SdelanoRI.ru

Ваш адвокат

Родственники скрыли наследство

Барбара Радзивилл: биография, портрет, легенда

В истории Европы можно насчитать не более десятка реальных исторических персон, с именем которых связано такое же количестве легенд, как с женой короля Сигизмунда II Августа.

Барбара Радзивилл, биография которой представлена ниже, стала главной героиней многих баллад, стихов и пьес. Позже, в 20 веке, история любви к ней польского монарха не раз вдохновляла кинематографистов на создание романтических фильмов о судьбе этой «литовской Джульетты».

Барбара родилась в декабре 1520 года и была дочерью могущественного литовского магната Юрия Радзивилла. Ее семья была столь состоятельна, что смогла выделить любимой Басе приданное, равноценное тому, что многие европейские короли оставляли в наследство дофинам.

Родители позаботились и об образовании девушки. В частности, известно, что она владела 6 языками, включая латынь и греческий. Кроме того, Барбару обучали рисованию, математике, верховой езде, географии, игре на музыкальных инструментах, теологии и т. д. Таким образом, к моменту, когда она стала считаться девушкой на выданье, Барбара Радзивилл являлась одной из самых образованных женщин своего времени, обладая познаниями, отвечающими всем требованиям европейского Ренессанса.

Первое замужество

Весной 1537 года, в возрасте 17 лет, Барбара Радзивилл стала женой графа Станислава Гаштольда. Ее супруг был сыном государственного канцлера Королевства Польского и Литовского, и про него даже говорили, что он влиятельнее своего монарха.

В течение 5 лет, пока продолжался этот брак, юная жена считала, что муж несправедлив к ней, хотя сама также относилась к нему достаточно холодно. Как бы то ни было, детей она ему не родила, поэтому поползли слухи о ее бесплодии и о том, что она ведьма, поэтому Господь не дает ей потомства. Более того, когда за несколько лет умели свекор, свекровь, а затем скоропостижно и неожиданно скончался и муж графини Гаштольд, при дворе стали судачить о том, что она является отравительницей.

При дворе Сигизмунда Августа

По законам того времени, вдова должна была удалиться от света и в одиночестве оплакивать супруга. В этот период многих стал интересовать вопрос о том, где и с кем Барбара Радзивилл жила, похоронив Станислава Гаштольда. Как оказалось, она оставила дом супруга и отправилась в Вильно, где поселилась в замке брата — Николая Рыжего.

После 5 лет вдовства Барбара Радзивилл стала посещать вечера и балы и познакомилась с сыном польского короля Сигизмунда Августа. Великий князь тотчас же влюбился без памяти в прекрасную Барбару и сделал ее фрейлиной своей супруги Елизаветы Габсбург. Молодая красавица недолго сопротивлялась и вскоре стала его любовницей, тем более что он ее совершенно очаровал своими манерами и постоянными знаками внимания. Чтобы иметь повод почаще встречаться с Басей, король приблизил к себе не только брата вдовушки, но и ее кузена — Николая Черного Радзивилла.

Скрыть любовную связь от глаз придворных было непросто, поэтому Барбара уехала из Вильно в замок мужа, который достался ей по наследству. Отъезд любимой не остудил пыл Сигизмунда, и он стал ездить на свидания, проводя много часов в седле, вне зависимости от погоды и времени года.

Когда о романе Барбары и наследника престола стали говорить даже в самых отдаленных уголках королевства, братья женщины встретились с ее любовником и потребовали отказаться от встреч с нею, так как они наносят урон ее репутации и чести их рода.

Сигизмунд был вынужден дать слово не компрометировать Барбару, но потерял аппетит и интерес к жизни. Кроме того, до него доходили слухи о ее романах, которым он старался не верить. Что касается Барбары, то она опасалась гнева всесильной и опасной королевы Боны Сфорцы — матери Сигизмунда, которая была известна как отравительница и интриганка.

Ситуация еще более усложнилась, когда стало известно, что еще при живой жене Великого князя его матушка стала посылать гонцов на поиски новой супруги для наследника, так как в браке с Елизаветой Габсбург у него не было детей.

Барбара рассказала о своих чувствах к Сигизмунду братьям, и те предупредили ее, что если она собирается побороться за любимого, ее ждут суровые испытания.

Смерть Великой княгини

Надо сказать, что брак Сигизмунда с Елизаветой Габсбург был династическим, но родственники невесты в свое время скрыли от него, что невеста — эпилептичка. До сих пор не установлено, было ли это случайностью или тщательно спланированным покушением, но однажды молодая женщина упала с лошади и скончалась через несколько месяцев. Многие поговаривали, что смерть Елизаветы — это результат происков ее свекрови.

Теперь ничто не мешало Сигизмунду жениться вторично и продолжить династию Ягеллонов, так как он был ее последним представителем мужского пола. В то же время он знал, что его мать в качестве невестки никак не устроит такая женщина, как Барбара Радзивилл, которая не отличалась кротостью и стремлением подчиниться воле кого бы ни было, за исключением любимого мужчины.

Чтобы подтолкнуть Сигизмунда Ягеллона к решительным шагам, в дело вмешались ее братья. Они якобы уехали на охоту и сделали так, чтобы он об этом узнал. Влюбленный великий князь поспешил на свидание к Басе, и тут в спальню ворвались двое Радзивиллов с обнаженными мечами. Они потребовали, чтобы он незамедлительно женился на ней, и завели в комнату священника. Сигизмунду пришлось подчиниться, но он потребовал сохранить брак в тайне.

Однако долго скрывать факт венчания молодоженам не удалось. Настоящая буря грянула, когда о браке сына узнала Бона Сфорца. Она подговорила своего супруга-короля предпринять все возможное, чтобы аннулировать брак Сигизмунда. Далее последовало то, чего родители никак не ожидали от своего сына: он отказался подчиниться их воле и сообщил, что собирается прожить до старости с Барбарой Радзивилл.

Восшествие на трон

Неизвестно, как бы дальше развивались события, если бы 1 апреля 1548 года не умер Зигмунд I. Спустя несколько дней новый король появился на заседании литовского Сейма и объявил о своем бракосочетании, потребовав признать Барбару Радзивилл Великой княгиней литовской. Депутаты с радостью согласились, так как это означало укрепление их влияния в Речи Посполитой, и Сигизмунд с женой отбыли в Польшу на коронацию. Там новоиспеченному монарху требовалось снова добиться признания статуса Барбары. Однако это оказалось сложнее. Дело в том, что члены Сейма Речи Посполитой посчитали брак короля невозможным и унизительным для Польши. В частности, такому решению воспротивились трое крупнейших магнатов. Один из них даже назвал королеву шлюхой, нанеся оскорбление ее супругу.

Затем все члены Сейма преклонили колени и стали умолять Сигизмунда (Зигмунда) Августа отказаться от этого брака. Слабовольный и пугливый король неожиданно проявил невиданную твердость и отказался расставаться с любимой.

Свекровь против невестки

Расстроить этот союз не смогла даже Бона Сфорца, которая, как всегда, плела интриги против второй жены сына. Несмотря на все ее усилия, единственное, чего она добилась — это окончательно испортила отношения с Сигизмундом Августом.

Те, кто видели портрет Барбары Радзивилл, согласятся, что она не производит впечатления решительной женщины. Тем не менее, узнав о сопротивлении польской шляхты, она гордо отказалась от прав на трон. Со временем члены Сейма и дворяне противились все меньше, и Барбара была коронована.

К сожалению, романтическая история Барбары Радзивилл — это не сказка со счастливым концом.

Всего через 5 месяцев после коронации, в возрасте 30 лет, она скончалась от неизвестной болезни в Вавельском замке. Так как женщина была крепкой и отличалась хорошим здоровьем, всех стал занимать вопрос о том, почему Барбара Радзивилл умерла. Большинство представителей знати придерживались мнения, что ее отравила Бона Сфорца. Такая версия крайне правдоподобна, особенно если учитывать, что последняя происходила из знатной итальянской семьи, известной в связи с любовью ее членов к ядам и снадобьям.

Кроме того, молодая королева умерла мучительной смертью. Первые признаки болезни появились уже через 2 месяца после свадьбы, однако их приписали приему снадобий от бесплодия. Затем болезнь стала прогрессировать и завершилась длительной агонией, продлившейся несколько часов, в течение которых она корчилась от сильнейших болей. В последние дни жизни все тело королевы покрылось ужасными гнойными нарывами, от которых исходило зловоние. Тем не менее супруг не отходил от постели любимой Басеньки, надеясь на ее исцеление. Он призвал на помощь всех медицинских светил Европы, но никто не смог не только спасти Барбару, но даже облегчить ее нечеловеческие страдания.

Погребение

Перед смертью Барбара сама попросила мужа, чтобы ее тело не хоронили в краковском Вавельском кафедральном соборе, как и других польских монархов и их жен. Именно поэтому ее последним пристанищем стала церковь св. Станислава в Вильно.

Дух Барбары Радзивилл

Король не мог забыть свою бесценную Басю и сблизился с ее братьями, которые жили в замке в Несвиже. Легенда о Барбаре Радзивилл гласит, что однажды он привез с собой спиритиста пана Твардовского, обещавшего вызвать дух его жены-покойницы.

Маг запретил королю дотрагиваться до привидения, если оно покажется. Дух Барбары явился Сигизмунду в самом деле, однако обрадовавшийся супруг, вопреки всем мольбам колдуна, попытался заключить видение в свои объятия.

Согласно преданию, по причине нарушения запрета спиритиста душа Барбары навсегда стала пленницей замка в Несвиже. При этом пан Твардовский сказал королю, что если он скончается в этом же месте, их души навсегда соединятся. Тот был несказанно рад и твердо решил, что так оно и будет. Однако смерть настигла его неожиданно в другом замке, и призрак Барбары, прозванный Черной дамой, и по сей день пугает людей. Не нашла упокоения и душа Сигизмунда Августа, которая одиноко бродит по Краковскому замку, мечтая воссоединиться с любимой.

Судьба короля

Интересно, что мать Сигизмунда успела его женить в третий раз и выбрала в невестки сестру Елизаветы Габсбург — Катерину. Брак был кратковременным и не дал потомства, хотя очередная супруга пыталась даже сымитировать беременность. Из-за обмана король начал бракоразводный процесс, отослав жену на родину.

В последние годы жизни Сигизмунд Август Второй окружил себя магами и колдунами и умер в комнате, которая была задрапирована черными тканями, так как в ней он продолжал горевать о своей любимой, с которой мечтал воссоединиться после смерти.

«Эпитафия для Барбары Радзивилл»

Как уже было сказано, в 20 веке неоднократно пытались экранизировать романтичную историю любви Сигизмунда к красавице Басе. Одной из самых известных стала картина, в которой Барбара Радзивилл (фото из фильма см. выше) предстала перед зрителями в облике одной из самых красивых актрис Польши 80-х годов — Анны Дымны. Фильм вышел на экраны в 1982 году и являлся краткой киноверсией популярного телесериала «Королева Бона». Картина называлась «Эпитафия для Барбары Радзивилл» и имела большой успех.

Многие люди старшего поколения считали, что образ, созданный на экране Анной Дымной — это не самая лучшая Барбара Радзивилл. Фильм, снятый в Польше в 1936 году, по их мнению, был более удачным, так как главная роль в нем досталась красавице Ядвиге Смосарской, а Сигизмунда Августа Второго сыграл Витольд Захаревич. Последний погиб в Освенциме, куда попал за помощь евреям во время Холокоста.

Образ в искусстве

Барбара Радзивилл, фото из фильма о которой вы уже видели, уже более 5 веков будоражит воображение художников, поэтов и писателей. Ей посвящены произведения польских драматургов Ф. Венжика и А. Фелинского, драмы Й. Гринюса и литовского прозаика и драматурга Ю. Грушаса.

Кроме того, музеи разных стран украшают картины Войцеха Герсона и Яна Матейко и др., а также бюсты Барбары Радзивилл неизвестных авторов, которые можно увидеть во дворце Урсынов в польской столице и Олесском замке.

Теперь вы знаете, где жила Барбара Радзивилл и как она познакомилась со своим царственным возлюбленным, также вам известны подробности их романа, которые до сих пор вызывают интерес у чувствительных натур.

fb.ru

Евангелие о талантах

Неделя шестнадцатая по Пятидесятнице

Бог создает неравенство, люди ропщут на неравенство. Разве люди мудрее Бога? Если Бог создает неравенство, значит, неравенство мудрее и лучше, чем равенство.

Бог создает неравенство для блага людей, люди не могут увидеть в неравенстве своего блага.

Бог создает неравенство ради красоты неравенства, люди не могут увидеть в неравенстве красоты.

Бог создает неравенство ради любви, которая неравенством разжигается и поддерживается, люди не могут увидеть в неравенстве любви.

Сие есть древний человеческий бунт ослепленности против прозорливости, безумия против мудрости, зла против добра, безобразия против красоты, ненависти против любви. Еще Ева и Адам предались сатане, чтобы сравняться с Богом. Еще Каин убил брата своего Авеля, потому что Бог не равно презрел на их жертвы. С тех пор и доныне продолжается борьба грешных людей против неравенства. И до тех времен и доныне Бог творит неравенство. Мы говорим «до тех времен», ибо Бог и ангелов сотворил неравными.

Богу угодно, чтобы люди не были равны во всем внешнем: в богатстве, силе, чинах, образованности, положении и т.п., и Он не велит никак в этом соревноваться. Не садись на первое место, — заповедал Господь наш Иисус Христос. Богу угодно, чтобы люди соревновались в преумножении внутренних благ: веры, доброты, милосердия, любви, кротости и благости, смирения и послушания. Бог дал и внешние, и внутренние блага. Но внешние блага человека Он считает более дешевыми и незначительными, чем блага внутренние. Внешние блага Он предоставляет в распоряжение не только людям, но и животным. Но богатую сокровищницу внутренних, духовных благ Он раскрывает только для душ человеческих. Бог дал человеку нечто большее, чем животным, потому Он и требует от людей больше, чем от животных. Это «большее» составляют духовные дары.

Внешние блага Бог дал человеку, чтобы они служили внутренним. Ибо все внешнее служит внутреннему человеку в качестве средства. Все временное предопределено для службы вечному, и все смертное предопределено для службы бессмертному. Человек, идущий противоположным путем и тратящий свои духовные дары исключительно для приобретения внешних, временных благ, богатства, власти, чина, мирской славы, подобен сыну, который получил в наследство от отца много золота и растранжирил его, покупая пепел.

Для людей, ощутивших в душе своей вложенные в нее дары Божии, все внешнее становится незначительным: как начальная школа для того, кто поступил в высшую школу.

За одни лишь внешние блага борются невежды, а не мудрецы. Мудрецы ведут борьбу более тяжелую и более ценную — борьбу за преумножение внутренних благ.

За внешнее равенство борются те, кто не умеет или не смеет заглянуть в себя и приняться за работу на внутренней, главной ниве своего человеческого бытия.

Бог не смотрит на то, кем человек работает в мире сем, что у него есть, как он одет, накормлен, образован, уважают ли его люди — Бог смотрит на сердце человека. Другими словами: Бог смотрит не на внешнее состояние и положение человека, но на его внутреннее развитие, возрастание и обогащение духом и истиной. Об этом говорит сегодняшнее евангельское чтение. Притча о талантах, или о духовных дарах, которые Бог влагает в душу каждого человека, показывает огромное внутреннее неравенство людей по самой природе их. Но она показывает и гораздо большее. Своим орлиным взором притча сия охватывает всю историю души человеческой, с начала до конца. Тот, кто одну-единственную эту притчу Спасителя полностью уразумел бы и содержащийся в ней наказ жизнью своею исполнил бы, тот стяжал бы вечное спасение в Царстве Божием.

Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Под человеком должно понимать Всевышнего Бога, Подателя всех даров благих. Под рабами подразумеваются ангелы и люди. Путешествие в чужую страну означает долготерпение Божие. Таланты суть духовные дары, которыми Бог наделяет Свои разумные создания. Величие всех даров сих показано чрез то, что они умышленно названы талантами. Ибо один талант был крупной монетой, стоимость которой равнялась пяти сотням золотых червонцев. Как было сказано, Господь умышленно назвал дары Божии талантами, чтобы показать величие этих даров; чтобы показать, как щедро Преблагий Творец одарил Свои творения. Так велики дары сии, что и принявший один талант принял вполне достаточно. Под человеком подразумевается и Сам Господь наш Иисус Христос, что видно из слов евангелиста Луки: некоторый человек высокого рода. Этот Человек высокого рода есть Сам Господь наш Иисус Христос, Единородный Сын Божий, Сын Всевышнего. И еще сие ясно видно из последующих слов того же евангелиста: отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться (Лк.19:12). После Своего вознесения Господь наш Иисус Христос отправился на небеса, чтобы получить Себе Царство, дав миру обетование еще раз прийти на землю — как Судия. Раз под человеком понимается Господь наш Иисус Христос, значит, под рабами Его — апостолы, архиереи, иереи и все верные. На всякого из них излил Дух Святой многие дары — благие, однако различные и неравные, чтобы верующие, дополняя друг друга, таким образом все вместе морально совершенствовались и духовно возрастали. Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1Кор.12:4-11). В таинстве крещения все верные получают обилие этих даров, а в прочих церковных таинствах Бог дары сии укрепляет и умножает. Под пятью талантами некоторые истолкователи понимают пять чувств человека, под двумя — душу и тело, а под одним — единство человеческой природы. Пять телесных чувств даны человеку, дабы они служили духу и спасению. Телом и душою человек должен со тщанием работать Богу, обогащаться познанием Бога и добрыми делами. И всего себя человек должен посвятить служению Богу. В детстве человек живет пятью чувствами, полной чувственной жизнью. В более зрелом возрасте он ощущает в себе двойственность и борьбу между плотью и духом. А в зрелом духовном возрасте человек осознает себя как единый дух, побеждая внутреннее разделение на пять и на два. Но именно в этом зрелом возрасте, когда человек считает себя победителем, ему грозит величайшая опасность непослушания Богу. Достигнув величайших высот, он падает тогда в глубочайшую пропасть и закапывает свой талант.

Каждому Бог дает дары по его силе, то есть в соответствии с тем, сколько человек может понести и использовать. Безусловно, Бог наделяет людей дарами и по плану святого домостроительства. Так строящие дом имеют не одинаковые способности и выполняют не одну и ту же работу: у них разные способности и различные задания, и каждый из них трудится по своей силе!

И тотчас отправился. Слова сии означают быстроту творения Божия. И когда Творец создавал мир, создал Он его быстро. И когда Господь наш Иисус Христос пришел на землю ради нового творения, ради обновления мира, он быстро свершил Свое дело: призвав рабов, раздал им дары и тотчас отправился.

Так что же сделали рабы с полученными талантами?

Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. Вся трудовая деятельность и вся торговля, существующие у людей, являются изображением того, что происходит — или что должно происходить — в душах человеческих. От всякого, унаследовавшего какую-либо собственность, люди ожидают, что он сию собственность увеличит. От всякого, приобретшего ниву, ждут, что он сию ниву будет обрабатывать. От всякого, обучившегося какому-либо ремеслу, ожидают, что он станет заниматься этим ремеслом как для своей пользы, так и для пользы соседей. От всякого, знающего какое-либо рукоделие, ждут, что он свое знание покажет. От всякого, вложившего деньги в торговлю, ждут, что он сии деньги умножит. Люди передвигаются, работают, совершенствуют вещи, собирают, меняют, продают и покупают. Каждый старается добыть нужное для телесной жизни, каждый старается улучшить свое здоровье, удовлетворить свои ежедневные потребности и обеспечить свое телесное существование на как можно более долги и срок. И все это есть лишь образ того, что человек должен делать для своей души. Ибо душа — главное. Все наши внешние потребности являются образами наших духовных потребностей, напоминаниями и уроками того, что нам надо потрудиться и для нашей души, алчущей и жаждущей, нагой и больной, нечистой и жалкой. Потому каждый из нас, получивший от Бога пять ли, две ли, одну ли меру веры, мудрости, человеколюбия, страха Божия, кротости, послушания Богу или тоски по душевной чистоте и силе, обязан трудиться, чтоб хотя бы удвоить сию меру, как поступили первый и второй раб и как обычно поступают люди, занимающиеся торговлей и ремеслами. Не преумноживший данного ему таланта — каким бы этот талант ни был — будет срублен, как дерево, не приносящее доброго плода, и брошен в огонь. То, что всякий хозяин делает с бесплодной смоковницей, которую он напрасно окапывал, прививал и огораживал, но которая все-таки не принесла ему никакого плода, — то же сотворит и Верховный Домовладыка вселенского сада, где люди являются самыми драгоценными Его деревьями. Посмотрите сами, какое недоумение и презрение вызывает у людей тот, кто, унаследовав от своего отца имение, ничего не делает, а прожигает наследство на телесные потребности и наслаждения! Даже самый последний нищий не столь презираем людьми, сколь подобный эгоистичный ленивец. Такой человек есть подлинный образ духовного ленивца, который, получив от Бога один талант веры, мудрости, красноречия или какой-нибудь иной добродетели, закапывает его, не используя, в грязь своего тела, не умножает его трудами, из гордости и себялюбия никому не приносит пользы.

По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. Бог не удаляется от людей ни на единый миг, тем паче на долгое время. Его помощь людям изо дня в день течет полноводной рекою, но Его Суд, Его требование отчета у людей происходит по долгом времени. Скорый Помощник всякому, взывающему к нему о помощи, Бог медлит воздать оскорбляющим Его и беспутно расточающим Его дары. Здесь речь идет о последнем, Страшном Суде, когда придет час и все работники будут призваны, чтобы принять плату свою.

И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Один за другим рабы подходят к своему господину и дают отчет в полученном и в заработанном с помощью полученного. Один за другим и мы будем вынуждены подходить к Господу неба и земли и пред миллионами свидетелей отчитываться в полученном и в заработанном. В этот час ничего нельзя будет ни скрыть, ни исправить. Ибо так осветит присутствующих Господне сияние, что все узнают правду о каждом. Если мы в жизни сей сумеем удвоить свои таланты, то мы с ясным лицом и чистым сердцем предстанем пред Господом, как и эти два добрых и верных раба. И будем навеки оживлены словами Его: добрый и верный раб! Но увы нам, если с пустыми руками предстанем мы пред Господом и Его святыми ангелами, подобно третьему, лукавому и ленивому, рабу!

Но что означают слова: в малом ты был верен, над многим тебя поставлю? Означают, что все дары, которые мы в этом мире принимаем от Бога, сколько бы их ни было, малы по сравнению с теми сокровищами, что ожидают верных в мире ином. Ибо написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2:9). Самый малый труд ради любви Божией награждается от Бога щедрыми царскими дарами. За то малое, что претерпят верные в этой жизни из послушания Богу и за то малое, что они сделают, работая над своею душой, Бог увенчает их славой, какой никто из царей мира сего не знал и не имел.

А теперь посмотрим, что бывает с рабами лукавыми и неверными:

Подошел и получивший один талант, и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Так оправдывает пред Господином этот третий раб свое лукавство и леность! Но в сем он не одинок. Сколько же среди нас тех, кто перекладывает на Бога вину за свою злобу, нерадение, праздность и себялюбие! Не признавая своей греховности и не познавая человеколюбивых путей Божиих, они ропщут на Бога за свои немощи, болезни, бедность, неудачи. Прежде всего, каждое слово, сказанное ленивым рабом Господину, — самая настоящая ложь. Разве Бог жнет, где не сеял? И разве Он собирает, где не рассыпал? Есть ли в этом мире доброе семя, не Богом посеянное? И существуют ли во всей вселенной добрые плоды, не являющиеся результатами труда Божия? Лукавые и неверные жалуются, например, когда Бог забирает у них детей, говоря: «Вот, какая жестокость — Он безвременно отнимает у нас наших детей!» Кто сказал, что эти дети — ваши? Не принадлежали ли они Ему прежде, чем вы назвали их своими? И почему — безвременно? Разве Сотворивший времена и сроки не знает, когда чему время? Ни один хозяин на земле не откладывает рубки своего леса, ожидая, пока все деревья в нем состарятся, но в соответствии со своими надобностями рубит и старые, и молодые, и те: что стоят давно, и только что взошедшие побеги, — смотря по тому, что ему нужно для его хозяйства. Вместо того, чтобы роптать на Бога и хулить Того, от Кого зависит всякое их дыхание, лучше было бы говорить, как праведный Иов: Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно! И как ропщут лукавые и неверные на Бога, когда град побьет их хлеба или когда у них корабль с грузом утонет в море, или когда нападут на них болезни и немощи, — ропщут и обвиняют Бога в жестокости! А происходит сие только потому, что они или не вспоминают о своих грехах, или не могут из этого извлечь урока для спасения своей души.

На ложное оправдание Своего раба Господин отвечает: Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью. Люди, занимающиеся операциями с деньгами, иначе еще называются менялами. Это те, кто разменивает один вид денег на другой и, таким образом, в результате обмена получает прибыль. Но все сие имеет свой переносный смысл. Под торгующими следует понимать доброделающих, под серебром — дары Божии, а под прибылью — спасение души человеческой. Видите: в этом мире все, происходящее с людьми внешне, есть лишь образ того, что происходит — или должно происходить — в области духовной. Даже менялы употреблены как образ духовной действительности, имеющей место внутри, в самих людях! Господь хочет этим сказать ленивому рабу: «Ты получил от Бога один дар; ты не хотел сам его использовать для собственного спасения; почему ты хотя бы не отдал его какому-нибудь добродетельному человеку, какому-нибудь сердечному человеку, который захотел и сумел бы дар тот передать другим людям, нуждающимся в нем, чтобы им легче было спастись? И Я, придя, нашел бы на земле больше спасенных душ: больше верных, больше облагороженных, больше милосердных и кротких. Вместо того ты скрыл талант в земле своего тела, которое истлело в могиле (ибо Господь будет говорить сие на Страшном Суде) и которое теперь ничем не может тебе помочь!»

О, сколь ясный и сколь страшный урок для тех, кто, имея большое богатство, не раздает его беднякам; или, имея много мудрости, держит ее закрытой в себе, как в могиле; или, имея много каких бы то ни было благих и полезных способностей, никому их не показывает; или, имея большую власть, не защищает страждущих и притесняемых; или, имея громкое имя и славу, ни одним лучом не хочет осветить находящихся во тьме! Самое мягкое слово, которое о всех о них можно сказать, — воры. Ибо дар Божий они считают своим: они присвоили чужое и скрыли дарованное. Однако они являются не только ворами, но и убийцами. Ибо они не помогли спасти тех, которых можно было спасти. Их грех не меньше, чем грех человека, который, стоя на берегу реки с веревкой в руках и видя, как кто-то тонет, не бросил ему веревки, чтобы спасти.

Воистину, и таким людям Господь скажет то, что в сей притче сказал лукавому рабу.

Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И в этой жизни обычно бывает, что отнимается у имеющего мало и дается имеющему много. И сие есть только образ происходящего в духовной области. Не отбирает ли отец деньги у сына распутного и не дает ли сыну разумному, который может их с пользою употребить? Не отбирает ли военачальник боеприпасы у безответственного солдата и не отдает ли их солдату хорошему и надежному? У неверных рабов Бог отнимает Свои дары еще в этой жизни: жестокосердные богачи обычно терпят банкротство и умирают в нищете; себялюбивые мудрецы заканчивают крайним скудоумием или безумием; возгордившиеся подвижники предаются греху и завершают жизнь великими грешниками; деспотичные властители переживают поругание, позор и бессилие; священники, не наставлявшие других ни словом, ни примером, впадают во все более и более тяжкие грехи, пока в страшных муках не расстаются с сею жизнью; руки, не желавшие выполнять работу, которую они умели выполнять, начинают дрожать или утрачивают подвижность; язык, не желавший говорить правду, которую он мог говорить, распухает или становится немым; и вообще все, скрывающие Божии дары, умирают бездарными нищими. Тот, кто не умел давать, пока имел, вынужден будет научиться побираться, когда отнимется у него имение. Если и не отнимется у какого-нибудь жестокого и скупого себялюбца данный ему дар именно до его смерти, его отнимут ближайшие потомки или родственники, получившие этот дар в наследство. Главное, что у неверного отнимается данный ему талант, и после того он подвергается осуждению. Ибо Бог не осудит человека, пока в нем сохраняется благодатный Божий дар. С осужденного земным судом, прежде чем привести приговор над ним в исполнение, снимают его одежду и одевают в одежду арестантскую, одежду осуждения и позора. Так и всякий нераскаянный грешник будет сначала обнажен от всего, что на нем было Божественного, а затем выброшен во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

Сия притча нас ясно учит, что осужден будет не только творивший зло, но и не творивший добра. И апостол Иаков учит нас: кто разумеет делать добро и не делает, тому грех (Иак.4:17). Все Христово учение, как и Его пример, направляют нас на творение добра. Уклонение от зла есть исходная точка, но весь жизненный путь христианина должен быть, словно цветами, усыпан добрыми делами. Творение добрых дел оказывает неизмеримую помощь в уклонении от дел злых. Ибо вряд ли кто-нибудь может уклониться от зла, не творя при сем блага, и сохраниться без греха, не упражняясь в добродетели.

И еще эта притча подтверждает нам, что Бог одинаково милостив ко всем людям; ибо всякого сотворенного человека наделяет Он неким даром, действительно, кого-то — большим, кого-то — меньшим, что нисколько не меняет дела, так как Он больше спрашивает с того, кому больше дал, и меньше с того, кому дал меньше. Но всякому Он дает достаточно для того, чтобы человек мог спастись сам и помочь спасению других. Потому было бы ошибкою думать, что в сей притче Господь говорит только о богачах разного вида, в этом мире существующих. Нет, Он говорит обо всех без исключения людях. Все без исключения приходят в мир сей с неким даром. Вдова, положившая в храме Иерусалимском две свои последние лепты, была весьма бедна деньгами, но не была бедна дарами пожертвования и страха Божия. Напротив, благоразумно распорядившись этими дарами, хотя и чрез две жалкие лепты, она удостоилась похвалы Самого Господа нашего Иисуса Христа. Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех (Мк.12:42-44).

Но давайте возьмем наихудший и самый загадочный случай. Представьте себе человека слепого и глухонемого, который в таком положении прожил на земле весь свой век, от рождения до смерти. Кто-нибудь из вас спросит: «Какой же дар от Бога получил такой человек? И как он может спастись?» Есть у него дар, и великий. Он не видит людей — но люди видят его. Он не подает милостыни — но пробуждает милосердие в других людях. Он не может с помощью слов напомнить о Боге — но сам является для людей живым напоминанием. Он не проповедует словами — но служит доказательством проповеди о Боге. Воистину, он многих может привести ко спасению, а чрез то и себя спасти. Но знайте, что слепые, глухие и немые обычно не оказываются среди закопавших свой талант. Они не скрываются от людей, и этого достаточно. Ибо все, что они могут показать, они показывают. Сами себя! И сие есть серебро, которое они пускают в оборот и с прибылью возвращают Господину. Они суть рабы Божии, напоминание Божие, призыв Божий. Они исполняют сердца человеческие страха и милосердия. Они представляют собою страшную и ясную проповедь Божию, явленную во плоти. Именно те, кто имеет и очи, и уши, и язык, чаще всего закапывают свой талант в землю. Им дано много, и когда с них много спросится, они не смогут дать ничего.

Таким образом, неравенство лежит в самой основе тварного мира. Но это неравенство должно вызывать радость, а не бунт. Ибо его утвердила любовь, а не ненависть, разум, а не безумие. Жизнь человеческая уродлива не из-за присутствия в ней неравенства, но из-за отсутствия в людях любви и духовного разума. Внесите больше Божественной любви и духовного понимания жизни, и вы увидите, что даже в два раза большее неравенство нисколько не помешает блаженству людей.

Сия притча о талантах вносит свет, разум и понимание в души наши. Но она и побуждает нас к действию, и торопит, чтобы мы не опоздали совершить дело, для которого мы посланы Господином на торжище этого мира. Время течет быстрее самой быстрой реки. И скоро времени наступит конец. Повторяю: скоро времени наступит конец. И никто не сможет возвратиться из вечности, чтобы взять забытое и сделать несделанное. А потому поспешим использовать данный нам Божий дар, талант, занятый у Господа господствующих. Господу нашему Иисусу Христу о сем Божественном поучении, как и о всем, подобает честь и слава, со Отцем и Святым Духом — Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

Из собрания творений святителя Николая Сербского (Велимировича), выпущенного издательством Сретенского монастыря. Приобрести издание можно в магазине «Сретение».

www.pravoslavie.ru

Опубликовано в Блог