SdelanoRI.ru

Ваш адвокат

Закон о дачных строениях

Приборы учета энергетических ресурсов. Установка, оплата, поверка


Подготовлено редакцией журнала «ЭНЕРГОСОВЕТ» по материалам СМИ

Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применение приборов учета при осуществлении расчетов за них определены Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — закон).
Кто их должен устанавливать и оплачивать, а кто поверять? Интернет-форумы, семинары и конференции пестрят данными вопросами. Попробуем ответить на них.

Обязательна ли установка приборов учета энергоресурсов?
Да, обязательна. Согласно закону расчеты за энергетические ресурсы, включая воду (статья 5 пункт 2 закона), должны осуществляться на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета.
В законе четко определены крайние сроки установки приборов учета энергетических ресурсов (далее — энергоресурсов).
До 1 января 2011 г. приборы учета должны быть установлены и введены в эксплуатацию в зданиях, строениях, сооружениях используемых для размещения органов государственной власти, органов местного самоуправления, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
До 1 января 2011 г. собственники нежилых зданий, строений, сооружений и иных объектов обязаны завершить оснащение таких объектов коллективными (общедомовыми) приборами учета энергоресурсов, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию.
До 1 января 2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах, жилых домов, дачных домов или садовых домов с централизованной подачей ресурсов обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета энергоресурсов (всех, кроме тепловой энергии).
С 1 января 2012 г. вводимые в эксплуатацию и реконструируемые многоквартирные жилые дома должны оснащаться индивидуальными теплосчетчиками в квартирах.
С момента принятия Закона не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений без оснащения их приборами учета энергоресурсов и воды.

Кто должен оплачивать установку приборов учета?
Закон обязывает собственников зданий, строений, сооружений, жилых, дачных или садовых домов, помещений в многоквартирных домах нести расходы на установку приборов учета.
Если собственник не в состоянии оплатить прибор учета и его установку сразу, организация-поставщик энергоресурсов обязана предоставить рассрочку по платежам со сроком до 5 лет. Процент за кредит устанавливается по ставке рефинансирования Центробанка РФ. Субъект Российской Федерации или муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергоресурсов.
Квартиры в многоэтажных домах, являющиеся муниципальной собственностью, оснащаются приборами учета электроэнергии за счет бюджетных средств.

Нужно ли собственникам помещений многоквартирного дома (МКД) собирать общее собрание для принятия решения об установке приборов учета?
Да, нужно. Прежде чем приступать к организации в доме учета тепла, необходимо коллективное решение собственников, принятое большинством голосов на общем собрании. Поскольку будущий узел учета станет общедомовой собственностью, оплата оборудования и работ целиком или частично (в случае участия в федеральных, областных или муниципальных программах) распределяется между всеми собственниками квартир.
Задача управляющей компании или правления ТСЖ, ЖСК донести информацию до собственников, что установка приборов учета необходима согласно закону об энергосбережении и отказ от установки грозит принудительными мерами по установке приборов учета со стороны энергоснабжающей организации и разбирательством в суде. УК или правление ТСЖ, ЖСК должны предложить собственникам варианты: перечень компаний, с которыми имеется возможность заключить договор на установку приборов учета энергоресурсов и их предложения по стоимости работ и качеству предлагаемого оборудования.

Кто имеет право устанавливать приборы учета энергоресурсов?
Приборы учета имеют право устанавливать организации-поставщики энергоресурсов и специализированные организации. Данные организации должны иметь профильных специалистов необходимого уровня квалификации, деятельность по установке приборов учета должна быть прописана в уставных документах организации, организация должна быть членом СРО в строительстве и иметь выданное СРО свидетельство о допуске к данному конкретному виду работ.
Поставщики энергоресурсов не только имеют право, а обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
До 1 июля 2010 г. энергоснабжающие организации должны были предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов и лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении приборами учета используемых энергоресурсов.

Какая ответственность за отказ от установки приборов учета?
Если до 1 января 2011 г. и для части потребителей до 1 января 2012 г. (см. выше) в ответ на предложения по установке приборов учета от поставщика энергоресурсов потребитель не установит счетчик, то энергоснабжающая организация вправе принудительно его установить, и взыскать по суду с потребителя все расходы по установке плюс судебные издержки.
Согласно закону до конца 2012 г. кампания по установке приборов учета должна закончиться. Все категории потребителей энергоресурсов должны быть «оприборены».
Ресурсоснабжающие организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждены Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 № 149.

Кто осуществляет контроль за соблюдением обязанностей по установке приборов учета энергоресурсов?
Контроль за соблюдением данных обязанностей осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и их территориальные органы в субъектах РФ.

Предусмотрены ли штрафные санкции за не соблюдение обязанностей по установке приборов учета энергоресурсов?
Да, предусмотрены. Законом об энергосбережении (статья 37) внесены поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).
Несоблюдение требований законодательства об установке приборов учета (стадии проектирования, реконструкции, капитального ремонта, строительства) — штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., на организацию от 500 до 600 тыс. руб.
Несоблюдение требований к поставщикам энергоресурсов по предложению установки приборов учета собственникам жилых домов, дачных, садовых домов и их представителям. Штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., на юрлиц от 100 до 150 тыс. руб.
Необоснованный отказ или уклонение организации, на которую возложена обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения, либо несоблюдение установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов — штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. рублей; на ИП — от 20 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц — от 50 до 100 тыс. руб.
Несоблюдение требований об оснащении жилого дома приборами учета лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов — штраф на ответственное лицо от 10 до 15 тыс. руб., на юрлиц от 20 до 30 тыс. руб.
Несоблюдение требований об оснащении нежилых зданий, строений, сооружений приборами учета лицами, ответственными за их содержание — штраф на должностных лиц от 10 до 15 тыс. руб., на ИП от 25 до 35 тыс. руб., на юрлиц от 100 до 150 тыс. руб.

Кто осуществляет техническое обслуживание и ремонт приборов учета?
Собственник обязан обеспечить эксплуатацию приборов учета в соответствии с техническими требованиями на прибор. Таким образом, у владельца узла учета должен быть заключен договор на техническое обслуживание приборов учета с обслуживающей организацией (например, это может быть организация по установке приборов учета, энергоснабжающая организация, управляющая компания).
Работы по ремонту приборов учета выполняются на предприятиях-изготовителях приборов или специализированном ремонтном предприятии в соответствии с утвержденным технологическим процессом. После ремонта прибора учета необходимо провести внеочередную поверку.

Кто осуществляет и оплачивает поверку приборов учета?
В обязанности собственника входит обеспечение достоверности показаний приборов учета, в частности, их своевременная метрологическая поверка, т.е. поверка оплачивается из собственных средств собственника.
Метрологическое обеспечение достоверности показаний приборов учета заключается в периодической их поверке в специализированной организации (например, в лаборатории регионального центра стандартизации и метрологии или в организации, имеющей в своем распоряжении соответствующие испытательные лаборатории).
На основании постановления правительства РФ № 250 от 20.04.10 г. начиная с 2012 г. поверка средств измерений количества электроэнергии, расхода холодной и горячей воды и газа, должна осуществляться только аккредитованными государственными региональными центрами метрологии. Поскольку в устройство узла учета тепловой энергии входит и расходомер, то это требование будет относиться и к коммерческому учету тепловой энергии.
Суть метрологической поверки заключается в испытаниях прибора учета на более точном оборудовании.
Периодичность поверки указана в паспорте на прибор учета. Межповерочный интервал (МПИ) приборов учета тепловой энергии и счетчика горячей воды, как правило, составляет 4 года, а счетчика холодной воды — 6 лет
Практика эксплуатации показала: ни у одного из отечественных теплосчетчиков фактический МПИ на совпадает с паспортным, утвержденным при проведении испытаний на утверждение типа средств измерении (СИ).
Для подавляющего большинства отечественных приборов учета фактический МПИ не превышает 1 года (хотя иногда встречаются образцы, у которых МПИ составляет 2 года) при заявленном МПИ в 3-5 лет и сегодня все отечественные производители приборов учета тепла негласно признают данный факт.

Каковы последствия эксплуатации неповеренных приборов?
Эксплуатация не поверенного прибора учета запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета со всеми вытекающими для потребителя последствиями. Непосредственно на время проведения поверки разрешается оплата услуг по усредненному расходу.

Какие приборы учета энергии можно применять?
Следует устанавливать только те приборы учета, которые включены в государственный реестр средств измерений и допущенные к применению на территории Российской Федерации.
Однако даже включение прибора в Госреестр не гарантирует его качества. Поэтому необходимо вводить систему качества в теплоснабжении, помогающую теплоснабжающим и теплопотребляющим организациям применять передовой опыт, прогрессивное оборудование и новые технологические решения в области коммерческого учета тепловой энергии (подробнее см. статью В.К. Ильина «О работе комитета по учету тепловой энергии» — прим. ред.).
Кроме того, правилами пользования электрической, тепловой энергии, воды и газа установлены требования к классу точности применяемых приборов учета не ниже установленного порога. Класс точности — это возможная погрешность прибора учета в диапазоне измерений, выраженная в процентах. Чем больше число, обозначающее класс точности, тем ниже точность прибора.

Что такое прибор учета тепловой энергии?
Прибор (или узел) учета тепловой энергии — это комплекс приборов и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию его параметров. Конструктивно узел учета представляет собой набор «модулей», которые врезаются в трубопроводы. В узел учета тепла входят: вычислитель, преобразователи расхода, температуры, давления, приборы индикации температуры и давления, а также запорная арматура. Сигналы с водосчетчика (импульсы) и
сигналы с термометров сопротивления поступают в микропроцессор тепловычислителя, где с помощью высокоточного аналого-цифрового преобразователя преобразуются в цифровую форму. Далее происходит их интегрирование и вычисление тепловой энергии.

Где и как устанавливаются приборы учета тепловой энергии?
Узел учета тепловой энергии и теплоносителей должен размещаться, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом. При размещении узла учета не на границе эксплуатационной ответственности потери тепловой энергии и теплоносителей на участке тепловой сети между местом установки узла учета и указанной границей определяются расчетным путем или по результатам замеров и учитываются дополнительно; величину потерь следует указывать в договоре теплоснабжения.
Монтаж осуществляется на основании проекта и нормативной документации. Принимают и пломбирует узлы учета теплоснабжающая организация, выдававшая ТУ и отпускающая тепловую энергию.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Принятие федерального закона № 261 ФЗ «Об энергосбережении. » поставило перед производителями приборов учета, внедренческими фирмами, потребителями энергоресурсов, региональными администрациями конкретную задачу — оснащение всех потребителей тепловой энергии и воды приборами учета в кратчайшие сроки — в пределе до 1 января 2013 г. При общем понимании не­обхо­димости таких работ возникает сомнение — насколько реально разработчики этого закона оценили возможности производственных, внедренческих, сервисных, согласующих структур, наконец, конечных потребителей ресурсов в реализации такого масштабного решения?

За предыдущие до принятия закона 15-17 лет приборами учета по разным оценкам оснащены ориентировочно 40 % всех потребителей ресурсов (средний темп оснащения — 2,5% потребителей в год). В оставшиеся после принятия ФЗ № 261 три года предполагается оснастить приборами оставшиеся 60% потребителей (темп оснащения приборами — 20% в год) при неопределенном порядке финансирования этих мероприятий.

За рамками закона № 261 ФЗ и документов, принятых в его развитие, остались вопросы сервисного обслуживания и обеспечения эффективной работы приборов учета энергоресурсов в течение всего срока их службы. Хотя любому специалисту из технической (да и не только технической) сферы понятно, что любое техническое изделие требует периодического обслуживания, создание системы сервиса в период гарантийного и послегарантийного срока эксплуатации. Узел учета тепловой энергии или воды — достаточно сложный технический объект, и для его надежной бесперебойной работы, обеспечивающей достоверный учет энергоресурсов, нужны и технические средства (диагностические приборы и установки, ремонтная база, запчасти и пр.), и квалифицированный ремонтно-сервисный персонал, и методическая база (монтажная, ремонтная, сервисная, метрологическая документация), организационная (административная) структура по обеспечению проведения всех сервисных работ.

Возможно, вопрос о создании сервисных служб разработчиками закона № 261-ФЗ сознательно отложен на будущее, исходя из того, что межповерочный интервал приборов учета тепловой энергии и воды составляет, как правило, 4 года? Вероятно, за 3 года предполагается оснастить все здания и сооружения приборами учета, а уж затем приступать к созданию сервисной базы?

Однако следует принять во внимание, что в 2006 г. Правительством РФ принято постановление № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которое стимулировало установку приборов подомового учета тепла и воды. Приборы, установленные в соответствии с этим постановлением начиная с 2006 г., уже в 2010 г. начали поступать на поверку. Спрос на услуги по поверке и ремонту приборов учета существенно вырос, в 2011 и последующих годах можно ожидать его дальнейшего роста.

В соответствии с требованиями Федерального закона № 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» главным и практически единственным критерием для определения поставщика приборов (узлов) учета энергоресурсов является цена контракта. Поскольку в финансировании установки домовых узлов учета или организации конкурсов на размещение таких заказов принимают участие местные администрации (как непосредственно, так и через контролируемые управляющие компании), то большинство конкурсов проводится на основании требований закона № 94 ФЗ. Требования минимума цены на контракт приводит в ряде случаев к установке узлов учета с приборами, арматурой низкого качества, что неизбежно приводит к быстрому выходу оборудования из строя. И при таком исходе владелец узла учета уже в первые годы эксплуатации вынужден нести серьезные затраты по внеочеред­ным ремонтам, поверкам, монтажу/демонтажу оборудования. Отсутствие сервисных структур по ремонту и поверке приборов учета энергоресурсов еще более усугубляют ситуацию, и сводят к минимуму предполагаемую экономию от внедрения систем учета энергоресурсов.

Каргапольцев В.П., ООО «Промавтоматика-Киров», г. Киров

При подготовке материалов использованы статьи с сайтов Теплопункт, Портал-энерго, РосТепло.

Посмотреть данную технологию более подробно,
Вы можете в Каталоге энергосберегающих технологий

www.energosovet.ru

Какие птицы остаются зимовать в России

В детской песенке про осень поётся:

Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.

Ещё улетают утки, лебеди, ласточки, скворцы, жаворонки, соловьи, кукушки, трясогузки и разные другие виды, большинство из которых знакомо жителям городов только по изображениям. Но много и тех, кто остаётся.

Почему не страшны морозы?

А какие птицы остаются зимовать? Кто не боится суровых русских морозов и глубокого снега? Каких пернатых можно видеть весь год в городе и в лесу?

Птицы кочуют не только за теплом, но и за едой. Если есть чем кормиться в холода, они не улетают. Тёплое оперение, способность сбиваться в стаи, умение прятаться в различных строениях и помощь человека позволяют птицам перезимовать. Хотя затяжные сильные морозы могут резко сократить их численность. Во многих сказках северных народов говорится: «Стояла такая стужа, что птицы замерзали на лету».

Городские обитатели

На вопрос о том, какие птицы остаются зимовать в городе, легко ответить. На привычных местах ждут корма голуби. Серые вороны каждое утро и вечер стаями перелетают от места ночёвки на больших деревьях во дворах и парках за город и обратно. Сороку, ворона обыкновенного, сойку можно заметить возле домов.
В морозном воздухе далеко разносится стук дятла по старому дереву в парке. Зимой его даже проще найти по звуку и лежащей на снегу раздробленной коре и рассмотреть среди голых деревьев.

Все чаще в больших городах средней полосы можно увидеть на незамерзающих водоёмах уток и даже лебедей, которых подкармливают люди. Хотя ещё недавно эти зимующие птицы, названия и фото которых широко представлены в специальной литературе, были большой редкостью. Уменьшение вредных выбросов на предприятиях способствует увеличению количества видов пернатых в городе, что является показателем благополучия его экологии.

Старые знакомые

Весело пересвистываются у окон и балконов, где их уже подкармливали, зимующие птицы, названия которых знакомы с детства: воробьи, чижи, щеглы, разные виды синиц — большая и хохлатая, гаичка и московка, длиннохвостая, а также поползень.

Синиц летом в городе увидеть трудно, а к зиме они перекочёвывают ближе к жилью человека, могут несколько лет подряд прилетать к знакомому окну.

Стайки ярких снегирей и свиристелей шумно перелетают с одного дерева рябины или мелкоплодной яблони на другое, оставляя на снегу множество расклёванных ягод. Во время оттепели перезревшие ягоды могут забродить, тогда птицы, наевшись их, ведут себя как пьяные. Они теряют ориентацию, бьются о стены и падают.

Это зимующие птицы, названия и фото которых — символ и украшение сурового времени года. Появление снегирей и свиристелей всегда привлекает внимание и радует.

Наука доброты

Зимующие птицы для детей становятся объектом изучения и заботы. Вместе с родителями и воспитателями они мастерят и заполняют кормушки, смотрят, кто к ним прилетает. Наблюдают, как себя ведут, если приходится делить еду, зимующие птицы. Детский сад и площадка с кормушками привлекают воробьёв, синиц, голубей со всей округи. Зерно, семечки, отходы со стола, кусочки сала — нарасхват в этих птичьих столовых.

Тяжёлый голубь может перевернуть подвесную кормушку, приходится изобретать различные конструкции для мелких птиц.

Всегда интересно наблюдать, как нахальные воробьи выхватывают крошки и семена из-под носа у важных голубей. Стрекочут и скачут сороки, ходят солидные вороны. Такие уроки общения с живой природой очень запоминаются детям. Знать, какие птицы остаются зимовать в городе, готовиться к их появлению, подкармливать в суровое время — очень важно. Это наука доброты для ребёнка.

Какие птицы остаются зимовать в лесу?

Север и средняя полоса России зимой утопают в снегу, реки и озёра замерзают. Водоплавающие и болотные птицы улетают на юг. А вот о том, какие птицы зимуют в наших лесах, знают наблюдательные лыжники, охотники и любители активного отдыха.

В холодное время в лесу можно услышать и увидеть синиц, дятлов, клестов, кедровок. Некоторые виды дроздов улетают, а вот рябинник и чёрный дрозд могут оставаться зимовать на широте Ленинградской области, особенно при обильном урожае рябины. Чаще остаются старые самцы.

Легко находят пропитание и могут прятаться в снегу от хищников такие крупные птицы, как глухари, тетерева, куропатки и рябчики.

Хищные ястребы, совы, неясыти, филины, сычи зимуют в местах гнездования, хотя некоторые виды мигрируют из более северных регионов. Их можно встретить не только в лесу, но и в парках, садах, на кладбищах, в дачных посёлках, где они охотятся на мелких птиц и грызунов.

Таёжная дичь

Если кто-то видел и слышал, как с шумом взлетает из-под ног стая крупных птиц, испуг и удивление от такой встречи он вряд ли когда-нибудь забудет.

Самые мелкие представители диких куриных — перепела, зимуют в Африке, Южной Азии. А вот их сородичи рябчики, тетерева, глухари и куропатки всегда были желанной зимней и весенней добычей российских охотников. Мясо таёжной дичи имеет тонкий смолистый привкус и очень ценится.

Глубокий снег служит для этих птиц домом и постелью. Вечером стая камнями падает в сугроб с деревьев и прячется в нём от мороза и ветра. А утром взлетает, чтобы снова кормиться хвоей и почками. В сильные морозы стая может оставаться в снегу весь день.

Но сугроб может стать и могилой для птиц, если на нём образуется твёрдый наст, а рябчикам или куропаткам не хватит сил, чтобы пробить его и выбраться наружу.

А когда появляются первые проталины, приходит время завораживающего токования глухарей и тетеревов. Во время брачных песен они ничего не слышат, за что и получили свои имена.

Запасливая кедровка

Долгая зима заставляет некоторых птиц делать солидные запасы. Среди сибирских промысловиков есть выражение: «Кедровка спустила всю шишку». Речь о том, что в год, когда мало кедровых орехов, почти весь урожай запасает эта птица. Сытные, богатые вкусным и полезным маслом орехи помогают перенести суровую зиму и весной вырастить птенцов. Кедровка делает десятки тысяч закладок орехов по 10–20 штук в укромных местах и помнит о них несколько месяцев! Часть запасов, конечно, разворовывают другие обитатели тайги от бурундуков до медведей, забытые «клады» прорастают, дают начало новым рощам сибирской сосны.

Зимние птенцы

Какие ещё птицы кочуют в те места, где уродилось много семян хвойных деревьев, и умудряются бесстрашно выводить птенцов в феврале?

Это клесты. В нашей стране обитает клёст-еловик. Красивые пёстрые птицы с цепкими лапами и скрещённым клювом ловко извлекают и раскусывают семена, потом сбрасывают шишки на землю.

В январе-феврале они начинают вить тёплые двухслойные гнёзда. Самец приносит сидящей на гнезде самке пищу, чуть больше двух недель она высиживает яйца, а потом ещё три недели родители кормят птенцов. Иногда клесты откладывают гнездование до весны, выводят птенцов только в мае.

Жизнь не замирает

Для любопытного наблюдателя не секрет, что рядом с нами зимуют не только знакомые всем синицы, голуби и воробьи, но и чечётки, овсянки, щуры, корольки и три-четыре десятка других видов. Во время поездок и прогулок можно познакомиться с самыми разными представителями пернатых, научиться различать их голоса и следы на снегу. Появились даже мобильные приложения, позволяющие в полевых условиях определять птиц по голосам.

Повесить кормушку из пластиковой бутылки или высыпать на подоконник крошки со стола совсем не сложно, зато так интересно наблюдать за пернатыми и понимать, что и зимой жизнь в природе не замирает.

fb.ru

Закон о дачных строениях

Разработка 3D моделей зданий для колористического паспорта.

Минимальные отступы зданий, строений, сооружений от границ земельных участков

Минимальные расстояния между объектами

до улицы и проезда:

От дома и хозяйственных построек до красной линии улицы — не менее 5 метров.

От дома до красной линии проезда ( граница Вашего участка, выходящая соответственно на улицу или проезд) – не менее 3 метров.

до границы и объектов на соседнем участке:

От дома до границы соседнего участка – не менее 3 метров (но с учетом противопожарных минимальных расстояний между домами, см. таблицу ниже);

От окон жилых комнат до любых соседних строений (дом и хозпостройки) – не менее 6 метров;

Хозпостройки (баня, гараж, сарай и т.д.) до границы соседнего участка – не менее 1 метра;

Постройки для содержания скота и птицы (до границы соседнего участка) – не менее 4 метров;

Ствол высокорослого дерева (до границы соседнего участка) – не менее 4 метров;

Ствол низкорослого дерева (до границы соседнего участка) – не менее 2 метров.

от фундамента здания (любого) до инженерных сетей:

Водопровод и напорная канализация5 метров.

Газопроводы горючих газов, в зависимости от давления в системе, МПа (кгс/см2):

    низкого, до 0,005 (0,05) – 2 метра;

    среднего, свыше 0,005 (0,05) до 0,3 (3) – 4 метра;

    свыше 0,3 (3) до 0,6 (6) – 7 метров;

    свыше 0,6 (6) до 1,2 (12) – 10 метров.

Кабели силовые всех напряжений и кабели связи – 60 см;

Каналы, коммуникационные тоннели2 метра;

МАТЕРИАЛЫ СТЕН И ПЕРЕКРЫТИЙ ДОМА

А.

Б.

В.

А. Каменные (кирпичные, бетонные) дома с бетонными (каменными) перекрытиями

6

Б. Каменные (кирпичные, бетонные) дома с деревянными перекрытиями

8

В. Деревянные и сборные дома

10

15

от дома до других объектов:

До газорегуляторных пунктов (ГРП) (дом):

    Низкого давления (до 0,6 кгс/см2) – 10 метров;

    Высокого давления (более 0,6 кгс/см2) – 15 метров.

    Основные законодательные и нормативные документы, регламентирующие минимальные отступы зданий, строений, сооружений от границ земельных участков:

    СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*.

    СН 30-304-2000 г.Москвы (МГСН 1.01-99) «Нормы и правила проектирования планировки и застройки г. Москвы (с Изменениями на 23.12.2015)».

    МО — ТСН 30-303-2000 п.10.15.

    Малоэтажная застройка: СП 30-102-99 Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства, п.5.3.

    Пожарные требования 123-ФЗ и санитарные СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

    Градостроительный кодекс РФ

    Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
    1. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя:
    1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
    2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
    3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
    4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;
    5) иные показатели.
    2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания.
    3. В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров.

    Комментарий к Статье 38 ГрК РФ
    Статья 38. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
    Целью установления предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства заключается в таком регулировании землепользования и застройки на территории муниципального образования, при котором при сохранении публичных начал решение вопросов строительства и реконструкции оставалось за застройщиком, который мог бы самостоятельно, а не с разрешения или согласования регулирующих органов государственной власти или местного самоуправления выбрать подходящий вариант строительства или реконструкции из вариантов, предусмотренных градостроительным регламентом.
    Вместе с тем установление минимальных отступов от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, и максимального процента застройки в границах земельного участка позволяет защитить права собственников соседних земельных участков, а также граждан, проживающих на данной территории, от практики так называемой «точечной застройки», при которой новые объекты капитального строительства размещаются среди уже существующих застройки, часто без учета требований нормативных документов.

    Справка
    Для садовых и дачных участков эти ограничения устанавливаются СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения». (Актуализированная редакция СНиП 30-02-97) и СП 11-106-97 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состава проектно-планировочной документации на застройку территорий садоводческих объединений граждан».
    Для участков на территории поселений общие ограничения устанавливаются СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*), а конкретные – местными градостроительными нормативами, правилами землепользования и застройки.
    Дом для постоянного проживания одной семьи надо строить, согласно СНиП 31-02-2001, независимо от того, на каком участке он строится.
    Территориальными строительными нормами Московской области ТСН 30-303-2000 МО «Планировка и застройка городских и сельских поселений» установлены такие ограничения (для жилой территории):

    Предельно допустимые параметры застройки участков жилой территории для малоэтажного индивидуального строительства

    Размер земельного участка, м 2

    Площадь жилого дома, м 2 общей площади

    Коэффициент застройки Кз

    Коэффициент плотности застройки Кпз

    *А — усадебная застройка сельско-городского типа с размером участка 800 м2 и сельского типа с размером участка 1000 — 1200 м2 и более с развитой хозяйственной частью.
    Б — застройка городского коттеджного типа с размером участков от 400 до 800 м2 и коттеджно-блокированного типа (2 — 4- квартирные сблокированные дома с участками 300 — 400 м2 с минимальной хозяйственной частью).
    В — многоквартирная застройка блокированного типа с размером участков 100 — 300 м2.
    **В скобках — допустимые параметры для коттеджной застройки.
    Примечания: 1. При размерах земельных участков свыше 1200 м2 площадь жилого дома не нормируется при Кз £ 0,2 и Кпз £ 0,4.
    2. При размерах приквартирных земельных участков менее 100 м2 плотность застройки (Кпз) не должна превышать 1,2. При этом Кз не нормируется при соблюдении санитарно-гигиенических и противопожарных требований.

    Выдержка из законодательства Санкт-Петербурга

    Статья 6. Минимальные отступы зданий, строений, сооружений от границ земельных участков

    1. Общие требования к минимальным отступам зданий, строений, сооружений от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, устанавливаются для участков, расположенных во всех территориальных зонах, кроме жилых зон с кодовым обозначением Т1Ж1, Т1Ж2-1 и Т1Ж2-2, многофункциональной зоны с кодовым обозначением Т3ЖД3 и подзон с кодовым обозначением ТД1-1_1, ТД2_1 общественно-деловых зон.

    2. Минимальные отступы от границ земельных участков стен зданий, строений, сооружений без окон:

    на расстоянии, обеспечивающем нормативную инсоляцию и освещенность на высоте 6 метров и более в любой точке, по границам сопряженных и отделенных территориями общего пользования земельных участков или по границам территорий, на которых земельные участки не сформированы;

    в случае примыкания к территориям (земельным участкам), расположенным в границах территориальных зон, градостроительными регламентами которых не установлены виды разрешенного использования, для которых необходимо обеспечение нормативной инсоляции и освещенности, допускается минимальный отступ от границ участков, не совпадающих с красными линиями, 0 метров.

    3. Минимальные отступы от границ земельных участков стен зданий, строений, сооружений с окнами:

    на расстоянии, обеспечивающем нормативную инсоляцию и освещенность на высоте 6 метров и более в любой точке, по границам сопряженных земельных участков, по границам земельных участков, отделенных территориями общего пользования, или по границам территорий, на которых земельные участки не сформированы, но не менее 10 метров;

    в случае примыкания к территориям (земельным участкам), расположенным в границах территориальных зон, градостроительными регламентами которых не установлены виды разрешенного использования, для которых необходимо обеспечение нормативной инсоляции и освещенности, допускается минимальный отступ от границ участков, не совпадающих с красными линиями, 3 метра.

    4. Минимальные отступы от границ земельных участков стен зданий, строений, сооружений по границам земельных участков, совпадающим с красными линиями улиц и проездов, при выполнении требований пунктов 2 и 3 настоящей статьи устанавливаются:

    для жилых зданий с квартирами в первых этажах и учреждений образования и воспитания, выходящих на магистральные улицы, — 6 метров;

    для жилых зданий с квартирами на первых этажах и учреждений образования и воспитания, выходящих на прочие улицы и проезды общего пользования, — 3 метра;

    для прочих зданий — 0 метров.

    Статья 7. Максимальные выступы за красную линию частей зданий, строений, сооружений

    Максимальные выступы за красную линию частей зданий, строений, сооружений допускаются:
    в отношении балконов, эркеров, козырьков — не более 3 метров и выше 3,5 метров от уровня земли.

    При ширине земельного участка 12 метров и менее (но не менее 8 м), в случае расположения на нем объектов недвижимого имущества минимальный отступ от границы соседнего земельного участка при строительстве индивидуального жилого дома на таком земельном участке должен быть не менее: для одноэтажного жилого дома – 1 м; для двухэтажного жилого дома – 1,5 м; для трехэтажного жилого дома при условии, что расстояние до расположенного на соседнем земельном участке жилого дома не менее 5 метров – 2 м.

    Согласно параметрам разрешенного строительства градостроительного плана земельного участка минимальный отступ жилого дома от границ земельного участка — 3 м, в сложившейся застройке при ширине земельного участка 12 м для одноэтажного жилого дома 1 м, вспомогательные постройки (бани, гаражи) 1 м от межи. В соответствии с СНиП 2.07.07-89 «Градостроительство. Планирование и застройка городских и сельских поселений» хозяйственные постройки следует размещать от границ участка на расстоянии не менее 1 м

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

    Раздел II. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОСЕЛЕНИЙ И ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ

    Глава 15. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Статья 65. Требования к документации при планировке территорий поселений и городских округов
    Планировка и застройка территорий поселений и городских округов должны осуществляться в соответствии с генеральными планами поселений и городских округов, учитывающими требования пожарной безопасности, установленные настоящим Федеральным законом. Состав и функциональные характеристики систем обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов должны входить в проектную документацию в виде раздела «Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности».

    Статья 66. Размещение пожаровзрывоопасных объектов на территориях поселений и городских округов
    1. Опасные производственные объекты, на которых производятся, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются пожаровзрывоопасные вещества и материалы и для которых обязательна разработка декларации о промышленной безопасности (далее — пожаровзрывоопасные объекты), должны размещаться за границами поселений и городских округов, а если это невозможно или нецелесообразно, то должны быть разработаны меры по защите людей, зданий, сооружений и строений, находящихся за пределами территории пожаровзрывоопасного объекта, от воздействия опасных факторов пожара и (или) взрыва. Иные производственные объекты, на территориях которых расположены здания, сооружения и строения категорий А, Б и В по взрывопожарной и пожарной опасности, могут размещаться как на территориях, так и за границами поселений и городских округов. При этом расчетное значение пожарного риска не должно превышать допустимое значение пожарного риска, установленное настоящим Федеральным законом. При размещении пожаровзрывоопасных объектов в границах поселений и городских округов необходимо учитывать возможность воздействия опасных факторов пожара на соседние объекты защиты, климатические и географические особенности, рельеф местности, направление течения рек и преобладающее направление ветра. При этом расстояние от границ земельного участка производственного объекта до зданий классов функциональной опасности Ф1 — Ф4, земельных участков детских дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения и отдыха должно составлять не менее 50 метров.
    2. Комплексы сжиженных природных газов должны располагаться с подветренной стороны от населенных пунктов. Склады сжиженных углеводородных газов и легковоспламеняющихся жидкостей должны располагаться вне жилой зоны населенных пунктов с подветренной стороны преобладающего направления ветра по отношению к жилым районам. Земельные участки под размещение складов сжиженных углеводородных газов и легковоспламеняющихся жидкостей должны располагаться ниже по течению реки по отношению к населенным пунктам, пристаням, речным вокзалам, гидроэлектростанциям, судоремонтным и судостроительным организациям, мостам и сооружениям на расстоянии не менее 300 метров от них, если федеральными законами о технических регламентах не установлены большие расстояния от указанных сооружений. Допускается размещение складов выше по течению реки по отношению к указанным сооружениям на расстоянии не менее 3000 метров от них при условии оснащения складов средствами оповещения и связи, а также средствами локализации и тушения пожаров.
    3. Сооружения складов сжиженных углеводородных газов и легковоспламеняющихся жидкостей должны располагаться на земельных участках, имеющих более низкие уровни по сравнению с отметками территорий соседних населенных пунктов, организаций и путей железных дорог общей сети. Допускается размещение указанных складов на земельных участках, имеющих более высокие уровни по сравнению с отметками территорий соседних населенных пунктов, организаций и путей железных дорог общей сети, на расстоянии более 300 метров от них. На складах, расположенных на расстоянии от 100 до 300 метров, должны быть предусмотрены меры (в том числе второе обвалование, аварийные емкости, отводные каналы, траншеи), предотвращающие растекание жидкости на территории населенных пунктов, организаций и на пути железных дорог общей сети.
    4. В пределах зон жилых застроек, общественно-деловых зон и зон рекреационного назначения поселений и городских округов допускается размещать производственные объекты, на территориях которых нет зданий, сооружений и строений категорий А, Б и В по взрывопожарной и пожарной опасности. При этом расстояние от границ земельного участка производственного объекта до жилых зданий, зданий детских дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения и отдыха устанавливается в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
    5. В случае невозможности устранения воздействия на людей и жилые здания опасных факторов пожара и взрыва на пожаровзрывоопасных объектах, расположенных в пределах зоны жилой застройки, следует предусматривать уменьшение мощности, перепрофилирование организаций или отдельного производства либо перебазирование организации за пределы жилой застройки.

    Статья 67. Проходы, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям и строениям
    1. Подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен:
    с двух продольных сторон — к зданиям многоквартирных жилых домов высотой 28 и более метров (9 и более этажей), к иным зданиям для постоянного проживания и временного пребывания людей, зданиям зрелищных и культурно-просветительных учреждений, организаций по обслуживанию населения, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений стационарного типа, научных и проектных организаций, органов управления учреждений высотой 18 и более метров (6 и более этажей);
    со всех сторон — к односекционным зданиям многоквартирных жилых домов, общеобразовательных учреждений, детских дошкольных образовательных учреждений, лечебных учреждений со стационаром, научных и проектных организаций, органов управления учреждений.
    2. К зданиям, сооружениям и строениям производственных объектов по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей:
    с одной стороны — при ширине здания, сооружения или строения не более 18 метров;
    с двух сторон — при ширине здания, сооружения или строения более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.
    3. Допускается предусматривать подъезд пожарных автомобилей только с одной стороны к зданиям, сооружениям и строениям в случаях:
    меньшей этажности, чем указано в пункте 1 части 1 настоящей статьи;
    двусторонней ориентации квартир или помещений;
    устройства наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой, или лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий.
    4. К зданиям с площадью застройки более 10 000 квадратных метров или шириной более 100 метров подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.
    5. Допускается увеличивать расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до ближней стены производственных зданий, сооружений и строений до 60 метров при условии устройства тупиковых дорог к этим зданиям, сооружениям и строениям с площадками для разворота пожарной техники и устройством на этих площадках пожарных гидрантов. При этом расстояние от производственных зданий, сооружений и строений до площадок для разворота пожарной техники должно быть не менее 5, но не более 15 метров, а расстояние между тупиковыми дорогами должно быть не более 100 метров.
    6. Ширина проездов для пожарной техники должна составлять не менее 6 метров.
    7. В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию, сооружению и строению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.
    8. Расстояние от внутреннего края подъезда до стены здания, сооружения и строения должно быть:
    для зданий высотой не более 28 метров — не более 8 метров;
    для зданий высотой более 28 метров — не более 16 метров.
    9. Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.
    10. В замкнутых и полузамкнутых дворах необходимо предусматривать проезды для пожарных автомобилей.
    11. Сквозные проезды (арки) в зданиях, сооружениях и строениях должны быть шириной не менее 3,5 метра, высотой не менее 4,5 метра и располагаться не более чем через каждые 300 метров, а в реконструируемых районах при застройке по периметру — не более чем через 180 метров.
    12. В исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).
    13. Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.
    14. Сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях, сооружениях и строениях следует располагать на расстоянии не более 100 метров один от другого. При примыкании зданий, сооружений и строений под углом друг к другу в расчет принимается расстояние по периметру со стороны наружного водопровода с пожарными гидрантами.
    15. При использовании кровли стилобата для подъезда пожарной техники конструкции стилобата должны быть рассчитаны на нагрузку от пожарных автомобилей не менее 16 тонн на ось.
    16. К рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды пожарной техникой в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
    17. Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям, сооружениям и строениям на расстояние не более 50 метров.
    18. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должен обеспечиваться подъезд пожарной техники ко всем садовым участкам, объединенным в группы, и объектам общего пользования. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан ширина проезжей части улиц должна быть не менее 7 метров, проездов — не менее 3,5 метра.

    Статья 68. Противопожарное водоснабжение поселений и городских округов
    1. На территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения.
    2. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:
    наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;
    водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    3. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
    4. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих общественных зданиях объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, производственных зданиях с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду, на складах грубых кормов объемом до 1000 кубических метров, складах минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров, в зданиях радиотелевизионных передающих станций, зданиях холодильников и хранилищ овощей и фруктов допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.
    5. Допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей, а также в отдельно стоящих, расположенных вне поселений организациях общественного питания при объеме зданий до 1000 кубических метров и организациях торговли при площади до 150 квадратных метров, общественных зданиях I, II, III и IV степеней огнестойкости объемом до 250 кубических метров, расположенных в поселениях, производственных зданиях I и II степеней огнестойкости объемом до 1000 кубических метров (за исключением зданий с металлическими незащищенными или деревянными несущими конструкциями, а также с полимерным утеплителем объемом до 250 кубических метров) категории Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности, сезонных универсальных приемозаготовительных пунктах сельскохозяйственных продуктов при объеме зданий до 1000 кубических метров, зданиях складов площадью до 50 квадратных метров.
    6. Расход воды на наружное пожаротушение в поселениях из водопроводной сети установлен в таблицах 7 и 8 приложения к настоящему Федеральному закону.
    7. Расход воды на наружное пожаротушение зданий, высота или объем которых больше высоты или объема, указанных в таблице 8 приложения к настоящему Федеральному закону, а также общественных зданий объемом свыше 25 000 кубических метров с массовым пребыванием людей должен быть увеличен не менее чем на 25 процентов.
    8. Расход воды на наружное пожаротушение одно- и двухэтажных производственных объектов и одноэтажных складских зданий высотой не более 18 метров с несущими стальными конструкциями и ограждающими конструкциями из стальных профилированных или асбестоцементных листов со сгораемыми или с полимерными утеплителями следует принимать на 10 литров в секунду больше нормативов, указанных в таблицах 9 и 10 приложения к настоящему Федеральному закону.
    9. Расход воды на наружное пожаротушение отдельно стоящих вспомогательных зданий производственных объектов следует принимать в соответствии с таблицей 8 приложения к настоящему Федеральному закону как для общественных зданий, а встроенных в производственные здания — по общему объему здания в соответствии с таблицей 9 приложения к настоящему Федеральному закону.
    10. Расход воды на наружное пожаротушение складов лесных материалов вместимостью до 10 000 кубических метров следует принимать в соответствии с таблицей 9 приложения к настоящему Федеральному закону, относя их к зданиям V степени огнестойкости категории В пожарной и взрывопожарной опасности.
    11. Расход воды на наружное пожаротушение зданий радиотелевизионных передающих станций независимо от объема зданий и количества проживающих в поселениях людей следует принимать не менее 15 литров в секунду, если в соответствии с таблицами 9 и 10 приложения к настоящему Федеральному закону не требуется больший расход воды. Указанные требования не распространяются на радиотелевизионные ретрансляторы, устанавливаемые на существующих и проектируемых объектах связи.
    12. Расход воды на наружное пожаротушение зданий, объем которых больше объема, указанного в таблицах 9 и 10 приложения к настоящему Федеральному закону, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности, принятыми в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
    13. В водопроводе высокого давления стационарные пожарные насосы должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими пуск насосов не позднее чем через 5 минут после подачи сигнала о возникновении пожара.
    14. Минимальный свободный напор в сети противопожарного водопровода низкого давления (на уровне поверхности земли) при пожаротушении должен быть не менее 10 метров.
    15. Минимальный свободный напор в сети противопожарного водопровода высокого давления должен обеспечивать высоту компактной струи не менее 20 метров при полном расходе воды на пожаротушение и расположении пожарного ствола на уровне наивысшей точки самого высокого здания.
    16. Установку пожарных гидрантов следует предусматривать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 метра от края проезжей части, но не менее 5 метров от стен зданий, пожарные гидранты допускается располагать на проезжей части. При этом установка пожарных гидрантов на ответвлении от линии водопровода не допускается.
    17. Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения, строения или их части не менее чем от 2 гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 и более литров в секунду, при расходе воды менее 15 литров в секунду — 1 гидрант.
    18. Для обеспечения пожаротушения на территории общего пользования садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары вместимостью не менее 25 кубических метров при числе участков до 300 и не менее 60 кубических метров при числе участков более 300 (каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее 2 пожарных автомобилей).

    Глава 16. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОТИВОПОЖАРНЫМ РАССТОЯНИЯМ МЕЖДУ ЗДАНИЯМИ, СООРУЖЕНИЯМИ И СТРОЕНИЯМИ
    Статья 69. Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями
    1. Противопожарные расстояния между жилыми, общественными и административными зданиями, зданиями, сооружениями и строениями промышленных организаций в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности следует принимать в соответствии с таблицей 11 приложения к настоящему Федеральному закону.
    2. Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями определяются как расстояния между наружными стенами или другими конструкциями зданий, сооружений и строений. При наличии выступающих более чем на 1 метр конструкций зданий, сооружений и строений, выполненных из горючих материалов, следует принимать расстояния между этими конструкциями.
    3. Противопожарные расстояния между стенами зданий, сооружений и строений без оконных проемов допускается уменьшать на 20 процентов при условии устройства кровли из негорючих материалов, за исключением зданий IV и V степеней огнестойкости и зданий классов конструктивной пожарной опасности С2 и С3.
    4. Допускается уменьшать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями I и II степеней огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С0 на 50 процентов при оборудовании более 40 процентов помещений каждого из зданий, сооружений и строений автоматическими установками пожаротушения.
    5. В районах с сейсмичностью 9 и выше баллов противопожарные расстояния между жилыми зданиями, а также между жилыми и общественными зданиями IV и V степеней огнестойкости следует увеличивать на 20 процентов.
    6. Противопожарные расстояния от зданий, сооружений и строений любой степени огнестойкости до зданий, сооружений и строений IV и V степеней огнестойкости в береговой полосе шириной 100 километров или до ближайшего горного хребта в климатических подрайонах IБ, IГ, IIА и IIБ следует увеличивать на 25 процентов.
    7. Противопожарные расстояния между жилыми зданиями IV и V степеней огнестойкости в климатических подрайонах IА, IБ, IГ, IД и IIА следует увеличивать на 50 процентов.
    8. Для двухэтажных зданий, сооружений и строений каркасной и щитовой конструкции V степени огнестойкости, а также зданий, сооружений и строений с кровлей из горючих материалов противопожарные расстояния следует увеличивать на 20 процентов.
    9. Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями I и II степеней огнестойкости допускается уменьшать до 3,5 метра при условии, что стена более высокого здания, сооружения и строения, расположенная напротив другого здания, сооружения и строения, является противопожарной 1-го типа.
    10. Противопожарные расстояния от одно-, двухквартирных жилых домов и хозяйственных построек (сараев, гаражей, бань) на приусадебном земельном участке до жилых домов и хозяйственных построек на соседних приусадебных земельных участках следует принимать в соответствии с таблицей 11 приложения к настоящему Федеральному закону. Допускается уменьшать до 6 метров противопожарные расстояния между указанными типами зданий при условии, что стены зданий, обращенные друг к другу, не имеют оконных проемов, выполнены из негорючих материалов или подвергнуты огнезащите, а кровля и карнизы выполнены из негорючих материалов.
    11. Минимальные противопожарные расстояния от жилых, общественных и административных зданий (классов функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2, Ф3, Ф4) I и II степеней огнестойкости до производственных и складских зданий, сооружений и строений (класса функциональной пожарной опасности Ф5) должны составлять не менее 9 метров (до зданий класса функциональной пожарной опасности Ф5 и классов конструктивной пожарной опасности С2, С3 — 15 метров), III степени огнестойкости — 12 метров, IV и V степеней огнестойкости — 15 метров. Расстояния от жилых, общественных и административных зданий (классов функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2, Ф3, Ф4) IV и V степеней огнестойкости до производственных и складских зданий, сооружений и строений (класса функциональной пожарной опасности Ф5) должны составлять 18 метров. Для указанных зданий III степени огнестойкости расстояния между ними должны составлять не менее 12 метров.
    12. Размещение временных построек, ларьков, киосков, навесов и других подобных строений должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными в таблице 11 приложения к настоящему Федеральному закону.
    13. Противопожарные расстояния между глухими торцевыми стенами, имеющими предел огнестойкости не менее REI 150, зданий, сооружений и строений I — III степеней огнестойкости, за исключением зданий детских дошкольных образовательных учреждений, лечебных учреждений стационарного типа (классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1), и многоярусными гаражами-стоянками с пассивным передвижением автомобилей не нормируются.
    14. Площадки для хранения тары должны иметь ограждения и располагаться на расстоянии не менее 15 метров от зданий, сооружений и строений.
    15. Противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов — не менее 15 метров.
    Статья 70. Противопожарные расстояния от зданий, сооружений и строений складов нефти и нефтепродуктов до граничащих с ними объектов защиты
    1. Противопожарные расстояния от зданий, сооружений и строений категорий А, Б и В по взрывопожарной и пожарной опасности, расположенных на территориях складов нефти и нефтепродуктов, до граничащих с ними объектов защиты следует принимать в соответствии с таблицей 12 приложения к настоящему Федеральному закону.
    2. Расстояния, указанные в таблице 12 приложения к настоящему Федеральному закону в скобках, следует принимать для складов II категории общей вместимостью более 50 000 кубических метров. Расстояния, указанные в таблице 12 приложения к настоящему Федеральному закону, определяются:
    между зданиями, сооружениями и строениями — как расстояние в свету между наружными стенами или конструкциями зданий, сооружений и строений;
    от сливоналивных устройств — от оси железнодорожного пути со сливоналивными эстакадами;
    от площадок (открытых и под навесами) для сливоналивных устройств автомобильных цистерн, для насосов, тары — от границ этих площадок;
    от технологических эстакад и трубопроводов — от крайнего трубопровода;
    от факельных установок — от ствола факела.
    3. Противопожарные расстояния от зданий, сооружений и строений складов нефти и нефтепродуктов до участков открытого залегания торфа допускается уменьшать в два раза от расстояния, указанного в таблице 12 приложения к настоящему Федеральному закону, при условии засыпки открытого залегания торфа слоем земли толщиной не менее 0,5 метра в пределах половины расстояния от зданий, сооружений и строений складов нефти и нефтепродуктов.
    4. При размещении складов для хранения нефти и нефтепродуктов в лесных массивах, если их строительство связано с вырубкой леса, расстояние до лесного массива хвойных пород допускается уменьшать в два раза, при этом вдоль границы лесного массива вокруг складов должна предусматриваться вспаханная полоса земли шириной не менее 5 метров.
    5. При размещении резервуарных парков нефти и нефтепродуктов на площадках, имеющих более высокие отметки по сравнению с отметками территорий соседних населенных пунктов, организаций и путей железных дорог общей сети, расположенных на расстоянии до 200 метров от резервуарного парка, а также при размещении складов нефти и нефтепродуктов у берегов рек на расстоянии 200 и менее метров от уреза воды (при максимальном уровне) следует предусматривать дополнительные мероприятия, исключающие при аварии резервуаров возможность разлива нефти и нефтепродуктов на территории населенных пунктов, организаций, на пути железных дорог общей сети или в водоем. Территории складов нефти и нефтепродуктов должны быть ограждены продуваемой оградой из негорючих материалов высотой не менее 2 метров.
    6. Противопожарные расстояния от жилых домов и общественных зданий до складов нефти и нефтепродуктов общей вместимостью до 2000 кубических метров, находящихся в котельных, на дизельных электростанциях и других энергообъектах, обслуживающих жилые и общественные здания, сооружения и строения, должны составлять не менее расстояний, приведенных в таблице 13 приложения к настоящему Федеральному закону.
    7. Категории складов нефти и нефтепродуктов определяются в соответствии с таблицей 14 приложения к настоящему Федеральному закону.

    Статья 71. Противопожарные расстояния от зданий, сооружений и строений автозаправочных станций до граничащих с ними объектов защиты
    1. При размещении автозаправочных станций на территориях населенных пунктов противопожарные расстояния следует определять от стенок резервуаров (сосудов) для хранения топлива и аварийных резервуаров, наземного оборудования, в котором обращаются топливо и (или) его пары, от дыхательной арматуры подземных резервуаров для хранения топлива и аварийных резервуаров, корпуса топливно-раздаточной колонки и раздаточных колонок сжиженных углеводородных газов или сжатого природного газа, от границ площадок для автоцистерн и технологических колодцев, от стенок технологического оборудования очистных сооружений, от границ площадок для стоянки транспортных средств и от наружных стен и конструкций зданий, сооружений и строений автозаправочных станций с оборудованием, в котором присутствуют топливо или его пары:
    до границ земельных участков детских дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, общеобразовательных учреждений интернатного типа, лечебных учреждений стационарного типа, одноквартирных жилых зданий;
    до окон или дверей (для жилых и общественных зданий).
    2. Противопожарные расстояния от автозаправочных станций моторного топлива до соседних объектов должны соответствовать требованиям, установленным в таблице 15 приложения к настоящему Федеральному закону. Общая вместимость надземных резервуаров автозаправочных станций, размещаемых на территориях населенных пунктов, не должна превышать 40 кубических метров.
    3. При размещении автозаправочных станций рядом с лесным массивом расстояние до лесного массива хвойных и смешанных пород допускается уменьшать в два раза, при этом вдоль границ лесного массива и прилегающих территорий автозаправочных станций должны предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 метров.
    4. При размещении автозаправочных станций вблизи посадок сельскохозяйственных культур, по которым возможно распространение пламени, вдоль прилегающих к посадкам границ автозаправочных станций должны предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 метров.
    5. Противопожарные расстояния от автозаправочных станций с подземными резервуарами для хранения жидкого топлива до границ земельных участков детских дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений интернатного типа, лечебных учреждений стационарного типа должны составлять не менее 50 метров.

    Статья 72. Противопожарные расстояния от гаражей и открытых стоянок автотранспорта до граничащих с ними объектов защиты
    1. Противопожарные расстояния от коллективных наземных и наземно-подземных гаражей, открытых организованных автостоянок на территориях поселений и станций технического обслуживания автомобилей до жилых домов и общественных зданий, сооружений и строений, а также до земельных участков детских дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и лечебных учреждений стационарного типа на территориях поселений должны составлять не менее расстояний, приведенных в таблице 16 приложения к настоящему Федеральному закону.
    2. Противопожарные расстояния следует определять от окон жилых домов и общественных зданий, сооружений и строений и от границ земельных участков детских дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и лечебных учреждений стационарного типа до стен гаража или границ открытой стоянки.
    3. Противопожарные расстояния от секционных жилых домов до открытых площадок, размещаемых вдоль продольных фасадов, вместимостью 101 — 300 машин должны составлять не менее 50 метров.
    4. Для гаражей I и II степеней огнестойкости расстояния, указанные в таблице 16 приложения к настоящему Федеральному закону, допускается уменьшать на 25 процентов при отсутствии в гаражах открывающихся окон, а также въездов, ориентированных в сторону жилых домов и общественных зданий.

    Статья 73. Противопожарные расстояния от резервуаров сжиженных углеводородных газов до зданий, сооружений и строений
    1. Противопожарные расстояния от резервуаров сжиженных углеводородных газов, размещаемых на складе организации, общей вместимостью до 10 000 кубических метров при хранении под давлением или вместимостью до 40 000 кубических метров при хранении изотермическим способом до других объектов, как входящих в состав организации, так и располагаемых вне территории организации, приведены в таблице 17 приложения к настоящему Федеральному закону.
    2. Противопожарные расстояния от отдельно стоящей сливоналивной эстакады до соседних объектов, жилых домов и общественных зданий, сооружений и строений принимаются как расстояния от резервуаров сжиженных углеводородных газов и легковоспламеняющихся жидкостей под давлением.
    3. Противопожарные расстояния от резервуаров сжиженных углеводородных газов, размещаемых на складе организации, общей вместимостью от 10 000 до 20 000 кубических метров при хранении под давлением либо вместимостью от 40 000 до 60 000 кубических метров при хранении изотермическим способом в надземных резервуарах или вместимостью от 40 000 до 100 000 кубических метров при хранении изотермическим способом в подземных резервуарах до других объектов, располагаемых как на территории организации, так и вне ее территории, приведены в таблице 18 приложения к настоящему Федеральному закону.

    Статья 74. Противопожарные расстояния от газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, конденсатопроводов до соседних объектов защиты
    1. Противопожарные расстояния от оси подземных и надземных (в насыпи) магистральных, внутрипромысловых и местных распределительных газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и конденсатопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных организаций, зданий, сооружений и строений, а также от компрессорных станций, газораспределительных станций, нефтеперекачивающих станций до населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных организаций, зданий, сооружений и строений должны соответствовать требованиям к минимальным расстояниям, установленным федеральными законами о технических регламентах для этих объектов, в зависимости от уровня рабочего давления, диаметра, степени ответственности объектов, а для трубопроводов сжиженных углеводородных газов также от рельефа местности, вида и свойств перекачиваемых сжиженных углеводородных газов.
    2. Противопожарные расстояния от резервуарных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для обеспечения углеводородным газом потребителей, использующих газ в качестве топлива, считая от крайнего резервуара до зданий, сооружений, строений и коммуникаций, приведены в таблицах 19 и 20 приложения к настоящему Федеральному закону.
    3. При установке 2 резервуаров сжиженных углеводородных газов единичной вместимостью по 50 кубических метров противопожарные расстояния до зданий, сооружений и строений (жилых, общественных, производственных), не относящихся к газонаполнительным станциям, допускается уменьшать для надземных резервуаров до 100 метров, для подземных — до 50 метров.
    4. Противопожарные расстояния от надземных резервуаров до мест, где одновременно могут находиться более 800 человек (стадионов, рынков, парков, жилых домов), а также до границ земельных участков детских дошкольных общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений и лечебных учреждений стационарного типа следует увеличить в два раза по сравнению с расстояниями, указанными в таблице 20 приложения к настоящему Федеральному закону, независимо от количества мест.

    Статья 75. Противопожарные расстояния на территориях садовых, дачных и приусадебных земельных участков
    1. Противопожарное расстояние от хозяйственных и жилых строений на территории садового, дачного и приусадебного земельного участка до лесного массива должно составлять не менее 15 метров.
    2. Противопожарные расстояния между жилым домом и хозяйственными постройками, а также между хозяйственными постройками в пределах одного садового, дачного или приусадебного земельного участка не нормируются.
    3. Противопожарные расстояния от хозяйственных построек, расположенных на одном садовом, дачном или приусадебном земельном участке, до жилых домов соседних земельных участков, а также между жилыми домами соседних земельных участков следует принимать в соответствии с таблицей 11 приложения к настоящему Федеральному закону.
    4. Допускается группировать и блокировать жилые строения или жилые дома на 2 соседних садовых земельных участках при однорядной застройке и на 4 соседних садовых земельных участках при двухрядной застройке. При этом противопожарные расстояния между жилыми строениями или жилыми домами в каждой группе не нормируются, а минимальные расстояния между крайними жилыми строениями или жилыми домами групп домов приведены в таблице 11 приложения к настоящему Федеральному закону.

    Глава 17. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К ПОСЕЛЕНИЯМ И ГОРОДСКИМ ОКРУГАМ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

    Статья 76. Требования пожарной безопасности по размещению подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах
    1. Дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях — 20 минут.
    2. Подразделения пожарной охраны населенных пунктов должны размещаться в зданиях пожарных депо.
    3. Порядок и методика определения мест дислокации подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
    Статья 77. Требования пожарной безопасности к пожарным депо
    1. Пожарные депо должны размещаться на земельных участках, имеющих выезды на магистральные улицы или дороги общегородского значения. Площадь земельных участков в зависимости от типа пожарного депо определяется техническим заданием на проектирование.
    2. Расстояние от границ участка пожарного депо до общественных и жилых зданий должно быть не менее 15 метров, а до границ земельных участков детских дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и лечебных учреждений стационарного типа — не менее 30 метров.
    3. Пожарное депо необходимо располагать на участке с отступом от красной линии до фронта выезда пожарных автомобилей не менее чем на 15 метров, для пожарных депо II, IV и V типов указанное расстояние допускается уменьшать до 10 метров.
    4. Состав зданий, сооружений и строений, размещаемых на территории пожарного депо, площади зданий, сооружений и строений определяются техническим заданием на проектирование.
    5. Территория пожарного депо должна иметь два въезда (выезда). Ширина ворот на въезде (выезде) должна быть не менее 4,5 метра.
    6. Дороги и площадки на территории пожарного депо должны иметь твердое покрытие.
    7. Проезжая часть улицы и тротуар напротив выездной площадки пожарного депо должны быть оборудованы светофором и (или) световым указателем с акустическим сигналом, позволяющим останавливать движение транспорта и пешеходов во время выезда пожарных автомобилей из гаража по сигналу тревоги. Включение и выключение светофора могут также осуществляться дистанционно из пункта связи пожарной охраны.

    ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ ЗДАНИЯМИ, СООРУЖЕНИЯМИ И СТРОЕНИЯМИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ ОГНЕСТОЙКОСТИ И КЛАССА КОНСТРУКТИВНОЙ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ

    www.project.bulgaria-burgas.ru

Опубликовано в Блог