитринитарии Основатель –Маркиан. Появление в Ростовской земле — 80годы XIVстолетия Полемика в отношении учения «о троичности Бога»Отвержение единосущности трёх ипостасей Бога. Конфликт с РПЦ.

      10 Жидовствующие: Оформление движения конец XVвека. Основатель – киевский еврей Схария. Учение пришло в Новгород из Литвы. Основано на критике эсхатологических представлений и практики новгородской церкви. «Еретики были строгие монотеисты и отрицали все предметы культа, которые хотя бы косвенно напоминали о политеизме, — иконы, мощи, кресты» Н.М.Никольский.

      11 Политика и Церковь: 1448 – IСобор против жидовствующих, под председательствам митрополита Геронтия. Ожесточённая борьба окончилась поражением вероотступников. Итоги: ИванIII приговорил троих еретиков к торговой казни.

      12 Церковь и политика: 1490 – состоялся IIСобор против еретиков, на котором их предали проклятию Борьба с Жидовствующими и Стригольниками по своей сути считается реформаторской, имевшая своими последствиями прогрессивные социально- культурные сдвиги.

      13 Нестяжатели: Основатель – Нил Сорский( ). Зародилось в монастырях в Заволжье. Идейная основа – учение об исихии.

      14 Стяжатели (Иосифляне) Идеолог игумен Волоколамского монастыря Иосиф( ). Учение предполагало строгое общежитие, никакой собственности, обязательный труд и отказ от самого необходимого в быту. В то же время был убеждён, что монастыри должны служить центрами просвещения, благотворительности, духовного и нравственного влияния в обществе.

      15 1503 Прямое столкновение между иосифлянами и нестяжателями. В результате после этого собора светская власть прочно берёт в свои руки Церковь, вводя судебно- правовые ограничения.

      16 IV Внутреннее устройство и состояние Церкви в XVвеке. Середина XIV –XVвека расцвет иконописи на Руси.

      www.myshared.ru

    Опубликовано в Блог